Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Обре́тение мощей прп. Серафи́ма, Саро́вского чудотворца.



 

#проповедь_юный_теолог

Обре́ тение мощей прп. Серафи́ ма, Саро́ вского чудотворца.

Порядок чтений, согласно календарю: Лит. – Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2.

 

Русский перевод архимандрита Ианнуария (Ивлиева):

(V) 22 Плод же Духа таков: любовь, радость, мир, долготерпение, дружелюбность, милосердие, вера, 23 кротость и самообладание. Для людей, живущих так, нет Закона. 24 Кто Христу служит, те распяли на кресте свою плоть с её страстями и похотями.

25 Если же живем Духом, то станем и вести себя, сообразуясь с Духом. 26 Не будем тщеславными, братьям, не станем обижать друг друга и друг другу завидовать.

(VI) 1 А если и впадет человек в какое-либо прегрешение, то вы, духовные исправляйте такого со снисходительностью. Следите лучше за собою, как бы и вам не подвергнуться такому же искушению. 2 Помогайте друг другу переносить невзгоды. Поступая так, вы исполните Христов закон.

Человек может жить «по плоти» и может жить «по Духу», утверждает апостол Павел. Это два принципиально различных качества человеческой жизни. Под «плотью» понимается греховное, животно-эгоистическое начало в человеке, а под Духом - начало Божественное, Святой Дух, воспринимаемый человеком в вере, покаянии и Крещении.

«Дела плоти, - пишет апостол, - известны». И он приводит длинный перечень этих «дел»: «они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение» и так далее, и так далее (Гал 5: 19-21). «Плоть» производит много греховных «дел». В противоположность этому множеству «дел плоти» Дух приносит только один «ПЛОД». Один, но зато какой! Апостол в искусной риторике перечисляет разные качества этого
единственного «плода Духа». Три качества характеризуют отношение человека к Богу: любовь, радость и мир; три означают отношение к ближнему - долготерпение, доброта и сострадательность; три - внутренние качества человека: верность, кротость и самообладание. Эти признаки Духа в человеке не называются «добрыми делами». Они вообще не «дела», то есть не достижения и не заслуги. Действие Духа в человеке приносит «плод». «Плоть» не приносит плода, она ведет человека в смерть. Дух дает плод вечной жизни. Все названные качества «плода Духа» - разные стороны одной целостной жизни в любви Христовой.

Апостол Павел не перечисляет чрезвычайные духовные
дары, такие как дар исцелений, чудесные силы, дары пророчества и языкоговорения. Этим дарам он уделяет место в других своих посланиях (1 Кор 12: 10). Здесь речь у него идет не о чрезвычайном, а о простом будничном поведении человека. Но так ли все это просто и буднично, как это кажется на первый взгляд? Нет, совсем не так просто. При внимательном рассмотрении разные стороны «плода Духа» обнаруживают себя как действия сверхчеловеческой силы, которая часто превосходит натурально-человеческие, «плотяные» масштабы поведения.

Иногда человек «в Духе» очевидно для всех и каждого прорывает границы «нормального» состояния, как в случае пророчества или говорения языками. Но ведь и тот, кто идет до последних пределов долготерпения, верности и кротости, говоря по-человечески, производит впечатление человека «не от мира сего», «ненормального». Например, с человеком могут обходиться несправедливо. В «нормальном» состоянии он мог бы себя защищать, добиваться правды и возмущаться. Но... он молчит и даже прощает обидчикам, как в случае с Иисусом Христом на Кресте. Совершенно ясно, что, с точки зрения «нормального» большинства, Иисус вел себя «ненормально». Не случайно Его родные считали Его психически нездоровым, даже стеснялись Его и «говорили, что Он вышел из Себя» (Мк 3: 21). Или, например, если некто столь самоотверженно добр, что помогает нуждающимся, не ожидая никакого вознаграждения, то разве это «нормально»? А любовь, которая дарит себя без всяких условий? Разве она не безумие в глазах расчетливого мира?

Апостол пишет: «Плод Духа - любовь, радость, мир» и так далее. Но его мысли отвечало бы, если бы мы сказали так: «Любовь, радость, мир... - это плод Духа». Действительно, везде, где есть любовь, там мы встречаемся с действием Духа. Жизнь человека в любви - знамение и плод Духа Божия в мире. Это, как оазис в пустыне, - знамение и плод животворной влаги. А если мы откроем наши глаза, то мы увидим, что плод Духа встречается в мире неизмеримо чаще, чем вода в пустыне.

«На таковых нет Закона». Как это понимать? Понимать эти слова надо в соответствии с одной из принципиальных мыслей апостола Павла: в жизни из Духа и по Духу Закон не играет никакой роли. Апостол здесь подразумевает Закон Моисея. Впрочем, его слова можно было бы отнести к любому нравственному закону. Если мы живем не по Закону, а «живем Духом, то по Духу и поступать должны», или, если точнее, «последуем за Духом, как нашим руководителем», «будем строить нашу жизнь по Духу». Так должно быть, если человек - «во Христе». В этом случае происходит решающий переворот всего «натурально-плотского». В вере, покаянии и Крещении происходит умирание ветхого, «натуралыю-плотского» человека и соумирание его с Христом: «... ветхий наш человек распят с Ним» (Рим 6: 6); «... уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2: 20). Это означает свободу от мира плоти, в том числе и от Закона. Отныне жизнь человека отдана в руководство Духом.

«Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не
подвергайтесь опять игу рабства»
, - призывал апостол Павел (Гал 5: 1). Свобода как дар Христов для верующего человека составляет объективную данность, основу его нового бытия. От субъективных же усилий христианина зависит реализовать эту свободу, осуществить ее в своих поступках, чтобы не было никакого противоречия между его новой сущностью в Иисусе Христе и его ветхим поведением «по плоти». Оттого и следует призыв: «Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать». Ибо такие обычные «плотские» качества человеческого поведения, как тщеславие, нетерпимость, непримиримость и зависть, полностью противоречат жизни по Духу.

Для такой жизни по Духу апостол Павел тотчас приводит пример, который касается церковной общины как семьи любящих братьев. Так апостол и обращается к христианам: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости». Строгий в своих принципиальных суждениях о Благовести Христовом апостол Павел снисходителен и терпим тогда, когда речь заходит о человеческих слабостях. Разумеется, он не извиняет согрешившего, но берет его под свою защиту перед строгостью бессердечной критики. «Впадет в согрешение» - не совсем точный перевод. У апостола Павла сказано мягче: что-то вроде «невольно совершит оплошность». Именно эту мягкость выражения подмечают все толкователи. Святитель Феофан Затворник но этому поводу пишет: «С какой нежностью относится святой Павел к падающим! Возможны и тяжкие падения; но он наперед уже располагает к снисхождению и к ним, называя все падения случайными». «Дух кротости» проявляется не только в снисходительности, но также в ответственной заботе и помощи, которая «исправляет», «восстанавливает» согрешившего. За такой кротостью, которая не унижает падшего, но его «выпрямляет», стоит не фарисейское сознание собственной праведности, но, напротив, сознание собственной немощи. Поэтому «следи за собою, как бы и тебе самому не поддаться искушению».

Второй пример, связанный с первым, касается взаимного несения бремени: «Носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов». Речь идет о христианском служении деятельного сочувствия и соучастия. Под «бременами» следует понимать, как толкуют все святые отцы, те самые «прегрешения», о которых речь шла выше. Так, святой Иоанн Златоуст пишет: «Поскольку невозможно, будучи человеком, прожить без пятна, то апостол убеждает не быть строгими судиями погрешностей других, но терпеливо сносить недостатки ближних, дабы и другие сносили их недостатки». А блаженный Феодорит Кирский добавляет: «Таким образом исполняется закон любви. Ибо любовь назвал апостол законом Христовым».

 

 

 

 

 

В сегодняшнем апостольском чтении, которое приурочено к памяти святых просиявших в лике преподобных (т. е. монашестве), св. ап Павел говорит о плоде Духа. Грех и плоть ведут к множеству пороков. Под плотью надо понимать не просто человеческую природу, а эгоистическую, греховную природу, испорченную грехом, а Дух Святой один, и Он дает один плод, который здесь указан в своих разных аспектах, а именно перечислено девять разных сторон этого плода Духа. И здесь Закону делать уже нечего, то есть для всех этих свойств человеческих не нужен Закон, потому что Закон ограничивает зло. Любовь — не зло, радость — не зло, Закон становится в этом случае неуместен. Жизнь в Духе — это жизнь, для которой Закон не нужен, ибо, как выше было сказано, закон весь заключается в одной заповеди, любви. Кто отдал себя Христу, отказался от эгоистического бытия, распял плоть вместе с Иисусом. В конце главы св. Павел переходит к конкретным увещаниям к братским отношениям между христианами в Церкви. 5-я глава является основополагающей в послании, в ней говорится о сути христианской свободы, которая есть свобода в Духе Святом. Каждый христианин должен спросить себя, живу ли я в Духе Святом, действует ли Он во мне, свободен ли я? Насколько мы чувствуем себя несвободными, настолько живем вне Духа Святого, вне Бога и Христа. Увы, это часто мы ощущаем в себе, поэтому снова и снова давайте взывать к Духу Святому, чтобы Он вселился в нас, очистил нас от наших плотских эгоистический устремлений, направил нас и даровал живое чувство действовать в любви, для которой нет никакого Закона.

В самом конце 5-й главы св. Павел применяет эту свободу к реальной церковной жизни христиан, давая увещания к братским христианским отношениям в Церкви.

Снова неправильно написание слова «Дух», истинная свобода достигается в Духе Святом, а не в каком-либо ином духе. «Если живем в Духе, то по Духу и поступать должны». Что это означает? В крещении каждый человек получает Святого Духа, но одно дело получить Святой Дух, и другое — воспользоваться полученным. Человек искуплен ведь уже во Христе, Христос, Сын Божий искупил на Кресте все человечество, весь Адамов род: от Адама до самого хронологически последнего человека, который будет жить на земле. То есть двери тюрьмы, греха, ограниченности, несвободы, смерти — эти двери распахнуты, искупление совершилось, пожалуйста, выходите на свободу. Но ведь человек такое создание, что он может и при открытой двери из тюрьмы сказать, что не хочет выходить, готов остаться в своей камере, где ему хорошо. Помимо объективного условия спасения, человек должен проявить еще и самостоятельное усилие, должно быть субъективное условие, тогда совершится спасение. Спасение совершается при совпадении объективного и субъективного условия. Объективные условия спасения нам даны Богом, субъективные зависят от нас. «По Духу и поступать должны» как раз и обозначает наше собственное усилие. Нередко ведь бывает обратное, когда «свобода», жизнь по плоти затягивает человека, становится привычной для него, и нам трудно отрешиться от всего этого. Но наступает момент в жизни почти каждого человека, когда он ощущает, что все, что связывает его здесь на земле — именно связывает, а ему самому хочется свободы. Тогда он может отрешиться от привязанности к тому, что находится в этом греховном и злом мире. Это не значит, отвернуться от этого мира, значит, отрешиться от привязанности к нему. Мы живем в этом мире, но наша истинная родина в жизни вечной у Бога.

Далее следуют конкретные увещания, чего не следует делать. Не надо завидовать, ведь завидовать нечему, надо глядеть на себя, а не на то, что есть у другого. Жизнь в Духе ведет к совершенно конкретным поступкам в обыденной человеческой жизни. Речь не идет о состоянии экстаза, какой-то буддистской просветленности, нет. Она проявляется в самой обыденной жизни в каждую минуту в каждом поступке человека. Важнее всего избегать тщеславия и зависти. В этом случае ап. Павел любит прибегать к образу тела Христова. Он говорит, что Церковь составляет как бы тело, как бы живой организм, а в теле все члены этого организма исполняют собственные функции, и смешно, если глаза будут завидовать ушам, уши будут завидовать ногам, у каждого свое. Все должны жить в согласии и любви. Жизнь в Духе Святом обнаруживается, во-первых, в помощи согрешившим. Не осуждать, а помогать. Все мы имеем Духа Святого, ну а духовными св. Павел называет людей, которые ведут сознательную жизнь во Христе. Следует помнить всегда о собственной слабости, собственных искушениях, а не указывать на слабости других людей. У всех есть свои слабости и грехи. «Носить бремена» означает помогать друг другу, если кому-то трудно, помогайте ему. Жизнь на земле полна тягот, и нет такого человека, который не испытывал какие-то страдания и болезни, трудности, заботы. Напрасно некоторое люди полагают, что если живет в Боге, во Христе, если он крещеный человек, значит, будет осыпан всяческими благами. Нет, Господь Иисус Христос нам не обещал благ в этой жизни, все это иллюзии. Жизнь каждого человека полна бремени, поэтому «носите бремена друг друга», живите в любви, и таким образом исполните «закон» Христов. Слово «закон» надо поставить мысленно в кавычки, потому что жизнь во Христе есть жизнь в свободе, а не в законе. Закон — это Закон Моисея, наша Конституция, уголовные и прочие своды законов, это все земные дела. Во Христе мы живем в Боге, тут уже жизнь вне закона. Жизнь без закона, хотя и не беззаконная, не грешная жизнь. Необходимо тонко различать жизнь вне закона во Христе и жизнь беззаконную — это разные вещи.

Закон Христов в отличие от Закона ветхозаветного, Закона, данного на Синае — это заповедь любви. Да и та не заповедь, потому что заповедь это что такое? Заповедь всегда говорит, не делай того-то, или наоборот делай то-то. Например, «помни день субботний» — вот заповедь соблюдать один день в неделю и посвящать его Богу. Не укради, не прилюбысотвори — это все заповеди. «Люби другого», разве можно назвать это заповедью или законом? Разве можно ни с того, ни с сего полюбить другого? Да чего ради? Может быть, этот человек мне не нравится вовсе, может быть, он, с моей точки зрения, не достоин любви. Любовь невозможно в себе искусственно вызывать или заслужить, потому что заслуженная, купленная за что-то любовь есть любовь продажная. Любовь — это величайший дар Божий, именно тот пробный камень нашей жизни в Духе, Который нам дается от Бога. Поэтому если говорим «закон Христов», «заповедь любви», всегда надо помнить, что мысленно эти слова мы ставим в кавычки, потому что и то, и другое дары Божии, жизнь во Христе и любовь, а вовсе не наши заслуги, не какие-то требования, которые к нам предъявляются и которые мы можем исполнять и не исполнять, это надо помнить.

Любовь, конечно, не внешнее принуждение, потому что исполнение вот этого «закона Христова» вырастает из самого опыта жизни в Боге и во Христе. Прежде всего не судить другого, каждый должен ставить самого себя перед судом Божием.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.