|
|||
Методика ЖИЗНЕННОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ (О.И.МОТКОВ) 1998Стр 1 из 2Следующая ⇒
Методика разработана с целью изучения жизненных ориентаций и особенностей их осуществления в процессе жизнедеятельности. Жизненные предназначения - это изначально заданные природные ориентации человека, его общая жизненная направленность, выражающая предрасположенность к определенному типу функционирования, стилю деятельности, типу отношений к себе, людям и Миру в целом. У большинства подростков и взрослых обнаруживается целая система предназначений и вытекающих из них жизненных задач. Они могут заявлять о себе и одновременно, и последовательно. В определенный период жизни на передний план выходит одна или две наиболее актуальные жизненные ориентации и задачи. Как и другие личностные образования, предназначения имеют полярную, двойственную природу, что нашло отражение и в данной методике, входящей в пакет методик " Гармония" для изучения степени гармоничности и действенности базовых компонентов личности (см. методики " Базовые стремления ", " Образ жизни", " Культурно-психологический потенциал" и др. ). Методика позволяет выявлять как содержание, так и характер осуществления жизненных предназначений. В данной методике достаточно высокая степень оптимальности (гармоничности) процесса осуществления жизненных задач определяется через комплекс характеристик локуса контроля, осознанности и действенности предназначений, жесткости и широты жизненных ориентаций. Рассматриваются в первую очередь внутренние факторы, в большей или меньшей степени благоприятствующие организации успешного процесса самореализации предназначений. Оптимальным считается наличие у испытуемого этих особенностей на достаточно высоком уровне. Однако выраженность таких характеристик на близком к максимальному или на максимальном уровне считается уже не оптимальной, а псевдооптимальной, псевдовысокой. Методика в большей степени выявляет, помимо содержания предназначений, факторы, организующие процесс самореализации жизненных предназначений, а также показатель включенности опрашиваемого в их осуществление. Фундаментальная характеристика общей гармоничности и конструктивности жизни личности включает в себя и другие важные аспекты ее мотивации и жизнедеятельности, например, ценностные и процессуальные стороны образа жизни, особенности культурно-психологических стремлений и умений, общекультурных тенденций, и т. п. Минимальный возраст для работы по методике - 14-15 лет.
Инструкция: Вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся содержания Ваших главных жизненных ориентаций и особенностей их осуществления в процессе жизни. Выбирайте свой ответ из пяти возможных ответов по общей Шкале. Шкала возможных ответов 1 2 3 4 5 -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Нет Скорее, нет Когда как Скорее, да Да
Если, например, на вопрос №4 Вы выбрали ответ " Скорее, нет", то напротив номера этого вопроса в бланке ответов нужно поставить цифру " 4". Таким образом даются ответы на все вопросы, кроме последнего №23. На него нужно дать письменный словесный ответ.
В О П Р О С Ы (методика " Жизненное предназначение" )
1. Мне больше нравится работа с четкими, подробными инструкциями, до мелочей определяющими, что и как нужно делать, с жестким графиком работы и сроками выполнения 2. Большую часть жизни я хочу посвятить творчеству 3. Часто мне хочется что-то делать знакомым, известным способом, чем постоянно искать какие-то новые, неизвестные мне пути 4. Я скорее выберу работу со свободным графиком посещения, в которой имеется широкий простор для творчества и дается лишь самая общая задача
5. В жизни я предпочел бы руководить людьми, направлять и контролировать их 6. По натуре я скорее помощник и исполнитель 7. Мне удается хорошо организовывать различные дела 8. Я чаще предпочитаю роль подчиненного, а не руководителя 9. Важнейшей задачей моей жизни является помощь другим людям 10. В жизни главное для меня - это удовлетворение собственных желаний, получение удовольствий 11. Одной из важных задач своей жизни считаю создание семьи (или жизнь в семье, если она есть) 12. Я предпочитаю больше заботиться о себе, чем помогать другим 13. Считаю себя хозяином своей судьбы 14. Я хорошо понимаю, к чему я больше всего предназначен в жизни 15. Мой жизненный путь, видимо, больше зависит от внешних обстоятельств 16. Мое жизненное предназначение совершенно туманно для меня 17. Каждому человеку природой дано только одно жизненное предназначение 18. Человек в течение жизни обычно выполняет несколько больших жизненных задач 19. Думаю, что мне удастся выполнить мое главное предназначение 20. Я уже осуществляю свое свои главные жизненные задачи 21. В жизни я в основном ориентируюсь на решение ситуативных, суетных задач (на бытовые, учебные, рабочие и другие текущие вопросы) 22. Что бы я ни делал, в конечном итоге возвращаюсь к размышлениям над общечеловеческими и мировыми вопросами 23. Мое жизненное предназначение состоит в... (дайте письменный ответ)
|
|||
|