|
|||
Иере́й: Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас. ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют Крест и лобызаются с настоятелем и друг с другом в рамена (плечи), взаимно испрашивая прощения. За ними идут миряне, прикладываются ко Кресту, целуют иконы, которые обычно держат священнослужители, и испрашивают прощения у причта и друг у друга. Во время чина прощения принято петь: «Покаяния отверзи ми двери... », «На река́ х Вавилонских... » и др [6].
[1] В это воскресенье и в последующие пять (до Недели ваий) на вечерне совершается вход ради великих прокимнов. [2] Пением великого прокимна завершается праздничное воскресное богослужение, и от «Сподоби, Господи... » начинается великопостное. Существует практика, по которой священнослужители по закрытии царских врат переоблачаются в темные одежды, и диакон [или иерей в епитрахили (в приходских храмах — и в фелони, если он служит один без диакона)] выходит для произношения просительной ектении на солею перед царскими вратами, певцы же поют эту ектению не обычным, но великопостным напевом. [3] Иерей произносит этот возглас, стоя на солее перед царскими вратами. Здесь же он остается до отпуста вечерни, творит поклоны при пении тропарей: «Богородице Дево» и др., произносит возглас: «Сый благословен... » и молитву прп. Ефрема Сирина, с положенными на ней великими поклонами, и совершает отпуст. [4] В воскресные дни Великого поста на вечерне положены только три великих поклона, а не 16, как в седмичные дни. [5] В некоторых храмах и монастырях говорят иначе: «Бог простит тя, отче святый. Помоли́ ся о нас, грешных», что вполне согласно с Уставом. [6] В Типиконе ничего не сказано о пении каких-либо песнопений во время чина прощения. Краткое указание: «И целу́ ем святы́ я и честны́ я ико́ ны» предусматривает совершение этого обряда в молчании. В старинных же соборных Чиновниках, например, Новгородского Софийского собора, Московского Большого Успенского собора, указывается петь во время целования святынь песнопения молитвенно-покаянного содержания: «Покаяния отверзи ми двери... », «На спасения стези... », «Множества содеянных... », «Владычице, приими́ молитвы... », стихиру Успения: «О дивное чудо... » и молитву Святому Духу: «Царю Небесный... ». В некоторых храмах принято также петь стихиры Пасхи, заканчивая словами: «И та́ ко возопии́ м».
|
|||
|