|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
SRAS SRASТ = + tY Различают среднюю и предельную ставку налога. · Средняя ставка налога (averige tax rate) – это отношение налоговой суммы к величине дохода: t ср = (Т/Y) × 100% · Предельная ставка налога (marginal tax rate) – это величина прироста налоговой суммы на каждую дополнительную единицу увеличения дохода. (она показывает, на сколько увеличивается сумма налога при росте дохода на единицу) t пред = (DТ/DY) × 100% Предположим, что в экономике действует прогрессивная система налогообложения, и доход до $50 тыс. облагается налогом по ставке 20%, а свыше $50 тыс. – по ставке 50%. Если человек получает $60 тыс. дохода, то он выплачивает сумму налога, равную $15 тыс. (50 х 0. 2 + 10 х 0. 5 = 10 + 5 = 15), т. е. $10 тыс. с суммы в $50 тыс И $5 тыс. с суммы, превышающей $50 тыс., т. е. с $10 тыс. Средняя ставка налога будет равна 15: 60 = 0. 25 или 25%, а предельная ставка налога равна 5: 10 = 0. 5 или 50%. Соотношение средней и предельной налоговой ставки позволяют определить систему налогообложения: · при прогрессивной системе налогообложения предельная ставка налога больше средней; · при пропорциональной системе налогообложения средняя и предельная ставки налога равны; · при регрессивной системе налогообложения предельная ставка налога меньше средней. Ставка процента (t), которая используется в формуле макроэкономической налоговой функции, представляет собой предельную налоговую ставку, и величина налоговой суммы рассчитывается по отношению к приросту величины валового внутреннего продукта или национального дохода. Воздействие налогов на экономику. Налоги оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение. Воздействие налогов на совокупный спрос. Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса: - потребительские расходы - инвестиционные расходы и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос. Рост налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается величина прибыли фирм после выплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (рис. 10. 1 (б)). Рис. 10. 1. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос а) Снижение налогов б) Рост налогов Р LRAS Р LRAS SRAS SRAS Р2 Р1 Р1 AD2 Р2 AD1 AD1 AD2 Y1 Y* Y Y* Y1 Y
И наоборот, снижение налогов увеличивает совокупный спрос (рис. 10. 1. (а)). Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо (от AD1 до AD2), что обусловливает рост реального ВВП (от Y1 до Y*). Следовательно, эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает рост уровня цен (от Р1 до Р2) и поэтому является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов (рис. 10. 1 (б)). Воздействие налогов на совокупное предложение. Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Подробное изучение воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р. Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции «экономической теории предложения» («supply-side economics») Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую, с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т. е. логических рассуждений и теоретического умозаключения). В своем анализе Лаффер исходил из налоговой функции:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|