Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





17.Взаимосвязь инфляции и безработицы.



 

1. Бюджетные дефициты и излишки. Бюджетный дефицит — это та сумма, на которую расходы правительства превосходят его доходы за данный год, т. е. если установленная государством максимальная цена (потолок цен) находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит, если государство устанавливает минимум цены выше равновесного уровня (так называемая субсидируемая цена), то образуется излишек.

2. равновесная цена в рыночной экономике. Изменение спроса и предложения. Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Действуют законы рыночного ценообразования: 1) цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению; 2)если под влиянием неценовых факторов происходит повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет, и наоборот.

Точка равновесия -Е. В точке равновесия РЕ = РS = РD, где РЕ - равновесная цена; РS - цена предложения; РD - цена спроса. Это означает, что QЕ = QS = QD.

Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей и выше предложение, и наоборот: чем ниже цена, тем больше спрос, тем меньше предложение.

3. предмет микроэкономики. Микроэкономика - это наука о принятии решений, изучающая поведение отдельных экономических субъектов. Ее основными проблемами являются: 1. цены и объемы выпуска и потребления конкретных благ; 2. состояние отдельных рынков; 3. распределение ресурсов между альтернативными целями. Микроэкономика изучает относительные цены, т. е. соотношения цен отдельных благ, в то время как абсолютный уровень цен изучает макроэкономика. Непосредственным предметом микроэкономики являются: экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов; принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора. В микроэкономике особое значение имеет изучение следующих вопросов: 1. экономическое поведение людей, которое закрепляется в адекватных институтах и общественных структурах. В качестве ключевых институтов выступают рынок, собственность и государство; 2. принятие экономическими субъектами решений и реализация ими соответствующих экономических действий; 3. проблема выбора одного из альтернативных вариантов; она ставит вопрос о редкости благ и их ограниченности.

4. Сложность подсчета показателей дохода и продукта. ВВП – показатель общего экономического состояния страны. Он дает представление об общем материальном благосостоянии нации, так как чем выше уровень производства, тем выше благосостояние страны. Существуют сложности подсчета показателя ВВП. Они связаны с рядом обстоятельств: некоторые товары и услуги, созданные домохозяйствами в данном году, не поступают на рынок, а, следовательно, не имеют рыночной цены; услуги некоторых государственных служащих не имеют рыночной стоимости, но государство несет соответствующие затраты на заработную плату этим рабочим. В ВВП учитываются затраты, которые увеличивают его размер, но не ведут к росту благосостояния (загрязнение окружающей среды). Показатель ВВП в расчете на душу населения, часто используют для сравнения уровня жизни и благосостояния между странами. Но и это не всегда дает точную информацию. Две страны могут иметь одинаковый показатель ВВП на душу населения, но разный уровень цен, а это означает, что на единицу дохода в них можно купить разное количество благ. Одинаковые ВВП на душу населения могут дополняться различиями в таких показателях, как уровень образования населения, продолжительность жизни, калорийность питания и так далее, которые следует учитывать в оценке благосостояния нации. Часто различия между странами по этим показателям связаны со степенью дифференциации доходов населения.

9. Формы собственности. Форма собственности - законодательно урегулированные имущественные отношения, характеризующие закрепление имущества за определенным собственником на праве собственности. 1)государственная-при которой имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежит государству полностью либо на основе долевой или совместной собственности; 2)частная- подразумевает защищенное законом право физического или юридического лица, либо их группы на предмет собственности; 3)муниципальная- собственность района, города и входящих в них административно-территориальных образований

6. уровень инфляции. Инфляция-устойчивая тенденция к повышению уровня цен. Уровень инфляции - показатель среднего уровня изменения цен товаров и услуг относительно базисного периода; используется в качестве показателя инфляции и выражается в процентах за год.  Устанавливается по индексу потребительских цен и цен средств производства

10. Рынок труда и з/п. Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Рынок труда возможен только при условии, что рабочий является собственником своей способности к труду. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок. з/п-доход в денежной форме, получаемый наемным работником за предоставление определенной трудовой услуги.

17. Взаимосвязь инфляции и безработицы.

Кривая Филипса показывает взаимное изменение уровня безработицы и инфляции экономики. Такая форма кривой означает, что инфляция высока при низкой безработице и низка – при высокой безработице.

5. виды и организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Виды предпринимательской деятельности можно классифицировать по различным основаниям: 1. по форме собственности, на базе которой деятельность осуществляется (частная, государственная, муниципальная); 2. по количеству участников (индивидуальная, коллективная); 3. по характеру деятельности (производство товаров, оказание услуг, выполнение работ и др. ). Под организационно-правовой формой предпринимательской деятельности понимают совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами. Существуют следующие организационно-правовые формы предпринимательской деятельности: хозяйственные товарищества (полные и коммандитные), хозяйственные общества (с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, акционерные), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Перечисленные организации по законодательству РФ являются коммерческими. Помимо коммерческих, можно создавать некоммерческие организации. Они могут создаваться в форме общественных и религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. В том случае, если некоммерческой организации законом или уставом предоставлено право заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям, ради которых эта организация создана, прибыль от такой деятельности не распределяется между ее участниками, а направляется на достижение уставных целей.

23. собственность как экономическая категория. Собственность как экономическая категория есть отношение между людьми по поводу материальной основы хозяйственной деятельности, т. е. средств производства. Как экономическая категория «собственность» характеризуется единством двух аспектов: количественного и качественного. Количественный аспект собственности — разнообразные объекты: заводы, средства труда, земля, деньги, ценные бумаги, патенты, лицензии и др. Важнейшим объектом собственности являются средства производства. В зависимости от того, в чьих руках они сосредоточены (рабовладельца, феодала или капиталиста), формируется соответствующий общественный способ производства. Качественный аспект собственности — отношения между людьми, предприятиями, государством, между государством и другими субъектами по поводу присвоения средств производства, созданного продукта, ценных бумаг и т. п. во всех сферах общественного воспроизводства. Экономические отношения собственности характеризуют социальную сторону экономической жизни и определяют формы ее организации.

7. ВНП и ВВП, способы их измерения. Другие показатели дохода и продукта. ВНП-валов. нац. прод. -совокупная стоимость всего объема конечного производства товароуслуг в текущих ценах производимых на территории страны и за её пределами. ВВП-валов. внутр. прод-нужен, чтоб объединить все показатели и создать общие рез-ты разнородных предприятий.

1. Метод потока доходов:

GNP=w(з/п)+r(доходы и %на собст-ть)+R(рентные платежи)+p(прибыль)+A(амортизация)+T(косвенные налоги)

2. Метод потока расходов:

GNP=C(расх. на конечное потребл. дом. хоз-тв)+J(валов. инвестиции)+G(гос. закупки товароуслуг)+Xn(чистый экспорт).

ВВП не учитывает все объемы продукта, выпущенные вне стпраны, а только разницу. ВВП измеряется по объему на душу населения.

Другие показатели дохода и продукта:

ЧНП-чистый нац. прод. -валовой национальный продукт за вычетом амортизационных; поскольку износ средств производства является элементом издержек производства.

НД-нац. доход- обобщающий показатель экономического развития страны, в котором синтезируется уровень развития производительных сил общества, в наиболее общем виде отражаются его экономическая структура и результаты процесса расширенного воспроизводства за определённый период времени.

ЛД-личный доход- денежный доход работника, складывающийся из заработной платы и дополнительных платежей, включая дивиденды, проценты, ренту, премии, трансферты. Исчисляется до вычета налогов.

14. Эластичность предложения. Эластичность предложения — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия. E(предл. )= Относительное изменение объема предложения/Относительное изменение цен. Коэффициент эластичности предложения — числовой показатель, отражающий степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Эластичность предложения зависит от: 1)особенности производственного процесса (позволяет производителю расширить производство товара при повышении цены на него или переключиться на выпуск другого товара при снижении цен); 2) временной фактор (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цен на рынке); 3)зависит и от (не)способности данного товара к длительному хранению.

12. Теория фирмы. Стратегия фирмы. Фирма - экономический агент, выполняющий три основные функции: закупка ресурсов (факторов производства), использование их для производства продукции, продажа этой продукции. Теория фирмы-теория поведения фирмы в различных условиях (принципы и мотивы принятия решений о ценах, о выпуске продукции и ценных бумаг, инвестициях, организационной структуре, приобретении других фирм и слиянии с ними и т. д. ).

Выбор стратегии осуществляется руководством на основе анализа ключевых факторов, характеризующих состояние фирмы, с учетом результатов анализа портфеля продукции, а также характера и сущности реализуемых стратегий.

16. Модель круговых потоков. - работают только фирмы и дом. хоз-ва. Годится для закрытой экономики.

В открытой экономике и при наличие государства модель круговых потоков становится более сложной.

13. Структура издержек фирмы. В краткосрочном периоде издержки производства могут быть разделены на постоянные и переменные.

Постоянные издержки (FС) это денежные затраты на ресурсы, составляющие постоянные факторы производства. Величина постоянных издержек не зависит от объема производства, к ним относятся затраты на эксплуатацию зданий, сооружений и оборудования, административно-управленческие расходы, арендная плата. Постоянные издержки существуют даже тогда, когда фирма ничего не производит, не осуществляет никакого производства. Поэтому постоянные издержки – это невозвратные издержки, создающие основу для возникновения убытков фирмы.

Переменные издержки (VС) – это денежные затраты на ресурсы, составляющие переменные факторы производства. Их величина меняется вместе с изменением объема производства, к ним обычно относятся затраты на материалы, сырье, заработную плату.

Деление издержек на постоянные и переменные условно, а для очень продолжительных промежутков времени отсутствует совсем, так как в этом случае все издержки являются переменными.

Валовые или общие издержки (ТС) = FС + VС.

Для фирмы это наименьшие общие денежные затраты, необходимые для производства определенного количества продукции. Суммарные издержки увеличиваются по мере роста количества производимой продукции.

Средние общие издержки (АТС)– издержки, приходящиеся на единицу продукции, (равны частному от деления общих издержек количество произведенной продукции) АТС=ТС/Q

Средние постоянные издержкиопределяются АFС=FС/Q

Средние переменные издержкиопределяются АVС=VС/Q

15. Факторы, влияющие на эластичность спроса. Факторы, влияющие на эластичность: 1)Наличие заменителей. Чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар. 2) Удельный вес товара в бюджете потребителя. Чем больше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса. 3)Размер дохода. 4) Качество товара. Если товар — предмет роскоши, спрос эластичен; если товар первой необходимости, спрос неэластичен. 5) Размеры запаса. Чем больше запас, тем эластичней спрос. 6)Ожидания потребителя. На эластичность спроса по цене: 1)Наличие товаров конкурентов или товаров заменителей. 2)Удельный вес товара в бюджете потребителя. 3)Размер дохода. 4)Незаметное для покупателя изменение уровня цен. 5)Консерватизм покупателей во вкусах.

11. Денежный мультипликатор. - числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз возрастет или сократится денежное предложение в результате увеличения или сокращения вкладов в денежно-кредитную систему; величина мультипликатора обратно пропорциональна норме резервирования, используемой в денежно-кредитной системе. Денежный мультипликатор называют также банковским.

, где rr- норма обязательных резервов в банке.

Или mult M=M/B, где М-денежная масса, B-денежн. база(1+cr/rr+cr)

             

 


 

22. материальные потребности и экономические ресурсы общества. Материальные потребности - прежде всего желание потребителей приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют им полезность. Производственные ресурсы - это все природные, людские и созданные людьми ресурсы, которые используются для производства экономических благ. Их делят на три группы по признакам: происхождение, роль в производстве, механизм мобилизации. Эти три группы и называют экономическими ресурсам.

8. Динамика издержек произв-ва в кратко- и долгосрочном периоде. Динамика издержек производства – это изменения издержек в связи с изменением размеров производства или объема выпуска продукции. Анализ динамики требует учета двух обстоятельств: 1) продолжительности производственного периода; 2) объективного закона отдачи ресурсов. По продолжительности различают:  - краткосрочный период – имеет продолжительность, которая не позволяет фирме ввести в строй и освоить дополнительные производственные мощности (рис. );

Рисунок– Динамика издержек в краткосрочном периоде

- долгосрочный период – достаточный для введения и освоения дополнительных производственных мощностей, то есть изменения не только переменных, но и постоянных издержек, и, соответственно, все издержки являются переменными и обозначаются как ТС или АС.  Деление издержек на постоянные и переменные имеет смысл только для краткосрочного периода. Динамика издержек производства в долгосрочном периоде представляет собой суммирование результатов динамики за вход в долгосрочный и краткосрочный периоды.

24. модель предложения денег. Здесь приводится модель предложения денег при частичном банковском резервировании. В нее входят три переменные.

Денежная база В - сумма долларов на руках у населения (в наличности) С и в резервах банков R. Норма резервирования депозитов rr - доля банковских вкладов, помещенных

в резервы. Она определяется экономической политикой банков и регулирующими их деятельность нормативными актами.

 Коэффициент депонирования денег сr - характеризует предпочтения населения в распределении денежных средств между наличными деньгами С и средствами на текущих счетах D.

Данная модель показывает зависимость предложения денег от денежной базы, нормы резервирования депозитов и коэффициента депонирования. Она позволяет понять механизм воздействия на предложение денег политики ФРС, а также решений банков и частных лиц. Определим предложение денег: М=С+ D. Найти предложение денег можно с помощью двух уравнений расчета суммы текущих счетов:

 М/(сг + 1) = D- B/(cr + гг). Следовательно,

Из уравнения следует, что предложение денег является функцией трех переменных. При этом оно пропорционально денежной базе. Обозначим коэффициент пропорциональности (сr + 1)/(сr * rr) как m и назовем его

денежным мультипликатором:

                            М = m х В.

19. экономический цикл и динамика основных макроэк-х показателей. Потенциальный ВНП. Закон Оукена — эмпирическая зависимость между темпом роста безработицы и темпом роста ВНП в США начала 60-х годов, предполагающая, что превышение уровня безработицы на 1 % над уровнем естественной безработицы снижает реальный ВНП по сравнению с потенциальным на 2, 5 %. Для других стран и других времен он может быть численно иным. В реальности это не закон, а тенденция со множеством ограничений по странам, регионам, миру в целом и периодам времени.

(YY * ) / Y * = − Buc,

где Y — фактический ВНП, Y* — потенциальный ВНП, uc — уровень циклической безработицы, B — эмпирический коэффициент чувствительности (обычно принимается 2. 5 %). По каждой стране в зависимости от периода будет свой коэффициент В. Из формулы следует, что если циклическая безработица в стране отсутствует, фактический ВНП равен потенциальному, т. е. в экономике задействованы все возможные производственные ресурсы.

21. Закон предложения. Предложение товаров является результатом производственного процесса и отражает желание и возможность продавца продать определенное количество товаров (услуг) по определенной цене. Кривая предложения (S) показывает, какое количество товара производители могут продать при различных уровнях цены. Кривая S демонстрирует действие закона предложения: чем выше цена (P) на товар, при прочих равных условиях, тем больше объем предложения (Q), и наоборот.

 

 


 

20. Зак. спроса. Эффекты дохода и замещения. Закон спроса характеризует обратную связь между величиной спроса и ценой товара. Он гласит, что при прочих равных условиях величина спроса находится в обратной зависимости от изменения цены единицы товара. Прочие равные условия означают, что в данном случае не учитываются все неценовые факторы, влияющие на спрос. Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами: во-первых, снижение цен увеличивает число покупателей; во-вторых, снижение цен расширяет покупательскую способность потребителей; в-третьих, насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительной единицы продукта (закон убывающей предельной полезности), поэтому покупатели готовы приобретать дополнительную единицу товара только по более низкой цене. Более низкая цена позволяет покупателям приобретать еще большее количество товара и дает возможность тем, кто раньше не мог себе позволить покупку, приобретать этот товар. Кривая спроса идет вниз, поскольку потребитель обычно предпочитает покупать больше, если цена ниже. Действие закона спроса объясняет существование эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара. Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились. Действие закона спроса ограничено в следующих случаях: 1)При ажиотажном спросе, вызванном в ожидании повышения цен. 2)Для некоторых редких и дорогих товаров, покупка которых является средством накопления. 3)При переключении спроса на более новые и качественные товары.

26. экономич. содержание и признаки предпринимательства.  Предпринимательская деятельность – это реализация особых способностей индивида, выражающаяся в рациональном соединении факторов производства на основе инновационного рискового подхода. Предпринимательская деятельность может осуществляться: 1) путем непосредственного производства какого-либо товара, продукта или услуги; 2) путем производства посреднических функций по продвижению товара от продуцента к потребителю. В рамках такого разделения труда сформировалась типология предпринимательской деятельности. Содержание предпринимательства, границы его осуществления тесно связаны с формами и видами предпринимательской деятельности. В соответствии с принятой структурой процесса воспроизводства (производство, обмен, распределение, потребление) выделяют четыре главных сферы предпринимательства: производственная, коммерческая, финансовая и сфера потребления. Другие виды предпринимательской деятельности, например, инновационная, маркетинговая, включаются в состав четырех главных сфер предпринимательства. Признаки: инициатива, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство.

18. Банковская сис-ма: ЦБ и коммерческие банки.

Первейшим приоритетом в развитии банковской сис-мы считается подготовка кадров с более высокими квалификацией, банковской культурой, представлением о бизнесе, организаторскими способностями. Вторым приоритетом следует признать формирование законодательного обеспечения банковской деятельности. Третьим приоритетом можно назвать формирование банковского сектора как сис-мы, отрасли народного хозяйства. Четвертым приоритетом считаем необходимость скорректировать сложившиеся представления о связи банка с производством, клиентами, ради которых они работают на рынке. ЦБ – это орган гос. ден. -кред. регулирования экономики, наделенный правом монопольной эмиссии банкнот, регулирования ден. обращения, контроля за деят-стью кредитных учреждений, осуществление функций банка банков, хранения офиц. золотовалютных резервов. Основная функция ЦБ - это поддержание эффективности финансовой системы и стабильности платежной системы. Комме́ рческий банк — организация, основной деятельностью которой является выдача кредитов и принятие вкладов (депозитов). Процентные ставки по выданным кредитам выше процентных ставок по вкладам. Разница между этими показателями является банковской прибылью — маржой.

35, 42. номинальные и реальные показатели. Многие макроэк-ие показатели имеют номинальные и реальные значения. Это нужно учитывать при их сравнении. Поскольку некоторые показатели - измеряются в денежном выражении, то для их сопоставления за разные годы нужно знать, была ли в тот или иной период инфляция или дефляция, т. е. необходимо различать номин-ые и реал. величины. Номин. ВВП/ВНП отражает физический объем произведенных товаров и услуг в текущих ценах. На величину номин-го ВВП/ВНП оказывают влияние динамика реал-го объема производства и изменение уровня цен. Реальн. ВВП/ВНП – это номин. ВВП/ВНП, скорректированный с учетом изменения цен или выраженный в ценах базового года (с которого начинается измерение или с которым сопоставляется ВВП/ВНП). Для пересчета номинальных значений (в текущих ценах) в реальные значения (в неизменных или сопоставимых ценах) используется уровень цен. Изменение (движение) уровня цен отражается с помощью ценовых индексов (индексов цен).

 
25. Деньги и их ф-ции. Деньги-1)банкноты или разменная монета; 2)абсолютно-ликвидное место обмена; 3)легко-реализуемое имущество. ф-ции: 1)средство обмена-при совершении сделок(трансакция); 2)мера ценности или единица счета-деньги позволяют сопоставлять ценность различ-х товаров единообразной форме или цена-это пропорция обмена товара на деньги; 3)средство платежа-выплата з/п, долгов, налогов-средство расчетов за долги; 4)средство сохранения ценностей-деньги обладают покупаиельной силой во времени (трата з/п постепенно, сохранив её изначально), или недвижимой акции, драгоценности.. -они не обладают полной ликвидностью. Бартер-обмен товара на товар, но отсталое обращение вплане денег. Назначение денег-экономия трансакционных издержек, ане удовлетв-ять потребности. Товарные деньги-бартер на языке экономики. Кредитные деньги-выполняет долговые обязательства: вексель-долг-ое обязат-во частного экономич. субъекта; банкнота-долг-ое обязат-во или вексель банка, расчет по обязат-вам банка; чек-особая форма долг-ой расписки или распоряж-я владельца банковского счета. М1-наличн. деньги и текущие чеки(их совокуп-ть)

27, 49, 52. типы рыночных структур: совершенная и несов. конкуренция. Рыночная структура характеризуется совершенной конкуренцией, если ни один из продавцов (покупателей) не способен оказать существенное влияние на цену товара. Если это условие не соблюдается, то конкуренция является несовершенной. Совершенная конкуренция- состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах. Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения. Несовершенная конкуренция(монополистическая)- осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов. Для рынка с монополистической конкуренцией характерно следующее: 1)товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами; 2)на рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками; 3)продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают какую цену установить на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж; 4)на рынке есть условия для входа и выхода. Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она также похожа на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами, а на рынке существует свободный вход и выход.

Еще есть структура олигополия- это рыночная форма, в которой на рынке доминирует небольшое количество продавцов (олигополистов).

28. цели и инструменты кредитно-денежной политики. Кредитно–денежная политика–часть общей макроэкономической политики, которая влияет на монетарные факторы нестабильности. Кредитно–денежная политика–совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в кредитно–денежной сфере с целью регулирования экономики. Цели кредитно–денежной политики: 1) устойчивые темпы роста национального производства; 2) стабильные цены; 3) высокий уровень занятости населения; 4) равновесие платежного баланса. Кредитно–денежная политика осуществляется Центральным банком страны. На первом этапе Центральный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов. На втором – изменения в данных факторах передаются в сферу производства, способствуя достижению конечных целей. Эффективность кредитно–денежной политики зависит от выбора инструментов (методов) кредитно–денежного регулирования. Основными общими инструментами кредитно–денежной политики являются: 1) изменение учетной ставки-старейший метод кредитно–денежного регулирования, в основе которого лежит право Центрального банка предоставлять ссуды коммерческим банкам под определенный процент, который он может изменять, регулируя тем самым предложение денег в стране; 2) изменение нормы обязательного резервирования(часть вклада в коммерческий банк, которая необходима для обеспечения гарантии выплаты денег вкладчикам в случае банкротства) позволяет Центральному банку регулировать предложение денег; 3) операции на открытом рынке-покупка или продажа Центральным банкам государственных ценных бумаг.

34. индексы цен. Индекс Ласпейреса определяется путём взвешивания цен двух временных периодов по объёмам потребления базисного периода и отражает изменение стоимости потребительской корзины базисного периода, произошедшее за текущий период. (меняется цена потребит-ой корзины, но не состав)   , где

Pt-цены текущего периода; Q0-объемы реализации базового периода; P0-цены базового периода. Индекс Пааше — один из индексов цен, исчисляемых для характеристики изменения цен товаров. Определяется путём взвешивания цен двух временных периодов по объёмам потребления текущего периода и отражает изменение стоимости потребительской корзины текущего периода. (меняется и цена, и состав) . Индекс Фишера - средняя геометрическая величина индексов Пааше и Ласпейреса.

 
29. передаточный механизм денежно-кредитной политики, её связь с бюджетно-налоговой и валютной политикой(фигня какая-то). Монетарная политика имеет довольно сложный передаточ­ный механизм. От качества работы всех его звеньев зависит эф­фективность политики в целом. Можно выделить 4 звена передаточного механизма кредит­но-денежной политики: 1)изменение величины реального предложения денег в результате проведения Центральным Банком соответствую­щей политики; 2)изменение ставки процента на денежном рынке; 3)реакция совокупных расходов (в особенности инвестицион­ных расходов) на динамику ставки процента; 4)изменение объема выпуска в ответ на изменение совокуп­ного спроса (совокупных расходов). Между изменением предложения денег и реакцией совокупного предложения расположены еще две промежуточные ступени, прохождение через которые существенно влияет на конечный результат. Денежно-кредитная политика связана с бюджетно-налоговой и внешнеэкономической политикой. Если Центральный Банк ставит целью поддержание фиксированного обменного курса, то самостоятельная внутренняя денежная политика оказывается практически невозможной, так как увеличение или сокращение ва­лютных резервов в целях поддержания обмен­ного курса автоматически ведет к изменению денежной массы в экономике. 30. Рынок капитала. на рынке капитала даются и берутся напрокат деньги. Поскольку деньги берутся в долг в основном для приобретения капитальных благ, этот рынок и называют рынком капитала. Отдача денег в долг называется предоставлением ссуды или кредита. Соответственно, тех, кто дает деньги в долг, называют кредиторами, а тех, кто берет деньги в долг, называют заемщиками. На рынке капитала существует цена, которая показывает, сколько нужно заплатить за прокат денег. Поскольку и цена, и количество на этом рынке измеряются в одних и тех же единицах - деньгах, для измерения цены используют относительные величины - проценты. Ставкой процента называется цена, которую нужно уплатить за использование денег в течение некоторого промежутка времени, выраженная в процентах. На рынке капитала существуют спрос и предложение, которые определяют равновесную ставку процента (цену) и количество отданных напрокат денег. Одной из главных особенностей рынка капитала является то, что любая фирма и любой потребитель может выступить на этом рынке как в качестве кредитора, так и в качестве заемщика. Во-первых, все фирмы и потребители используют этот " ресурс" в своей деятельности (и поэтому могут нуждаться в нем). Во-вторых, этот " ресурс" не требует производства (поэтому любая фирма или потребитель может обладать деньгами независимо от рода своей деятельности).   31. Рынок природных ресурсов. Любой вид природных ресурсов может быть отнесен к одной из двух главных категорий: 1)воспроизводимые ресурсы(лес) – производственные ресурсы, которые могут быть восстановлены в силу природных процессов в обозримой перспективе (не более 1-2 поколений) и потому потенциально способны существовать на Земле вечно (ресурсы растительного и животного мира); 2)невоспроизводимые ресурсы (топливо, металлы)-производственные ресурсы, предложение которых абсолютно фиксировано и которые, в случае их потребления, не могут восстановиться в обозримой перспективе. Рынок природных ресурсов включает два тесно взаимосвязанных сектора: рынок запасов и рынок потоков. Запас ресурсов – это такой их объем, который существует в природе (например, находится в месторождениях на территории данной страны), а для возвратных ресурсов включает еще и количество ресурсов, которые ужеиспользованы, но пригодны для вторичной переработки. Запас ресурсов – явление объективное и от хозяйственной деятельности людей почти не зависит. Если в недрах страны нет нефти, то сколько ни трать денег на геологоразведку, фонтаны «черного золота» все равно не забьют. Поток ресурсов – тот их объем, который реально вовлекается в хоз-ную деят-ть в течение определенного периода времени. Он может колебаться весьма значительно: от нуля (когда использование ресурса   вообще прекращается) до объема, максимально возможного при существующих технологиях.

32. экономические формы общественного хозяйства. Общественное хозяйство — это определенный способ организации хозяйственной деятельности людей, реальное функционирование общественной экономики. Экономическая наука выделяет: 1) натуральную форму хозяйствования (производства) – продукты труда предназначаются для удовлетворения собственных потребностей производителей, и предназначены для потребления внутри отдельной хозяйственной единицы. Классическим вариантом является земледелие в сочетании с домашней промышленностью. Существовали различные виды натурального хозяйства: первобытная община, азиатская община, германская община (марка) и др. 2) товарное производство – такая организация производства, при которой результаты труда предназначены для обмена, экономические отношения между людьми проявляются через рынок. Общими основами товарного производства являются: а) общественное разделение труда – необходимое, но недостаточной условие для существования товарного производства, т. к. при наличии общественного разделения товарного хозяйства может не быть. (Например, в пределах одной общины результаты труда принадлежали всей общине, и продукты потреблялись, не поступая в эквивалентный обмен); б) эконом-ое обособление производителей друг от друга, при котором они имеют экономическую независимость и отчуждены друг от друга. Это обособление возникает объективно вследствие развития особенных форм разделения труда, сосуществования в множества производителей схожей продукции.

33. деньги как категория товарного производства. Деньги - это товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента. У разных народов в качестве денег применялись особо популярные обменные предметы, ценность которых считалась постоянной. Потом роль всеобщего эквивалента закрепилась за золотом. Тому способствовали его свойства: 1)качественная однородность; 2)количественная (произвольная) делимость; 3)портативность (в небольшом кол-ве золота воплощается большое кол-во труда); 4)сохраняемость. Как обычный товар золото обладает потребительной стоимостью и стоимостью. Потребительная стоимость золота заключается в том, что оно служит для изготовления украшений, золочения, используется в промышленности... Стоимость золота согласно трудовой теории стоимости определяется общественно-необходимым трудом, затраченным на его производство.

СУЩНОСТЬ денег выявляется также посредством рассмотрения их особых свойств. Деньгам (в основном в их натуральной, наличной форме) должны быть присущи ряд качеств: 1)неподдельность — заключается в сложности изготовления фальшивых денег. 2)удобство пользования достигается за счет портативности, различаемости, узнаваемости денежных знаков. 3)износооустойчивость — позволяет использовать деньги в течение продолжительного времени. 4)делимость— проявляется в способности денежных единиц делиться на части, что создает возможность размена крупных денег на мелкие. 5)однородность выражается в том, что деньги одного и того же достоинства должны обладать равной покупательной способностью вне зависимости от формы, в которой они представлены (бумажные, никелевые, золотые).

36. основные денежные агрегаты. Денежн. агрегаты-показатели объема денежного предложения. М1-наличные деньги и текущие чеки(их совокуп-ть). М1+ 1)наличн. деньги; 2)дорожные чеки; 3)вклады до востребования; 4)др. чековые средства; М2 = Ml + 1)срочные вклады до 100тыс. $; 2)сберегательн. и депозитные вклады; 3)краткосрочн. вклады в евро, доллорах; 4)соглашение о покупке ценных бумаг с обратным выкупом; МЗ = М2 + 1)срочн. вклады выше100тыс. $; 2)долгосроч. соглашения о покупке ценных бумаг с обратным выкупом; L=M3+ 1)долгосроч. вклады в евро, доллорах; 2)сберегательные облигации гос-ва; 3)краткосрочн. векселя казначейства; 4)коммерч. ценные бумаги; 5)векселя коммерч-х банков. М1-деньги в узком смысле слова; М2, M3, L-деньги в широком смысле слова-квазиденьги. МО - наличные деньги в обращении; Ml = МО + 1)средства на счетах предприятий и организаций; 2) депозиты населения и предприятия в коммерч-х банках; 3) средства страховых компаний; М2 = Ml + срочные счета в Сбербанке; МЗ = М2 + 1)депозитные сертификаты банков; 2)облигации гос. займа; 3)др. ценные бумаги банков и гос-ва;
39, 43. понятия и задачи макроэкономики. Макроэкономика(маэ)-изучение крупномасштабных экономич-х явлений процессов, относящихся к эк-ке страны и к хоз-ву в целом. Маэ изучает: экономич. коньюктуру; уровень занятости; инфляции; факторы, определяющие уровень жизни населения; роль гос-ва; международные связи. Агрегирование-сумма всего дохода всех экономич. субъектов. Осн. показатели СНС(сис-ма нац-х счетов): ВНП, ВВП, ЧНП(чистый нац. прод), НД(нац. доход), ЛД(личный). Маэкономич. Анализ-изучение поведения конкретных субъектов, складывается на основе отношений продавцов и покупателей. Маэкономич. политика-действие гос-ва, направленное на регулирование экономики, чтоб поддерживать эк-й рост, полную занятость и экономику инфляции. Осн. Задача-баланс между безработицей и инфляцией

 


 

37. классическая и кейнсианская теория спроса на деньги. В классической теории спрос на деньги рассматривается с точки зрения количественной теории денег. спрос на деньги, или необходимый объем денежной массы, прямо зависит от уровня товарных цен и обратно - от скорости денежного обращения. Спрос на деньги рассчитывается с помощью уравнения Фишера: M*V (св. спрос) = P*Q (св. предложение), где P- уровень цен, Q- количество продукции. Кейнсианская теория спроса на деньги - теория предпочтения ликвидности - выделяет три мотива, побуждающие людей хранить часть денег в виде наличности: 1)трансакционный мотив (потребность в наличности для текущих сделок); 2)мотив предосторожности (хранение определенной суммы наличности на случай непредвиденных обстоятельств в будущем); 3) спекулятивный мотив (" намерение приберечь некоторый резерв, чтобы с выгодой воспользоваться лучшим, по сравнению с рынком, знанием того, что принесет будущее" 2). Можно выделить следующие факторы спроса на деньги: 1) уровень дохода; 2) скорость обращения денег; 3) ставка поцента. Классическая теория связывает спрос на деньги главным образом с реальным доходом. Кейнсианская теория спроса на деньги считает основным фактором ставку процента.

38. проблемы оценки благосостояния нации. ВВП – показатель общего экономического состояния страны. Он дает представление об общем материальном благосостоянии нации, так как чем выше уровень производства, тем выше благосостояние страны. Существуют сложности подсчета показателя ВВП. Они связаны с рядом обстоятельств: некоторые товары и услуги, созданные домохозяйствами в данном году, не поступают на рынок, а, следовательно, не имеют рыночной цены; услуги некоторых государственных служащих не имеют рыночной стоимости (милиция, пожарная служба и т. д. ), но государство несет соответствующие затраты на заработную плату этим рабочим; теневая экономика производство товаров и услуг населению за плату – не отражается в официальной статистической отчетности. Расширение теневой экономики и невозможность учета ее масштабов приводит к занижению данных о производстве ВВП по сравнению с его использованием, так как нелегальные доходы расходуются на потребление и накопление легально. В ВВП учитываются затраты, которые увеличивают его размер, но не ведут к росту благосостояния (загрязнение окружающей среды). Показатель ВВП в расчете на душу населения, часто используют для сравнения уровня жизни и благосостояния между странами. Однако это также не всегда дает точную информацию. Две страны могут иметь одинаковый показатель ВВП на душу населения, но разный уровень цен, а это означает, что на единицу дохода в них можно купить разное количество благ. Одинаковые ВВП на душу населения могут дополняться различиями в таких показателях, как уровень образования населения, продолжительность жизни, калорийность питания и так далее, которые следует учитывать в оценке благосостояния нации. Часто различия между странами по этим показателям связаны со степенью дифференциации доходов населения.

40, 44. доходы и прибыль фирм. Размер совокупного дохода R(Q) зависит от объема выпуска про­дукции. Средний доход представляет собой меру единицы продук­ции AR, а предельный MR отражает приращение дохода, получаемого от продажи дополнительной единицы выпускаемой продукции. Т. к. доход фирмы есть реализованная продукция, то на его ве­личину влияют как факторы, максимизирующие производственную функцию, так и рыночные: цена, спрос и тип конкуренции, влияю­щий на характер спроса. Цена товара, и средний доход выше предельного дохода, т. к. все едини­цы продукции продаются по одинаковой цене. Чтобы увеличить сбыт на 1 ед. товара, цена должна упасть. В таком случае вся проданная продукция, а не только дополнительная, будет приносить меньше дохода. Совок-й доход R(Q) увелич-ся или снижается в зависимости от эластичности спроса. Спрос эластичен, когда совокуп. доход увелич-ся, а предельный доход положителен, т. к. увеличение объема реализации увеличивает и доход. Спрос неэластичен, где снижается совокупный доход, а предель­ный доход отрицателен, т. к. при росте выпуска продукции (и сни­жении цены) сокращается доход. При использовании информации о величине доходов и издержек возможно принятие решения об объеме выпуска продукции, макси­мизирующего прибыль. Количественная прибыль - это разность между объемом реализо­ванной продукции (выручкой) и общими затратами на ее производство. При заданной системе цен прибыль зависит только от объема выпуска: П (Q) = Р* Q - TC(Q), где П - прибыль; Р* Q- выручка; ТС - общие затраты. Достаточным условием максимизации прибыли является отри­цательное значение 2ой производной ф-ции прибыли, т. е. d2П / dQ2 = (d2TC / dQ2) < 0.

47. субъекты и объекты собственности. Субъект собственности (собственник) – активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности. В строгом смысле слова субъекты собственности – заведомо одушевленные лица, хотя нередко их заменяют категориями типа «государство», что приводит к «бессубъектной» собственности, являющейся абстракцией Объект собственности – пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, вещества, энергии, информации, имущества, интеллекта, полностью или в какой-то степени принадлежащих субъекту.

 


 

41. кривая спроса. детерминанты спроса. MV=PI-ур-е количественной теории денег, где  M-кол-во денег в обращении, V-скорость обращения денег, P-уровень цен, I-объем спроса-объем выпуска реального ВВП. Отрицательный наклон AD-чем выше уровень цен, тем меньше реальные запасы денежных средств. Обратная зависимость между величиной совокуп. спроса и уровнем цен объсняется эффектом процентной ставки, эфф. богатства, эфф. импортных закупок. Детерминанты спроса - факторы, помимо цены, влияющие на спрос. К детерминантам спроса относят: 1)уровень личных располагаемых доходов потребителей; 2)инфляционные либо дефляционные ценовые ожидания; 3)изменения цен на сопряженные товары; 4) экономич. факторы: размер рынка, реклама, вкусы и предпочтения, сезонность, изменения в законодательстве, катаклизмы и т. п.

45. эластичность спроса. Эластичность спроса позволяет измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов. Рассчитывается через коэффициент эластичности. Виды эластичности: 1. Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1%. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы: 1)Наличие товаров конкурентов или товаров заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, т. е. выше эластичность); 2)Незаметное для покупателя изменение уровня цен; 3)Консерватизм покупателей во вкусах; 4)Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание - тем выше эластичность); 5)Удельный вес товара в доходах потребителя (чем больше доля цены товара в доходах потребителя, тем выше эластичность). 2. Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1%. Она зависит от следующих факторов: 1)Значимость товара для бюджета семьи. 2)Является ли товар предметом роскоши или предметом необходимости. 3)Консерватизм во вкусах. 3.  Перекрёстная эластичность спроса-это отношение процентного изменения спроса на один товар к процентному изменению цены на какой-либо другой товар. Положительное значение величины означает, что эти товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), отрицательное значение показывает, что они взаимодополняющие (комплементы).

46. формы безработицы и ее естественный уровень. Зак. Оукена. Экономическая наука выделяет следующие формы безработицы: 1) фрикционная безработица это безработица, связанная с краткосрочным периодом поиска новой работы по инициативе самих работников, которые ищут для себя более подходящее место занятости. Полная занятость в экономике предполагает существование фрикционной безработицы; 2) структурная безработица, обусловленная структурными изменениями в производстве и, как следствие, несоответствием спроса и предложения на рынке труда в отраслевом, квалификационном, региональном отношениях. 3) циклическая безработица это безработица, связанная с кризисными явлениями в экономике в ходе экономического цикла. Уровень безработицы определяется как удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения (выраженный в процентах). Естественный уровень безработицы – это такой ее уровень, который соответствует полной занятости, обусловлен естественными причинами, не связан с динамикой экономического роста. Социально экономические последствия безработицы: 1)замедление темпов роста экономики вследствие недоиспользования производственных возможностей; 2)лишение части населения заработков, а, следовательно, средств к существованию; 3)повышение социальной напряженности в обществе. Зак. Оукена: на каждые два процента сокращения фактического ВВП по сравнению с потенциальным ВВП приходится повышение уровня безработицы на один процентный пункт. В графической форме указанная закономерность представлена на рисунке. В условиях полной занятости объем производства равен Q0, а норма безработицы U0. Если занятость будет снижаться, а безработица расти, то объем производства также уменьшится. Т. о., график отражает убывающую зависимость объема производства от нормы безработицы.

50. цели бюджетно-налоговой политики. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния гос. бюджета, направленные на обеспечение полной занятости и производство неинфляционного ВНП. Цели бюджетно-налоговой политики: 1) устойчивый рост национального дохода; 2) умеренные темпы инфляции; 3) полная занятость; 4) сглаживание циклических колебаний экономики.

 

48. понятие конкуренции и ее функции. Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономич. субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. Конкуренция выполняет в рыночной экономике следующие функции: 1) Функция регулирования-д ля того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает. Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность. 2) Функция мотивации- для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

-предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли ( позитивные санкции ). Это стимулирует технический прогресс;

-предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка ( негативные санкции ). 3) Функция распределения- конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам. 4) Функция контроля -конкуренция ограничивает и контролирует экономич. силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

51. Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства и темпов инфляции. Недискреционная (автоматическая) фискальная политика, или политика встроенных стабилизаторов – это автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискриционная фискальная политика предполагает автоматич-ое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. Чистые налоговые поступления – это разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством населению трансфертов (бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению в виде пенсий, стипендий, пособий, компенсаций и др. социальных выплат). Трансфертные платежи, являясь распределительными операциями, имеют обратное воздействие: во время экономического подъема сокращаются, а во время спада возрастают.

54. кривая предложения.  детерминанты предложения. Какой объем совокуп. Выпуска может быть предложен на рынок производителями при разных значениях общего уровня цен в экономике. Детерминанты совокупного предложения - факторы, влияющие на совокупное предложение помимо основной ценовой детерминанты: 1)цены на все виды производственных ресурсов; 2)производительность труда; 3)законодательно-правовая среда: налоги, субсидии, госрегулирование. Изменения этих факторов приводят к изменениям издержек производства на единицу продукции, что проявляется в сдвигах кривой совокупного предложения.

58. экономическая теория как наука. - возникла в XVI-XVII вв. Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества.

53. инфляция спроса и инфляция издержек. Инфляция спроса - разновидность инфляции, возникающая при избыточном по отношению к предложению спросе. Этот вид инфляции проявляется в экономической ситуации, когда совокупные денежные доходы населения и предприятий растут быстрее, чем происходит рост реального объема товаров и услуг. Инфляция издержек - один из видов инфляции, проявляющийся в росте цен на ресурсы, факторы производства, вследствие чего растут издержки производства и обращения, а также цены на выпускаемую продукцию. Причины возникновения инфляции издержек в различных странах зависят в значительной степени от фазы экономического развития, места, занимаемого страной на мировом рынке, и условий производства в конкретной стране.

Вопросник: 1. Бюджетные дефициты и излишки. 2. равновесная цена в рыночной экономике. Изменение спроса и предложения. 3. предмет микроэкономики. 4. Сложность подсчета показателей дохода и продукта. 5. виды и организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. 6. уровень инфляции. 7. ВНП и ВВП, способы их измерения. Другие показатели дохода и продукта. 8. Динамика издержек произв-ва в кратко- и долгосрочном периоде. 9. Формы собственности. 10. Рынок труда и з/п 11. Денежный мультипликатор 12. Теория фирмы. Стратегия фирмы. 13. Структура издержек фирмы. 14. Эластичность предложения. 15. Факторы, влияющие на эластичность спроса. 16. Модель круговых потоков

 

55. рыночная экономика и ее функции. Рыночная экономика — экономика, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий участников осуществляется государством, а именно законодательной и судебной властью непосредственно, а исполнительной только опосредованно, путем введения различных налогов, сборов, льгот и т. п. Это экономика, в которой только решения самих потребителей, поставщиков товаров и услуг определяют структуру распределения. Рыночная экономика — экономика, основанная на принципах: 1)предпринимательства; 2)многообразия форм собственности на средства производства; 3)рыночного ценообразования; 4)договорных отношений между хозяй-щими субъектами; 5)ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. Функции рыночной экономики: 1)Функция информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит и другие экономические индикаторы рынок дает участникам произ­водства объективную информацию о необходимом количес­тве, ассортименте и качестве товаров и услуг. 2)Функция посредническая. Именно на рынке производители находят друг друга и обменива­ются результатами своей деятельности. Без рынка прак­тически невозможно определить, насколько взаимовыгод­ной является та или иная технологическая и экономичес­кая связь м/ж конкретными участниками производства. 3)Ф-ция ценообразующая. Именно на рынке происходит признание произведенных затрат. Рынок признает не все затраты, а лишь те из них, которые не пре­вышают сложившийся в данный момент уровень, признава­емый обществом. 4)Функция регулирующая. Рынок способствует формированию оптимальной структуры экономики, сти­мулируя расширение наиболее перспективных отраслей. Он также действует в направлении повышения эффектив­ности как всего общественного производства, так и от­дельного вида продукции. 5)Функция селективная. Эко­номич. структура очищается от экономически неустой­чивых, нежизнеспособных хозяй-ных единиц.

56. общие условия макроэкономического равновесия. Макроэкономическое равновесие-состояние национальной экономики, когда использование ресурсов и их распределение сбалансированы, т. е. пропорциональность м/ж ресурсами и их использованием, факторами производства и результатами их использования, совокупным производством и потреблением, совокупным предложением и спросом, материально-вещественными и финансовыми потоками. Классическая концепция макроэкономического равновесияисходит из тех условий, что: 1)рынок - это саморегулируемая система, которая постоянно функционирует при полном использовании имеющихся ресурсов; 2)фактический ВНП всегда равен потенциальному; 3)безработица находится на естественном уровне; 4)общее экономическое равновесие достигается автоматически. Равновесие достигается в точке пересечения кривых АD и АS.

Вопросник(продолжение):

17. Взаимосвязь инфляции и безработицы.

18. Банковская сис-ма: ЦБ и коммерческие банки.

19. экономический цикл и динамика основных макроэк-х показателей. Потенциальный ВНП.

20. Зак. спроса. Эффекты дохода и замещения.

21. Закон предложения.

22. материальные потребности и экономические ресурсы общества.

23. собственность как экономическая категория.

24. модель предложения денег.

25. Деньги и их ф-ции.

26. экономич. содержание и признаки предпринимательства.  

27, 49, 52. типы рыночных структур: совершенная и несов. конкуренция.

28. цели и инструменты кредитно-денежной политики.

29. передаточный механизм денежно-кредитной политики, её связь с бюджетно-налоговой и валютной политикой

30. Рынок капитала.

31. Рынок природных ресурсов

32. экономические формы общественного хозяйства.

33. деньги как категория товарного производства.

34. индексы цен.

35, 42. номинальные и реальные показатели.

36. основные денежные агрегаты.

37. классическая и кейнсианская теория спроса на деньги.

38. проблемы оценки благосостояния нации.

39, 43. понятия и задачи макроэкономики.

40, 44. доходы и прибыль фирм.

41. кривая спроса. детерминанты спроса.

45. эластичность спроса.

46. формы безработицы и ее естественный уровень. Зак. Оукена

47. субъекты и объекты собственности.

48. понятие конкуренции и ее функции.

50. цели бюджетно-налоговой политики.

51. Дискреционная и недискреционная фискальная политика.

53. инфляция спроса и инфляция издержек.

54. кривая предложения. детерминанты предложения.

55. рыночная экономика и ее функции.

56. общие условия макроэкономического равновесия.

57. способы финансирования бюджетного дефицита. Сеньораж.

58. экономическая теория как наука

57. способы финансирования бюджетного дефицита. Сеньораж. Существует три осн-х способа финансирования дефицита госбюджета: 1)Монетизация бюджетного дефицита- необходимые для покрытия дефицита бюджета суммы правительству предоставляет центральный банк.; 2)Внешнее долговое финансирование- основан на получении необходимых средств у правительств развитых стран или международных финансовых. Как правило, займ происходит путем продажи частных и гос. ценных бумаг; 3)Внутреннее долговое финансирование- государство выпускает ценные бумаги и продает их населению, используя полученные средства для финансирования превышения государственных расходов над доходами. Сеньораж -доход от эмиссии денег. В современных условиях сеньораж взимается от чистой прибыли, получаемой любой организацией, осуществляющей эмиссию денег, включая выпуск банкнот. Эмиссия-выпуск в обращение денег и ценных бумаг.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.