Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Эрнест Вуд. СОСРЕДОТОЧЕНИЕ. СОДЕРЖАНИЕ



Эрнест Вуд

СОСРЕДОТОЧЕНИЕ

______________

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I. УСПЕХИ В ЖИЗНИ.

Глава II. УМ И НАСТРОЕНИЕ.

Глава III. ПЕРВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. ВОЗВРАЩЕНИЕ МЫСЛИ.

Глава IV. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ И ЧУВСТВЕННЫХ ПОМЕХ.

Глава V. ПРЕОДОЛЕНИЕ ВТОРГАЮЩИХСЯ МЫСЛЕЙ.

Глава VI

Глава VII. ГЛАВНОЕ В УПРАЖНЕНИЯХ.

Глава VIII. МЕТОДЫ МЕДИТАЦИИ.

Глава IX. МАНТРИЧЕСКАЯ СИМВОЛИЧЕСКАЯ МЕДИТАЦИЯ.

Глава X. ПРЕПЯТСТВИЯ В МЕДИТАЦИИ.

Глава XI. СОЗЕРЦАНИЕ.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Приложение. ПРИНЦИП ПРОЦЕССА СОЗЕРЦАНИЯ.

______________

Глава I

УСПЕХИ В ЖИЗНИ

Желаете вы иметь успех в жизни? Хотите вы принять меры, чтобы обеспечить за собой этот успех? Хотите вы сделать выбор и сказать себе: я хочу быть богатым; я хочу быть знаменитым; я хочу быть добродетельным. Дайте своему воображению беспрепятственно вращаться вокруг избранной мысли и следите, как эта воздушная надежда будет постепенно превращаться в реальную возможность. Дайте свободный взмах своей фантазии, потому что прекраснее всякой картины, нарисованной воображением, будет то будущее, на которое имеет право человек с сильной волей. Нарисовав в своем воображении то, что вы избрали, скажите себе: я хочу. И нет ничего ни на земле, ни на небе, ни в водах, ни под землею, что могло бы надолго воспрепятствовать вам, ибо вы бессмертны и все будущее послушно вам.

Вы, может быть, скажете, что смерть преградит вам путь? Этого не будет. Вы скажете, что бедность или болезнь, или друзья могут стать для вас помехой? Этого не будет. Необходимо только сделать выбор и затем уже никогда больше не желать ничего. Вы должны не желать, а говорить " я хочу", и действительно хотеть, постоянно, в мыслях и в действиях, а не на одних только словах. И с этих пор никогда ни на минуту не должны вы изменять своей цели, направляя по пути к ней все, с чем вы будете соприкасаться отныне. И тогда, если только избранная цель не является вредной, она будет достигнута вами в недалеком будущем.

Вы говорите о ничтожестве человека, затерянного в изгибах огромной матери-земли, которая сама, в свою очередь, лишь пылинка среди бесконечного пространства? Это не так. Вы говорите о слабости и усталости, о безумии, о наслаждениях и случайностях жизни — как они ограничивают и теснят маленького человека. Это не так. Тело лишь одежда, а чувства лишь отверстия в телесном покрове, и когда тело спокойно, а чувства послушны и ум созерцает ваши бессмертные возможности, тогда внутри вас открывается окно и через него вы видите и знаете, что вы можете стать лишь тем, чем сами вы захотите быть, и ничем иным.

Подобно крохотному зерну, зарытому в земле, которое прорываясь, выпускает нежный росток, пробивающийся сквозь землю, чтобы выйти на простор наружного воздуха, подобно тому, как оно превращается в могучий дуб, засевающий землю своими отпрысками, или подобно большому баньяну, происшедшему от маленького семени и расстилающему свои ветви на беспредельное пространство, чтобы дать благосостояние и приют тысячам существ, — так и вы выбросьте из себя отныне первый нежный, но определенный росток воли и выберите, чем именно вы желаете быть.

Что изберете вы? Хотите могущества? В таком случае пусть у других будет большая свобода и большая сила, потому что вы хотите того для себя. Хотите знания? Тогда пусть другие станут мудрее, потому что вы избрали мудрость. Хотите любви? Тогда дайте другим наслаждаться любовью, раз вы сами можете так много дать. Таким образом, ваша воля будет в согласии с Великой Волей и с Великим Законом и жизнь ваша будет едина с Великой Жизнью, без чего невозможен прочный успех. Каковы будут ваши средства? Все, что попадется на вашем пути, и малое и великое; ибо нет ничего, чего бы нельзя было применить для достижения вашей цели. Но еще раз, пусть все люди и все предметы, которые будут служить вам, извлекут благо из этого служения. Таким образом, ваша удача станет и их удачей и Великий Закон будет соблюден.

Но что бы ни избрали вы, одно необходимо всюду и всегда — это сосредоточение намерения, мысли, чувства и действия, чтобы, подобно могучему магниту, сосредоточение это могло поляризовать все, что будет встречаться на вашем пути. Во всех задачах жизни это необходимо для удачи. Все люди, которые успевали в делах, в общественной или политической жизни, в искусстве, в науке и философии, в могуществе и добродетели, — все они отличались неуклонным постоянством цели и властью над своей мыслью, хотя многие из них и пренебрегали Великим Законом. Не было ли этого всегда и прежде, не повторяется ли то же самое и теперь, и не будет ли того же в будущем, что насколько прогресс человека зависит от него самого, он достигается не иначе, как систематической и устойчивой деятельностью, контролем над желаниями и сосредоточением мысли, без чего прогресс недостижим? Перечитайте биографии и философию значительных людей всех типов, и вы найдете у всех них тот же факт налицо. Эпикуреец древних времен сосредоточивал свою мысль на настоящем и старался жить в гармонии с естественными законами. Он не позволял своему уму останавливаться с сожалением на чем-либо прошедшем или опасаться за будущее. Стоик сосредоточивал свое внимание на предметах в сфере его влияния, отказываясь отвлекать себя чем бы то ни было выходящим из предела его власти и цели и даром растрачивать мысли и чувства свои. Платоник стремился сосредоточить свой ум на благоговейном исследовании тайн жизни. Патанджали, великий учитель индусской Йоги, удостоверяет, что человек может достигнуть своего истинного состояния единственно благодаря успешному упражнению в полной власти над своим умом. Набожный подвижник, наполняя свою жизнь и все окружающее обрядами и символами и постоянно повторяя мысленно имена Бога, стремится вызвать в своей душе все более сильные набожные чувства. Человек, успевающий в науках, настолько сосредоточен на своей цели, что он черпает знание из самых ничтожных предметов, попадающихся на его пути. Такова сила мысли, что с ее помощью все вещи могут быть направлены к намеченной цели, и такова власть человека, что он самую силу мысли может подчинить своей воле.

Разве мы не знаем, что нерешительность, волнение, беспокойство и суета порождают физическое страдание, слабость, расстройство пищеварения и бессонницу? Даже в этих мелких обстоятельствах регулярное упражнение в контроле над умом в своей простейшей форме влияет подобно магическому исцелению. Это лучший способ избавиться от зависти, ревности, досады, недовольства, заблуждения, самообмана, гордости, злобы и страха. Без контроля ума невозможно браться за построение характера, с ним же успех обеспечен. Удачное изучение чего бы то ни было зависит от умственного сосредоточения, и постоянное упражнение в таком сосредоточении намного увеличивает воспроизводительные способности памяти.

Г-жа А. Безант описывает большие усилия и достигаемые успехи сосредоточения мысли в таких словах:

" Упражняющийся должен начать с большой воздержанности во всем и стремиться сохранять ровное и светлое настроение ума; его жизнь должна быть чиста и мысли целомудренны, его тело должно быть в полном подчинении у души, а ум должен сосредоточиваться на благородных и возвышенных предметах; он должен проявлять сострадание, симпатию, готовность помогать другим и в то же время быть равнодушным к личным неприятностям и затруднениям, он должен развивать в себе мужество, устойчивость и благоговение. Добившись помощью последовательных упражнений некоторого контроля над своим умом, так, чтобы он мог направляться в течение некоторого времени по определенной линии мышления, он должен затем приступить к более строгой его тренировке ежедневным упражнением в сосредоточении над какой-либо трудной или отвлеченной темой или возвышенным объектом благоговейного почитания. Это сосредоточение означает непоколебимое устремление мысли на одну точку, не дающее себя отвлекать ни внешним предметам, ни чувствам, ни самому уму. Ум должен быть доведен до непоколебимых устойчивости и спокойствия, пока он постепенно не научится настолько отвлекать свое внимание от внешнего мира и от своего тела, чтобы чувства молчали, и тогда ум будет готов направиться со всей силой своей энергии, сосредоточенной внутри, на определенный центр мысли, наивысший, до которого он может подняться. Когда ум может держаться таким образом сравнительно свободно, тогда он готов для дальнейшего шага; сильным и в то же время спокойным напряжением воли он может подняться над наивысшей мыслью, доступной физическому уму, и в этом усилии он может слиться с Высшим Сознанием, освободившись в то же время от физического тела".

Об этой высшей жизни за пределами мозга вы можете прочитать подробнее в ценных теософических книгах г-жи Безант. Таким образом, эта жизнь открывает перед человеком бесконечные перспективы знания и могущества, совершенно невообразимые для ограниченных представлений мозга. Если же вы будете достигать духовной жизни путем благоговейной любви, вы опять встретитесь с той же необходимостью сосредоточения на одной цели. В одном древнем писании сказано, что набожный человек должен бы видеть Бога во всем и все в Боге. Что бы вы ни делали, едите ли вы, приносите ли жертву, даете ли что или стремитесь к чему — делайте все как приношение Ему. Только тот, кто достиг сосредоточения, может делать это. И тогда в чем может он еще нуждаться, раз он всегда созерцает лицо Отца своего? И для тех, кто стучится во врата Святого Пути, мы находим в недавно изданной книге " У ног Учителя" указание, что ищущий должен достигнуть сосредоточения и контроля над умом.

Существуют и другие способы, с помощью которых достигается власть над умом. Духовная литература полна примеров замечательного расширения зрения, достигнутого путем экстаза. Индусские йоги и факиры перечислят восемь родов способностей и сил, достижимых помощью сосредоточения, включая возможность видеть отсутствующих, прошлое и будущее, психический телескоп и микроскоп, возможность странствовать невидимо в астральном теле и др. Как ни удивительны эти явления, как ни увлекательны их изучение и ведущие к ним упражнения, но не менее интересно и действенно применение такого сосредоточения и к работе наших нормальных чувств, к расширению нашей силы и знания в обыденном мире повседневной жизни.

Что же означает эта сосредоточенность, и как нам надо упражняться, чтобы достигнуть контроля над умом? Это не означает сужения, ограничения или замыкания наших мыслей и действий; это не означает удаления в лес или в пещеры; не означает и потери человеческих симпатий и интересов; не означает и того, что источник жизни иссяк в наших жилах, подобно реке во время летней засухи в пустыне. Такая сосредоточенность означает, что вся наша жизнь вдохновилась единой целью; она означает усиление мысли, усиление деятельности, расширение симпатии, потому что сосредоточенный человек стоит на страже, не пропуская ни единого случая послужить великой цели.

______________

Глава II

УМ И НАСТРОЕНИЕ

Упражнения в умственном сосредоточении заключаются в контроле ума и в господстве того настроения, которое налагается на него волей, так что все ваше мышление будет направлено к цели, которую вы сами избрали.

Что же такое этот ум, которым вы должны управлять? Какая часть ума в вашей власти? Эти вопросы должны быть рассмотрены до того, как вы приметесь за определенные упражнения, потому что плохим работником будет тот, кто не знает своего инструмента.

Вы обладаете орудием во внешнем мире. Оно приводится в движение по вашей воле. Это — ваше тело, которое носит вас всюду согласно вашему желанию. Это ваш проводник, несущий в себе органы чувств, которые извещают вас обо всем, что доступно для их восприятия. Я сижу в своей комнате и осматриваюсь; передо мной стол и стулья, на стенах большие полки для книг, часы, картины, календари и много других предметов, у стен стоят комод, шкафчики. Я смотрю в окно и вижу верхушки пальм и манговых деревьев, белые мартовские облака над Мадрасом, а за ними синеву эфира. Я обращаюсь затем к моему слуху — налево каркает ворона, часы тикают на стене, кто-то ходит вдали, волоча ноги, слышен где-то гул отдаленных голосов, белка щебечет где-то близко, внизу слышно монотонное чтение пандитов, в другом месте стучит пишущая машинка, а позади всего этого, на расстоянии полумили, слышен постоянный морской прибой залива у набережной Адьяра. Я прислушиваюсь еще внимательнее и слышу, как кровь шумит у меня в ушах, слышу отдаленный протяжный звук какого-то неизвестного мне физиологического процесса. Я обращаю внимание на свою кожу и чувствую легкое нажатие моих пальцев на перо, чувствую одежду на своей спине, стул, на котором я сижу, пол, на который опираются мои ноги, теплый, мягкий летний ветерок, касающийся моих рук и лица. Таким образом, эти чувства, заключенные в моем проводнике-теле, которое составляет орудие моей воли и средоточие моего сознания во внешнем мире, — приводят меня в соприкосновение с частью того огромного мира, среди которого они живут. Но как мала эта часть! Я несколько лет передвигался в этом теле и видел, и слышал, и чувствовал много вещей во многих местах, но как мало этого моего опыта существует в моем сегодняшнем сознании, как неизмеримо мало его вообще в сравнении с тем большим миром, которого я не видал и не знаю.

Что же следует из этого? Очень много, потому что такого же свойства и внутренний мир, мир ума, ментальный мир. И он также заключает бесконечное количество истинных идей, некоторые из которых я уже узнал с помощью моего умственного проводника, некоторые другие, о которых я знал в прошлом, но большая часть таких, которые остаются для меня безбрежной неизвестностью. В этом мире я также имею свое орудие, которое согласно моей воле переносится по миру мысли и следует по указанному течению умственной жизни, подобно тому, как тело мое живет и движется во внешнем мире. Какой же у меня проводник в ментальном мире? Это — мой ум, центр моего сознания для предметов умственных. Представим себе, что это маленькое ментальное тело, в котором я могу пребывать, похоже на рыбку, плавающую среди большого океана мыслей и извещающую меня о том, что она там видит в пределах ее ограниченных способностей. Она не может видеть далее известной границы, она не может перескочить через бесконечность, она должна пройти через промежутки для того, чтобы перейти с одного места на другое, от одной мысли к другой. Вот этой-то рыбкой внимания вам и приходится управлять для того, чтобы она, во-первых, всегда плыла по избранному вами направлению; и, во-вторых, расширяла и улучшала свое поле зрения, свое умение передать вам с полнотой и отчетливостью те события, которые ей встречаются в ее странствованиях по миру мысли.

Идея не есть мимолетная вещь. Каждый раз, когда я смотрю на предмет снова, новый образ отпечатывается на сетчатой оболочке моего глаза, предмет же остается один. Каждый раз, как я снова мыслю какую-либо идею, новый образ производится в моем уме, идея же одна. Когда ум устойчив, мы можем яснее видеть идеи и можем даже получать от них интуитивные знания. Самые совершенные создания мысли — лишь снимки с живых идей, так же, как самая совершенная статуя лишь наилучшее воспроизведение форм, наиболее ясно виденных.

В то время как я пишу, я не думаю о своей ноге; но если кошка начнет царапать когтями мою икру, внимание мое тотчас же привлечется к ней. Нога — часть моего тела — была все время там, но внимание отсутствовало. То же самое верно и относительно ума; я могу быть занят составлением статьи по психологии, не думая совсем о том, что в четыре часа я условился быть у г-на Смита, чтобы за чашкой чая обсуждать вместе государственный бюджет; как вдруг слово " распознавание", которое я только что написал, напоминает мне, какой тонкий знаток чая г-н Смит, и это сразу наводит меня на мысль о нашем условии, лежавшем незамеченным в одном из изгибов моего ума.

Столько же основания предполагать, что реальности ума вычеркнуты из бытия лишь потому, что мы не думаем о них, как воображать, что внешние предметы исчезают из поля бытия только потому, что мы их не видим. Когда я смотрю на дом, это тот же дом, на который может смотреть и кто-либо другой. Мы можем смотреть на него одновременно, или он может видеть его в мое отсутствие. Дом этот существует для другого и тогда, когда я его не замечаю, но мы оба сознаем, что видим тот же дом, хотя и видим его разно и каждый по-своему. Точно так же, когда мы мыслим какую-нибудь идею, мы в действительности мыслим ту же самую идею; но для большинства из нас еще надо понять, что наш умственный опыт отражает одну и ту же реальность, надо сознать, что все мы живем в едином мире мысли, в котором все истинные идеи существуют, все равно сознаем мы их или не сознаем.

Даже поверхностное изучение ума открывает нам тот факт, что когда мы отчетливо думаем об одном предмете, мы в то же время смутно сознаем много другого, что более или менее близко или отдаленно относится к этому предмету. Совершенно так же, как обращая глаза на бутылку с чернилами, стоящую передо мной, я в то же самое время вижу и другие предметы на моем столе, как мебель справа и слева, так и деревья в саду — множество предметов; подобным же образом, когда я сосредоточиваю свое внимание на какой-либо одной мысли, я нахожу вокруг нее массу смутных мыслей, постепенно заволакивающихся, становящихся более туманными по мере их отдаления и, наконец, теряющихся в неопределенном пространстве. По мере того, как внимание переходит с одного предмета на другой, поле его становится беспредельно и горизонты этого поля постоянно отступают по мере того, как наше внимание приближается к ним.

Возьмем для примера, что я думаю о кошке. Мне тотчас представится кошка и вокруг этой мысли группируются множество других побочных картинок: как блюдечко с молоком, которое кошка так любит, или коврик перед камином, на котором она лежит. Блуждающий ум остановится, положим, на коврике перед камином; тогда я яснее увижу коврик, а образ кошки начнет бледнеть, уступая место другим новым образам, каковы " огонь" или " фабрика". Ум опять передвигается, он останавливается на фабрике, и я начинаю видеть множество людей, работающих у ткацких станков; в это время кошка уже почти исчезла, а ум переходит к новым предметам.

Эта цепь мыслей представляет неразрывную последовательность во внутренней жизни. Каждая мысль следует за другой, как звенья в цепи. И как во времени один предмет следует за другим — причем только два момента со своим содержанием связаны между собой непосредственно, — точно так же и в потоке умственной деятельности образы следуют один за другим, но непосредственно связаны между собой только два образа. В течение нашей умственной жизни мысли не проникают в ум массами или в беспорядке, а в правильной последовательности, и поток мысленной деятельности лучше всего изобразить рядами кругов, находящих один на другой в последовательном порядке. Желательно исследовать ход мыслей в уме и отметить природу сцепления между двумя последующими мыслями (об этом я говорю в моей маленькой книжке, посвященной памяти).

Этот поток мысленной деятельности не что иное, как след " рыбки внимания", по мере того, как она проходит то в одном направлении, то в другом. Она постоянно плавает, а ее направление зависит от настроения данного момента. Чтобы сосредоточить ум на одной цели, нам надо установить настроение собранности так, чтобы в ряду мыслей или идей оно всегда руководило выбором звена в умственной цепи и, таким образом, ход мыслей не будет уклоняться от контроля или сосредоточения. Следующая диаграмма покажет, как незначительно первое разветвление путей мысли, но как далеко расходятся впоследствии сами пути:

Кошка Ê ð Коврик у камина È ð Огонь È ð Спички ð

Ä Молоко Ê ð Корова Ê ð Луг ð

В этом внутреннем мире внимание постоянно привлекается в различных направлениях зараз. Рыбка оказывается окруженной разными привлекательными приманками. За которую ухватится она в данный момент? В какую сторону будет она привлечена? Предпочтет ли она " коврик у камина" или " молоко"? Каждая мысль вызывает много других мыслей или бывает связана с ними. Когда я смотрю на баньяновое дерево перед моей верандой, я вижу и слышу стаи ворон и белок, и благодаря этому каждая мысль о баньяне принесет в поле моей мысли образ именно этого баньяна с его раскидистыми ветвями и висячими корнями, со стоящими под ним горшками папоротников, с дерзкими, воронами и болтливыми, пищащими, полосатыми, коричневыми белками.

Но в поле внимания проникнут сразу мысли и о других деревьях, хотя другие породы появятся далее от центра: высокая прямая пальма, морщинистый дуб, стройный тополь, грустная стриженная ива центральной Англии, разубранная инеем сосна снежного севера. Или же, глядя на раскидистые ветви и многочисленные стволы баньяна, которые поддерживают тяжесть его громадных тысячелетних ветвей, ум мой обращается к тем историям, которые он мог бы рассказать: о разливах реки, протекающей вблизи, о постройке домов и прокладке дорог, а еще далее в прошлом — о густой лесной заросли, освежаемой ветерком, с шакалами и тиграми, с несметным количеством муравьев, скорпионов и змей, нашедших приют в его дуплах и передвигавшихся по его ветвям столетия тому назад. Если мое настроение изменится снова, я могу обратить внимание на обширный объем баньяна — гора лесного материала — и думать, как целая армия могла бы укрыться под ним, как из него можно бы выстроить десяток домов или зажечь тысячу огромных костров. Таким образом, баньян вызывает мысли о воронах и белках, о домах и дорогах, о других породах деревьев, их корнях, ветвях, листьях и стволах, об их величине и пользе, красоте и силе и т. д., и каждая из этих мыслей порождает в свою очередь новый круг идей.

По какому направлению пойдет внимание? За какую приманку ухватится рыбка? Между объектами чувств существует бесконечное соревнование для привлечения нашего внимания, и такое же бесконечное соревнование для привлечения нашего внимания существует и в мире мысли. В последовательном ходе мыслей должно же что-нибудь решать, что именно эта мысль последует за другой в каждом данном случае, а не третья, столь же близко связанная с ней.

Для большей ясности поставлю вопрос иначе. Представим себе, что я сижу за своим письменным столом посреди моей библиотеки, как вдруг сразу открываются все четыре двери библиотеки и с точностью кукушки в старинных деревенских часах, мои друзья Смит, Браун, Джонс и Робинсон входят и в один голос говорят: " Послушайте, Вуд, мне нужно посоветоваться с вами по поводу одного вопроса! " Кто из них первый привлечет к себе мое изумленное внимание? Конечно, это должно зависеть от чего-нибудь. Это будет зависеть от настроения ума или от того направления, в каком плыла рыбка в минуту изумления. Другой решающей причиной могло бы быть большее уважение или более частая мысль об одном из друзей, или какая-нибудь особенность в одежде и движениях его, которых мы в данном случае не предполагаем. Конечно, если бы Браун был одет турком, он первый привлек бы мое внимание, но допуская, что никакой выдающейся разницы между ними не было, ничто кроме настроения ума в ту минуту не могло бы решить, кого из друзей выберет мое внимание.

Представьте себе еще, что я занят печатанием книги и что кто-нибудь в это время подходит к двери с возгласом " корректура! " Я тотчас же увижу листы печатной бумаги и утомительную работу корректирования. Но если я занят изучением научной проблемы, то же слово сразу пробудит во мне совершенно другой ряд мыслей. В этом примере ясно видно, что разница, которая определяет выбор, находится в уме, а не во внешнем мире. Если г-н Линкольн Инн, знаменитый адвокат, находится в городе и кто-нибудь около него произносит слово " сумка", он сразу подумает о письмах, выписках и всяких атрибутах своей профессии; но если это будет происходить во время его каникул, когда он занят своим любимым спортом на болотах, то же слово вызовет перед ним приятное зрелище привязанных за ногу беспомощных птиц, а также воспоминания о той ловкости и доблести, с которыми он одерживал победы на поле спорта. В разное время разные настроения, цели, привычки и интересы господствуют над нашим умом и в настроении лежит причина того, что именно эта мысль окажется избранной из всех тех мыслей, которые окружают каждый предмет. Подобно тому, как сильный магнит поляризует железо не только вблизи, но и на значительном расстоянии, так и настроение, временное или постоянное, поляризует каждую мысль, как только она вступает в сферу внимания.

Большая часть из нас знакомы с опытом, производимым школьниками над пробирной трубкой, неплотно наполненной железными опилками. Они ее закупоривают, кладут на стол и медленно проводя над нею магнитом наблюдают, как опилки поднимаются и ложатся ровно, превращаясь в маленькие магниты, действующие все одновременно. Сначала они лежат в беспорядке и, если бы они были магнитами, то влияние одного нейтрализовалось бы влиянием его соседей; но когда они все лежат равномерно, они действуют как сильный магнит на всякое железо, находящееся вблизи от них. Точно так же если наши мысли нагромождены в беспорядке и обращены во все стороны, их действие будет уничтожать друг друга. Но если вы сделаете усилие, чтобы установить преобладающее настроение, тогда все ваши мысли будут поляризованы им; таким образом, мы видим, что ход мысли следует за настроением; сознав это, мы можем убедиться, что удача в преследовании цели может быть вполне обеспечена, если установится неизменное настроение, направленное к намеченной цели. Когда это будет достигнуто, самые значительные и даже враждебные события попадут в сферу притяжения и помогут нам в достижении намеченной цели. Этот факт был хорошо выражен великим греческим философом, сказавшим, что он явился на свет лишь для того, чтобы выполнить одну вещь — самосовершенствование, — и что нет ничего в мире, что бы могло помешать ему, ибо нет ничего, чем бы он не мог воспользоваться для своей цели.

______________

Глава III

ПЕРВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. ВОЗВРАЩЕНИЕ МЫСЛИ.

Первое, что надо сделать, это остановиться на том настроении, которое вы избрали, и затем исключить все то, что может каким-либо образом волновать ум. Для этого вы должны стараться освободить себя от малейшего следа гнева, раздражения, беспокойства, нерешительности и страха.

Если подобные состояния могут проникнуть в ум, не может быть ни настоящего упражнения воли, ни постоянства в настроении. Упражнения в контроле над умом могут быть только тогда успешны, когда настроение устойчиво; если же вы настолько еще юны, что можете подпадать под влияние гнева, беспокойства или страха в зависимости от так называемых случайностей жизни, вы не можете, пока не приобретете самообладания, подняться над изменчивым настроением и блуждающим умом. Лишь то, что чисто, благо, доброжелательно и спокойно, может быть устойчиво; гнев же, страх и все сродное им, по самой сущности своей изменчивы и непостоянны. Поэтому настроение, которое вы изберете, должно соответствовать самому лучшему и самому бескорыстному из ваших идеалов, бескорыстному не только по отношению к вам самим, но и к другим.

Вы уже не можете смотреть на жизнь, как на борьбу с другими или ради нескольких других, и не можете желать управлять другими; цель ваша должна заключаться в постепенном приобретении власти над собой и в развитии ваших собственных сил; и единственно возможное для вас отношение к другим, всегда и ко всем без исключения, должно быть доброжелательное намерение разделить с ними ту свободу и власть, которые вы приобретаете для себя.

Запомните первый вопрос. Отважитесь ли вы преодолеть то умственное и душевное сопротивление, которое встретит вашу решимость принять факты жизни таковыми, как они есть, и не желать, чтобы природа или Великий Закон поставили иные возможности на вашем пути? По крайней мере каждый раз, как явится подобное желание, следует сказать себе: " Перестань! Я этого не хочу! "

Подумайте, что могла бы означать перемена в вашем сознании? Что означала бы она для вас каждый раз, когда вы утром встаете, когда вы едите, когда вы ложитесь спать? Что бы она означала для вас при встречах с вашими товарищами, с вашими друзьями, с вашими так называемыми врагами? Что бы она означала для вас, если бы вы лишились своего места, своих денег, если бы вы заболели и ваша семья должна была бы пострадать? Сядьте спокойно и переберите мысленно все те неприятности, которые могли бы случиться с вами в течение будущей недели и разберите, что каждый из данных случаев мог бы означать для вас.

Совершившаяся перемена в вашем сознании означала бы, что вы не захотите ничего изменять и что вы каждому из предположенных случаев зададите вопрос: какова твоя цель, какую пользу могу я извлечь из тебя? Эта перемена означала бы, что вы не опуститесь беспомощно и не скажете: " мне очень жаль", — или " я желал бы", а бодро встанете и скажете: " я хочу" — или " я не хочу". В этом настроении вы руководствуетесь не надеждой, а уверенностью, не ожиданием, а знанием, не страхом перед неизвестным, а доверием к Великому Закону внутри вас и вне вас.

Каждое утро, перед тем как начать свой день, посвятите пять минут размышлению над этим бодрым взглядом на жизнь. Каждый вечер, перед отходом ко сну, употребите пять минут на то, чтобы просмотреть, насколько вы исполнили в течение прожитого дня принятое решение. Не оглядывайтесь назад для того, чтобы останавливаться на том, в чем вы ошиблись; оглядывайтесь главным образом на то, в чем вы имели успех. И каждый день будет говорить вам о ваших достижениях. Не желайте ничего; не жалейте ни о чем; не надейтесь ни на что. Но когда вы засыпаете, засыпайте с мыслью: я хочу. И когда вы бодрствуете, говорите потихоньку внутри себя: я хочу.

Вашей дальнейшей задачей будет в течение некоторого времени следить за всеми мелкими надобностями, сберегать все ваши силы, не тратить их на пустые мысли, пустые эмоции или пустые дела.

В течение дня не делайте ни одного дела, думая о другом. Мысль и действие должны быть приведены к единству; не следует допускать ни одной мысли, не имеющей отношения к совершаемому или предполагаемому действию: и ни один поступок не должен совершаться без предварительного намерения. Благодаря соблюдению этого правила в продолжении целого дня, ум и тело научатся совместно действовать без лишней траты физической и умственной энергии. И таким образом вы подавите всякое праздное действие и всякую праздную мысль.

Что касается праздных действий, избегайте всех мелких ненужностей и пустых условностей, которым люди предаются полусознательно, как-то: трясение коленом или перебрасывание ноги через колено, или произнесение бесполезных фраз вроде: " вот видите ли, нужно вам сказать" или закручивание усов, почесывание, кусание ногтей, подергивание пуговиц или часовых цепочек, бесцельные разговоры и т. д. Всякий поступок или слово должны бы иметь свою цель. Более значительные бесполезные действия должны быть также изгнаны, как, например, позднее лежание в постели утром, трата времени ночью, еда ненужной пищи, стремление приобрести вещи на самом деле ненужные. Точно так же ненужное телесное возбуждение и нервные и мускульные напряжения должны быть избегаемы по возможности. Эти бесполезные привычки трудно изменить сразу и лучше следить за их упразднением в продолжение одного часа ежедневно, постепенно удлиняя время, чем стараться изменить каждую бесполезную привычку сразу и не справиться с выполнением принятого решения.

Что касается праздных мыслей, избегайте лежать в постели, обдумывая разные вопросы перед отходом ко сну; или лежать в полусонном состоянии проснувшись; или снова и снова останавливаться на одной и той же мысли или рассуждении. Если нужно что-либо обдумать, выдвиньте вперед и разберите все, что относится к данному вопросу и придите к какому-либо заключению, после этого удалите совсем этот вопрос из своего ума и не разбирайте его снова, пока не найдете новых фактов, относящихся к нему. Если доводы " за" и " против" определенного хода действия одинаковы, и не может иметь большого значения в какую сторону повернет ваше решение, бросьте жребий и покончите с колебаниями, не позволяйте своему уму снова и снова обдумывать тот же вопрос. Если представляется затруднение, не откладывайте в долгий ящик, действуйте сейчас же и отгоните дальнейшее размышление или же отложите его на определенный срок; ни в коем случае не дозволяйте беспокойству, страху или отчаянию блуждать в вашем уме, отравляя и ослабляя его. Избегайте слишком много думать о том, что вы будете делать — действуйте. Не думайте о том, что другие говорят о вас, кроме как с целью извлечь ту долю правды, которая всегда найдется в чужих словах. Ни в коем случае не делайте несовершенства других предметом ваших размышлений. Если у вас неподвижный ум, не ешьте после наступления темноты и не спите после восхода солнца, а проделывайте умеренные физические упражнения и дышите свежим воздухом.

Остается еще устранение праздных эмоций. Искание мелких удовольствий, которые не дают отдыха, и потворствование эмоциям, которые не в соответствии с вашей деятельностью и мыслями, ослабляет волю. Ваша главная цель должна быть и вашим главным удовольствием; если это не так, то или цель, или удовольствие — не из здоровых. Все это касается сосредоточения, желательного в течение повседневной жизни. Теперь мы перейдем к ежедневным упражнениям в области контроля над умом.

Упражнение 1. Выберите подходящее время, сядьте спокойно и обратите свой ум к какой-нибудь приятной мысли. Положите перед собой часы с секундной стрелкой, заметьте точно время и, закрыв глаза, думайте об избранном предмете, стараясь не упускать его из виду. Спустя некоторое время вы заметите, что забыли о нем и думаете о другом. Тогда отметьте в записной книжке: 1) На чем вы сосредоточивались, 2) продолжительность времени и 3) на чем вы поймали свою мысль. Это упражнение можно повторить несколько раз, но если заболит голова, следует немедленно прекратить его. Для первоначальных упражнений должен быть избран простой и сравнительно неинтересный предмет, как, например, монета или часы, или ручка от пера и упражнение должно повторяться недолго, но ежедневно в течение, скажем, недели, с занесением подробных пометок в записную книжку.

Вы найдете, что ваше сосредоточение на данном предмете прекращается обыкновенно по одной из следующих причин: нетерпение, тревога о чем-либо, скука, физическое беспокойство, головная боль, задержка дыхания, различные помехи. Это часто передается выражением, что " ум беспокоен". Заметим пока лишь то, что внимание легко поддается помехам и, по какой-то причине, внутренней или внешней, побуждается к уклонению от избранного предмета.

Как преодолеть это уклонение? Создайте привычку возвращения мысли. Как это сделать? Если вы исполните следующие указания так, как они здесь изложены, вы достигнете успеха.

Обыкновенно делают так (упражнение 1а): приняв обычное положение, устремляют внимание на определенный предмет и затем возвращают его обратно к исходной точке всякий раз, как оно чем-либо отвлекается. Упражняющийся занят, главным образом, усилием удержать мысль в своем уме и отчасти старанием не дать ей ускользнуть и обратиться на другие предметы: и ему постоянно нужно возвращать свое блуждающее внимание. Сделайте вместо этого следующее упражнение. Изберите тот предмет, на котором вы хотите сосредоточить свое внимание, и затем думайте обо всем, о чем хотите, но не теряйте из виду избранный предмет.

Цель этого упражнения будет понятна, если изучить звенья соединяющие. Об этих звеньях я писал и распределял их по классам в моей маленькой книге о памяти. Для настоящей цели достаточно отметить процесс мысли, как он совершается в мозгу. Я вижу из своего окна дерево и думаю о нем. Центр поля мышления — дерево, но оно имеет вокруг себя много других мыслей. Это можно обозначить стрелками на следующей диаграмме.

8. Прочее   1. Сад, поле и т. д.   2. Баньян, сосна и т. д.
  ë é ì  
7. Семя, цвет, плод и т. д. ç ДЕРЕВО è 3. Возраст, величина, ценность, и т. д.
  í ê î  
6. Вороны, белки, насекомые и т. д.   5. Листья, ветви, кора и т. д.   4. Куст, изгородь, растение и т. д.

Если бы я был фермером, то моя мысль могла направиться по линии 7 к размышлению о семенах и плодах. Плод стал бы при этом центром подобного же круга, а мысли, принадлежащие к ветвям 1 — 6, остались бы почти или даже совсем незамеченными. Мысль могла бы в этом случае перейти на рынок. Эта третья мысль не имеет прямого отношения к дереву, и оно теперь забыто, а ум продолжает свое блуждание, скажем, в направлении рынка, улицы, гостиницы, почтовой лошади, коровы, молока, молочной и т. д.

Если бы я был торговец, моя мысль могла бы направиться по линии 3 (1, 2, 4-7 остались бы в стороне) к мысли о заготовлении леса для разных поделок, что находится в прямой связи с мыслью о дереве, а затем она перешла бы к текущим ценам (что уже не имеет прямой связи с ним), к настоящему состоянию моих финансов и т. д.

Натуралист мог бы направиться по линии 6, охотник и ищущий развлечений по линии 1, философ — по линии 3 или 7, и все они потеряли бы из виду дерево на третьем шагу своей мысли. Приведенные под номерами направления мысли даны лишь для иллюстрации, а не для классификации, потому что излучение мысли гораздо многообразнее.

Но если мы возьмем садовода, его мысль не убегала бы по радиусу от центра, а стремилась бы постоянно назад, вращаясь около круга и внутри него, потому что садовод сосредоточен на предмете до известной степени уже по навыку ума. Он привык думать о дереве в связи с его ростом, строением, внешностью и тем, что окружает его в саду.

Когда вы последуете упражнению 1а, ход вашей мысли будет отличаться от обычного блуждания тем, что вместо следования по одному из направлений и перехода к другим мыслям, не связанным непосредственно с данным предметом, ум пробегает недалеко по каждой линии, и снова возвращается назад. Но следует стараться убегать мыслью возможно дальше, не теряя при этом из виду избранного предмета и думая обо всем, что может иметь прямое отношение или связь с ним по линиям 1 — 7 или другим.

Если это упражнение проделывается полностью и в положенное время, оно порождает привычку возвращения мысли, заменяющую привычку блуждания, и, таким образом, получается склонность ума возвращаться к центральной мысли, и внимание может быть задержано в продолжении долгого времени на одном и том же предмете. В то же время такое упражнение оживляет ум, заставляя его при обдумывании какого-либо вопроса быстро схватывать все имеющие значение точки, связанные с этим вопросом.

Сравнение, которое может помочь нам, даст путешествие по железной дороге по богатой равнине с горой, виднеющейся вдали. Сидя в поезде, мы можем заметить разнообразные предметы, несущиеся мимо нас на близком расстоянии: изгороди, кусты, деревья, дома при дороге, за ними — деревня, поле, река, лес, озеро и вся постоянно изменяющаяся местность, лежащая между ними и горой; в то же время мы не перестаем сознавать присутствия горы, стоящей подобно оси, вокруг которой словно вращаются все эти предметы. Это предварительное упражнение сосредоточения должно бы походить на такое путешествие, во время которого мы смотрим на мелькающие виды, но центральный предмет сосредоточения продолжает возвышаться над всем.

Делайте такие упражнения по полчаса в день в течение приблизительно двух недель, прежде чем приступить к дальнейшему. Внимательно записывайте предмет, о котором вы думали, время, когда вы заметили, что потеряли его из виду, и те мысли, которые вы нашли на месте утерянного объекта сосредоточения.

Не имеет большого значения, какой предмет избирается для сосредоточения, хотя сначала лучше избегать чего-либо обширного или сложного, или связанного с неприятными воспоминаниями. Вполне возможно брать картину или символ. Объект может быть заменен другим через несколько дней.

Прежде чем начать, выберите спокойное место и, насколько возможно, удобное время; затем решите, сколько времени вы намереваетесь посвятить ваше внимание определенной цели и скажите себе: я теперь займусь тем-то в течение получаса и в продолжение этого времени мне не будет никакого дела до чего-либо другого в мире. Важно, чтобы вы очень отчетливо осознали в своем воображении то, что вы собираетесь делать и представили себя делающим это прежде, чем вы приступите к упражнению.

______________

Глава IV

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ И ЧУВСТВЕННЫХ ПОМЕХ

Может быть, вам раньше никогда не приходилось сидеть неподвижно в течение нескольких минут. Попробуйте сделать это теперь. Но не так, как во время отдыха — это содействовало бы лени и сонливости, а попробуйте несколько раз просидеть совсем спокойно в течение пяти или десяти минут, не подпирая спины с закрытыми глазами, без ощущения беспокойства или сонливости. Помните, что положения тела связаны с состояниями чувств, как, например, лежание связано со сном, коленопреклонение — с молитвой и т. д. Постарайтесь для сосредоточения избрать такое положение тела, которое было бы свободно от тревожащих впечатлений. Считается полезным сидеть прямо, с закрытыми глазами, со спокойно лежащими руками, держа шею и голову прямо, но без напряжения. Вы, вероятно, найдете, что тело ваше не настолько послушно, как бы вы того желали. Оно часто бывает беспокойно и нетерпеливо и способно приходить в тревогу, благодаря ничтожным ощущениям, и это даже тогда, когда вы устранили все поводы для беспокойства.

Не допускайте этого. Тело должно быть вашим слугой. Хотите вы быть хозяином его? В таком случае встаньте и скажите: я хочу. Не желайте, а скажите: я хочу. И с этого времени и завтра, и каждый день, в течение одного месяца, вставайте по утрам получасом раньше и посвятите это время следующим упражнениям:

1. Стоять смирно — пять минут.
2. Вольно — три минуты.
3. Упражнения с вытягиванием и наклонением — пять минут.
4. Упражнения с нервами — семь минут.
5. Упражнения дыхания — три минуты.
6. Подавления чувств — семь минут.

(Автор дает другие, слишком длинные сроки, которые могут вредно утомить организм. Упражняющиеся должны следить за своим самочувствием и не утомлять себя, особенно осторожным нужно быть с дыхательными упражнениями. Прим. редакции. )

Делайте это постоянно в одно и то же время каждый день в течение месяца. Если вы пропустите один день, начните снова на следующий день и проделайте все упражнения в течение целого месяца, не пропуская ни одного дня. Это доставит вам случай делать то, чего тело не любит делать, но что полезно для него и ценно для воспитания воли. Тренируйте свое тело так, как любитель тренирует призовую собаку: не давайте ему голодать и не бейте его, но и не поощряйте его к лени и излишествам. Если вы найдете, что при этом режиме старый сор всплывает на поверхность, и тело становится слабым и больным — следствие прошлого потворства, а не настоящего напряжения — прекратите упражнения на неделю. Затем начните опять все снова и так продолжайте упорно, пока тело не станет бодрым, чистым, крепким и гибким орудием для выполнения вашей воли. Повторяйте упражнения не переставая до тех пор, пока дурные следы не исчезнут окончательно. Вы можете, если захотите.

Войдите в комнату, где вам не помешают, и встаньте прямо, внимательно, лучше всего перед зеркалом, положив на виду ваши часы. Стойте совершенно спокойно в продолжении пяти минут (сроки могут увеличиваться, если организм очень сильный. Прим. редакции). Глаза могут моргать, но на них не следует обращать внимания. Тело должно оставаться в полной неподвижности, пальцы не должны подергиваться, и не надо обращать внимания ни на какие легкие ощущения. Ум может быть занят поочередно мыслями о различных частях тела и следить, чтобы они оставались спокойны. Возможно, что мизинцы или плечи, или какая-либо другая часть тела будут болеть, но им не следует оказывать сочувствия. Чтобы разнообразить это упражнение, можно через день стать и, протянув вперед горизонтально руку с вытянутым указательным пальцем, стараться держаться совершенно неподвижно в течение определенных минут.

Для того, чтобы сделать тело гибким и послушным, нужны также упражнения в вытягивании, сгибании, вольном строе и упражнения для нервов. Упражнения в вольном строе предназначены для того, чтобы научить тело держаться неподвижно без напряжения. Станьте у края полки или буфета, или около пианино так, чтобы иметь перед собой гладкую горизонтальную поверхность вышиной немного ниже плеча. Станьте совсем близко к этому предмету, повернитесь к нему лицом и положите на него руку. Сделайте внутреннее усилие, чтобы извлечь всю энергию и силу из руки и дайте ей покоиться на доске так, как если бы она была мертвая.

Извлекайте из нее энергию понемногу, обращая внимание сначала на кончики пальцев, потом на кисть руки и т. д., проходя таким образом от запястья к локтю и плечу. Затем отойдите быстро. Если рука упадет как мертвая, значит она утратила всякое напряжение, иначе же — нет. Вместо предыдущего упражнения или в добавление к нему попробуйте еще следующий способ: поднимите левый локоть выше плеча и поместите левую руку перед грудью ладонью вниз. Прижмите правый локоть к правому боку и поднимите правую руку так, чтобы опущенные пальцы левой руки могли захватить ее. Держите правую руку левой. Извлеките медленно энергию из правой руки, после этого раскройте левую руку и выпустите правую. Если она упадет безжизненно, то вам удалось упражнение.

Узнав, таким образом, какие ощущения должны появиться при полном отсутствии напряжения, вы можете перейти к другим опытам: лягте на спину, на пол или на доску (не на кровать или диван) и старайтесь погрузиться в пол, как если бы он был мягким. Это доставит вам чудное ощущение, когда вы это проделаете после физических упражнений. Всегда разряжайте себя от всякого напряжения перед отходом ко сну.

Упражнения вытягивания и сгибания следующие. Каждое из них должно быть проделано медленно, по нескольку раз, с сосредоточенной мыслью. Станьте с соединенными пятками, поднимите руки над головой, наклонитесь вперед, чтобы коснуться пальцев ног, не сгибая колен, затем примите опять прямое положение, поднимаясь как можно выше, стоя на пальцах ног. Станьте как прежде, положите руки по швам с ладонями, обращенными к коленям, медленно поднимите вверх руки, не сгибая их, пока наружная часть ручных кистей не сойдется над головой; вытягивайтесь, поднимаясь на носки и глядя вверх, медленно опускайтесь вниз. Станьте еще раз с руками по швам; наклоняйтесь медленно в одну сторону, пока рука не опустится ниже колена, в то время, как другая будет загнута под мышкой; медленно раскачивайтесь в противоположную сторону, все время вытягивая тело. Проделайте все эти упражнения равномерным движением с сосредоточенной мыслью, каждое по одной-две минуты. Наконец, станьте и приподнимите одну ногу от пола, сгибая колено, потом опустите и приподнимите первую, и, таким образом, бегите — насколько можете быстрее — в течение одной минуты, не сходя с места. В этом упражнении ноги не должны касаться одновременно пола. Затем отдохните три минуты, прежде чем приступить к упражнению нервов.

Упражнения нервов состоят в том, чтобы держать какую-либо часть тела в покое, не позволяя ей дрожать, или же двигать ею очень-очень медленно. Протяните руку с несколько расставленными пальцами, пристально наблюдая за ними. Они слегка двигаются и вы почувствуете некоторое скрипение внутри суставов. Постарайтесь усилием воли держать их совершенно спокойно. После нескольких минут в них появится зуд и вы ощутите словно что-то вытекает из кончиков пальцев. Направьте это нечто обратно в тело вверх по руке с помощью воли. Затем станьте перед большим зеркалом и передвигайте руку с незаметной постепенностью от боковой стороны вперед перед собой в горизонтальном положении. Она должна двигаться без малейших сотрясений и настолько медленно, чтобы движение ее было еле заметно. Теперь сядьте спиной к свету, а лицом к большому предмету, вроде платяного или книжного шкафа. Не поворачивая головы, начните с одного из углов шкафа и очень медленно обводите глазами вокруг его очертаний и вдоль его выступающих линий, заканчивая исходной точкой. Эти три упражнения следует проделывать по нескольку минут каждое.

Сядьте в положение для сосредоточения. Вдохните воздух медленно и ровно через обе ноздри, мысленно ведя счет до 5 — 8 секунд; задержите дыхание, считая до восьми; медленно и ровно выдохните, считая до восьми. Повторите это несколько раз, но не более двенадцати. Задержка дыхания в теле не должна производиться помощью горловых мускулов, а расширением грудных мускулов и опусканием диафрагмы посредством воли. Закупоривать дыхание в горле вредно. Все упражнение должно быть легко, приятно и естественно.

Вслед за этим наполните осторожно легкие воздухом, и, задерживая дыхание как прежде, вдавите воздух как можно глубже в тело, опуская диафрагму. Потом выдавите воздух обратно вверх в грудь (не поднимая и не двигая плечами) так, чтобы втянулась брюшная полость. Таким образом, давите воздух вверх и вниз медленно и осторожно пять или шесть раз и после этого медленно и осторожно выдохните его. Повторить всё упражнение четыре раза.

В-третьих, вдохните воздух как в предыдущий раз, вдавите его как можно глубже и втяните его так, чтобы как нижние, так и верхние части легких были вполне наполнены им. Тогда втяните и глотайте еще немного воздуха через рот, пока не почувствуете легкой неловкости в мускулах. Освободите воздух медленно, начиная с груди. Повторите это два раза.

Это упражнения дыхания предназначены для того, чтобы сделать тело чистым и бодрым и противодействовать естественному задержанию внешнего дыхания, часто случающемуся во время сильного сосредоточения ума, отличающегося от той задержки дыхания внутри тела, которая сопровождает физическое напряжение. Если эти упражнения проделывать слишком долго за один раз, они могут уничтожить чувствительность тела. Для упражнения в сосредоточении этого совершенно не нужно, равно как и дыхание через одну только ноздрю.

Полная изоляция невозможна даже на короткое время. Как бы благоприятны ни были ваши условия, вы не можете вполне оградить себя от света, звука, ветра и других воздействий. Это, однако, не может иметь большого значения, если вы приучите свои чувства не обращать внимания на свидетельства органов чувств. Если мы глубоко поглощены книгой, то можем совершенно не осознавать, что на дворе поют птицы и деревья колеблются и шелестят от ветра, или что огонь трещит в очаге и часы тикают на камине, хотя, в действительности, эти звуки проникают в ухо и действуют на органы чувств. Это не означает, что ухо не отвечает звукам, а лишь то, что внимание отвращено от органов чувств. Таким образом, глаза могут быть открыты в то время, как мы погружены в задумчивость, но мы ничего не видим, хотя на сетчатой оболочке получаются изображения всех предметов, от которых волны света направлены на наш глаз. Если часы вдруг остановятся, то наше внимание тотчас же привлечется к ним, желая знать причину неожиданной перемены; то же самое повторится, если большая туча вдруг закроет солнце или свежий сырой воздух коснется наших ноздрей или нашей кожи. Эти вещи не привлекали бы наших чувств, если бы в нашем уме не сохранялось хотя бы небольшое сознание о внешних предметах, не сохранялось бы интереса к ним.

Одно из упражнений состоит в отвлечении внимания от внешних предметов путем прислушивания к звукам и различным ощущениям внутри тела. Звуки, подобные тем, которые происходят от движения воздуха в ухе и в полостях или от кровообращения, или иных физических явлений, остаются незамеченными среди более грубых звуков жизни, когда мы заняты обыденными делами; но когда мы сидим молча, не обращая внимания на внешние толчки, эти более нежные впечатления могут быть отмечены в сознании. Они так же могут быть избраны предметом сосредоточения, иначе внимание должно быть отвращено от них так же, как и от внешних помех и обращено к избранному предмету.

Трудная вещь — отвлечь чувства от органов чувств. Сидите смирно и прислушивайтесь внимательно к тиканью часов. Затем постарайтесь не слышать его, сначала делая усилие, чтобы не слушать, а потом упорно направляя внимание на что-либо другое. И еще, попробуйте умышленно смешать этот звук с другими, рожденными вашим воображением, и в этом смешении потерять из виду первоначальный звук.

Однако несравнено лучший способ избавиться от подобных помех к сосредоточению состоит в выборе такого места, где их как можно меньше, и тогда удалить из ума всякое ожидание или интерес к внешним переменам.

Сядьте и сообразите, прежде чем начать утреннее упражнение в сосредоточении, могут ли какие-либо физические явления помешать вам. Ожидаете ли вы, что кто-либо может позвать вас? Опасаетесь ли вы, что кто-либо может застать вас на том, что для незнающего покажется странным занятием? Но даже если вы этого опасаетесь, все же лучше не поддаваться ожиданию. Не прислушивайтесь к возможности чьего-либо прихода. Всякое такое ожидание держит чувства в напряженном внимании к малейшему звуку. Примите твердое решение, что во время упражнения все, что может случиться во внешнем мире, нисколько не касается вас, и что вы на все это не обратите ни малейшего внимания. Если послышится непривычный звук, не думайте о его причине или о том, что он означает. Перестаньте интересоваться внешними переменами и они скоро исчезнут из вашего сознания. Если вы решили достигнуть успеха, вы не будете обращать внимания на окружающие вас внешние явления или тратить хотя бы минутную мысль на то, что могут сделать или сказать легкомысленные люди.

______________

Глава V

ПРЕОДОЛЕНИЕ ВТОРГАЮЩИХСЯ МЫСЛЕЙ

Иногда, в то время как мы усиленно заняты чем-нибудь, является гость, который может быть желанным во всякое другое время, но в данную минуту он докучлив. Совершенно так же в то время, когда мы заняты попыткой сосредоточиться, " посетители" толпятся около нас, иные — желанные, другие — неприятные. Что приводит их сюда столь несвоевременно, и какими способами можем мы заставить их удалиться?

Даже беглое изучение этих вторгающихся мыслей покажет, что они заняты почти всегда нашим " я" и связаны с каким-либо волнением или личным воспоминанием. У нас замечается постоянная наклонность смотреть на вещи и на людей, которых мы встречаем, с точки зрения того, как они влияют на наши собственные жизни; пока эта наклонность существует, невольно появляющиеся по отношению к ним чувства будут завладевать нашим умом тогда, когда мы менее всего этого желаем. Так, возможно, что полковник Снифамоунт, веселый, добрый малый для своих товарищей по клубу, в то же время невыносимо придирчив к своим злополучным подчиненным, ввиду этого мысль о нем пробудит чувство дружелюбия в одних и раздражения в других. Та и другая эмоция пробуждает в свою очередь соответствующее течение мыслей. Если я прогуливаюсь по пескам, я найду подвижный песок ненадежной и неприятной почвой для своих ног; между тем, верблюд несомненно найдет его приятным для своих ступней. Так же бывает со всеми событиями жизни: каждая вещь имеет свои приятные и неприятные стороны, и последние исчезнут для вас лишь тогда, когда вы научитесь смотреть на людей и на встречающиеся явления сверхлично.

Пока вы будете смотреть на них исключительно с точки зрения их влияния на вашу собственную ежедневную жизнь и на ваши чувства, ум ваш будет уноситься во все стороны, гонимый дующими отовсюду ветрами. Он будет окружен мыслями, вызывающими чаще всего эмоции беспокойства, сожаления или обиды. Эти мысли остаются по большей части скрытыми, когда вы поглощены какой-либо физической работой или какой-либо умственной деятельностью, имеющей физическую основу, вроде писания или чтения книги, или же во время разговора с другими. Но лишь только вы освободитесь от активной деятельности и захотите отдаться сосредоточению, особенно если это сосредоточение отвлеченное, без видимого изображения или определенной формы, — вы чувствуете это воздействие непрошенных мыслей, которые бывают в таком случае совсем неприятны. Поэтому чрезвычайно желательно ослабить и разрушить эти ассоциации, влекущие за собой столько внутреннего волнения, достигнуть же этого можно тем, чтобы люди и вещи рассматривались нами не по отношению к нашей личной жизни, а сами по себе, как создатели своей собственной судьбы, в которой мы можем сыграть благую или отрицательную роль, смотря по желанию. В применении к жизни это значит, что вы должны приучить себя смотреть на поступки, побуждения, слова и поведение другого человека не с точки зрения ваших интересов и вашей жизни, а с точки зрения его жизни и его интересов. При подобном взгляде на человека вы будете способствовать и вашему собственному совершенствованию, ибо единство человеческой жизни делает то, что каждый выигрывает, делая добро другому. Если же вы будете рассматривать людей с точки зрения своей выгоды, вы пойдете против Великого Закона, и результатом будут раздражение и недовольство, которые подорвут вашу силу и ваш покой.

Бескорыстное отношение к людям препятствует накоплению личных мыслей, и истинное сосредоточение не может быть достигнуто, пока вы не разовьете в себе такого отношения к другим. Состояние ума во время сосредоточения и состояние его в остальное время дня взаимно влияют друг на друга, и если вы можете в значительной степени потушить в себе беспокойство, жадность, зависть, ревность, гнев, страх, гордость и раздражительность, вы в такой же степени облегчите ваше сосредоточение.

Если вы сумели сказать: я хочу, вы достигнете успеха, и ваше сосредоточение не будет нарушено докучливыми мыслями и эмоциями, которые населяют окружающие вас пространства. Если вы сказали: я хочу, вы не можете более быть рабом своих желаний; если же вы поймаете себя на таком рабстве, это будет означать, что на самом деле вы еще не хотели. Разберитесь в фактах вашей жизни и решите: 1) какая главная цель вашей жизни, 2) какие у вас второстепенные цели, вызванные вашим долгом, вашими законными радостями и развлечениями, вашими слабостями или наклонностями, для подавления которых вы еще не чувствуете себя достаточно сильным, 3) какие вещи в вашей власти и до какой степени; и какие вне вашей власти; и подумайте, каким образом те вещи, которые в вашей власти могут быть изменены, чтобы соответствовать главной цели вашей жизни, и как другие вещи (которые вне вашей власти) могут также быть использованы для той же цели. Первое должно быть предметом вашего сосредоточенного размышления или медитации; второе составляет главную часть вашей повседневной жизни; третье должно помогать выполнять первое и второе спокойно и разумно, чтобы, с одной стороны, не напрягаться под непосильной тяжестью, а с другой стороны, — не впадать в уныние от препятствий, которые можно или преодолеть, или обойти. Возьмите привычку каждое утро посидеть спокойно и подумать: с какими вещами или явлениями вы можете встретиться в течение дня. Составьте мысленно их список и относительно каждой из них задайте себе следующие вопросы: Не мешает ли она моей главной цели? Соответствует ли она моим второстепенным целям? Насколько в моей власти изменить ее или воспользоваться ею? Какую пользу я могу извлечь из нее? А когда день будет закончен, проверьте снова тот же список и спросите себя относительно каждой вещи и каждого явления: воспользовался ли я им для моей главной цели или для одной из второстепенных? Насколько это было в моей власти? Какую пользу я извлек из этой вещи или из этого явления?

Итак, когда вы садитесь для медитации, прежде всего спросите себя: " Что я буду делать? " И отвечайте по очереди с полной точностью: " Я буду делать то-то и то-то". Затем задайте себе вопрос: " Почему я буду делать то-то и то-то? " И отвечайте: " Для такой-то цели". А затем задайте себе вопрос: " Каковы обязанности моей повседневной жизни? " Перечислите их вкратце и затем ясно формулируйте мысль: " Мне нет до них дела во время моего сосредоточения". И, наконец, подумайте: " Какие мысли могут помещать мне в это время? Г-н X. отозвался нехорошо обо мне; мой сын был непослушен; отец не понял меня; я потерял деньги; кто-то обокрал меня; я боюсь, что лишусь своего места; мне захочется покурить или пожевать что-нибудь; я хотел бы, чтобы не было так жарко или так холодно; я хотел бы знать, получу ли я такую-то вещь, я желал бы, чтобы моя жена или мой ребенок не болели; когда же я достигну удачи; хотелось бы знать, делаю ли я успехи; я хотел бы, чтобы эти мухи не надоедали мне; или сразу: почему Бог создал вещи такими, а не иными, какими мне хочется? " Дайте всем этим мыслям выступить на смотр. Не прогоняйте их поспешно и резко, а скажите спокойно каждой поочередно: " Здравствуй, несомненно, твое дело очень спешное. Я займусь им серьезно и основательно позднее и постараюсь дать тебе полное удовлетворение; а теперь я занят другим, и потому — до свидания". При таком обхождении посетители будут вынуждены молча откланяться. Они увидят, что вы отвели им подобающее место в распорядке вашей жизни и на ту малую дозу мысли, которую вы им уделите в течение дня, они мирно просуществуют, пока не умрут.

Навязчивые мысли этого разряда, мешающие вам во время ваших усилий достигнуть сосредоточения, очень многочисленны, и если какая-нибудь из них очень настойчива, остановитесь, чтобы посвятить несколько мгновений на ее рассмотрение. Скажите ей: " Послушай, не мешай мне! Я займусь тобой в пять часов", — и сдержите данное слово и тогда продумайте эту мысль до конца. Если же она все-таки будет приставать, обсудите — имеет ли она связь с тем, что в вашей власти, или не имеет. Если имеет, примите решение сделать что-нибудь в пользу ее. Если вы сделаете все, что можете, или, если не в вашей власти удовлетворить ее, тогда решите, что она вас не касается, и больше вы не будете думать о ней.

Есть еще другой разряд навязчивых посетителей, которые являются, по-видимому, от других умов или от окружающих нас предметов.

В наше время беспроволочного телеграфа должно бы быть вполне приемлемо, что мысли, исходящие из других умов, влияют на нас. Из предыдущего мы уже знаем, как наши собственные обычные мысли носятся вокруг нас, когда мы деятельно заняты другим, и набрасываются на нас в минуты покоя.

Не удивительно, что ум, подверженный таким бомбардировкам, мечется подобно лодке на бурном озере и не удивительно, что упражняющемуся кажется вначале, что чем больше он старается управлять своим умом, тем он больше мечется.

Во многих случаях навязчивые посетители этой второй категории не возбуждают особых личных волнений. Слова, числа, образы, мысли, понятные или непонятные, носятся перед нашим умом; часто они не имеют никакой связи с событиями, целями или эмоциями, которые владеют нашей повседневной жизнью. Они приходят от окружающих вещей и от других людей. Если сосредоточение активно и ум работает усиленно, эти носящиеся мысли появляются и исчезают и, хотя возможно видеть их плывущими мимо, они не будут овладевать нашим вниманием.

Если вы найдете, что какая-либо из этих носящихся мыслей становится настойчивой и упорной, это значит, что ей удалось лично заинтересовать вас, и вот почему в вас поднялось некоторое нетерпение, раздражение, разочарование или беспокойство. В данном случае носящаяся мысль нашла родственника, спящего в вашем уме, и пробудила его к деятельности. С ней следует поступать, как с навязчивым посетителем первой категории. Вам следует добиться такого спокойствия, чтобы, продолжая думать об избранном предмете, вы могли бы видеть несущиеся мимо образы и не обращать на них никакого внимания. Позднее, когда упражнения дадут вам нужный покой и сосредоточение, можно будет исследовать и подобные проносящиеся образы; но пока этого еще нет, всякая остановка на них только отвлечет ваше внимание.

Если вы не в состоянии оставаться безразличным к этим носящимся мыслям, вы можете принять следующие меры. Имейте для вашего упражнения комнату, которая бы не служила ни для какой иной цели. Убирайте ее сами; не посылайте в нее прислугу, чтобы она не трогала там вещей. Постепенно эта комната станет для вас убежищем, в котором вы будете укрываться от житейских бурь. Сядьте посреди комнаты и поставьте перед собой, если ничего не имеете против таких изображений, картину или образ, или символический знак того Высокого Существа, которому вы поклоняетесь; например, изображение Христа или Шри Кришны, или великого человека, живущего или умершего, на которого вы желали бы походить. Сядьте спиной к свету, надев предварительно назначенную для этого одежду, лучше всего полотняную или из бумажной ткани. Не держите вашей обычной одежды в избранной комнате. Не берите с собой ни денег, ни карманного ножа и имейте там особые часы, карманные или столовые, карандаш и бумагу. Деньги психически особенно нечисты. Ноги должны быть без обуви, если не слишком холодно, и хорошо вымыты перед тем как войти. Еще лучше обливать все тело холодной водой. Все это разъединит вас от эманаций, идущих от часто употреблявшихся предметов; это ограждает также и от носящихся мыслей. Не говорите ни с кем об этих упражнениях. Тайна, или вернее молчание, имеет при этом положительную ценность. Если люди будут думать о том, что вы делаете, их мысли будут стремиться проникнуть к вам и помешают вашему сосредоточению. Но почти все это совсем не важно, если вы действительно сказали: я хочу. Но и при этом условии хорошо соблюдать щепетильную чистоту и предпочитать молчание. Превосходная вещь быть хорошим человеком, но совсем не мудро извещать об этом всех окружающих. Большинству людей это не нравится, а близкие по духу люди узнают вас и без того.

______________



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.