Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Протопоп Аввакум.



   Аввакум Петров родился около 1620-1621гг. в семье священника села Григорова недалеко от реки Кудьмы в нижегородских землях. Отец его, «прилежаще пития хмельного» (т. е. будучи пьяницей) мало занимался сыном. С помощью матери, молитвенницы и постницы, мальчик научился грамоте и пристрастился к чтению. Когда Аввакум повзрослел, мать задумала женить его. Подчиняясь ее воле, Аввакум молил Бога, чтобы жена его была «помощницей во спасение». Выбор матери остановился на сироте Насте, жившей в том же селе. Это была тихая, глубоко верующая девушка, и ее часто можно было видеть в сельской церкви за усердной молитвой. Так сбылась мечта Аввакума: он нашел единомышленника и друга.

После смерти матери Аввакум переселился в село Лопатицы, где в 1642г. был поставлен в дьяконы, а через два года – в чин протопопа. И в Лопатицах, и позднее, в Юрьевце-Повольском, он строго соблюдал все правила церковной службы, публично изобличал пороки своих прихожан, чем, видимо, вызывал их гнев. Спустя три года Аввакум с женой и новорожденным сыном был вынужден отправиться в Москву. В столице не без помощи своего земляка Ивана Неронова он получил поддержку царского духовника Стефана Вонифатьева и вернулся в Лопатицы. Дом свой Аввакум нашел разоренным. Но он остался верен себе и продолжал свои суровые наставления, унимая. По его же словам «мужиков и баб от блудни» и наживая тем самым много противников. Ему было суждено вновь уехать из Лопатиц. Оставив семью в Юрьевце-Повольском, Аввакум вторично направляется в Москву. Здесь он начинает служить в Казанском соборе на Красной площади, настоятелем которого был Иван Неронов. Благодаря своей энергии, дару убеждения и богословской начитанности Аввакум сразу же занял видное место во влиятельном кружке «ревнителей древнего благочестия». Это почти совпало с началом реформ Никона. После заключения Неронова в Спасокаменный монастырь Аввакум становится самым непримиримым противником нововведений Никона, хотя ранее их объединяли многие воззрения на порядок богослужения (литургии) и на необходимость благочестивого поведения священнослужителей и прихожан.

Не принимая новых обрядов, Аввакум стал служить литургию на сеновале в доме Нероновых. Его схватили и отправили в московский Андроньев монастырь, где морили голодом, пытали, требуя признания церковных реформ. Но Аввакум был непримирим. В сентябре 1653г. его сослали в Сибирь. Последовательно выступая против «церковных новин», Аввакум тем не менее пользовался расположением царской семьи, где ценили его искренность и убежденность. По настоянию царя и царицы протопоп был сослан нерасстриженным, т. е. сохранившим священнический сан. Это позволило ему некоторое время служить по старым обрядам в Вознесенской церкви в Тобольске. По доносу он вновь был схвачен и отравлен в более отдаленную ссылку на Лену, которая вскоре была заменена Забайкальем. В этой глуши Аввакум оказался в полной власти жестокого воеводы Пашкова, который обрек семью протопопа на мучения и голод. Но Аввакум продолжал свои обличения, в которых доставалось и суровому воеводе. Именно отсюда слава Аввакума как борца за правду и стойкого противника царских реформ разнеслась по всему Московскому государству, включая и столицу.

Весной 1662г. царь Алексей Михайлович, уже изменивший свое отношение к патриарху Никону, приглашает Аввакума в Москву, надеясь убедить его отказаться от проповедей раскола. Аввакум был встречен благосклонно, получил щедрые подарки, царь и бояре наперебой старались склонить его на свою сторону. Но все их усилия были напрасными. Этот неистовый проповедник в Москве, как и в Сибири, а также по всей длинной дороге из ссылки «везде, и в церквах, и на торгах, ересь никонианскую обличал», разражался гневными челобитными.

В августе 1664г. Аввакуму вновь пришлось отправиться в ссылку, на этот раз на Мезень. Как и повсюду, ему сопутствовала и оказывала поддержку верная супруга Настасья Марковна. Однажды по пути в Сибирь Аввакум сказал жене, что «невзгоды их будут до самой смерти». «Добро, Петрович», - ответила Настасья Марковна.

В марте 1666г. Аввакум вновь был привезен в Москву, где уже заседал церковный собор. На соборе после бурный страстей было решено Аввакума расстричь и отправить в Николо-Угрешский монастырь, где он был посажен на цепь. Позднее его еще не раз перевозили из одной обители в другую, увещевали, убеждали покаяться, но все безуспешно. Наконец, по прибытии высоких представителей Церкви Православного Востока на церковном соборе в июле 1667г. был вынесен окончательный приговор «расколоучителям», по которому они все подлежали светскому суду. Вскоре Аввакум и его единомышленники были отправлены в далекий холодный Пустозерск, где началось их 15-летнее сидение в срубе и земляной тюрьме. Именно здесь, не имея возможности открыто проповедовать в храмах, Аввакум проявил себя как яркий писатель и полемист. Его послания передавались верными людьми во все российские пределы, известность его преумножалась. «Сказки», т. е. сочинения Аввакума приобретали все более острое звучание, обрушивались и на царя, и на его приближенных. Они читались распространялись в Москве, у стен царского дворца. Не без влияния страстного огненного слова Аввакума поднялись и соловецкие старцы, протест которых вылился в открытое противостояние властям. После разгрома «Соловецкого сидения» старцы прокляли царя Алексея Михайловича.

14 апреля 1682г. по царскому указу «за великие на царский дом хулы» Аввакум был сожжен вместе со своими соузниками – попом Лазарем, иноком Епифанием и дьяконом Федором. На месте его гибели современные последователи старой веры установили старообрядческий крест.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.