№
|
тема урока
|
Содержание
|
Виды учебной деятельности
|
Результаты
|
Дом. задание
|
Дата по плану
|
Дата факт.
проведения
|
Личностные
| Метапредм. -ые
| Предметные
|
| Магическая единственность музыкального произведения
| История создания сонаты, биография Бетховена.
| Рассуждение о яркости образов в музыке.
Освоениевыдающ. образцов венского классицизма.
Слушание:
Бетховен «Соната №14»
Исполнение песен:
«Отговорила роща золотая» - Г. Пономаренко
| Осознание личностного смысла в музыке Бетховена
| Проявление устойчивого интереса к информац-коммуник. источникам информации о музыке.
| Понимать неповторимость музыкальных произведений
| 1. Прослушать сонату
2. Прочитать завещание Бетховена в блоге учителя
|
|
|
| Музыку трудно объяснить словами
| Обобщение – важнейшее свойство муз. содержания
| Анализ способов воплощения содержания музыкальных произведений.
Оцениваниемуз. произведения с т. зр. единства содержания и формы
Слушание: Бетховен( В. Мэй) «Соната №14» 1 часть в совр. Обр.
Пение: «Отговорила роща золотая» - Г. Пономаренко.
| Умение познавать мир через муз. формы и образы
| Самост. определение целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров
| Развитие вокально- хоровых навыков.
| Прослушать 2, 3часть «Лунной» сонаты
|
|
|
3, 4
| Что такое музыкальное содержание?
| Особенности воплощения содержания в разных видах искусства. Роль деталей в искусстве.
| Самостоятельная письменная работа.
Нахождениеассоц. связей между худ. образами музыки и ИЗО.
Тестовая работа
по вариантам(входная диагностика)
Слушание: Чайковский " Октябрь» - сочинение –эссе
Пение: М. Таривердиев «Маленький принц» - повторение
«Отговорила роща золотая» - пение наизусть.
| Развитие способности творчески мыслить
| Организация общения на основе развернутой письменной речи со сверстниками.
Формирование навыков сам. работы при выполнении учебной задачи.
| Овладение знаниями и навыками для расширения собственного муз. опыта.
| «Отговорила роща золотая» - наизусть
|
|
|
| Музыка, которую необходимо объяснить словами
| Каким бывает муз. содержание.
Воплощение содержания в произвед. программной музыки. Программность обобщающего хар-ра.
| Оцениваниехуд. произведения с позиции красоты и правды.
Просмотр видеоряда
«Концерт № 3» Вивальди.
Пение:
«Мой добрый учитель»
А. Ермолов – разучивание.
| Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности.
| Высказывание собств. мнения о худ. ценности произведения.
| Понимать неповторимость музыкальных произведений.
Уметь проанализировать музыкальное произведение.
| Сообщениео жизни и творчестве А. Вивальди
|
|
|
| Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского
| Свойство программности – расширять и углублять муз. содержание.
Соотнесение образов поэтического и муз. произведений
| Анализмногообразия связей музыки и литературы.
Рассуждение о яркости и контрастности в музыке.
Слушание сообщений о творч. А. Вивальди
Слушание: «Ноябрь. На тройке» П. Чайковский
Чтение: Н. Некрасова
«Тройка»(фрагм)
|
Расширение представлений о худ. картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей муз. искусства.
| Осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве музыкальной культуры.
| Уметь приводить примеры образа человека в музыке, литературе, ИЗО.
|
|
|
|
| «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада»
| Тема Востока в творчестве русских композиторов. Воплощение конкретизирующей программности в муз. образах, темах, интонациях.
| Нахождениеассоц. связей между образами музыки, литературы, ИЗО.
Слушание: Симф. сюита «Шехеразада» - 1 ч.
Разучивание песни: М. Магомаев, А. Горохова «Шехеразада»
| Формиров. способности творч. освоения мира в разл-х видах муз. деятельности
| Проявление творческой инициативы и сам - ти.
Умение работать с различными источниками информации.
|
Сам. подбирать сходные произведения ИЗО к изучаемой музыке.
| Нарисовать мотивы сказок из «1001 ночь».
|
|
|
| Когда музыка не нуждается в словах
| Осуществление музыкального содержания в условиях отсутствия литер. Программы.
Коллективное обсуждение вопроса, связанного с воплощением муз. образа Этюда Скрябина.
| Выставкарисунков по теме урока.
Слушание: Симф. сюита «Шехеразада» - 1 ч.
А. Скрябин «Этюд»
Разучивание песни: М. Магомаев, А. Горохова «Шехеразада».
Пение:
| Присвоение духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыки.
| Способность аргументиро-
вать свою точку зрения по поводу муз. произведения.
| Уметь проанализировать музыкальное произведение.
| Выучить песню «Шехеразада», подготовиться к исполнению любимых песен.
|
|
|
| Заключитель-
ный урок
| Обобщение пройденного материала за 1 четверть.
|
Муз. викторина.
Исполнение песен по желанию учащихся.
| Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни.
| Применение полученных знаний о музыке и музыкантах в творческой деят-ти.
| Активное использование исполнит. навыков
| музыкальное произведение. Закрепить вокально-хоровые навыки.
|
|
|
№
|
тема урока
|
Содержание
|
Виды учебной деятельности
|
Результаты
|
Дом. задание
|
Дата по плану
|
Дата
по факту
|
Личностные
|
Метапредм. -ые
|
Предметные
|
| Лирические образы в музыке.
| Воплощение содержания в худ. произведениях малой и крупной формы. Связь между образами худ. произведений и формами их воплощения. Выражение единого образа в форме миниатюры.
Особенности лирического образа.
| Анализ особенностей воплощения лирических образов в музыке. Наблюдение за развитием одного образа муз. произведения.
Слушание:
С. Рахманинов «Прелюдия соль # минор».
Пение: Татарская песню «Ә ниемә ».
| Осознание личностных смыслов музыкальных произведений лирического характера.
| Познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов.
| Понимать то, что современные люди нуждаются в музыке прежних эпох.
Знать определение терминов, уметь определять в музыке.
Развивать вокально-хоровые навыки.
| Подобрать сходные лит. произведения, ИЗО к изучаемой музыке.
|
|
|
| Драматические образы в музыке.
| Характерные особенности драматических образов в музыке. Контраст образов, тем, средств худ. выразительности в музыке драмат. хар-ра.
| Анализ особенностей воплощения драматических образов.
Рассуждение о яркости и контрастности образов драм. произведения.
Воспринимать и сравнивать муз. язык.
Слушание:
Ф. Шуберт «Лесной царь».
Пение:
«Пропавшим без вести».
| Умение познавать мир через формы и образы.
| Проявление интереса к воплощению приемов деятельности композиторов и исполнителей
| Понимать, что мир образов – самых ранних форм поэтического осмысления мира – относится к темам вечным.
Уметь видеть произведения искусства в самых простых вещах.
Развивать вокально-хоровые навыки.
| Сообщение о вокальной музыке Ф. Шуберта.
|
|
|
| Эпические образы в музыке.
| Русские былины, песни, причитания как источники эпического содержания худ. произведения. Особенности экспонирования эпических образов в муз. искусстве.
Итоговое обобщение в рамках темы «Музыкальный образ».
Информац. Модуль ФЦИОР по теме
| Анализ особенностей воплощения эпических образов в музыке.
Наблюдение за развитием одного образа в муз. произведении. Сравнение особенностей муз. языка в произведениях разного смыслового и эмоц
| Формирование позитивной самооценки своей деятельности.
| Высказывать собственное мнение о худ. достоинствах отдельных музыкальных стилей.
| Понимать почему сказка и миф относятся к «вечным» темам искусства. Как сказочно-мифологические темы влияют на характер музыки и др. виды искусства.
Развивать вокально-хоровые навыки.
|
|
|
|
|
| «Память жанра».
| Способность муз. жанров вызывать опред. Образные представления. Использование композиторами ассоциативных жанров для воплощения определенного содержания.
| Исследование взаимосвязи жанровых и интонационных основ музыки.
Понимание взаимосвязи между жанром муз. произведения и его содержательным воплощением.
| Формир-ние способностей творческого освоения мира в муз. деятельности.
| Наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия
| Уметь определять замысел произведения через средства музыкальной выразительности.
Развивать вокально-хоровые навыки.
|
|
|
|
5, 6
| Такие разные песни, танцы, марши.
| Взаимодействие и взаимообогащение народных и профессиональных муз. жанров.
Содержательность жанра марша. Общность и отличие в маршах из
Разнообразие вальсов. Череда сцен, действцующих лиц, состояний в Большом вальсе из оперы «Евгений Онегин» п. Чайковского.
| Осознание взаимосвязи жанровых и интонационно-образных воплощений в музыке (критерии в учебнике).
Наблюдение за развитием одного образа в музыке.
Выявление круга муз. образов в различных муз. произведениях.
Слушание: Ж. Бизе «Марш Тореадора» из оп. «Кармен».
П. Чайковский «Вальс» из оп. «Е. Онегин».
Пение: «Под музыку Вивальди» - разучивание.
«Школьные годы» - разучивание.
| Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
Расширение представлений о разнообразии танцевальной музыки.
| Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач по теме.
| Уметь сравнивать произведения, выделять различия.
Понимать, почему на протяжении 20 века композиторы часто обращались к темам, далеким от современности.
Развивать вокально-хоровые навыки.
Уметь сравнивать муз. язык в различных танцах.
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
№
|
тема урока
|
Содержание
|
Виды учебной деятельности
|
Результаты
|
Дом. задание
|
Дата по плану
|
Дата факт.
проведения
|
Личностные
| Метапредм. -ые
| Предметные
|
| «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы.
| Особенности воплощения худ. замысла в различных видах искусства. Метафорический смысл понятий «сюжет» и «герой» по отношению к муз. произведению.
Средства выразительности как главные носители содержания и формы в музыке.
| Понимание характерных особенностей муз. языка. Восприятие и оценивание муз. произведения с точки зрения единства содержания и средств муз. выразительности. Рассуждение о яркости и контрастности образов в музыке.
Слушание: М. ГлинкаАрия Руслана из оп. «Руслан и Людмила».
Пение: «Синий иней»
| Формир. Умения познавать мир через муз. образы и формы.
| Прояваление творческой инициативы и самостоятельности.
| Понимать, что такое форма в музыке, знать виды форм, уметь определять образное содержание. Закрепить вокально-хоровые навыки.
|
|
|
|
| «Художественная форма – это ставшее зримым содержание».
| Понимание муз. формы в узком и широком смысле. Единство содержания и формы- непременный закон искусства. Связь тональности муз. произведения с его худ. замыслом, характером.
| Восприятие и оценивание пр-дения искусства с точки зрения единства сод-ния и формы (критерии в учебнике). Различие хар. признаков видов искусства. Понимание специфики деятельности композитора, поэта и художника. Восприятие и оценивание пр-дения искусства с точки зрения единства сод-ния и формы Наблюдение за развитием одного образа в муз. произведении.
Слушание: В. А. Моцарт Реквием. Лакримоза.
Ф. Шуберт «Баркарола», «Серенада».
| Проявление эмпатии и эстетической восприимчивости.
| Умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение.
| Повторить определение духовной музыки, уметь описать образ и определить форму музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки.
|
|
|
|
| От целого к деталям.
| Общее и индивидуальное в муз. форме.
| Слушание:
В. А. Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»
| Стремление к самостоятельному общению с муз. искусством
| Развитие способности рассуждать.
| Понимать, что такое форма в музыке, уметь определять формы вокальной музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки.
|
|
|
|
| Какой бывает музыкальная композиция.
| Причины обращения композиторов к большим и малым формам.
| Выявлять круг муз. образов в различных муз. произведениях.
Слушание:
Л. Бетховен «Симфония №5» 1 часть,
М. Равель «Игра воды»
| Понимание жизненного содержания народной, религиозной классической музыки.
| Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования муз. и худ. информации
| Знать определение композиции в музыке.
|
|
|
|
| Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах.
| Музыкальная форма период, особенности ее строения. Изысканность и лаконизм муз. образа, воплощенного в форме муз. периода.
| Исследование многообразия форм построения муз. произведений(период). Восприятие и оценивание пр-дения искусства с точки зрения единства сод-ния и формы. Наблюдение за развитием одного образа в муз. произведении.
Слушание:
Ф. Шопен «Прелюдия» - разбор.
| Формирование активности, самостоятельности.
| Анализ объекта изучения, выделение сущ-нных признаков.
| Знать определение одночастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.
|
|
|
|
| Два напева в романсе М. Глинки «Веницианская ночь» (двухчастная форма)
| Куплетно-песенные жанры в рамках двухчастной формы. Запев и припев- главные структурные единицы вокальной двухчастности. Особенности производного контраста(2 грани одного худ. образа). Состояние душевного покоя, радости и очарования в звуках романса.
| Исследование многообразия форм построения муз. произведений(двухчастная форма). Наблюдение за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, муз. тем. Размышление о яркости и контрастности образов в музыке.
Слушание - пение
М. Глинка «Венецианская ночь»
| Формирование творческого освоения мира в различных видах деятельности.
| Умение аргументировать свое предложение, мнение.
| Знать определение двухчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.
| Сообщение о происхождении жанра романс.
|
|
|
| Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина-Глинки.
| Реализация муз. образа в трехчастной форме. Производный конраст между разделами формы. Выразительная роль деталей.
| Исследованиемногообразия форм построения муз. произведений(трехчастная форма).
Наблюдение за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, муз. тем.
Слушание – пение:
М. Глинка «Я здесь Инезилья».
| Умение познавать мир через муз. формы и образы.
| Формирование познавательных мотивов уч. деятельности.
| Знать определение трехчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.
|
|
|
|
8, 9
| Многомерность образа в форме рондо.
| Худ. особенности формы рондо. Роль рефрена и эпизодов в форме муз. рондо.
. Многоплановость худ. образа в рондо.
| Исследованиемногообразия форм построения муз. произведений(рондо). Наблюдение за развитием образа, сопоставлением его фрагментов на основеисходства и различия муз. тем.
Рассуждение об общности и различии выразительных средств музыки и лит-ры.
Слушание: А. Бородин «Спящая княжна», В. Моцарт «Рондо в тур. стиле»
Пение: Романсы М. Глинки
| Присвоение нравств. ценностей на основе поиска их жизненной ценности.
| Выбор наиболее эффективных способов решения учебной заачи. Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли.
| Знать опред-ние формы рондо в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.
|
|
|
|
| Образ ВОВ в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича
| Реализация принципа повторности развития в форме вариаций. Динамика образа в «Эпизоде нашествия» из «Ленинградской» симфонииД. Шостаковича. Обобщение по теме «Форма в музыке».
| Исследование многообразия форм построения муз. произведений. Анализ приемов развития образа в муз. произведении. Самостоятельный подбор сходных поэтических произведений к изучаемой музыке.
Слушание: Д. Шостакович «Эпизод нашествия»из «Ленинградской симфонии».
Пение: А. Александрова «Священная война» - разучивание
| Выявление морально-этического содержания событий, отражённых в музыке Шостаковича.
| Сам. формулирование учебной цели данного урока.
| Повторить и закрепить названия и основные признаки форм, авторов и названия музыкальных произведений. Закрепить вокально-хоровые навыки.
| Подобрать стихи о Ленинградской блокаде.
|
|
|
| Заключительный урок. Обобщение темы.
| Обобщение тем четверти.
| Повторное слушание всех произведений 3 четверти.
Муз. викторина.
| Определение того, какой смысл имеет изученный материал в дальнейшем.
| Символическое отображение учебного материала и выделение существенного
| Уметь угадывать прослушанные произведения.
Знать все изученные муз. формы.
|
|
|
|
№
|
тема урока
|
Содержание
|
Виды учебной деятельности
|
Результаты
|
Дом. задание
|
Дата по плану
|
Дата факт.
проведения
|
Личностные
| Метапредм. -ые
| Предметные
|
| О связи муз. формы и муз. драматургии.
| В чём отличие между муз. формой и драматургией.
Особенности взаимодействия статики и динамики.
| Наблюдение за развитием одного образа.
Восприятиеособенности драматург. развития в малых формах.
Слушание: М. Мусоргский «Картинки с выставки»
Пение: «Вечная весна» Д. Тухманов
| Установление значения рез-ов своей деят-ти для удовл. своих жизненных интересов.
| Идентификация терминов и понятий музыкального языка с худ. языком различных видов искусства.
| Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки.
| Записи в тетради выучить
|
|
|
| Музыкальный порыв.
| Порывы, мечты и фантазии в «Фантастических пьесах» Р. Шумана. «Рельеф» и «фон» в драматургии пьесы «Порыв», их взаимодействие.
| Восприятиеособенностей интонационного и драматургического развития в произведениях простых и сложных форм.
Анализприемов взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произ-ниях разных муз. форм.
Слушание-сравнение: «Порыв» Р. Шумана, «Старый замок» М. Мусоргского.
Пение: «Вечная весна».
| Формирование позитивной самооценки своей деятельности.
| Формирование обобщенных знаний.
| Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки.
| Подготовить презентацию о замках средневековья.
|
|
|
| Движение образов и персонажей в оперной драматургии.
| Особенности оперной драматургии(развитие образов и персонажей). Роль хоровых сцен в оперном спектакле.
Многогранные характеристики муз. образов.
Первая татарская опера.
| Восприятиеособенностей интонационного и драматургического развитя в опере. Пониманиехарактерных особенностей муз. языка татарской оперы.
Восприятие и сравнение муз. языка в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.
Просмотр видео: Хоровые сцены из опер.
| Расширение представлений о худ. картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства татарского народа.
| Совершенствование учебных действий сам. работы с музыкальной и иной худ. информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе.
| Понимать особенности развития образов в опере, уметь определять средства муз. выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки.
| Прочитать либретто оперы «Сания» С. Сайдашева.
Сообщение о татарских композиторах.
|
|
|
4, 5
| Диалог искусств
Опера " Князь Игорь".
«Слово о полку Игореве»
| Воплощение эпического содержания в опере А. Бородина «Князь Игорь». Противопоставление двух образных сфер как основа композиционного строения оперы. Роль хоровых сцен в оперном спектакле. Многогранные хар-ки муз. образов.
| Выявление круга муз. образов в различных муз. произведениях(их фрагментов). Анализ приемов взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях крупных форм или их фрагментов.
Слушание: Арии главных героев из оперы «Князь Игорь».
Пение: «Улетай на крыльях ветра» хор половецких девушек из оперы А. Бородина
| Осознание личностных смыслов оперных произведений на исторический сюжет, понимание их роли в развитии современной музыки.
| Умение передавать содержание учебного материала в разных формах свертывания информации.
| Повторить оперную терминологию. Уметь определять движение образов и персонажей на примере музыкального произведения.
| Прочитать рассказ К. Паустовского «Старый повар»
|
|
|
| Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.
| Главные особенности симфонической драматургии (последовательность, сочетание, развитие муз. тем). Строение симфонического цикла. Муз. тема как главный носитель идеи, мысли, сод-ния произведения.
| Исследование многообразия построения муз. произведений (сонатная форма).
Восприятие особенностей интонационного и драматургического развития в симфонических произведениях.
Слушание: В. Моцарт «Симфония № 41» 1 ч.
| Осознание личностных смыслов оперных произведений на исторический сюжет, понимание их роли в развитии современной музыки.
| Совершенствование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки.
| Понимать особенности развития тем в симфонической драматургии, уметь определять средства музыкальной выразительности.
|
|
|
|
| Заключительный урок.
| Итоговое занятие. Обобщение темы.
| Пониманиехарактерных особенностей музыкального языка. Оценка муз. произведений с позиции красоты и правды.
| Расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций.
| Применение полученных знаний о музыкальной культуре, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
| Постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира.
|
|
|
|