Урок биол. в 9 классе 10.02. Задание на отдельном листе принести на урок биологии во вторник - 15.02.. Это самый основной критерий.
Урок биол. в 9 классе 10. 02
Тема. Процесс образования видов – видообразование.
Д. з. § 37, 38, ответить на вопросы 13, учить термины, на отдельном листе составить характеристику любого вида по всем критериям – одно растение или животное (кроме белого медведя) по образцу в файле.
Работа на уроке.
1. Чтение § 37. 38
2. Выписать в тетрадь критерии вида, их д. б. 8 ( смотрите ниже и в параграфе), добавьте – исторический ( каждый вид формировался в процессе эволюции в течение длительного времени, имеет определённый период развития, с учётом его предковых форм). Если в характеристике вида не будет хотя бы одного критерия, такая характеристика считается неполной, вид уже не рассматривается.
Задание на отдельном листе принести на урок биологии во вторник - 15. 02.
.
К Р И Т Е Р И И В И Д А (признаки)
| | КРИТЕРИЙ
| Примеры (смородина, заяц).
| ПРИМЕР (Белый медведь)
| 1) ГЕНЕТИЧЕСКИЙ для каждого вида характерен определенный кариотип (хромосомный набор).
Виды обычно отличаются по числу и строению хромосом.
Это самый основной критерий.
|
| Количество хромосом в соматических клетках белого медведя - равно 74 (диплоидный набор), а в половых клетках - 37
хромосом (гаплоидный набор).
| 2) МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ –
сходство внешнего и внутреннего строения. Окраска меха, количество глаз, форма и расположение листьев;
|
| Кожа у него чёрная. Цвет шубы варьирует от белого до желтоватого. Между пальцами есть плавательная перепонка.
| 3) ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ –
сходство процессов жизнедеятельности и размножения. Активность ферментов, дыхание, спячка, синтез и накопление веществ, сроки размножения;
|
| Весь период беременности составляет 230–250 дней; медвежата появляются в середине или конце арктической зимы. Самка при этом
остаётся в спячке.
| 4) БИОХИМИЧЕСКИЙ –
сходный биохимический состав (ДНК, белки, наличие гормонов, ферментов).
|
| В печени накапливается большое количество витамина А.
| 5) ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ – особи
одного вида занимают сходный ареал (в примере часто указывают конкретную географическую зону, страну);
|
| Обитает в приполярных областях в северном полушарии Земли.
|
| 6) ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ
| –
|
|
| Обитает на дрейфующих и припайных морских льдах; Хищник – питается мелкой дичью и рыбой;
| требования к среде обитания. Особенности питани я, местообитания, сезон размножения;
|
| 7) ЭТОЛОГИЧЕСКИЙ
| –
|
|
| Для данных зверей характерно совершение сезонных кочёвок вслед за движениями ледников;
| особенности поведения особей одного вида (поведение во время
«брачного периода» - крики, танцы, постройка гнёзд, бои за самку);
| ВЫВОД. Ни один из критериев вида не является абсолютным . Для точного определения принадлежности к виду необходимо учитывать комплекс критериев!
Вид — группа особей, сходных по морфологическим, физиологическим, биохимическим и генетическим признакам, занимающих естественный ареал, способных свободно скрещиваться между собой и давать плодовитое потомство.
| |
| | |
|