Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ход урока. 1. Организационный момент.. 3. Актуализация знаний..  Чтение параграфа 31(6 –Г и 6 – Д классы); 6 – Е класс – параграф 34. 4. Применение знаний и умений..  Домик, домишко, домище, домовой, надомную, бездомными.



 

 

 

 

 

Русский язык
в 6 классе
Повторение. Морфемика и словообразование

Ход урока

1. Организационный момент.

 Цель  - повторить знания о морфемике и словообразовании.

3. Актуализация знаний.

-Итак,  что вы знаете о морфемике? (Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав, строение слова. )

 Чтение параграфа 31(6 –Г и 6 – Д классы); 6 – Е класс – параграф 34

- Строение - строительство. Чтобы заниматься строительством, необходим строительный материал. Из чего строят дома? (Дома строят из кирпича, дерева, железобетона. ) А каков строительный материал для слов? (Слова состоят из морфем:  это корень, приставка, суффикс, окончание).

4. Применение знаний и умений.

Задание №1  В тетрадях пишем слово ДОМ. Найдем ему родственников. Записываем однокоренные слова.

 Домик, домишко, домище, домовой, надомную, бездомными...

-Прежде чем начать любое строительство, нужно заложить фундамент, в нашем случае это выделить основу слова. Что поможет нам сделать это? (Нам поможет в этом окончание. ) Выделите основы слов

-Что же такое окончание? (Окончание – это значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов. )

-Что можно узнать по окончанию? (Окончаниевыражает значения лица, рода, числа, падежа. )

-Работаем с записанными словами. Выделяем окончания, основы . Определяем род, число, падеж. (Домик – м. род, ед. число, им. падеж; домишко – ср. род, ед. ч., им. падеж; домище– ср. род, ед. ч., им падеж; домовой –м. род, ед. ч., им. падеж; надомную –ж. род, ед. ч., вин. падеж; бездомными – мн. ч., тв. падеж)

-Молодцы!

-Что мы можем выделить в основе? (В основе мы можем выделить корень. )

- Что же такое корень слова? (Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов. )

 -Выделяем корни в наших словах (-дом-)

- Какие еще есть морфемы? (Приставки. )

-Что такое приставка? (Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. )

- Выделяем приставки в словах. (на-, без-)

- Какая еще морфема может помочь нам в строительстве? (Суффикс. )         

- Что такое суффикс? (Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. )

- Выделяем суффиксы в словах. (-ик-, -ишк-, -ищ-, -ов-, -н-)

-В каких словах были использованы все морфемы-кирпичики? (Надомную, бездомными. )

-Итак, мы построили домик и выделили в словах все морфемы. Как называется выполненный нами разбор слов? (Морфемный. )

Задание № 2

-А сейчас я вам загадаю загадку. В этом слове такой же корень, как в слове школьный, та же приставка, что в слове прибежал, суффикс прилагательного умный, окончание слова веселый. Что за слово у вас получилось? (пришкольный)

Записываем его , разбираем по морфемам, выполняем словообразовательный разбор. ( ПРИ школь Н ый    школа)

- Какие еще способы образования слов вам известны? (Приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, сложение основ и слов, переход одной части речи в другую. )

Самостоятельно подбираем 3-4 однокоренных слова  (Дошкольник, дошкольный, школьница, внешкольный)

-Как вы, ребята, думаете, почему я вам предложила поработать с корнем

- ШКОЛ-? Мы, напоминаю, строим дом. (Школа наш дом. )

-Молодцы.

Физпауза

Мы слегка уже устали.

Отдохнем все: с места встали,

Вправо, влево повернулись,

Всем на свете улыбнулись,

Ручки вверх, вперед подняли,

Сели, встали, сели, встали,

Друг на друга посмотрели

И опять на место сели.

Задание №3. А теперь вам предстоит выполнить еще одно задание.

Марсиане мечтают о чуде,

Чтоб когда-нибудь в сумрачной мгле

Разглядеть шар земной и на блюде

Прилететь к неизвестной Земле.

Приземлиться на светлой полянке,

Земляники поспевшей поесть,

Поселиться в уютной землянке,

С земляками к камину присесть...

Прилетайте, друзья, прилетайте,

Мы вас ждем каждый миг, каждый час!

Верьте в чудо, надейтесь и знайте:

Мы, земляне, открыты для вас!

Вам тепло будет здесь и уютно,

Не порвать дружбы нить никогда.

Нам дружить с вами вовсе не трудно

На прекрасной планете Земля!

- Прочитаем  стихотворение " Марсиане мечтают о чуде. "

Не заметили ли вы какую - нибудь странность в использовании слов? (В стихотворении много слов с корнем -ЗЕМЛ-. )

-Выпишите однокоренные слова, выделить корни.

-Какое фонетическое явление наблюдаем мы в этих корнях? (Чередование м//мл. )

- Почему мы работали со словом земля? (Земля –  наш дом, наш общий дом! )

Задание №4

-Если уж мы заговорили о чередовании, я предлагаю вам вспомнить чередующиеся корни.

1 группа: корень -ЛАГ- – -ЛОЖ- (сл…гаемое, пол…жение, л…жный, прил…гательное, сл…жение). В корне-лаг -– - лож-  в безударном положении букваа пишется, если за корнем следует суффикс -а-; буква опишется, если за корнем нет суффикса -а-.

2 группа: корень -ГАР- – -ГОР- (г…релый, ог…рок, г…реть, г…ристый, заг…р). В корне с чередованием -гар-- гор- в безударном положении пишется буква о.

3 группа: корень -КАС- – -КОС- (к…саться, прик…сновение, к…сичка, к…сание, к…снуться). В корне -кас-– - кос-буква а пишется, если за корнем следует суффикс -а-.

4 группа: корень -РАСТ- – - РОС- (р…стительность, водор…сль, р…сток, ср…щение, отр…сль). В корне -раст- -рос- безударная а пишется перед ст, щ. Слова-исключения: росток, отрасль.

5 группа: корень - ЗАР- – -ЗОР-(з…ря, обз…р, з…рница, з…рька, оз…рение). В корне с чередованием - зар - -зор- в безударном положении пишется буква а.

6 группа: И//Е (пот.. рять, зам…рать, соб…ру, прот…реть, расст…лать). В корнях с чередующимися гласными е – и буква и пишется, если после корня следует суффикс -а-.

- Показываемвсе деревья. Какую красоту мы с вами сегодня построили и посадили!

5. Домашнее задание. 6 -Г и 6 –Д классы: параграф 31 выучить, упр. 158;

6 – Е класс: параграф 34 выучить, упр. 203

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.