СИМВОЛИЗМ.
Символизм (фр. — symbolisme, от греч. symbolon — знак, опознавательная примета) – это направление в европейском и русском искусстве конца 19 – нач. 20 вв., объявившее основным приемом использование символа. Бсрет истоки из романтизма.
Этапы
| Представители и их произведения
| 1. 1890-1900 (Старшие символисты).
Впервые слово символизм в применении к русской литературе прозвучала в лекции Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» 1892. В ней называются основной принцип литературы символизма: мистические содержание + символичность образа. Новая поэзия должна стать поэзией символа.
Заявления о самоценности красоты и свободе художника.
Цель поэта – упоение красотой, а не служение гос-ву. Лозунг: искусство ради искусства.
Поэтика недосказанности.
Черты: Уход в ирреальность; Интерес к мистике; Недосказанность; Поэта не волнуют бытийные темы или проблемы
| Мережковский, Брюсов, Бальмонт, Сологуб, Гиппиус.
Брюсов «Русские символисты».
Бальмонт
Сологуб «Тяжелые сны» роман
Гиппиус «Беспощадна моя дорога»
| 2. 1900-1910 (Младшие символисты, период войн и революций). Период расцвета.
17 октября 1905 года - свобода слова и печати. Художественные издания освобождаются от предварительной цензуры.
Темы – бытийные, связанные с реальными событиями.
Революция – бессмысленная стихия, разрушающая все на своем пути. Мотивы: огня, пожара, метели, ветра.
Русский символизм достигает настоящей зрелости. В литературе появляется второе поколение символистов. Младосимволисты.
Младшие стремились подчинить искусство более общим жизненным задачам.
На первый план: вопросы о жизни и судьбах России.
Проблемы: народ, интеллигенция, революция. Лозунг: красота спасет мир.
Черты: Преодоление разрыва реальности с ирреальностью; Интерес к романтике; Поэт-преобразователь Вселенной.
| Брюсов «К рабочему»
Минский «Гимн рабочему»
А. Блок «Митинг», «Фабрика», «Все ли спокойно в народе».
А. Блок, А. Белый, В. Соловьев (духовный наставник младших символистов).
| 3. 1910-1917. Период зрелости и кризисного угасания.
В конце 1909 года одновременно закрылись два ведущих символистских журнала «Весы» и «Золотое руно».
В 1910 году отворачиваются от символизма и уходят в акмеизм и футуризм. На руинах символизма возникает акмеизм.
Преодолевшие символизм.
|
| Особенности символизма:
1. Объединяющее начало – искусство, «земное подобие творчества божественного»
2. Ключевое понятие – символ – многозначное иносказани
Символ – полноценный образ, его можно воспринимать и без содержащихся в нем потенциальных смыслов. Символ – категория поэтики, связующее звено между материальной и идеальной, чувственной и рациональной, рассудочной и интуитивной сферой человеческой жизнедеятельности
3. Туманность и намеки в лирике
4. Символизм – «окно в бесконечность»
Принципы символизма в лирике:
1. Двоемирие (от романтизма)
2. Иерархия мира:
Низший мир= бытовой, реальный Он познаваем с помощью логики.
Верхний мир = ирреальный. Недостижимые и непостижимый. Аллогичный, мистический, загадочный. К нему можно приблизиться с помощью вдохновения. Между этими мерами и находиться поэт символист
3. Эффект зеркала (грань между мирами)
4. Использование звуковых и ритмических оформлений (ассонансы, аллитерация)
5. Недосказанность, образность, многозначность образа
6. Герой – избранный, имеет доступ к тайне мира.
7. Используют различные жанры (эпические и лирические)
8. Мифотворчество.
|