Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Урок биол. в 9 классе 10.02. Задание на отдельном листе принести на урок биологии во вторник - 15.02.. Это самый основной критерий.



Урок биол. в 9 классе 10. 02

Тема. Процесс образования видов – видообразование.

Д. з.  § 37, 38, ответить на вопросы 13, учить термины, на отдельном листе составить характеристику любого вида по всем критериям – одно растение или животное (кроме белого медведя) по образцу в файле.                                    

Работа на уроке.

1. Чтение § 37. 38

2. Выписать в тетрадь критерии вида, их д. б. 8 ( смотрите ниже и в параграфе), добавьте – исторический ( каждый вид формировался в процессе эволюции в течение длительного времени, имеет определённый период развития, с учётом его предковых форм). Если в характеристике вида не будет хотя бы одного критерия, такая характеристика считается неполной, вид уже не рассматривается.

Задание на отдельном листе принести на урок биологии во вторник - 15. 02.

.

К Р И Т Е Р И И В И Д А (признаки)

 
КРИТЕРИЙ Примеры (смородина, заяц). ПРИМЕР (Белый медведь)

1) ГЕНЕТИЧЕСКИЙ для каждого вида характерен определенный кариотип (хромосомный набор).

Виды обычно отличаются по числу и строению хромосом.

Это самый основной критерий.

Количество хромосом в соматических клетках белого медведя - равно 74 (диплоидный набор), а в половых клетках - 37 хромосом (гаплоидный набор).

2) МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ

сходство внешнего и внутреннего строения. Окраска меха, количество глаз, форма и расположение листьев;

  Кожа у него чёрная. Цвет шубы варьирует от белого до желтоватого. Между пальцами есть плавательная перепонка.

3) ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ

сходство процессов жизнедеятельности и размножения. Активность ферментов, дыхание, спячка, синтез и накопление веществ, сроки размножения;

Весь период беременности составляет 230–250 дней; медвежата появляются в середине или конце арктической зимы. Самка при этом  остаётся в спячке.

4) БИОХИМИЧЕСКИЙ

сходный биохимический состав (ДНК, белки, наличие гормонов, ферментов).

В печени накапливается большое количество витамина А.

5) ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ – особи

одного вида занимают сходный ареал (в примере часто указывают конкретную географическую зону, страну);

Обитает в приполярных областях в северном полушарии Земли.
  6) ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ  

Обитает на дрейфующих и припайных морских льдах; Хищник – питается мелкой дичью и рыбой;

требования к среде обитания. Особенности питани я, местообитания, сезон размножения;

  7) ЭТОЛОГИЧЕСКИЙ  

Для данных зверей характерно совершение сезонных кочёвок вслед за движениями ледников;

особенности поведения особей одного вида (поведение во время

«брачного периода» - крики, танцы, постройка гнёзд, бои за самку);

ВЫВОД. Ни один из критериев вида не является абсолютным . Для точного определения принадлежности к виду необходимо учитывать комплекс критериев!

Вид — группа особей, сходных по морфологическим, физиологическим, биохимическим и генетическим признакам, занимающих естественный ареал, способных свободно скрещиваться между собой и давать плодовитое потомство.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.