Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СИМВОЛИЗМ.




Символизм (фр. — symbolisme, от греч. symbolon — знак, опознавательная примета) – это направление в европейском и русском искусстве конца 19 – нач. 20 вв., объявившее основным приемом использование символа. Бсрет истоки из романтизма.


Этапы Представители и их произведения
1. 1890-1900 (Старшие символисты). Впервые слово символизм в применении к русской литературе прозвучала в лекции Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» 1892. В ней называются основной принцип литературы символизма: мистические содержание + символичность образа. Новая поэзия должна стать поэзией символа. Заявления о самоценности красоты и свободе художника. Цель поэта – упоение красотой, а не служение гос-ву. Лозунг: искусство ради искусства. Поэтика недосказанности. Черты: Уход в ирреальность; Интерес к мистике; Недосказанность; Поэта не волнуют бытийные темы или проблемы Мережковский, Брюсов, Бальмонт, Сологуб, Гиппиус. Брюсов «Русские символисты». Бальмонт Сологуб «Тяжелые сны» роман Гиппиус «Беспощадна моя дорога»  

2. 1900-1910 (Младшие символисты, период войн и революций). Период расцвета. 17 октября 1905 года - свобода слова и печати. Художественные издания освобождаются от предварительной цензуры. Темы – бытийные, связанные с реальными событиями. Революция – бессмысленная стихия, разрушающая все на своем пути. Мотивы: огня, пожара, метели, ветра. Русский символизм достигает настоящей зрелости. В литературе появляется второе поколение символистов. Младосимволисты. Младшие стремились подчинить искусство более общим жизненным задачам. На первый план: вопросы о жизни и судьбах России. Проблемы: народ, интеллигенция, революция. Лозунг: красота спасет мир. Черты: Преодоление разрыва реальности с ирреальностью; Интерес к романтике; Поэт-преобразователь Вселенной. Брюсов «К рабочему» Минский «Гимн рабочему» А. Блок «Митинг», «Фабрика», «Все ли спокойно в народе».   А. Блок, А. Белый, В. Соловьев (духовный наставник младших символистов).
3. 1910-1917. Период зрелости и кризисного угасания. В конце 1909 года одновременно закрылись два ведущих символистских журнала «Весы» и «Золотое руно». В 1910 году отворачиваются от символизма и уходят в акмеизм и футуризм. На руинах символизма возникает акмеизм. Преодолевшие символизм.  

Особенности символизма:

1. Объединяющее начало – искусство, «земное подобие творчества божественного»

2. Ключевое понятие – символ – многозначное иносказани


Символ – полноценный образ, его можно воспринимать и без содержащихся в нем потенциальных смыслов. Символ – категория поэтики, связующее звено между материальной и идеальной, чувственной и рациональной, рассудочной и интуитивной сферой человеческой жизнедеятельности

3. Туманность и намеки в лирике

4. Символизм – «окно в бесконечность»


Принципы символизма в лирике:

1. Двоемирие (от романтизма)

2. Иерархия мира:

Низший мир= бытовой, реальный Он познаваем с помощью логики.

Верхний мир = ирреальный. Недостижимые и непостижимый. Аллогичный, мистический, загадочный. К нему можно приблизиться с помощью вдохновения. Между этими мерами и находиться поэт символист

3.  Эффект зеркала (грань между мирами)

4. Использование звуковых и ритмических оформлений (ассонансы, аллитерация)

5. Недосказанность, образность, многозначность образа

6. Герой – избранный, имеет доступ к тайне мира.

7. Используют различные жанры (эпические и лирические)

8. Мифотворчество.



 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.