Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Библиотечный урок «От глиняной таблички к печатной страничке»



Библиотечный урок «От глиняной таблички к печатной страничке»

Первые книги

 

Человек всегда стремился что-то творить: он создавал картины и скульптуры, возводил дворцы и храмы. Но ценнее всего представлялись людям собственные мысли, которые он тоже хотел сохранить для своих потомков. Для этого и были придуманы КНИГИ.

Изобретение письменности – величайшее достижение человечества! Оно относится к глубокой древности. Путь к ней был долгим и сложным. Далеко не сразу появились те системы письма, которые существуют в наше время. Иногда люди вместо письма посылали друг другу различные предметы.

Греческий историк Геродот, живший в V в. до н. э., рассказывает о «письме» скифов к персидскому царю Дарию. Скифский гонец пришёл в лагерь персов и положил перед царём подарки, «состоящие из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел». Скифы не умели писать, поэтому так выглядело их послание. Дарий спросил, что означают эти дары. Гонец ответил, что ему велено вручить их царю и сразу вернуться обратно. А персы должны сами разгадать смысл «письма». Долго совещался Дарий со своими воинами и наконец сказал, как он понял послание: мышь живёт в земле, лягушка живёт в воде, птица подобна лошади, а стрелы — военная храбрость скифов. Таким образом, решил Дарий, скифы отдают ему свою воду и землю и покоряются персам, отдавая свою военную храбрость. Но военачальник персов Гобрий иначе растолковал «письмо»: «Если вы, персы, не улетите, как птицы в небеса, или подобно мышам не скроетесь в землю, или подобно лягушкам не ускачете в озёра, то не вернетесь назад и падете под ударами наших стрел».

Как видите, предметное письмо можно толковать по-разному. История войны Дария со скифами показала, что правым оказался Гобрий...

Собственно, письмо, письмо начертательное началось с рисунков. Письмо рисунками называется пиктографией (от латинского pictus — живописный). Рисунок-пиктограмма обычно обозначает или какую-нибудь жизненную ситуацию, например, охоту, или животных и людей, или различные предметы — лодку, дом и др. Мы видим, что всё наглядное находит отражение в пиктографии, отвлечённые понятия если и передаются, то трудно расшифровываются, а порою их и вовсе невозможно разгадать.

С развитием цивилизации появляется необходимость передавать и фиксировать сложные сообщения, и тогда возникает идеография — письмо понятиями (от греческого idea — идея). Этот способ письма отражает речь более точно, чем пиктографическое. Важнейшим отличием идеографии от пиктографии следует считать не форму знаков, а их значение.

Примерами идеографического письма являются древнейшее шумерское (клинопись – сочетание знаков-клиньев), древнейшее китайское письмо, а также цифры, математические, химические, астрономические и другие научно-технические знаки.

Самым долговечным и прочным материалом, на котором можно было писать, в древние времена была глина. Самые первые книги – это глиняные таблички, которые появились более пяти тысяч лет назад в Месопотамии (долина между реками Тигр и Ефрат). Именно здесь во время раскопок археологами было найдено множество письменных источников. Учёные считают, что именно в Месопотамии раньше, чем где-либо возникла письменность. Сочинения или летописи записывали на небольших глиняных табличках размером – 32 на 32 см и толщиной – 2, 5 см. На мягкой и влажной глине выдавливали острой палочкой слова-значки. Потом таблички сушили и обжигали в печах, как горшки, получался настоящий плоский кирпич. Из десятка, а иногда из сотни таких «страниц» создавались книги. Такие книги писались в древних государствах Месопотамии и Ассирии.

В тексты глиняных книг после обжига внести изменения уже было невозможно, так как после этого они приобретали прочность камня. Готовые таблички одного содержания укладывались в определенном порядке в деревянный ящик – древнейший книжный переплёт. К ящику с табличками прикреплялся глиняный ярлык с названием произведения, именами автора, владельца, богов-покровителей – своеобразный титульный лист. Из глины же делались каталоги – клинописные перечни хранящихся книг. Ими пользовались в Древней Месопотамии и Риме.

Немало библиотек было из глиняных книг. До наших дней дошли сведения о сказочно богатой библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала (669 – 633 гг. до н. э. ), в которой хранились десятки тысяч книг по различным отраслям знаний: математике, истории, медицине, географии и т. д. Во время пожара царский дворец погиб в огне, но глиняные книги уцелели. С их помощью учёные смогли узнать историю древних государств в Месопотамии, а многие литературные произведения Шумера, Ассирии, Вавилона вошли в золотой фонд мировой литературы.

 

Немецкий первопечатник Иоганн Гутенберг

Ничто в мире не происходит случайно. Закономерным было и появление типографского станка в Европе в середине XV столетия. Книгопечатание было детищем того явления культурной и общественной жизни, которое известно под названием Ренессанса, или Возрождения.

Во дворцах и монастырях возникают крупные библио­теки. Для простых людей рукописная книга была слишком дорога. Между тем развитие ремесла и становление промышленности вынуждали человечество заняться систематизацией и распространением знаний, накопленных в предше­ствующие века. Сделать это можно было лишь с помощью массовой книги.

Книгопечатание — детище городской культуры. Для школ и университетов нужны были книги, учебные пособия. Тогда еще никто не задумывался об их «стабильности». Но какое-то единообразие все же требовалось. Дать его могло только механическое воспроизведение текстов. Спрос на учебники рос с каждым годом, и рукописные мастерские не могли удовлетворить его. Этот спрос и стал одной из побудительных причин возник­новения книгопечатания.

Немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг облек в реальные технические формы идеи, которые высказывались и ранее, нашел наилучшее конкретное ре­шение проблемы, поставленной перед человечеством всем ходом мировой истории.

Будущий изобретатель, сын богатого горожанина из Майнца появился на свет около 1399 г. Он с юности был знаком с основами химии, знал, что такое чеканка, штамповка, литье и сплавы. Ученые предполагают, что в 1418—1420 гг. Гутенберг учился в Эрфуртском университете, где приобрел основательные познания в области латинского языка. Известно также, что Гутенберг был «золотых дел мастером», то есть владел профессией шлифовщика и гранильщика драгоценных камней.

Первые опыты кни­гопечатания были предприняты Гутенбергом в начале 30-х гг. XV века. Свое великое открытие он обдумывал и осуществлял в течение 10 лет. Отливка литер в ручном словолитном инструменте и есть, как считают ученые, главное изобретение Гутенберга. Он придумал, как составить из литер и скрепить строку набора. Мастер изобрел инструмент, который до сих пор применяется в типографиях с ручным набором, – верстатку. Он же придумал, как соединять набранные строки в страницу, чтобы она не рассыпалась, когда ее переносят на печатный станок.

Нечто подобное произошло и с печатным станком. Такие станки были известны давно. Применялись они совершенно для другой цели – для отжимки винограда, а также для изготовления бумаги. Гений Гутенберга заставил их служить другой цели. Его станок в отличие от предыдущих громоздких и неуклюжих машин работал быстро и безотказно. Пресс позволял печатать текст на двух сторонах листа.

С воодушевлением Гутенберг печатает краткую латинскую грамматику «О восьми частях речи», издает небольшие листовки-календари, которые зачитывались до дыр. С годами улучшилась техника печати, что позволило мастеру взяться за издание большой книги.

Первым представительным изданием, в котором новое изобретение нашло свое законченное художественное и техническое выражение, была 42-строчная Библия, названная так по количеству строк на полосе.

В полном экземпляре Библии 1282 страницы. Это два тома довольно-таки внушительных размеров, примерно 40 X 30 см. Титульного листа в книге нет. Этот элемент книжного убранства появился позднее — на рубеже XV и XVI вв. Полиграфическим способом в Библии воспроизведен лишь текст, набранный в две колонки. Все украшения сделаны от руки. В каждом экземпляре они разные.

Ученые считают, что Гутенберг отпечатал 165 экземпляров «42-строчной» Библии, из которых сохранилось всего 48. Это самая дорогая книга в мире. В 1458-1460 г. г. Гу­тенбергом была напечатана другая Библия, которую по числу строк на полосе называют «36-строчной». Это издание еще более редко: известно всего 13 на­печатанных на бумаге экземпляров.

Жизнь Иоганна Гутенберга прошла в неустанных трудах и хлопотах. Лишь под старость он получил возможность жить, не заботясь о хлебе насущном. Гутенбергу был пожалован придворный чин и пожизненная пенсия. Умер Иоганн Гутенберг 3 февраля 1468 года.

 

Еще при его жизни началось триумфальное шествие печатного станка по странам Европы. Первые печатные книги «разговаривали» на латыни — класси­ческом языке античности, но постепенно они «изучили» все языки Европы.

Примерно за 40 лет многочисленные ти­пографии выпустили в свет около 40000 изданий общим тиражом в 10-12 миллионов экземпляров. Эти первые книги, изданные в Европе по 31 де­кабря 1500 г., называют инкунабулами. В основе термина лежит латинское слово, обозначающее «колыбель». Инкунабулы — это книги колыбельного пе­риода книгопечатания.

Вслед за изобретением печатного станка в Европе начинается невиданный прежде расцвет наук, искусств, ремёсел...

Первопечатник Иван Фёдоров

В XVI веке в России бурно развивались культура и просвещение. Впервые на Руси создавалась система школьного обучения. Появление же сети училищ и школ с неизбежностью ставило вопрос об учебных пособиях, которых должно было потребоваться немало. Решить этот вопрос могло только книгопечатание. Печатная книга должна была стать могучим орудием просвещения, фактором создания единого русского литературного языка и главное – отражением политики централизации власти, проводимой Иваном Гроз­ным.

У истоков русского и украинского книгопечатания стоял создатель старопечатного стиля орнаментики Иван Федоров. Мы удивляемся его таланту, преклоняемся перед его мужеством. Исследования последних лет открыли новые, ранее неизвестные стороны деятельности Ивана Федо­рова. Сейчас мы видим в нем писателя, художника, педагога, просветителя, безгра­нично преданного делу.

Датой рождения Ивана Федорова при­нято считать 1510 год. В одной из старых книг Краковского университета найдена запись о том, что в 1532 году здесь был удостоен степени бакалавра «Иван Федоров Москвитин». А затем источники молчат о нем на протяжении 30 с лишним лет. Вновь его имя появляется уже в связи с организацией типографского дела в Москве. Человек одаренный и образованный, он становится во главе первой государственной типографии, устроенной с благословления митрополита Макария в 1563 году.

В 1564 году в этой типографии вышла в свет первая точно датированная русская печатная кни­га «Апостол», в послесловии которой сказано, что печатали ее «Николы чудотворца Гостунского дьякон Иван Федоров да Петр Тимофеев Мстиславец». «Апостол» в Древней Руси использовал­ся для обучения духовенства.

Из послесловия к «Апо­столу» известно, что поли­графические работы велись в течение года. Книга напечатана старо­печатным стилем, который разработал сам Иван Федо­ров. Издание украшает фронтисписная гравюра с изображением апостола евангелиста Луки. Первопечатный «Апо­стол» отличает высочайшая редакторская культура. В нем не обнаружено ни одной орфографической ошибки, подчистки или опечатки. Исследователей продолжают восхищать высокохудоже­ственные гравюры, фили­гранный рисунок шрифта, оригинально выполненные заставки и прекрасное каче­ство двухкрасочной печати. Иван Федоров сам резал и отливал буквы, гравировал рисунки и заставки, редак­тировал и набирал текст и печатал весь «завод» — около 1200 книг. До нашего вре­мени дошли 60 экземпляров этого издания, они хранятся в крупнейших библиотеках и музеях мира.

Высшие круги церковной иерархии выступили против книгопечатания. Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец были вынуждены уехать в великое княжество Литов­ское, а затем в Львов, где в 1574 году Иван Федоров напечатал «Азбуку» — первый восточнославян­ский учебник. Иван Федоров писал, что составил его «ради скорого младенческого научения».

В 1580 году в Остроге Иван Федоров печатает «Новый завет с Псалтырью». Изда­ние сопровождала «Книжка — собрание вещей нужнейших» — первый в истории на­шей словесности алфавитно-предметный указатель и одновременно сборник афоризмов и крылатых выражений. А затем была напечатана Острожская «Библия» — замечательный памятник восточно­славянской культуры.

Иван Фёдоров похоронен во Львове. Здесь на могильной плите изображен книжный знак печатника, а под ним высечено: «Друкарь книг пред тым невиданных».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.