Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Спас на болоте



На старом Московском тракте, на дороге от Зенгино в сторону озера Рассохово есть ничем не примечательное место. Летом оно покрывается травой, рядом выросла берёзка, неподалёку автомобилями наезжена колея, по которой недобросовестные земляки отвозят мусор в соседний лесок. Когда-то здесь стоял православный храм, к которому ежегодно совершался крестный ход. Сейчас от него сохранились лишь остатки кирпичного фундамента. Большинство поколений зенгинцев и не помнит, что было на этом месте, среди леса и болота. Историческую память надо восстановить.

История этого места начинается в глубине веков и тесно связана с историей основания Спасо-Орловского монастыря. Монастырь в городе Орлове был основан в конце XVII века по инициативе и благословлению архиепископа Вятского и Великопермского Ионы, который «узнал, что близ города Орлова в лесу среди болота под сосновым деревом находится с давнего времени устроенная часовня, в которой имеется бесценное сокровище нерукотворный образ Спасителя, прославившийся своим явлением на той сосне, под которой стоит эта часовня. Архипастырь удостоверился, что православные христиане с великою верою притекают в каждое лето к сему явленному образу, и многие недужные получают в молитвах пред сею иконою скорое исцеление от различных болезней». [1] В честь иконы, находившейся в часовне, архиепископ Иона решил основать обитель в городе Орлове и в 1693 году выдал грамоту о построении Орловского мужского монастыря[2]. «В тоже время Архипастырь дал повеление совершить перенесение упомянутой иконы духовенству в сопровождении граждан с торжественным крестным ходом, и поставить оную икону в святой обители на вечные времена, а в память явления оной на болоте и перенесения оттуда в город совершать с нею два крестные хода каждогодно»[3]. Икона из Спасо-болотной часовни была перенесена в день торжественного открытия Спасо-Орловский монастыря 14 сентября 1695 года (по старому стилю).

Отдельно хотел бы сказать об авторе труда о Спасском монастыре г. Орлова. По инициалам I. C., оставленным автором в изданной книге, определяется духовный писатель иеросхимонах Сергий (Веснин). Семен Авдиевич Веснин (1814 – 1853), уроженец с. Пищалье Орловского уезда, в 1839 году пострижен в монахи с именем Серафим, в 1843 году принял схиму с именем Сергий. Известен как автор поэмы «Вани – вятчане» и духовных размышлений «Письма Святогорца к друзьям своим о Святой горе Афонской, и стихотворения его». Был хорошо знаком с Н. В. Гоголем. [4] В 1837 году был управляющим Спасского монастыря в г. Орлове, в 1848 году вновь посетил монастырь и оставил потомкам его замечательное описание, в котором представлен и точный снимок с иконы Спаса Нерукотворного.

Образ Спасителя до установления Советской власти находился в монастыре и пережил с ним все испытания. 1 ноября 1701 года в монастыре произошёл пожар. Икону и другую священную утварь вынести не успели. «Но там, где были тщетны все человеческие усилия против разъярённой стихии, явилась чудная сила Божией благодати: чудотворная икона, неизвестно кем снятая с места из горевшего иконостаса, положена на полу, ликом вниз, и сохранилась от всепожирающего пламени в целости, кроме весьма малых следов повреждения на левой стороне её оставшихся как бы в засвидетельствование чудного его пребывания и сохранения среди пламени»[5]. Пожар способствовал строительству в 1709 году каменной церкви, а затем в 1762 году в монастыре построена каменная колокольня.

В 1824 году был отстроен величественный Соборный храм во имя нерукотворного образа Спасителя, изображение которого сохранилось на многих дореволюционных фотографиях г. Орлова. В иконостасе Соборного храма Спасо-Орлоского монастыря «на правой стороне находится местная икона Всемилостивого Спаса нерукотворенного образа, бесценное сокровище обители – икона древле явленная на дереве в лесу, среди болота, откуда в 1695 году перенесенная в основание обители, чудным образом сохраненная среди все пожирающего пламени, и ознаменованная чудесами, благолепно украшенная сребро-позлащенным окладом и венцем с дорогими каменьями от усердствовавших поклонников в славу и благодарение за изливающиеся многие милости от Господа Спаса нашего»[6].

Что же стало с местом явления иконы? На 1848 год, как пишет иеросхимонах Сергий, «к монастырю принадлежит находящаяся в 6-ти верстах от города Орлова по тракту к городу Вятке, деревянная часовня, устроенная на месте древней, в память явления здесь нерукотворенного образа Спасителя, перенесенного в монастырь. Она стоит уединенно, подле дороги, в болотистом лесу, и известна в простом народе под названием у Спаса на болоте. Усердные Орловские граждане и по перенесении чудотворной иконы в город не оставили без внимания места явления её, постоянно поддерживали древнее её святилище, и потом распространили здание часовни, поставив основание восточной стены на пне того самого дерева, которое ознаменовано было явлением сей иконы. Впрочем при сей перестройке сохранен древний вид часовни…По завещанию Преосвященного Ионы, совершается туда из монастыря торжественный крестный ход с чудотворным образом Спасителя дважды в год, а именно в 5-ю неделю по Пасхе и в 16-й день августа. Стечение богомольцев из города и окрестных селений, особенно к празднованию 16-го августа, весьма многочисленно. Тогда бывает и значительная ярмарка, располагаемая в балаганах на дороге и на обсушенном лугу неподалеку от часовни»[7].

В 1879–1881 годах по благословению архиепископа Вятского и Слободского Аполлоса на месте ветхой деревянной часовни построили каменную церковь. Церковь на месте часовни освятили в 1883 году (её так и стали называть: " церковь на болоте" ). [8]

Описал автор «Описания Спасского монастыря» и ещё один значительный для нашей местности геграфический объект. «В двух верстах от часовни к востоку, при опушке леса, обнимающего собою значительное пространство, находится озеро, образующееся из кипучих подземных ключей, в коих вода весьма чиста и целительная во многих внутренних болезнях. Широкий поток этой воды, прорезавшись сквозь топкое болото и трактовую дорогу по направлению к западу, быстро несется мимо Спасской часовни и теряется в соседственных лугах»[9]. Безусловно речь идет о Святом озере и его разливе в период таяния снегов.

О судьбе Святого озера и Спасо-болотной часовни поведали известному оричевскому краеведу Семёну Ивановичу Четверикову местные жители в середине 90-х годов прошлого века. С. И. Четвериков во время очередной своей командировки по району в 1996 году побывал в деревне Большие Гари, где встретился с пожилыми жительницами деревни Валентиной Алексеевной и Анной Егоровной Целищевыми.

    «Пользуясь случаем, расспрашиваю собеседницу о местных достопримечательностях, теперь, увы, не существующих:

    - Судя по рассказам старожилов, недалеко от этой деревни, под горой некогда стояло редкой красоты озеро по названию Святое?

    - Было, было Святое озеро, – охотно подхватила новую тему Валентина Алексеевна. – Ключ из горы бил. Ручей чистый, как серебро, бежит по жёлтеньким камешкам. А дальше уж и само озеро. Вода теплая, в мороз не стынет. Зимой бельё всё здесь полоскали. Бывало и попы приезжали служить с иконами.

    Лет двадцать или тридцать тому узкоколейку стали рядом прокладывать да и завалили ключ-то. Не пошла из горы вода, и озеро усохло. Все жалели, да и теперь жалко это озеро.

    Хорошо помнит Святое озеро и Анна Егоровна… Её рассказ существенно дополняет обрисованную соседкой картину:

    - Ключи у горы из-под земли били. Вода сбегала с баларужину – с мою избу она по размерам. Баларужина и правда не застывала. Зимой парок над ней клубится. Жители многих деревень приезжали сюда бельё полоскать.

    Из баларужины протока шла в две озерины. Одна побольше другой. Рыбу в озеро запускали – мужики привозили в вёдрах с лугов. Дно вязкое в озере и глубоко. Купаться боялись. Степан из нашей деревни плавал как-то по озеру на лодке, да перевернулся и утонул: хмельной, говорили, был.

    Раньше молебны попы приезжали служить. Осенью в Спасов день ходили с иконами по деревне, а потом все шли к озеру святить воду. Такой был обычай.

    Помнит Анна Егоровна ещё одну былую достопримечательность здешних мест.

    - Кордон стоял перед озером Рассоховым. Две избы с общей оградой. Два лесника с семьями жили – Евстигней и Павел. У обоих жёны – Мани. Первый-то лесник построже, не давал лыки драть на Толстой (место в лесу, урочище такое). Второй делал послабление. Возами, бывало, лыко возили…

    Спрашиваю Анну Егоровну о часовенке через дорогу напротив кордона, тоже давно исчезнувшей. Часовенка тем примечательна, что стояла на одном из безлюдных участков старого Московского тракта и, конечно же, притягивала всяк приходящего и проезжающего. Выходит, могли здесь в своё время остановиться члены императорской фамилии, декабристы, Салтыков-Щедрин, да мало ли других известных отечественной истории лиц, проезжавших по старой российской дороге.

    - Часовня каменная была, - подтверждает рассказчица, - Спас на болоте. В осенний Спас шла служба, попы приезжали из Халтурина. Торговля велась в ларьках, народу много. До войны ещё это было.

    Можно и следует грустить по поводу исчезнувших из-за чьего-то недомыслия Святого озера, которое по причине необычных качеств воды люди назвали так; кордона – обиталища лесников, что поставлены были сберечь, да не уберегли редкие в наших местах липовые леса; часовенки Спаса на болоте, мимо которой проезжали и проходили добровольные и препровождаемые путешественники»[10].

 

«С Московским трактом и Зенгинским болотом связана история часовни, которую официально называли Спасской, а в обиходе – Спасом на болоте. В календаре Вятской губернии на 1886 год сообщается, что на Зенгинском болоте у Спасской часовни близ города Орлова каждый год 16 августа (по старому стилю) проходят торжки и базары.

Надежде Ивановне Синцовой, старожилу деревни Большие Гари, случалось бывать на этих торжках в далеком теперь детстве. Торговля шла, вспоминает она, прямо с возов, в основном яблоками. И праздник отмечался – Спас Яблочный.

    Виктор Евстигнеевич Мухачев из поселка Зенгино помнит Спасскую часовню уже закрытой. До войны жили они с отцом на лесном кордоне как раз против часовни. Часовня, рассказывает он, была сложена из красного кирпича размерами примерно 10 на 6 метров и стояла прямо у дороги. Крыша к тому времени провалилась, оставались высокие стены, прочные решетки на окнах и железный ящик-казна в стене.

    Пользуясь бесконтрольностью, а может быть, и с разрешения властей местные колхозы начали разбирать кладку и увозить кирпич для своих нужд. Остатки часовни разобрали в период строительства поселка Зенгино. Прошло много лет, но в домах некоторых зенгинцев остаются печи, сложенные из кирпича с теснением «СОМ». Возможно, это именной знак мастера, который выделывал кирпич для часовни.

    На месте Спасской часовни, располагавшейся примерно в двух километрах от озера Рассохова по тракту в сторону современного поселка Зенгино, сейчас небольшая впадина: стараниями ценителей хорошего кирпича часовня разобрана до основания. Этим еще раз подтверждается, что старая кладка не всегда монолит, как это укоренилось в представлении многих.

    Часовня Спаса на болоте интересна не только необычным свои расположением и яблочной торговлей при ней. Рядышком с часовней на вытекающем из Святого озера ручье был устроен уютный водоемчик чистейшей воды. Все это вместе взятое привлекало путников, и они охотно останавливались здесь передохнуть. Можно предполагать, что среди них были проезжавшие по Московскому тракту наследник престола с поэтом В. А. Жуковским, опальный архитектор А. Л. Витберг, писатель-демократ А. И. Герцен, младший его собрат по перу М. Е. Салтыков-Щедрин и другие известные в истории России люди. [11]

 

 


[1] Описание Спасского монастыря, находящегося в уездном городе Орлове Вятской губернии. М., Типография В. Готье, 1849. С. 8.

[2] Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии. Вятка, Губерн. тип., 1914. С. 513.

[3] Описание Спасского монастыря, находящегося в уездном городе Орлове Вятской губернии. М., Типография В. Готье, 1849. С. 10.

[4] Энциклопедия земли Вятской. Том 2. Литература. Киров, ГИПП «Вятка», 1995. С. 103-105.

[5] Описание Спасского монастыря, находящегося в уездном городе Орлове Вятской губернии. М., Типография В. Готье, 1849. С. 13.

[6] Описание Спасского монастыря, находящегося в уездном городе Орлове Вятской губернии. М., Типография В. Готье, 1849. С. 16-17.

[7] Описание Спасского монастыря, находящегося в уездном городе Орлове Вятской губернии. М., Типография В. Готье, 1849. С. 20-21.

[8] Маркелов А. В. Чтимые иконы и святые в жизни общества 2-й половины XVII – начала ХХ вв. (на примере Вятской епархии). Киров (Вятка), 2019. С. 312.

[9] Описание Спасского монастыря, находящегося в уездном городе Орлове Вятской губернии. М., Типография В. Готье, 1849. С. 21.

[10] С. Четвериков. Анна Егоровна с Московского трата научилась читать по районной газете. «Искра» (Оричи) от 17. 10. 96

[11] С. Четвериков. По памятным местам посёлка Зенгино. «Искра» (Оричи) № 5 2001



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.