Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вокально-симфоническая поэма на слова Е.Евтушенко для баса, хора и оркестра



 

Шостакович. «Казнь Степана Разина»

Год создания

Дата премьеры

28. 12. 1964

Жанр

вокально-симфонические

Иллюстрация: С. А. Кириллов. «Степан Разин»

Вокально-симфоническая поэма на слова Е. Евтушенко для баса, хора и оркестра

История создания

Август 1964 года Шостакович проводил в Венгрии, на озере Балатон. Там он начал работу над вокально-симфонической поэмой на стихи Евгения Евтушенко (р. 1933). Композитор и поэт очень сблизились во время совместной работы над Тринадцатой симфонией в 1962 году. И теперь Шостаковича привлекла его поэма «Братская ГЭС». В произведении, посвященном гигантской «стройке коммунизма» — гидроэлектростанции на Ангаре, — есть эпизоды, говорящие о нашем прошлом. Один из них повествует о вожде повстанцев XVII века казацком атамане Степане Разине, одной из самых колоритных фигур русской истории. В свое время Герцен писал о нем: «Прибавьте Стеньке Разину определенную цель, дайте ему вместо казацкой голи армию и посадите его на престол, вот вам и Петр I». Характеризуя Разина, Герцен говорил, что ему присущи «... удаль, дерзость, злодейство, отвага».

Собственно, Разина в поэме нет. Поэт рисует картину волнующегося человеческого моря. Возбуждение, злорадство, стихийный разгул страстей и противостоящее ему мудрое человеческое достоинство. Смысл взятого композитором эпизода в нескольких ключевых фразах:

Вы всегда плюете, люди,
В тех, кто хочет вам добра.
<... >
Дьяк мне бил с оттяжкой в зубы,
Приговаривал, ретив:
«Супротив народа вздумал?
Будешь знать, как супротив!.. »

Ох, как, должно быть, ныли зубы у Шостаковича! Он-то помнил, как в 48-м году ему били камнями окна на даче: ведь он был объявлен антинародным композитором. В середине августа Шостакович вернулся в Москву, где закончил сочинение. В сентябре у себя на квартире он показал его друзьям и поэту, 28 декабря 1964 года состоялась премьера «Казни Степана Разина» — в Большом зале Московской консерватории.

Музыка

По своему стилю «Казнь Степана Разина» приближается к опере. Критика называла ее «театральной симфонией», отмечая зримость, пластичность образов, яркую сценичность. В ней использованы арии-монологи, типично оперные речитативы, хоры, оркестровые интермедии. Музыка чутко рисует оттенки настроения как героя, так и толпы, ее отдельных частей. Роль хора и солиста двояка. Хор одновременно — народ и голос совести героя, выражение его внутренней сущности. Солист же — сам Стенька, но и та часть народа, в которой проступает человечность («Лица... у безликих на лице»).

После неторопливого эпического оркестрового вступления рассказчик-солист начинает свое повествование. Суровое и сдержанное, оно прерывается оркестровыми интермедиями, рисующими возбужденную ликующую толпу в предвкушении кровавого зрелища. Нагнетается напряжение, растет динамика. К оркестру присоединяется хор, звучат издевательски приплясывающий мотивчик, выкрики и завывания толпы. Вступает скорбная мелодия монолога Степана Разина — монолога-размышления, раздумья, исповеди. Кульминация поэмы — симфонический пролог к сцене казни, исполненный могучей красоты. После него звучит затаенно-тихий хор «Над Москвой колокола гудут», исполненный удивительной нежности.

И сквозь рыла, ряшки, хари
Целовальников, менял
Стенька ЛИЦА увидал...
<... >
Прорастают ЛИЦА грозно
У безликих на лице...

Еще один конфликт впереди: народу приказано праздновать! Дудки заливаются заказанным весельем, но захлебываются. Застыла площадь, замерла.

Площадь что-то поняла,
Площадь шапки сняла.

Бьет набат. «Еще жила голова». Мрачны тяжелые колокольные удары. Замученный казненный более жив, чем его палачи. Всплеском гневных, возмущенных, угрожающих звучаний заканчивается поэма.

 

 Скопировать ссылку и послушать поэму:

 

https: //www. youtube. com/watch? v=w4Dq-ZTh8dY& t=56s

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.