|
|||
Помните! Гораздо легче предупредить, чем исправлять!
Советы логопеда родителям будущих первоклассников: Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом. У многих детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок, например на уроках русского языка. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала его обучения грамоте. Помните! Гораздо легче предупредить, чем исправлять! Родителям следует обратить внимание на следующее: 1. Звукопроизношение. К 6 годам ребёнок должен правильно и чётко произносить все звуки речи. 2. Состояние фонематических процессов. Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владеть навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определять первый и последний звуки в слове, уметь из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др. 3. Состояние грамматического строя. Следует обратить внимание на то, как ребёнок называет один или много предметов (ведро — вёдра, ухо — уши, стул — стулья и т. д. ), уместно ли использует предлоги в предложениях, верно ли согласует слова в роде, числе: словоизменение (дерево - деревья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге). 4. Мелкая моторика. Для успешного овладения графическим начертанием букв у ребёнка должна быть хорошо развита мелкая моторика. Замечательно воздействует на мелкую моторику лепка из пластилина. Такие упражнения как застёгивать и расстёгивать пуговицы, пришивать их, пытаться оторвать (только без ущерба для одежды, на специальном материале). Полезно развязывание узелков на шнурках, раскрашивание, рисование (фломастеры не рекомендуются), графические упражнения (штриховка), нанизывание бус, бисероплетение, собирание пазлов, мозаики. 5. Пространственное восприятие — умение ориентироваться в пространстве. Казалось бы, какое отношение имеет пространственное восприятие к речи? На самом деле неумение ориентироваться в пространстве приводит к трудностям на письме. Дети пишут цифры и буквы в зеркальном отражении. Обратите внимание, умеет ли ваш ребенок определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях). 6. Состояние слоговой структуры слова. К шести годам ребенок безошибочно, не переставляя и не пропуская слоги, должен произносить длинные слова типа: балалайка, экскаватор, велосипедист, сковорода, экскурсовод и т. д. Если ребёнок систематически допускает ошибки, возможно у него нарушение звуко-слоговой структуры слова. Следует обратиться к специалисту за консультацией. 7. Состояние словарного запаса. В словаре 6-7-летнего ребенка должно быть около 2000 слов, причем среди них представлены все части речи. Если вы хотите, чтобы речь вашего ребёнка отвечала возрастной норме, а словарь был достаточно богатым, старайтесь, во-первых, сами говорить правильно, во-вторых, находить больше времени для общения с ребёнком, а в-третьих, заниматься с ним. Предложите ребёнку поиграть, например, в такую игру: «давай подберём как можно больше слов, которые подходят к слову «капуста», «листочек», «снег» (любое другое слово, всё что видите вокруг себя). Капуста какая? … зелёная, круглая, твёрдая, полезная, хрустящая, вкусная, квашенная, свежая.... и так далее. Если ребёнок затрудняется, дайте ему потрогать, попробовать, пожевать, помогите подобрать слова наводящими вопросами.
Если ребенок читает:
В группу риска попадают следующие учащиеся:
В заключение своих рекомендаций хотелось бы сказать о самом главном: внимательно относитесь к своей собственной речи, старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком и проводить с ним время, окружая его грамотным речевым общением и своим вниманием.
Помните, что у ребенка с недостаточно сформированной устной речью, в дальнейшем неизбежно появление школьных трудностей в процессе овладения письмом.
УДАЧИ ВАМ И ВАШИМ ДЕТЯМ! Учитель-логопед Михайлова Е. Н.
|
|||
|