|
|||
Ход урока. 1. Организационный момент.. 3. Актуализация знаний.. Чтение параграфа 31(6 –Г и 6 – Д классы); 6 – Е класс – параграф 34. 4. Применение знаний и умений.. Домик, домишко, домище, домовой, надомную, бездомными.
Русский язык Ход урока 1. Организационный момент. Цель - повторить знания о морфемике и словообразовании. 3. Актуализация знаний. -Итак, что вы знаете о морфемике? (Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав, строение слова. ) Чтение параграфа 31(6 –Г и 6 – Д классы); 6 – Е класс – параграф 34 - Строение - строительство. Чтобы заниматься строительством, необходим строительный материал. Из чего строят дома? (Дома строят из кирпича, дерева, железобетона. ) А каков строительный материал для слов? (Слова состоят из морфем: это корень, приставка, суффикс, окончание). 4. Применение знаний и умений. Задание №1 В тетрадях пишем слово ДОМ. Найдем ему родственников. Записываем однокоренные слова. Домик, домишко, домище, домовой, надомную, бездомными... -Прежде чем начать любое строительство, нужно заложить фундамент, в нашем случае это выделить основу слова. Что поможет нам сделать это? (Нам поможет в этом окончание. ) Выделите основы слов -Что же такое окончание? (Окончание – это значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов. ) -Что можно узнать по окончанию? (Окончаниевыражает значения лица, рода, числа, падежа. ) -Работаем с записанными словами. Выделяем окончания, основы . Определяем род, число, падеж. (Домик – м. род, ед. число, им. падеж; домишко – ср. род, ед. ч., им. падеж; домище– ср. род, ед. ч., им падеж; домовой –м. род, ед. ч., им. падеж; надомную –ж. род, ед. ч., вин. падеж; бездомными – мн. ч., тв. падеж) -Молодцы! -Что мы можем выделить в основе? (В основе мы можем выделить корень. ) - Что же такое корень слова? (Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов. ) -Выделяем корни в наших словах (-дом-) - Какие еще есть морфемы? (Приставки. ) -Что такое приставка? (Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. ) - Выделяем приставки в словах. (на-, без-) - Какая еще морфема может помочь нам в строительстве? (Суффикс. ) - Что такое суффикс? (Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. ) - Выделяем суффиксы в словах. (-ик-, -ишк-, -ищ-, -ов-, -н-) -В каких словах были использованы все морфемы-кирпичики? (Надомную, бездомными. ) -Итак, мы построили домик и выделили в словах все морфемы. Как называется выполненный нами разбор слов? (Морфемный. ) Задание № 2 -А сейчас я вам загадаю загадку. В этом слове такой же корень, как в слове школьный, та же приставка, что в слове прибежал, суффикс прилагательного умный, окончание слова веселый. Что за слово у вас получилось? (пришкольный) Записываем его , разбираем по морфемам, выполняем словообразовательный разбор. ( ПРИ школь Н ый школа) - Какие еще способы образования слов вам известны? (Приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, сложение основ и слов, переход одной части речи в другую. ) Самостоятельно подбираем 3-4 однокоренных слова (Дошкольник, дошкольный, школьница, внешкольный) -Как вы, ребята, думаете, почему я вам предложила поработать с корнем - ШКОЛ-? Мы, напоминаю, строим дом. (Школа – наш дом. ) -Молодцы. Физпауза Мы слегка уже устали. Отдохнем все: с места встали, Вправо, влево повернулись, Всем на свете улыбнулись, Ручки вверх, вперед подняли, Сели, встали, сели, встали, Друг на друга посмотрели И опять на место сели. Задание №3. А теперь вам предстоит выполнить еще одно задание. Марсиане мечтают о чуде, Чтоб когда-нибудь в сумрачной мгле Разглядеть шар земной и на блюде Прилететь к неизвестной Земле. Приземлиться на светлой полянке, Земляники поспевшей поесть, Поселиться в уютной землянке, С земляками к камину присесть... Прилетайте, друзья, прилетайте, Мы вас ждем каждый миг, каждый час! Верьте в чудо, надейтесь и знайте: Мы, земляне, открыты для вас! Вам тепло будет здесь и уютно, Не порвать дружбы нить никогда. Нам дружить с вами вовсе не трудно На прекрасной планете Земля! - Прочитаем стихотворение " Марсиане мечтают о чуде. " Не заметили ли вы какую - нибудь странность в использовании слов? (В стихотворении много слов с корнем -ЗЕМЛ-. ) -Выпишите однокоренные слова, выделить корни. -Какое фонетическое явление наблюдаем мы в этих корнях? (Чередование м//мл. ) - Почему мы работали со словом земля? (Земля – наш дом, наш общий дом! ) Задание №4 -Если уж мы заговорили о чередовании, я предлагаю вам вспомнить чередующиеся корни. 1 группа: корень -ЛАГ- – -ЛОЖ- (сл…гаемое, пол…жение, л…жный, прил…гательное, сл…жение). В корне-лаг -– - лож- в безударном положении букваа пишется, если за корнем следует суффикс -а-; буква опишется, если за корнем нет суффикса -а-. 2 группа: корень -ГАР- – -ГОР- (г…релый, ог…рок, г…реть, г…ристый, заг…р). В корне с чередованием -гар-– - гор- в безударном положении пишется буква о. 3 группа: корень -КАС- – -КОС- (к…саться, прик…сновение, к…сичка, к…сание, к…снуться). В корне -кас-– - кос-буква а пишется, если за корнем следует суффикс -а-. 4 группа: корень -РАСТ- – - РОС- (р…стительность, водор…сль, р…сток, ср…щение, отр…сль). В корне -раст-– -рос- безударная а пишется перед ст, щ. Слова-исключения: росток, отрасль. 5 группа: корень - ЗАР- – -ЗОР-(з…ря, обз…р, з…рница, з…рька, оз…рение). В корне с чередованием - зар - – -зор- в безударном положении пишется буква а. 6 группа: И//Е (пот.. рять, зам…рать, соб…ру, прот…реть, расст…лать). В корнях с чередующимися гласными е – и буква и пишется, если после корня следует суффикс -а-. - Показываемвсе деревья. Какую красоту мы с вами сегодня построили и посадили! 5. Домашнее задание. 6 -Г и 6 –Д классы: параграф 31 выучить, упр. 158; 6 – Е класс: параграф 34 выучить, упр. 203
|
|||
|