|
||||
Резолюция. Общественных слушаний по законопроектам о QR-кодах (законопроект № 17357-8 «О внесении изменений в Федеральный закон О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (в части введения некоторых ограничительных мер в целях предоРезолюция Общественных слушаний по законопроектам о QR-кодах (законопроект № 17357-8 «О внесении изменений в Федеральный закон " О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в части введения некоторых ограничительных мер в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции)» и законопроект № 17358-8 «О внесении изменений в статью 107 Воздушного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон " Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (об обеспечении мероприятий по защите населения в условиях распространения новой коронавирусной инфекции при осуществлении перевозок внутренними и международными авиарейсами и в поездах дальнего следования)»), организованных гражданами Санкт-Петербурга и Ленинградской области
8 декабря Законодательное собрание Санкт-Петербурга поддержало законопроект 17357-8 «О внесении изменений в Федеральный закон " О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в части введения некоторых ограничительных мер в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции)». При этом депутаты проигнорировали многочисленные письма, телеграммы и звонки избирателей Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованием не проводить голосования до обсуждения законопроектов о куаркодах с представителями общественности. При голосовании не были учтены и позиции граждан, высказанные ими в тысячах официальных писем, направленных Председателю Законодательного собрания, руководителям фракций и депутатам. По этой причине граждане, проживающие в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, объединились с целью провести собственное обсуждение законопроектов о введении куаркодов для допуска в общественные места и в общественный транспорт: - принимая во внимание ст. 2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» и ст. 18 Конституции РФ, провозглашающую, что «права и свободы человека и гражданина... определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти»; - опираясь на общепризнанный принцип, согласно которому в демократическом обществе нелегитимно принятие законов, против которых возражает большинство граждан; - учитывая конституционную норму, согласно которой народ является «единственным источником власти в Российской Федерации» и «осуществляет свою власть непосредственно» различными способами (ч. ч. 1-2 статьи 3 Конституции РФ); - реализуя свои конституционные права на непосредственное участие в управлении делами государства, свободу слова, свободный поиск и распространение информации, обращение в органы государственной власти (ст. ст. 32 ч. 1, 29 ч. ч. 1 и 4, 33 Конституции РФ). 11 декабря 2021 года в Санкт-Петербурге прошли Общественные слушания, в которых приняли участие представители общественных объединений, эксперты, граждане различных возрастов, профессий, уровней образования и доходов, относящиеся к различным социальным группам. В течение четырех часов слушаний своими мнениями по поводу законопроектов обменялись юристы, врачи, психологи, предприниматели, учёные, педагоги, правозащитники, специалисты различных сфер и родители. В ходе обмена мнениями участники слушаний пришли к солидарному выводу о полной неприемлемости обсуждаемых законопроектов. 1. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Предлагаемые в законопроектах № 17357-8 и № 17358-8 меры в виде введения QR-кодов не могут обеспечить достижение ни одной из целей, позволяющих вводить строго обоснованные ограничения конституционных прав граждан (защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства), поскольку: - по мнению граждан и многих специалистов, система QR-кодов не может защитить граждан, как привитых, так и непривитых, от заболевания (как в легких, так и в тяжелых формах), носительства инфекции и заражения других – при этом надежных и убедительных научных доказательств обратного Правительство РФ обществу не представило; - участникам слушаний представляется очевидным, что система QR-кодов направлена на косвенное принуждение граждан к вакцинации, а не на непосредственную защиту их здоровья и здоровья третьих лиц; - система QR-кодов приводит к фактическому уничтожению для значительной группы граждан множества базовых конституционных прав – на свободу передвижения, свободу предпринимательской деятельности, труд, участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям и т. д.; - система QR-кодов может помешать доступу граждан к гарантированному ст. 41 Конституции РФ медицинскому обслуживанию, образованию в избранной гражданами (родителями несовершеннолетних граждан) форме, реализации права и обязанности родителей на защиту прав и законных интересов своих детей; - система QR-кодов может помешать доступу к спортивным объектам, фитнес-центрам, бассейнам и баням, не позволяя повышать иммунитет и укреплять здоровье путем оздоровительных процедур и регулярных тренировок, в том числе и людям, для которых посещение указанных учреждений является жизненной необходимостью (например, инвалидов); - система QR-кодов способствует сегрегации граждан по признаку вакцинированности и согласия на предоставление информации о прививочном статусе, что наносит тяжелый урон общественной нравственности, причиняет ущерб достоинству человеческой личности; - система QR-кодов приводит к непоправимому поражению в правах целых категорий граждан, как то: o здоровых людей, реализующих свое законное право на отказ от вакцинации; o людей, не имеющих смартфонов для предъявления QR-кода; o людей, не имеющих возможности или не желающих регистрироваться на интернет-портале Госуслуги и оставлять там свои персональные данные, содержащие медицинскую информацию; o людей, переболевших ковидом в легкой форме дома, без посещения врача, при том, что сами врачи призывали не вызывать их на дом при легком течении заболевания, чтобы не перегружать систему здравоохранения; o людей, не желающих получать QR-код по религиозным и мировоззренческим соображениям; o людей с особенностями физического и ментального здоровья; o людей с медицинскими отводами, а также беременных женщин, кормящих матерей, пожилых людей, законно использующих свое право на отказ от медицинского вмешательства, предусмотренное ст. 20 Федерального закона " Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; людей, которые имеют медотводы для всех других прививок, но не могут получить отвод от COVID-вакцин; o людей, которые не получают QR-код или не могут своевременно воспользоваться полученным QR-кодом из-за технических сбоев, потери данных и путаницы при решении проблемы выдачи справок в инстанциях либо других проблем с данными. - система QR-кодов влечет за собой проблемы, связанные с информационной безопасностью при реализации предлагаемых законопроектами мер, которые создают серьезные угрозы для защищенности личных данных и влекут к возникновению значимых угроз для национального суверенитета и национальной безопасности России в целом. 2. Еще до введения системы QR-кодов на федеральном уровне в практике юристов возникали многочисленные случаи, когда принцип презумпции невиновности, провозглашенный ч. 1 ст. 49 Конституции РФ и закрепленный ст. 1. 5 КоАП РФ фактически нарушался при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с отсутствием QR-кодов, нарушением иных антикоронавирусных ограничительных мер. Производились незаконные задержания, в том числе с применением силы, лиц, чья виновность никоим образом не была доказана. На практике на подвергающегося задержанию, аресту или административному взысканию гражданина налагалась обязанность доказывать свою невиновность и защищать свои законные права. По мнению юристов-практиков, принявших участие в слушаниях такая ситуация, фактически, ведет к отмене конституционной презумпции невиновности и введению явочным порядком отсутствовавшего ранее в праве принципа презумпции виновности гражданина, подозреваемого в нарушении тех или иных антикоронавирусных ограничений. Суды массово рассматривают такие дела с нарушением установленного процессуального порядка, не позволяя гражданам в реальности реализовать свои конституционные права на справедливое рассмотрение дела судом и юридическую помощь. Окончательная легализация QR-кодов на федеральном уровне, по мнению участников слушаний, приведет к полному, хотя и негласному, закреплению этой порочной антиконституционной практики. 3. Ст. 37 ч. 1 Конституции РФ гласит: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Между тем, участники слушаний рассказали о многочисленных фактах незаконного отстранения от работы без сохранения заработной платы или принуждения к увольнению по собственному желанию из-за реализации права на законный отказ от медицинского вмешательства в виде вакцинации от новой коронавирусной инфекции. Граждане, отстраненные от работы на неопределенный срок, практически лишаются средств к существованию. При этом вакцинация, сама по себе, не делает человека безопасным для других, так как заражаться, болеть и быть заразными могут, согласно официальным медицинским данным, и вакцинированные сотрудники. Участники сошлись во мнении, что даже представителей профессий, входящих в список лиц, обязанных вакцинироваться в рамках национального календаря или по эпидпоказаниям (перечень профессий, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. N 825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок»), неэтично принуждать это делать при отсутствии официально объявленной в стране эпидемии и, тем более, при наличии тех или иных противопоказаний к вакцинации. Участники слушаний согласны с тем, что существующая норма закона, делающая вакцинацию фактически обязательной для представителей профессий из указанного перечня, противоречит базовым принципам медицинской этики и ее следует отменить. Введение системы QR-кодов приведет к массовому лишению граждан их конституционного права на труд, так как лица, не имеющие QR-кода и работающие на объектах, доступ на которые предоставляется лишь при его наличии, лишатся возможности попадать на свои рабочие места. Это, фактически, приведет к полной отмене указанной статьи Конституции, поскольку никакого свободного труда в стране уже не будет. Право на труд на указанных объектах будут иметь только люди с QR-кодом. 4. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Конституции РФ, «в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности». Между тем, антикоронавирусные меры, принимаемые региональными властями во всех субъектах Российской Федерации, приводят к разрушению как единого экономического пространства, так и свободного перемещения товаров, поскольку и то, и другое уже теперь оказывается ограниченным вводимыми на тех или иных территориях антикоронавирусными мерами. Кроме того, свободная конкуренция между предпринимателями нарушается, поскольку уже сейчас зависит не от умелого управления бизнесом, а от того, насколько вводимые ограничения его задевают, а также от тщательности их соблюдения. Несомненно, что, как и в предыдущем случае, легализация QR-кодов приведет уже не к массовым нарушениям этой статьи Конституции, а фактически к ее полной отмене, поскольку ни единого экономического пространства и свободного перемещения товаров и услуг, ни свободы экономической деятельности в стране больше не будет, что приведет к еще более массовому, чем в настоящий момент, разорению свободных предпринимателей и невозможности продолжения деятельности значительной части налогоплательщиков, создающих значительную часть рабочих мест. В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ, «материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Между тем, именно семьям, особенно многодетным, и именно матерям с детьми, особенно малолетними, легализация системы QR-кодов нанесет особенно значительный ущерб, лишив их и средств к существованию в виде работы и свободного доступа детей к образованию, культуре, спорту и здравоохранению. Ценой за доступ к этим благам становится здоровье и даже жизнь членов семей, особенно детей – и далеко не все родители согласятся с тем, что эта цена адекватна получаемой пользе. На что государство толкает семьи, на что оно обрекает якобы защищаемых им матерей и детей? На нищету, лишение самого необходимого, снижение качества жизни и, в итоге – на распад из-за внутренних противоречий или внешнего вмешательства со стороны органов опеки. Принимаемые меры создают стрессовую обстановку для детей (повышая тем самым заболеваемость среди них), чьим родителям не разрешают посещать образовательные заведения, кружки, их не допускают на отчётные концерты и утренники. 5. В соответствии с ч. 1 ст. 22 Конституции, «каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность». Однако участники слушаний донесли до общественности вопиющие ситуации, в которых российские граждане лишались свободы и оказывались в ковидных больницах без реальных медицинских оснований, а родственники не могли сутками получить сведения об их местонахождении и состоянии здоровья. И, если такие ситуации происходят, хоть и в единичных случаях, до введения системы QR-кодов, то ее легализация может превратить такие случаи в общепринятую практику борьбы с гражданами, законно отказывающимися от вакцинации, которых будут безосновательно выдавать за «потенциальную угрозу общественному здоровью». 6. Профессиональные психологи, принявшие участие в слушаниях, рассказали о связанном с введением антикоронавирусных мер ухудшением психического здоровья граждан, которое является неотъемлемой частью общего здоровья. Ухудшение психического здоровья связано с быстрыми социальными изменениями, стрессовыми условиями на работе, социальным отчуждением, рисками психического и физического насилия, окружающей информационной средой. Специалисты-психологи подчеркнули, что право на распоряжение своим телом критически важно для сохранения психического здоровья. Утрата контроля над телом, возникшая в ситуации де-факто принудительной вакцинации, воспринимается как утрата контроля над жизнью и является для граждан, особенно для женщин, пожилых людей и детей, тяжелым психотравмирующим фактором. По мнению участников слушаний, введение системы QR-кодов еще больше усугубит и без того ухудшающуюся в результате введения антикоронавирусных ограничений ситуацию в сфере психического здоровья населения России. 7. Многие специалисты обратили внимание на то, что Конституция защищает естественные права, нарушение которых приведёт только к ухудшению ситуации, а также охраняет общий правовой порядок. Проблема распространения инфекционного заболевания не может решаться методами, применение которых добавляет к угрозе заболевания риск экономического краха, голода, гражданских противостояний, массового психоза и бунтов. В условиях, когда Роспотребнадзор официально отвечает, что эпидемии в Санкт-Петербурге и Ленинградской области нет, и не введён режим ЧС, никаких реальных оснований для серьезного ограничения конституционных прав, по мнению участников слушаний, быть не может. С учетом всего вышеперечисленного, участники слушаний настоятельно рекомендуют Государственной Думе Российской Федерации отказаться от принятия законопроектов № 17357-8 «О внесении изменений в Федеральный закон " О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в части введения некоторых ограничительных мер в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции)» и 17358-8 «О внесении изменений в статью 107 Воздушного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон " Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (об обеспечении мероприятий по защите населения в условиях распространения новой коронавирусной инфекции при осуществлении перевозок внутренними и международными авиарейсами и в поездах дальнего следования)». Вместе с тем, участники обсуждения дополнительно рекомендуют Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Совету Федерации Федерального Собрания РФ, профильным федеральным и региональным органам исполнительной власти: · Обеспечить возможность широкого и открытого обсуждения любых ограничительных санитарных мер до их введения с участием всех заинтересованных экспертов, общественных объединений и граждан; соответствующие меры не должны вводиться, если нет реального общественного консенсуса в пользу их введения. · Наладить открытый и уважительный диалог с гражданами и представителями общественных движений и пригласить к выработке общезначимых решений представителей различных слоёв населения, взглядов, разных регионов, учесть право граждан на свободу слова, убеждений и вероисповедания, которые связаны, в том числе, и с вопросами медицинского вмешательства. Отказаться от формального общения с гражданами, практики бюрократических «отписок» и перейти к конструктивному аргументированному диалогу. Предоставить возможность участвовать в этом диалоге выразителям различных мнений, в том числе и врачам, которые не согласны с существующими ограничительными мерами. · Обратить особое внимание на порочную практику «отписок» чиновников и других представителей власти, препятствующих выражению мнения граждан, нарушающих правовой порядок рассмотрения обращений и противоречащих духу Конституции РФ. · Не допускать введения ограничительных мер, несоразмерно ущемляющих базовые конституционные права граждан, что, фактически, лишает практического смысла соответствующие положения Конституции. · Принять меры к реальному обеспечению подлинной добровольности вакцинации от новой коронавирусной инфекции, особенно для беременных женщин, кормящих матерей, детей и подростков, исключив не только прямое, но и косвенное принуждение к ней. Обеспечить ее полную добровольность для представителей всех социальных групп и профессий, исключив из действующего законодательства положения, допускающие возможность отстранения некоторых граждан от работы, учебы в связи с отсутствием прививки. · Остановить незаконные и (или) некорректные действия санитарных врачей и Роспотребнадзора, приводящих к нарушению работодателями норм Трудового кодекса и Конституции, а проверяющих – к злоупотреблению служебным положением для незаконного привлечения целых категорий предпринимателей и юридических лиц к административной ответственности. · Пресекать злоупотребление служебным положением и превышение полномочий со стороны представителей правоохранительных органов в отношении граждан, которые незаконно задерживаются ими, подвергаются необоснованному применению физической силы, оказываются объектами административного или уголовного преследования в отсутствие реальных доказательств вины. · Принять меры к реальной защите прав работников, пострадавших от незаконных ограничений их конституционного права на труд. Обязать трудовую инспекцию тщательно выполнять свои обязанности по разрешению трудовых споров и защите права граждан на труд. · Рассмотреть возможность создания системы фиксирования возможных непредвиденных последствий прививок и возможных поствакцинальных осложнений, сделав соответствующие данные общедоступными. Включать данные о наличии сообщений о возможных последствиях и осложнениях, даже если их связь с вакцинацией на данный момент не подтверждена, в инструкции к вакцинам. · В связи с этим организовать медицинское наблюдение и своевременную медицинскую помощь людям, прошедшим вакцинацию, с фиксированием реакций. Серьезно увеличить выплаты за поствакцинальные осложнения и в случае смерти после вакцинации. · Пересмотреть перечень медотводов, возвратив в него хронические заболевания, аллергии, инвалидность, перенесённые ОРВИ и ОРЗ – все те показания, которые традиционно рассматривались как основание для медицинского отвода от вакцинации, а также ввести обязательные медосмотры до и после вакцинации. Исключить практику предоставления медицинских отводов только врачебными комиссиями, вернув такое право лечащим врачам. · Рассмотреть вопрос о направлении средств, предназначавшихся для обеспечения реализации предлагавшихся законопроектами мер по контролю наличия документации (QR-кодов) у граждан, на улучшение качества медицинского обслуживания, закупку необходимого медицинского оборудования. · Рассмотреть возможность введения исключений из уже действующих ограничительных мер, таких, как т. н. «масочный режим» и «самоизоляция», для тех граждан, у которых их выполнение оказывает негативное влияние на здоровье или снижает качество жизни – в связи с особенностями их физического, психического и (или) психологического здоровья, психологического состояния. В настоящий момент потребности этих людей никак не учитываются при введении ограничительных мер. Пересмотреть действующие ограничительные меры с учетом наличия или отсутствия убедительных научных доказательств их эффективности для предупреждения заболеваний. · Допустить, разработать и предложить гражданам различные решения по преодолению эпидемии, а не «стандартизацию» без различия профессий, жизненных обстоятельств, убеждений, состояния здоровья; данные решения должны включать методы различных направлений медицины и оздоровительных практик, доступных тем, кто не может по тем или иным причинам прибегать к вакцинации. · Указать законодателям, должностным лицам, представителям средств массовой информации на необходимость создания условий для свободной взаимоуважительной профессиональной и общественной дискуссии по обсуждаемым вопросам в целях обеспечения прочной основы для реального гражданского мира и согласия в обществе. · Обратить внимание представителей средств массовой информации, особенно телевидения, на недопустимость продолжения практики запугивания, создания паники и введения в стресс широких масс населения через нагнетание ужаса перед невероятной опасностью ковид-19, оказывающего негативное влияние на состояние психического и физического здоровья граждан. · Указать законодателям, должностным лицам, представителям средств массовой информации на недопустимость неэтичных, унизительных и оскорбительных высказываний в отношении людей по признаку принятия ими того или иного законного решения в отношении профилактических прививок, их мнения в отношении политики массовой вакцинации, введения тех или иных ограничительных мер.
|
||||
|