|
|||
Тема: М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Смерть Поэта».
Тема: М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Смерть Поэта». Цели: продолжить знакомство с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова; познакомить учащихся с историей создания и содержанием стихотворения; последовательно анализировать стихотворение, проследить за развитием авторской мысли, сосредоточить внимание учеников на особенностях стихотворения; провести наблюдение за поэтическим языком; выяснить идейное содержание стихотворения, его художественное своеобразие. Воспитательные задачи: воспитывать чувство гордости талантливостью русского человека, патриотизм. Развивающие задачи: развивать творческое воображение, эмоциональную сферу, навыки выразительного чтения, умение анализа лирического произведения. Планируемые результаты:
Личностные результаты: проявлять интерес к изучаемой теме. Осознавать успешность собственной учебной деятельности. Развивать свои творческие способности, работать над культурой речи Метапредметные умения: уметь работать с тестовым материалом. Выполнять учебное задание в соответствии с целями, умения соотносить собственные учебные действия с известным алгоритмом работы. Уметь формулировать собственные мысли; обобщать и делать выводы; адекватно использовать речевые средства для представления результата
Предметные результаты: знать содержание и проблематику произведения, уметь анализировать текст, пересказывать текст. Читать выразительно.
Смерть поэта Отмщенье, государь, отмщенье! Погиб поэт! — невольник чести — Его убийца хладнокровно И он убит — и взят могилой, Зачем от мирных нег и дружбы простодушной И прежний сняв венок — они венец терновый, А вы, надменные потомки
1837 г. - Какие чувства вызывает у вас прослушанное стихотворение? - С какими интонациями следует читать стихотворение? Какими чувствами пронизано размышление автора о смерти Пушкина? (чувство горечи, скорби от невосполнимой утраты соединяется с негодованием, гневным обличением гибели поэта) - Кому оно посвящено? Как вы догадались? На смерть Пушкина откликнулись многие поэты того времени, среди них В. А, Жуковский – стихотворением «А. С. Пушкин», Ф. И. Тютчев – стихотворением «29 января 1837 года», А. В. Кольцов – стихотворением «Лес. (Посвящено памяти А. С. Пушкина)». В заглавиях этих произведений говорится о смерти Пушкина или указывается дата его смерти. Только у Лермонтова речь идет о смерти Поэта (без имени и фамилии! ). - В стихотворении «Смерть поэта» ни разу не названо имя Пушкина. И даже в заглавии стихотворения его имя не упоминается, но мы, зная обстоятельства жизни поэта, понимаем, что стихотворение посвящено Пушкину - Почему же Лермонтов так назвал своё стихотворение? - Как вы понимаете название стихотворения? Что изменилось, если бы оно называлось «Смерть Пушкина»? (Название стихотворения поднимает частный жизненный факт смерти человека до философского обобщения. Понятия «поэт» и «Пушкин» для Лермонтова нераздельны. «Поэт» - это органическая черта Пушкина. - Нет сомнения, что «Смерть поэта» - произведение, посвященное прежде всего личности самого Пушкина, поэта, горячо любимого Лермонтовым, с «чудными песнями», с «дивным гением» которого наследник связан тесными узами преемственности. Вот откуда такое живое ощущение личной утраты, невозвратимой потери, пронизывающее каждую строку стихотворения. Поднимаясь в стихотворении до осмысления судьбы поэта в России, Лермонтов осознает смерть Пушкина не просто как гибель человека и даже талантливого поэта, а как тяжелую утрату для России и ее национальной культуры. - В стихотворении три героя. Назовите их. (Пушкин – «невольник чести», светская толпа, поэт, клеймящий «светскую чернь» и оплакивающий Пушкина). - Как он называет Пушкина? Какие слова и выражения рисуют облик поэта? - Каковы характерные черты его личности? - Обратим внимание на эпитеты: «невольник чести», «гордая голова», «восстал», «свободный, смелый дар», «светоч», «дивный гений», «наша слава», «сердце вольное», «пламенные страсти», «постигнувший людей», «славное чело», «чудные песни», «праведная кровь», в которых содержится оценка Пушкина, поэта и человека. - В стихотворении местоимение они указывает на гонителей поэта, «клеветников ничтожных», «насмешливых невежд». Их имена так же, как и имя Пушкина, не упоминаются. - Какие отличительные признаки толпы? ( Пустые похвалы, мелочные обиды, «жалкий лепет», «злобно гнали», «для потехи», «завистливый и душный свет, «клеветников ничтожных», «коварный шепот насмешливых невежд», «черная кровь» - С каким чувством поэт изображает толпу? (Пустые похвалы, мелочные обиды, «жалкий лепет», «злобно гнали», «для потехи», «завистливый и душный» свет, «клеветники ничтожные», «коварный шёпот насмешливых невежд», «черная кровь»). - Какие слова и выражения обличают равнодушие «света» и его лицемерие? («Не вы ль... злобно гнали…», «…для потехи раздували/ Чуть затаившийся пожар»; «Пустых похвал ненужный хор/И жалкий лепет оправданья? ») - Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар Мы знаем, что это портрет Дантеса. Но только ли Дантес является убийцей Пушкина? - Нет! Убийцей Пушкина является светское общество. Непосредственный убийца – ничтожество, жалкое орудие в руках светского общества – многоголовой светской толпы, раболепствующей, для которой нетерпим сам факт существования «невольника чести». «Свободы, гения и славы палачи», - называет их автор. Прочитайте строки, где Лермонтов дает их портрет. - А вы, надменные потомки Автор делает явной подоплеку убийства, дает убийцам нравственную и социально-историческую характеристику: это новая послепетровская знать, сделавшая карьеру в ущерб знатным родам, обиженным «игрою счастия», т. е. судьбой. Подлые – не только морально низкие, но и люди относительно низкого происхождения. - Последняя часть стихотворения, знаменитое «прибавление», было написано 7 февраля 1837 года в ответ на суждения тех, кто оправдывал убийцу Пушкина. (Можно перечитать, если есть время) -Какие черты убийц поэта в последних шестнадцати строках? Какие образы здесь противопоставлены? - В заключительной части стихотворения Лермонтов прямо откликнулся на «злословье» тех, кто оправдывал убийцу поэта. Из шести предложений, составивших «прибавление», пять предложений являются восклицательными. Насыщенность заключительных строк восклицательными предложениями не только усиливает обличительное начало, свойственное стихотворению: в этой части «обвинение»… вырастает в проклятие. В последних строках стихотворения ключевыми образами становятся образы палачей Свободы, Гения и Славы и образ грозного Судии, который «не доступен звону злата», «и мысли и дела… знает наперед» и ждет часа возмездия. Как сам Лермонтов писал: «Если над ними нет закона земного, если они палачи гения, так есть Божий суд»
|
|||
|