Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Методика ЖИЗНЕННОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ (О.И.МОТКОВ) 1998



 

       Методика разработана с целью изучения жизненных ориентаций и особенностей их осуществления в процессе жизнедеятельности.

       Жизненные предназначения - это изначально заданные природные ориентации человека, его общая жизненная направленность, выражающая предрасположенность к определенному типу функционирования, стилю деятельности, типу отношений к себе, людям и Миру в целом. У большинства подростков и взрослых обнаруживается целая система предназначений и вытекающих из них жизненных задач. Они могут заявлять о себе и одновременно, и последовательно. В определенный период жизни на передний план выходит одна или две наиболее актуальные жизненные ориентации и задачи.

       Как и другие личностные образования, предназначения имеют полярную, двойственную природу, что нашло отражение и в данной методике, входящей в пакет методик " Гармония" для изучения степени гармоничности и действенности базовых компонентов личности (см. методики " Базовые стремления ", " Образ жизни", " Культурно-психологический потенциал" и др. ). Методика позволяет выявлять как содержание, так и характер осуществления жизненных предназначений.

 В данной методике достаточно высокая степень оптимальности (гармоничности) процесса осуществления жизненных задач определяется через комплекс характеристик локуса контроля, осознанности и действенности предназначений, жесткости и широты жизненных ориентаций. Рассматриваются в первую очередь внутренние факторы, в большей или меньшей степени благоприятствующие организации успешного процесса самореализации предназначений. Оптимальным считается наличие у испытуемого этих особенностей на достаточно высоком уровне. Однако выраженность таких характеристик на близком к максимальному или на максимальном уровне считается уже не оптимальной, а псевдооптимальной, псевдовысокой. Методика в большей степени выявляет, помимо содержания предназначений, факторы, организующие процесс самореализации жизненных предназначений, а также показатель включенности опрашиваемого в их осуществление. Фундаментальная характеристика общей гармоничности и конструктивности жизни личности включает в себя и другие важные аспекты ее мотивации и жизнедеятельности, например, ценностные и процессуальные стороны образа жизни, особенности культурно-психологических стремлений и умений, общекультурных тенденций, и т. п.

       Минимальный возраст для работы по методике - 14-15 лет.

 

       Инструкция: Вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся содержания Ваших главных жизненных ориентаций и особенностей их осуществления в процессе жизни. Выбирайте свой ответ из пяти возможных ответов по общей Шкале.

       Шкала возможных ответов

   1                     2                             3                             4                             5

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Нет       Скорее, нет           Когда как         Скорее, да                         Да

 

       Если, например, на вопрос №4 Вы выбрали ответ " Скорее, нет", то напротив номера этого вопроса в бланке ответов нужно поставить цифру " 4". Таким образом даются ответы на все вопросы, кроме последнего №23. На него нужно дать письменный словесный ответ.

 

В О П Р О С Ы      (методика " Жизненное предназначение" )

 

1. Мне больше нравится работа с четкими, подробными инструкциями, до мелочей определяющими, что и как нужно делать, с жестким графиком работы и сроками выполнения

2. Большую часть жизни я хочу посвятить творчеству

3. Часто мне хочется что-то делать знакомым, известным способом, чем постоянно искать                    

какие-то новые, неизвестные мне пути

4. Я скорее выберу работу со свободным графиком посещения, в которой имеется широкий простор для творчества и дается лишь самая общая задача

 

5. В жизни я предпочел бы руководить людьми, направлять и контролировать их

6. По натуре я скорее помощник и исполнитель

7. Мне удается хорошо организовывать различные дела

8. Я чаще предпочитаю роль подчиненного, а не руководителя

9. Важнейшей задачей моей жизни является помощь другим людям

10. В жизни главное для меня - это удовлетворение собственных желаний, получение удовольствий

11. Одной из важных задач своей жизни считаю создание семьи (или жизнь в семье, если она есть)

12. Я предпочитаю больше заботиться о себе, чем помогать другим

13. Считаю себя хозяином своей судьбы

14. Я хорошо понимаю, к чему я больше всего предназначен в жизни

15. Мой жизненный путь, видимо, больше зависит от внешних обстоятельств

16. Мое жизненное предназначение совершенно туманно для меня

17. Каждому человеку природой дано только одно жизненное предназначение

18. Человек в течение жизни обычно выполняет несколько больших жизненных задач

19. Думаю, что мне удастся выполнить мое главное предназначение

20. Я уже осуществляю свое свои главные жизненные задачи

21. В жизни я в основном ориентируюсь на решение ситуативных, суетных задач (на бытовые, учебные, рабочие и другие текущие вопросы)

22. Что бы я ни делал, в конечном итоге возвращаюсь к размышлениям над общечеловеческими и мировыми вопросами

23. Мое жизненное предназначение состоит в... (дайте письменный ответ)

    



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.