Одна из типичных ситуаций при работе малой группы с ограниченным набором снаряжения - это невозможность организовать две надежных независимых станции для страховки и спуска.
Спуск пострадавшего с сопровождающим. Продолжение. Спуск силами малой группы - 2-4 человека
Альпинизм, Снаряжение, Безопасность в горах, Технические советы, Безопасность в горах.
Пишет fedor, 23. 04. 2009 13: 00
Во время проведения спасработ подручными средствами силами малой группы (2-4 человека) ресурсы спасателей ограничены. В таких случаях далеко не всегда возможно организовать спуск пострадавшего по наиболее безопасной схеме, так как это описано в первой части (см. http: //www. risk. ru/users/fedor/6788/).
Одна из типичных ситуаций при работе малой группы с ограниченным набором снаряжения - это невозможность организовать две надежных независимых станции для страховки и спуска.
Что делать, если имеющееся снаряжение и рельеф позволяют организовать только одну станцию?
1. Принять все меры к тому, чтобы станция была максимально надежной.
2. Далее возможны два варианта:
2. 1. На станции могут работать два спасателя.
● В этой ситуации наиболее безопасный способ спуска - это организация отдельной страховочной и тормозной системы, аналогично схеме приведенной выше (см. §II, п. 2, рис. 11), только в данном случае необходимо расположить обе системы на одной станции. Для предотвращения трения веревок друг о друга и удобства работы спасателей желательно разнести точки крепления страховочной и тормозной системы. На рис. 15 показан один из возможных вариантов организации спуска на одной станции.
Рис. 15
2. 2. Только один спасатель может работать на тормозной/спусковой системе.
● В этом случае спуск осуществляется на двойной веревке.
● Один из удобных способов организации тормозной системы для спуска на двойной веревке, это метод удлинения станции с применением устройства типа Reverso или его аналогов, так как этот способ не крутит веревки (см. рис. 16). Подробнее о различных тормозных системах см. http: //www. risk. ru/users/fedor/6146/
● При наличии необходимого снаряжения должна быть заранее организована и размещена на станции аварийная система – мини-полиспаст или реверс (см. п. 4, рис. 8-9, 11)
● На случай потери контроля над веревкой, спусковая система может быть подстрахована узлом «автоблок», закрепленным на беседке спасателя (см. рис. 16). Петля для «автоблока» делается из 7мм репшнура или нейлоновой оттяжки и крепится к силовой петле беседки полусхватывающим узлом (см. рис. 16) Для работы с двойной веревкой обычно достаточно 4-5 оборотов репшнура/стропы
Рис. 16
● Узел « автоблок» надежно держит, достаточно легко сдвигается после нагрузки и практически не ограничивает свободу движений спасателя. От «автоблока» легко освободится – для этого надо выстегнуть петлю репшнура из карабина и узел быстро разматывается. При этом исключен риск потери репшнура, так как он закреплен на беседке.
● В случае необходимости, такая подстраховка также дает возможность спасателю ненадолго приостановить спуск и освободить руки для каких либо других манипуляций. Например, для того чтобы распутать веревки.
● Во всех случаях, когда требуется остановка спуска на продолжительное время рекомендуется блокировать тормозную систему рифовым узлом (см. рис. 5, 17).
Рис. 17
3. Техника спуска пострадавшего с сопровождающим на одинарной веревке, аналогична технике спуска на двойной веревке. Спусковая система также может быть подстрахована узлом «автоблок», закрепленным на беседке спасателя. Для работы с двойной веревкой необходимо 6-7оборотов репшнура/стропы.
Важно! Спуск пострадавшего с сопровождающим на одинарной веревке, подвергает спускающихся большому риску! Прибегать к такому спуску стоит лишь в крайнем случае, когда нет других, более безопасных вариантов.
|