СПАССКАЯ ЦЕРКОВЬ
Как бы сегодня ни воспринимался населенный пункт, но если его не украшала церковь, он не был значимым. Поэтому владельцы Куркино добивались разрешения построить церковь. А предыстория такова. С глубокой древности Куркино и ближайшие деревни входили в приход Михайло-Архангельской Верхневологодской церкви. Но примерно на таком же расстоянии находилась еще одна малоприходская церковь – Михайло-Архангельская под Березою, в приходе которой в 1800 году было село Елизарово и деревня Пыркино (всего 24 двора и 116 жителей). Интересно, что данную церковь в XVIII столетии строили дважды: в 1735 году, после пожара 15 – июля 1734 года, и в 1769 году с Мироносецким приделом в трапезе. Но уже в 1809 году епископу Евгению Болховитинову Алексей Дмитриевич Резанов направляет прошение: «... в 5 верстах (от Куркино – А. М. ) находится малоприходская Михайло-Архангельская под Березою церковь, которая от времени пришла в ветхость, а построить новую возможности прихожане не имеют и намерения не предполагают... От того затруднения желаю в означенном сельце (Куркино – А. М. ) вместо обветшавшей деревянной церкви, что под Березою, построить новую каменную во имя Преображения Господня с приделами Михаила Архангела и Алексея Митрополита Московского с тем, чтобы при постройке сей оную под Березою уничтожить, приход перевести к новой... ». Вероятно, А. Д. Резанову неоднократно пришлось побывать в древней церкви, убедить священнослужителей увеличением прихода на 5 селений и прихожан до 350 человек. Алексею Резанову удалось убедить не только священника и прихожан, но и епархию, поэтому разрешение на строительство храма было дано уже в 1810 году. Правда, в связи с войной 1812 года строительство производилось с 1813 по 1818 годы, полностью на средства владельцев Куркино. В 1818 году были освящены оба придела трапезной (или теплой церкви) и притч от церкви под Березою был переведен в Куркино. Окончательно церковь была построена и освящен главный Спасский престол в 1821 году. С этого времени центр имения Резановых назывался Спасское-Куркино. Описание этой, уже не сохранившейся церкви, в 1920-х годах дал писатель-искусствовед И. В. Евдокимов. «В глубине зеленой дороги, идущей от ворот, обставленной деревьями, сразу замечаешь портик церкви... Восемь ступеней из серого дикого камня ведут к веселому просторному порталу о четырех конических колоннах, несущих фронтон. На основной рустованный четырехгранник полажен меньший четырехгранник, затем через небольшие ступенчатые переходы с дорическими колоннами с колоколами, видимые в небольшие аркообразные пролеты. Верхняя часть звона заканчивается как бы «повалом» древнерусского деревянного храма, служит основанием для подкупольной крутой части с полукруглыми слуховыми окнами. Венчает колокольню небольшой купол, напоминающий опрокинутую водосвятную чашу или купель, из подставки которых вырастает острый шпиль с крестом... Колокольня определенно мала в сравнении с остальными массами церкви, но в частности (деталях) сделана она рукой нежной и тонкой. В связи с. колокольней находится одноэтажная зимняя (теплая) церковь. Северная и южная стороны этого четырехгранника обработаны легкими фронтонами на четырех конических колоннах, приподнявшихся на невысоком цоколе... К этой части примыкает огромная круглая ротонда летнего храма, поднимающаяся на высоту трех этажей, увенчанная громадным куполом, на котором барабан с фальшивыми окнами, переходящий в небольшую зеленую главу. С северной и. южной сторон встали двенадцать тонких конических колонн, опершихся на круглую в пять ступеней каменную лестницу... На высоте ротонды резаны шестнадцать квадратных окон, льющих обильный свет во внутреннее помещение... С севера и с юга между колоннами входы в церковь... Церковь хорошей сохранности... По изобразительности форм, по их своеобразию, по интересному замыслу соединения частей, по скромным орнаментальным пятнам, но тонкой обработке колони, кружал, карнизов, фронтонов, певучих круглых линий ротонды – Куркинская церковь создана одаренным художником»... К этому можно добавить то, что Спасская-Куркинская церковь напоминала Благовещенскую, также несохранившуюся, – лучшую церковь Вологды в стиле классицизма.
Маяк. – 1994. – 19 апреля. – С. 4.
|