|
|||
РЕЛИГИОЗНАЯ СИМВОЛИКА В НОВЕЛЛЕ ЛЮДВИГА ТИКА «БЕЛОКУРЫЙ ЭКБЕРТ»Стр 1 из 2Следующая ⇒
РЕЛИГИОЗНАЯ СИМВОЛИКА В НОВЕЛЛЕ ЛЮДВИГА ТИКА «БЕЛОКУРЫЙ ЭКБЕРТ» 1796 год принято считать точкой отсчета существования школы иенского романтизма и эпохи романтизма в Германии вообще. Именно в этом году Иоганн Людвиг Тик создал одно из самых эффектных и неоднозначных своих произведений - новеллу «Белокурый Экберт». Это произведение, неоднократно проанализированное как зарубежными, так и отечественными критиками, получило множество разнообразных интерпретаций. Однако и по сей день оно остается своего рода литературоведческой загадкой: туманными остаются образы дей ствующих лиц, не вполне ясны тема и идея новеллы. За что оказывается наказан Экберт? Почему лицо старухи находится «в беспрестанном движении» и невозможно уловить, «каков ее вид на самом деле»? И почему бегство от лесного уединения приводит к трагедии? Понимание семантической нагрузки образов в новелле - ключ к ответам на эти вопросы. Мы попытались проанализировать идей ное содержание новеллы «Белокурый Экберт» Л. Тика в свете символического значения ее образной системы. Начнем с самого сложного образа новеллы - с образа старухи. Обратимся к описанию её внешности в тот момент, когда Берта впервые её встречает: «Она была почти вся одета в чё рное; чё рный капор закрывал ей голову и большую часть лица; в руке сна держала клюку» [7: 238]. Одежда старухи напоминает одежду монахини. Образ жизни, который она ведет, также вызывает ассоциации с образом жизни монахов. В переводе с греческого монах (monachos) - отшельник. Старуха в новелле - отшельница, и ее" маленькая хижина похожа на келью. При первой встрече Берты со старухой, последняя «... пела пронзительным голосом духовную песнь. Когда же она кончила, то велела идти за собою» [7: 238]. Религия, духовность религии - именно та сила, которая способна повести человека за собой. Обратим внимание на изменчивость облика старухи: «лицо её было в беспрестанном движении и голова тряслась, вероятно, от старости, так что я решительно не могла уловить, каков её вид на самом деле» [7: 239]. Обратимся к историческому контексту создания анализируемого произведения. Религия с самого начала занимала важное место в кругу интересов немецких романтиков [3: 157]. В их переписке мы встречаем такие выражения, как «горячая жажда вечности», «стремление к недостижимому», «тоска по Богу» [Цит. по: 3: 4-5]. «Искусство перетянуло меня к католичеству» - эти слова А. Шлегеля «на разные лады варьируются у Л. Тика, Вакенродера... и Новалиса» [3: 179]. В 1799 году Ф. Д. Шлей ермахер пишет знаменитые «Речи о религии», в которых сформулированы ключевые позиции романтической философии религии [1: 72]. В «Речах о религии» говорится, что «... весь объем религии бесконечен и не может быть вмещё н в одну определё нную форму, а лишь в совокупность всех её форм. [5: 90]. Изменчивый облик старухи - метафора вечной незавершё нности религии; воплощение многообразия и изменчивости форм религии. Непосвящё нному уловить внутреннюю сущность религии чрезвычай но сложно, ведь «лицо» её «находится в беспрестанном движении». Предполагая, что старуха в новелле символизирует христианскую религию, мы можем сделать соответствующие выводы о символике предметов и существ, заполняющих и населяющих её микрокосм. Хижина старухи находится в лесу, и лес - один из важней ших образов-символов в новелле. Ф. П. Фё доров писал о концепции леса в творчестве Л. Тика: «Лес Тика - это «Зримый Дух». [... ]... каждое явление природы есть знак другого, запредельного, бесконечного, есть слово «мировой души», Бога» [4: 75]. Таким образом, входя в лес, Берта приобщается к бесконечности, к Богу. Для неё, сбежавшей от тягот жестокого земного мира, лес становится своего рода божественным прибежищем, и, позже, родным домом. У хижины старухи Берту приветствует радостным лаем маленькая собачка: «Веселый лай раздался нам навстречу, и скоро маленькая собачонка, виляя хвостом, кинулась к старухе; потом она подбежала ко мне, осмотрела меня со всех сторон и
снова возвратилась к старухе, радостно прыгая» [7: 239]. Образ собаки, живущей у старухи, также символичен. «В христианстве собака считалась подходящим символом для пастыря Господня и поэтому была эмблемой духовенства. Название монашеского ордена «доминиканцы» (Domini canes) переводится с латинского как «псы Господни» и прямо символизирует миссию охраны христианских догм» [6: 901]. Берта заходит в хижину старухи и осматривается: «... на полках стоячо несколько чаш, на столе какие-то невиданные сосуды, а у окна в блестящей клетке сидела птица, та самая, что пела песню'» [7: 239]. В средневековой символике сосуды и чаши [10]. Чаша персонифицированной веры, а также нескольких христианских святых [21]. символизируют ритуальную чистоту является атрибутом Затем Берта и старуха садятся ужинать: «Яуселась прямо против нее, между нами стояла свеча» [7: 239]. Как образ духовного света во тьме невежества, свеча является важней шим символом христианских традиций, являясь эмблемой Христа, Церкви, Благодати, Веры и Свидетельства [12]. «Поутру разбудила меня старуха и почти тотчас же посадила за работу. Мне велено было прясть, и я скоро выучилась этому... » [7: 239]. Прялка была атрибутом Девы Марии в средневековых изображениях Благовещения. В средневековой символике прялка - символ женской работы, а также времени, начала и продолжения созидания [21]. Следующий символ - птица. «Птица повсеместно - символ свободы (идеи отделения духовного начала от земного) и души» [6: 802]. «У христиан птицы - все духовное, души в раю. Младенец Христос часто изображается держащим в руках птицу» [6: 806]. Мы можем сделать предположение, что птица в «Белокуром Экберте» символизирует духовность. «Поющая птица - символ счастья. Птица в клетке символизирует утрату свободы» [6: 803]. Птица в новелле поё т, будучи заключена в клетку, что символизирует скованное определенными рамками, несвободное счастье. Таково и счастье Берты, живущей у старухи. Жемчуг и драгоценные камни, которые Берта находит в снесенных птицей яй цах, также имеют символические значения. В средневековой символике жемчужина - «символ царства небесного, божьего слова и тай ного знания, недоступного язычнику» [10]. Отметим также, что «у раннехристианских гностиков Иисус Христос Спаситель именовался божественной " невыразимой жемчужиной " [11]. Драгоценные же камни «символизируют как скрытые сокровища знания и истины, так и земную любовь и преходящие богатства» [6: 696]. Драгоценные камни, которые Берта, живя у старухи, складывает в чудесные сосуды, символизируют скрытые сокровища знания и истины. В контексте же побега Берты реализуется другое значение символа драгоценных камней: теперь они символизируют земную любовь и преходящие богатства. «По вечерам она учила меня читать; я скоро освоилась с этим искусством, и чтение стало для меня в моем уединении неисчерпаемым источником радости, потому что у старушки было несколько старинных рукописных книг с чудесными сказками»[7. 239]. «Книга - общий атрибут апостолов, аббатис, священников» [6: 497]. Общеизвестно, что центрами образования в эпоху Средневековья были монастыри. Таким образом, мы можем сделать предположение о том, чло хижина старухи является своего рода монастырё м. Не менее важное значение имеют и символы пути Берты к хижине старухи - микрокосму вечности христианской религии. «Предо мной возвышалась крутая скала; я взобралась на нее в надежде увидеть выход из этой пустыни... » [7: 237] «Скала — наиболее часто употребляемая библей ская метафора прочности, ее приравнивают к живой силе Бога, проявленной в виде воды, бьющей из скалы, в которую ударил посох Моисея. Одно из иносказательных имен Христа — «Скала веков», источник вечной жизни» [6: 278]. Прой дя скалы, Берта как будто возрождается к новой жизни: «... как хорошо, как легко стало мне на сердце, когда я наконец дей ствительно достигла конца голых скал; я снова увидела перед собой леса и луга с далекими приветливыми горами. У меня было такое чувство, ааовно я перешла из ада в рай; мое одиночество и моя беспомощность перестали казаться мне страшными» [7: 238]. Мы видим, что, с одной стороны, за скалой закреплены позитивные смыслы - она является метафорой прочности и символом Бога. С другой стороны «голые скалы» для Берты - тяжелое испытание и, преодолевая их, она испытывает облегчение. Эта противоречивость символа скал в данном контексте, вероятно, объясняется тем, что путь Берты через скалы символизирует путь к Богу через испытание, через страдание. Миновав скалы, Берта находит водопад: «Вместо ожидаемой мельницы нашла я водопад... я зачерпнула ладонью воды из ручья, и вдруг мне послышался в стороне тихий кашель» [7: 238]. Ручей символизирует Христа как источник жизни. Вода же в христианстве олицетворяет восстановление, обновление, очищение, освящение и крещение. Берта слышит чей -то кашель, идё т на звук и видит на краю леса отдыхающую старуху. «Я подошла ближе к ней и попросила о помощи; она посадила меня подле себя и дала мне хлеба и немножко вина... » [7: 238]. Хлеб и вино - христианские символы: «Вино и хлеб в таинстве Евхаристии пресуществляются в Кровь и Тело Христовы. Причащение ими символизирует исповедание веры в то, что евхаристическая жизнь (жизнь в причастии Святых Тай н) - есть залог вечной жизни» [6: 511]. Таким образом, отведав хлеба и вина, которые ей даё т старуха, Берта проходит обряд причащения. Уже на подходе к дому старухи перед Бертой открывается чудесный вид: «Дикие скалы отходили все далее и далее, мы прошли через красивый луг, а потом через довольно большой лес. В ту самую минуту, как мы из него вышли, солнце садилось; никогда не забуду я впечатления, произведенного во мне этим вечером. Все кругом было облито нежней шим пурпуром и золотом, вершины дерев пылали в вечернем зареве, и на полях лежало восхитительное сияние; леса и ветви дерев не колыхались, ясное небо подобно было отверстому раю, и в ясной тиши нежно и печально звучали колокола далеких деревень. В первый раз моя юная душа прониклась тогда предчувствием того, что такое мир и как в нё м живут люди. Я забыла и себя, и свою спутницу, мысли и взоры мои мечтательно блуждали между золотыми облаками» [7: 238]. Солнце в средневековой символике - символ Христа, бессмертия и воскресения [19]. «Иисус Христос - «Солнце Праведности»» [6: 283]. В оригинальном тексте новеллы цветовым фоном пей зажа, представшего перед взором Берты, являются «Rot und Gold»[8: 756] - «красный и золотой », а не «пурпур и золото». В христианстве «красный » и «золотой » цвета обладают определё нной символикой. «В традиционном христианском искусстве красный цвет был цветом жертвенной крови Христа и мучеников, ревностной любви (например, в одеянии Иоанна, любимого ученика Иисуса) и огненных языков Святого Духа в день Пятидесятницы» [12]. «Золотой цвет используется в христианской живописи как выражение божественного откровения. [... ]В иллюстрациях библей ских сюжетов... жё лто-золотой фон воплощает горизонт вечности, вечного света, на фоне которого все изображаемые события приобретают значение святости. [9] Колокол в средневековье, как и в наши дни, символизировал призыв к молитве и распространение Евангелия во всем мире [10]. Таким образом, чудесный вид, открывающий ся перед Бертой на подходе к хижине старухи, - картина обретенного рая, горизонт вечности. Итак, на основании значений раскрытых нами символов пути Берты, мы можем сделать вывод о том, что путь Берты через скалы к хижине старухи символизирует путь человека к Богу, к обретению веры. Разгадка беспрестанных терзаний Экберта заключена в финале новеллы. Слова, которые произносит здесь Экберт, свидетельствуют о том, что он знал о существовании родственной связи между ним и Бертой: « ~ А Берта была сестра твоя. [... ] - Потому что однажды в раннем детстве ты слыхал, как об этом рассказывал твой отец; в угоду своей жене он не воспитывал при себе дочери от первого брака» [7: 246]. Обратим внимание и на то обстоятельство, что Бог не благословил брака Экберта и Берты детьми [7: 235]. Это знак вины героев перед Богом. Таким образом, мы видим, что меланхолия, не покидавшая Экберта на протяжении всей его жизни, вызвана угрызениями совести, связанными с содеянным им кровосмешением, и осознанием своей вины перед Богом: он ьзял в жё ны девушку, которая должна была посвятить себя служению Богу. « - Если бы вы видели её тогда... видели ее красоту, молодость и непостижимую прелесть, сообщё нную ей странным её воспитанием. Она казалась мне каким-то чудом, и я любил её сверх всякой меры... мы здесь поселились и никогда ещё не раскаивались в нашем браке» [7: 243]. Слова Экберта, обращенные к Вальтеру, звучат как оправдание: Берту нельзя было не полюбить, хотя он и знал об их родстве. Запретный плод особенно сладок, так сладок, что наслаждаешься им «сверх всякой меры». Но Экберт очевидно лукавит, утверждая, что им никогда не приходилось раскаиваться в нарушении строжай шего табу. Мы видим, что совесть не даё т ему покоя, и его терзают страхи, сомнения, подозрения. И теперь старуха (христианская вера) становится как для Берты, так и для Экберта воплощением угрызений совести. Для того, чья душа чиста, вера в Бога - радость. Невинному религия дарует умиротворение. Для того же, кто запятнал свою душу страшными грехами, вера превращается в мучение, постоянное чувство вины и страха перед своим будущим в иной жизни. Совесть-религия является Берте в образе Вальтера и губит её. Она терзает и Экберта: он убивает ее в облике Вальтера, но она вновь является ему в обличий Гуго фон Вольфсберга. Экберт решает отправиться в путешествие, но от совести не убежишь, и она настигает его в лице безобидного крестьянина. От угрызений совести герой сходит с ума и умирает. Перед смертью в его ушах звенит песенка об уединении, проходящая лей тмотивом через его с Бертой жизнь. В уединенье - Вновь наслажденье, Здесь нет мученья, Нет подозренья. О наслажденье В уединенье! [7: 246] В чё м же смысл уединения, о котором поё т дивная птица (духовность)?
Монастырское уединение, существующее в ритме вечного времени - это залог духовности, чистоты помыслов. Суетный же мир, живущий в ритме земного времени, полон искушений. Экберт и Берта не выдерживают испытания искушением, и это приводит их к совершению преступления. Неслучай но в финале старуха (христианская вера) говорит Экберту: «Зачем она (Берта) так вероломно покинула меня? Всё кончилось бы хорошо; конец её испытаниям приближался» [7: 246]. Под испытаниями, о которых упоминает старуха (христианская религия), подразумеваются те испытания, которые должен прой ти религиозный человек на пути к познанию Бога. Соответственно, под концом испытаний подразумевается конечная степень богопознания, окончательное приобщение человека к бесконечному. «... худо бывает тем, которые уклоняются от прямого пути, не избежать им наказания, хотя, быть может и позднего» [7: 240], - говорит Берте Христианская вера. Берте и Экберту кажется, что уединение вернет им потерянную гармонию, но жизнь без Бога, без веры и праздное уединение, омрачаемое сознанием собственной греховности и угрызениями совести, не может приносить наслаждения. «Боже, в каком страшном уединении прожил я всю свою жизнь! » [7: 246] - говорит в финале произведения Экберт старухе (христианской религии). В «Речах о религии» Ф. Д. Шлей ермахер писал, что «... религиозные чувства должны, как некая священная музыка, сопровождать все дей ствия и поступки человека... религизные чувства в соответствии со своей природой парализуют способность человека к дей ствию и приглашают его к тихому отрешё нному наслаждению» [2: 145]. Ф. Д. Шлей ермахер также писал о том, что «... религия - это способность постичь и почувствовать бесконечность» [2: 139]. В новелле Л. Тика мы видим, что микрокосм старухи-религии даё т Берте возможность «почувствовать бесконечность», но героине так и не удаё тся «постичь» бесконечность: ей становится слишком тесно в рамках религии. Цель религии - направить человека на путь истинный. Однако религия, сковывающая человека, в результате производит эффект, прямо противоположный её конечной цели: она сталкивает его с пути истинного. Скованной ощущает себя Берта в хижине старухи, «обретё нном рае». С одной стороны, она счастлива в микрокосме вечности и благодати, которым является хижина старухи: «Быть может, человека следовало бы считать истинно счастливым, если бы он мог так спокой но прожить до самой смерти» [7: 241]. С другой стороны, осознание замкнутости этого микрокосма не может не удручать героиню: «После... мечтаний я чрезвычай но огорчалась, когда, оглядевшись кругом, видела себя снова в тесной хижинке»[7: 241]. Берта желает познать земную жизнь со всеми её радостями, не оставляя при этом жизнь вечную. Сомнения и терзания героини достигают кульминации в день, когда она принимает решение «бросить хижину и, унеся с собой птицу, поглядеть так называемый свет» [7: 241]: «Сердце во мне болезненно сжималось, то я думала остаться, то эта мысль становилась мне противной, в душе моей происходила непонятная борьба, словно там состязались два враждебных духа» [7: 241]. В произведении заявляет о себе извечная тема потерянного рая. Удаляясь всё дальше от хижины старухи, Берта думает о том, что её «прежнее... путешествие было не так печально, как это» [7: 242]. Она «желала даже оказаться в прежнем положении» [7: 242]. Безусловно, путь к раю, пусть и нелё гкий, гораздо радостнее пути из рая. Кроме того, оказавшись в новом для неё мире, Берта, довольно скоро разочаровывается в нё м: «свет не казался мне так чудесен, как я некогда воображала» [7: 242]. Таким образом, мы подходим к центральной идее новеллы, которая заключается в невозможности обрести счастье ни в служении христианской религии, заставшее время и замкнутое пространство которой не дают человеку возможности реализоваться; ни в земной жизни, существование в которой далеко от идиллии вечности. Литература 1. Габитова P. M. Философия немецкого романтизма: Гё льдерлин, Шлей ермахер. М., 1989. 2. Дмитриев A. C. Теория западноевропей ского романтизма // Литературные манифесты западноевропей ских романтиков. М., 1980. 3. Жирмунский В. М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб., 1996. (Памятники и история европей ского романтизма) 4. Фё доров Ф. П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига, 1988.. 5. Шлей ермахер Ф. Речи о религии. Монологи / Пер. с нем. С. Л. Франк. - СПб., 1994. 6. Энциклопедия символов / сост. В. М. Рошаль. - М., СПб., 2005. 7. Песнь о любви и смерти / Пер. с нем.; Предисл. Э. Ивановой; Сост. Н. Будур. - М., 1998.. 8. Hugo von Hofmannsthal. Deutsche Erzä hler. Frankfurt am Mein: Insel Verlag, 1988. 9. Обухов Л. Я. Символика цвета - Теория и Практика [Электронный ресурс]: «Журнал практического психолога». - Электрон. журнал. -77Режим доступа: http: //www. videoton. ru/index. htm 10. Средневековая символика [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //fantasvclub. ru/fomm/index. php? showtopic= 1731 11. Peter Greifs simbolarium. - Словарь символов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www. simbolarium. ru/greif/index. html 12. Peter Greifs simbolorum. - Словарь символов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //apress. ru/pages/greit7sim/sî mbolorum. htm
|
|||
|