Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПрЗ 8. Типы образовательных учреждений



ПрЗ 8. Типы образовательных учреждений

и сценарии социализации детей

Требования:

– выполнение заданий на ПрЗ;

– степень активности при обсуждении вопросов;

– свободное владение материалом

 

Критерии оценок:

0 – пропуск занятия;

1 –выполнение заданий на ПрЗ;

2 – активное обсуждение вопросов, выполнение заданий на ПрЗ.

Материал для изучения

Социализация занимает различное место среди педагогических со­ставляющих современного школьного образования. Наши современ­ные школы можно разделить не только на престижные и обычные, на платные и бесплатные, на новаторские и отсталые. Они различаются между собой еще и тем сценарием социализации, который реализуют в образовательном процессе. На эту сторону функционирования кон­кретной школы ее руководители и педагоги, как правило, не обращают внимания, но именно этот «скрытый» план образовательного процесса определяет социальную готовность выпускников к жизни в обществе.

«Школа учебы». У истоков «школы учебы» стоял Я. А. Коменский. Четыреста лет назад, когда он создал свою универсальную систему «учить всех всему», культура, наука, социальная и материальная жизнь глубочайшим образом отличались от современных. Естественно, и со­циализировать ребенка в таком социуме надо было иначе, чем сейчас. Кроме того, стоит иметь в виду, что Я. А. Коменский был не только философом и педагогом, но и ярким общественным деятелем, священ­ником, духовным наставником протестантской общины чехов, которые испытывали национальный и религиозный гнет со стороны германской империи. Перед Я. А. Коменским стояла задача не просто обучить гра­моте всех детей общины, а сохранить национальную культуру и веру, передать эти ценности молодому поколению.

На каких началах строится социализация в «школе учебы»?

Авторитарность. Авторитарная власть была основой социальной жизни в Европе XVII в., на ней покоилась вся деятельность церкви, на этом механизме действовали хозяйственные отношения и жизнь семьи. Поэтому в «школе учебы» учитель — безграничный властелин жизни детей. «Учитель-Солнце» именовал его Я. А. Коменский, подчеркивая в этом образе, с одной стороны, всеобъемлющую власть учителя над детьми (его внимание, речи, советы должны доходить до каждого уче­ника в классе, как лучи солнца доходят до каждой травинки и жучка), а с другой стороны — безграничную мудрость учителя, который стано­вится для своих учеников главным источником знания. Эта принципи­альная особенность «школы учебы» приводила к тому, что одной из важнейших ее проблем стала проблема дисциплины, порядка, подчи­нения власти учителя и администрации.

Учебный предмет как специально заданная картина мира. В «шко­ле учебы» любой учебный предмет предлагается детям как упрощен­ная копия науки, представленная в виде правил, определений, формул, законов, отобранных имен, событий и дат. Учение в такой школе на­правлено на изучение этого специально организованного учебного со­держания, а не на освоение закономерностей жизни природы и обще­ства, на постижение себя как личности.

Единообразие и стандартность режима, содержания, организации учебной работы в «школе учебы». Учебную деятельность учитель стро­ит в классно-урочной технологии фронтально, одновременно со всеми детьми класса, поэтому необходимы единые для всех школ учебные планы и программы, единые учебники, расписание уроков, звонков. Такая единообразная школа легко контролируется и направляется го­сударственными властями, и в ней весьма удобно «внедрять» единые правила, нормы поведения, социальные и политические идеалы.

Модель «школы учебы» стала массовой в Европе и Северной Аме­рике. Она успешно выполняла свои социализирующие функции и вы­пускала в качестве «продукта» послушных, исполнительных, аккурат­ных и выносливых работников без лишней инициативы и активности. Их индивидуальность всячески подавлялась, а знания, которые они усвоили из книг или со слов учителя, почти не имели отношения к дей­ствительности. Критика массовой школы, живущей по сценарию «шко­лы учебы», началась уже в конце XIX в. и активно развернулась в на­чале XX в. достаточно вспомнить П. Ф. Каптерева, А. Н. Острогор­ского, С. И. Гессена, П. П. Блонского, Н. К. Крупскую, С. Т. Шацкого, Дж. Дьюи, С. Френе и др. ). Но тем не менее «школа учебы» благопо­лучно дожила до наших дней, исповедуя «знаниевую» парадигму и ис­пользуя классно-урочную технологию.

Такая школа только учит: ее «продукт» — ученик, овладевший сис­темой ЗУНов (знаний, умений и навыков). Учителя в «школе учебы» могут увлеченно проводить кружковую работу, ходить с детьми на экс­курсии, устраивать праздники, но все это неизбежно будет подчинено нуждам обучения (усвоения ЗУНов) и с реальной жизнью детей никак не соотносится. Картина жизни взрослого мира, которая предлагается в учебном процессе (в материалах текстов учебника, в сценариях вне­урочных мероприятий), излишне идеализируется, освобождается от противоречий и несущественных (по мнению педагогов) признаков. Не здесь ли, в такой ложной, «стерильной» социализации, кроется одна из причин отчуждения современных детей от жизни своих родителей, ослабление воспитательного примера отца и матери?

Задачи социализации детей в «школе учебы» целиком перекладыва­ются на воспитательные институты: семью, культурные и досуговые организации, неформальное общение на улице, на телевидение и кни­ги. Как же совершенен должен быть внешкольный социум, чтобы обес­печить ребенку настоящее взросление, а не приспособление к случай­ным обстоятельствам и сомнительным ценностям!

Школа — «золотая клетка». Платные и частные школы, особенно начальные, нередко больше всего озабочены тем, как стать непохожи­ми на традиционную школу. Они тратят огромные силы и материаль­ные средства на оформление интерьера (чтобы создать образ школы — «дом радости», «дом сказки», «дом мечты»), оборудование бассейна, спортивных комплексов, игровых площадок, библиотеки. Для детей организуются многодневные загородные и заграничные экскурсии, в учебное расписание включаются занятия несколькими иностранны­ми языками, экзотические предметы вроде икебаны, дзю-до, светского этикета, бальных танцев и др. Такие школы имеют возможность ис­пользовать в образовательном процессе, кроме учителей еще и психо­логов, логопедов, тьютеров, системных специалистов, консультантов-культурологов, спортивных тренеров, врачей.

Нередко организаторы этого сценария всеми силами (и за достаточ­но «чувствительные» родительские деньги) стремятся создать в школе атмосферу теплого, безопасного и счастливого дома как альтернативу страшному и опасному взрослому миру, особенно в большом городе. Психологически этот сценарий предполагает поддерживать у каждого ребенка (как правило, единственного в своей семье) чувство собствен­ной исключительности, позицию «центра Вселенной».

Часто именно в этих школах у учащихся начальных классов с тру­дом формируется важнейшая социальная роль — «социальная позиция школьника». Они слабо мотивированы на учение как на самостоятель­ную познавательную деятельность, не умеют строить и поддерживать деловое общение, часто отличаются неадекватной (излишне завышен­ной или заниженной) самооценкой. Сценарий социализации в такой школе неизбежно заставляет детей многократно и мучительно пережи­вать столкновения самомнений своих «исключительностей», но не дает им опыта самоограничения, сотрудничества, взаимопомощи. Не слу­чайно статистика распространения наркомании и асоциального по­ведения в среде детей из состоятельных семей не может не тревожить.

Спрятать ребенка от жизни в «золотой клетке» невозможно. Ото­бранные в специальную школу по признаку материального состояния родителей, дети теряют смысл не только своего образования, но и сво­ей жизни. Уже в школьные годы они должны стоять перед лицом опре­деленных проблем, пытаться решать их в самой образовательной прак­тике совместно с авторитетными взрослыми.

«Интерактивная школа». Этот сценарий воплощается в школах, обращенных к прагматическим ценностям. В них, как правило, новая среда обучения, хорошо оснащенная технически: кабельное телевиде­ние, единая компьютерная сеть, доступный выход в Интернет, соб­ственная база данных по определенным областям знаний.

Главная идея философии такой школы: владение компьютерными технологиями — основной путь социализации в XXI в., без них адап­тироваться в современном социуме невозможно. Детям открыто вну­шается, что деятельность в сфере информационных технологий — са­мая престижная и перспективная.

Этот сценарий — еще, может быть, мало осознаваемая попытка «вы­растить» в школах граждан глобализирующегося общества. Уже сего­дня глобализация рассматривается не только как процесс экономиче­ской интеграции, не только как политический процесс формирования «однополярного мира». Глобализация проявляет себя и как унифика­ция культурных стандартов, подтягивание основ национальных тради­ций, потеря культурной самобытности.

Но один из парадоксов (а может быть, он закономерен) современ­ной социализации состоит в том, что люди, включенные с помощью компьютерной технологии в безграничное информационное простран­ство, обязательно оказываются перед выбором: потреблять информа­цию, которая проста, интересна, увлекательна, но «зовет» двигаться по пути деградации человеческих ценностей, или обращаться к ценнос­тям подлинной культуры. А это потребует интеллектуальных усилий, творчества, самоопределения. В том, какой выбор сделает человек, по­лучивший «компьютерное образование», и проявится истинный уро­вень его социализированности. Станет он предметом манипулирова­ния политических технологов, производителей массовых товаров и развлечений или, владея информационными средствами, будет спосо­бен увидеть проблемы и противоречия современного мира и своей де­ятельностью внести вклад в культуру.

Нетрудно заметить, что этот сценарий практически исключает важ­нейшую составляющую в природе социализации — общение детей друг с другом, детей и взрослых. Остается только формализованный маршрут социализации, но совершенно уходит воспитание, без кото­рого социализация не приведет детей к личностному самоопределе­нию, к рождению опыта многообразных взаимоотношений между людьми. Можно предположить, что в реалиях нашей страны этот сценарий будет предлагаться для детей из уже определившихся состоятельных семей.

«Школа разных маршрутов». Этот сценарий реализуют школы, которые заявляют о себе как прогрессивные, идущие по пути гумани­зации образования, обращенные к развитию индивидуальности ребен­ка, использующие технологии дифференцированного подхода в обуче­нии. Известно, что развитие ребенка всегда изначально задано его генотипом и не укладывается ни в какие формальные показатели, ти­пичные для всех. Но задачи социально-экономического прогресса в условиях современной информационной цивилизации диктуют необ­ходимость раннего выявления талантливых людей, потенциальных ли­деров и организаторов, имеющих специальные способности и одарен­ность. Дети, по разным причинам отстающие в развитии, требуют иного темпа обучения, иного содержания и форм учебной работы, и, значит, неизбежна селекция.

«Школа разных маршрутов», если внимательно приглядеться, пред­лагает не очень гуманистическую по своей сути социализацию детей. «Управлять» развитием педагоги в такой школе могут, только разделив учащихся на группы внутри класса (как правило, по уровню успевае­мости), в параллели — на классы коррекции и «спрофилированные» на целенаправленную подготовку в определенный вуз.

Эти процессы в нашей школе происходят в условиях официального торжества демократизации и гуманизации. В обычных муниципальных школах дифференциация детей на «перспективных» и «изгоев» откры­то не афишируется, но все, даже ученики начальных классов, ее видят. Платные школы для состоятельных детей используют технологию раз­вивающего обучения применительно ко всем учащимся, здесь просто по определению не может быть изгоев. Но те и другие выстраивают дезориентирующую социализацию, которая проецирует будущих со­циальных аутсайдеров.

В этом сценарии опять «выглядывают уши» глобализации. В социо­культурной жизни постиндустриального общества образование все больше ориентируется на формирование «элиты» (профессионалов) и «низов» — массового обслуживающего персонала в образовании, здра­воохранении, сфере торговли, услуг, сборочного производства в про­мышленности.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.