|
||||
Основное назначение, задачи, факторы, определяющие содержание ППФП.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Анализ современной научной литературы показывает, что начало ХХI в., характеризуется прогрессом в техногенном развитии общества и столь же стремительном разрушением природных, физических и психологических свойств человека. Возникло противоречие между достижениями цивилизации и адаптационными возможностями человека. Человек, как биологический объект, претерпел незначительные изменения, цивилизация сделала же за это время гигантский скачок вперед [1]. Физическое воспитание в медицинском вузе всегда имело важнейшее значение в становлении личной физической культуры студентов. Студенты-медики, сознательно относящиеся к физическому воспитанию и самовоспитанию, более сильны в интеллектуальном и физическом плане, легче переносят социально-бытовые неудобства, быстрее вливаются в учебный процесс, стресса устойчивые. Профессионально-прикладная физическая подготовка в медицинском вузе представляет собой одно из основных направлений физического воспитания, которое формирует целостные ориентиры сознательного отношения к своему здоровью, создаёт плацдарм профессионально- прикладного двигательного фонда студентов. Вооружает их специальными знаниями, так необходимыми в постоянно усложняющихся условиях научно-технического прогресса, увеличения психологической напряжённости, ухудшения экологической ситуации и возрастающих физических нагрузок. А так же формирует прикладные физические, психические и специальные качества, умения и навыки, форма и содержание, которых диктуются особенностями влияния на человека условий, характера и организации труда[2]. ЗАДАЧИ ППФП будущих врачей и медицинских работников: -создать предпосылки для индивидуализации двигательных умений и навыков, максимально приближенных к специфике будущей профессиональной деятельности; -по средствам физической культуры и спорта повысить уровень физической, а так же умственной работоспособности, ускорить адаптационные процессы и повысить степень устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды в избранной специальности; -способствовать активному отдыху и восстановлению организма в режиме учебы, работы и свободного времени; -формировать устойчивые приоритеты здорового образа жизни, как необходимого аспекта профессионально-трудового долголетия. 1. С момента рождения, в процессе следующих периодов жизни, каждый человек приобретает и накапливает свой индивидуальный двигательный опыт. К моменту поступления в вуз, некоторые студенты имеют спортивные разряды, значки Всероссийского комплекса ГТО и даже звания МС и КМС по видам спорта. А в основном, предшествующий двигательный опыт сводится к занятиям физической культурой в школе. После прохождения медицинского осмотра, студенты распределяются по группам и секциям с учётом состояния здоровья на данный момент (основная, подготовительная, специальная медицинская группа). Каждая группа и секция занимается по своему учебному плану, в процессе занятий решаются конкретные задачи, исходя из индивидуальных двигательных способностей и возможностей занимающихся. Учебная программа по физическому воспитанию в медицинском вузе включает различные виды спорта, такие как плавание (спортивное и прикладное); лёгкую атлетику (бег, спортивную ходьбу, метание снарядов); игровые виды спорта (волейбол, баскетбол, настольный теннис, бадминтон); виды единоборств; фитнесс-аэробику, а также бальные танцы. Грамотное использование воздействий физических упражнений на развитие и совершенствование определённых функций и систем организма, создаёт благоприятные предпосылки для приобретения высокой квалификации в профессиональной деятельности. 2. Необходимо вспомнить, что в основе спортивных занятий и физического труда лежит двигательный процесс, который роднит, то и другое, а по совпадению физических характеристик можно определить прямое родство каждого вида спорта с той или иной профессией [3]. Физическое совершенствование, укрепление и сохранение здоровья, валеологическое образование на занятиях по физическому воспитанию в вузе – необходимые условия для формирования и достижения высокого уровня профессионализма в социально значимых видах деятельности будущих врачей. Работа врача в условиях современной жизни диктует огромные как физические, так и умственные нагрузки. Без специальной подготовки, порой, невозможно оказать пациенту, грамотную квалифицированную помощь. По этому на занятиях по физическому воспитанию осуществляется комплексный подход в развитии основных физических способностей ( сила статическая и динамическая, выносливость, гибкость, быстрота и ловкость). А также прикладных специфических качеств, таких как устойчивость к гиподинамии, к гипокинезии, к укачиванию, к температурным колебаниям, атмосферному давлению. Устойчивость к прямостоянию, длительное пребывание с поворотом головы, удержание рук на весу. Быстрота зрительного различия и подвижности нервных процессов в каждой конкретной ситуации, внимание, оперативное мышление. Совокупность развития обоих направлений, позволяет ускорить выработку и совершенствование специальных качеств, тем самым повысить адаптационные функции организма в конкретной трудовой деятельности[4]. 3. Рассмотрим рекомендаций по недельному двигательному режиму в возрастной группе 18-29 лет (не менее 9 часов=360 мин. ), кроме обязательных учебных занятий по физическому воспитанию (90 мин. х 2 раза), предусмотрены виды двигательной активности, в течении учебного дня (утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутки, физкультурные паузы 75 мин. ) А также организованные занятия в группах здоровья, спортивных секциях и кружках (120 мин. ) и плюс ко всему самостоятельные занятия физической культурой (120 мин. ) Помимо выше изложенного, в формы занятий по физическому воспитанию в вузах, входят массовые и самостоятельные оздоровительные мероприятия. Которые проводятся в свободное от занятий время, в выходные дни, зимние и летние каникулы, во время учебной практики. Это могут быть различные соревнования, состязания, забеги, велосипедные и пешие прогулки, турпоходы, подвижные и спортивные игры, посещение фитнесс - клубов и многое, многое другое. В современном мире отражён огромный спектр видов релаксации, рекреации и активного отдыха. Главное правильно и грамотно этим пользоваться, давая своему организму возможность восстановиться, тем самым способствовать повышению производительности труда и личному профессиональному росту. Будущий врач должен знать: какие процессы происходят в организме под влиянием физических упражнений, как нагрузка влияет на функциональную перестройку организма, как протекают процессы восстановления, как осуществлять самоконтроль на занятиях во вне учебное время. Эти положения в обязательном порядке включены в теоретический раздел ППФП и рассматриваются на смежных дисциплинах (анатомия, физиология, биохимия и др. ) 4. Здоровый образ жизни студентов- медиков включает в себя сложное интеграционное понятие, характеризующее взаимосвязь психофизиологических и социально-профессиональных факторов. К факторам, которые обуславливают успешное включение студентов к ЗОЖ можно отнести, прежде всего, ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ, направленные на формирование у них учебных мотивов, интересов и потребностей, ценностных ориентаций по осуществлению здорового образа жизни, объективной самооценке психофизиологического и физического состояния здоровья, самочувствия общей культуры, повышения уровня личной гигиены. А так же ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ, направленные на создание в медицинском университете благоприятных социально-психологических условий по успешному овладению учебно-познавательной деятельностью, организации быта и досуга студентов, овладению ими основными средствами физической культуры и спорта, гигиеническое просвещение, критический анализ алкогольных и табачных изделий, формирования в студенческой среде моды по ведению здорового образа жизни. Что неразрывно связано с заинтересованностью общества по поводу здоровья будущих врачей, повышения работоспособности в процессе учёбы и будущей профессиональной деятельности[5]. ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ППФП Профессия врача и медицинского работника относится к числу наиболее сложных, напряжённых и ответственных видов человеческой деятельности. Врач -это призвание, по другому к выбору данной профессии, относиться - нельзя. Слишком большая ответственность перед каждым конкретным человеком и обществом в целом ложится на плечи выпускников медицинских вузов. Характер труда связан с большой умственной нагрузкой, требующей внимания, высокой работоспособности, значительных физических усилий и выносливости, по этому эффективность и качество работы врача во многом зависит от состояния его здоровья, функциональной физической подготовленности[2]. ФОРМЫ ТРУДА В ПРОФЕССИИ ВРАЧА Принято различать две основные формы труда, труд физический и умственный. По своей специфике профессия врача отнесена к умственному, а точнее сказать к интеллектуальному труду. В свою очередь интеллектуальная деятельность сопряжена с переработкой большого объёма информации, требующей концентрации и устойчивости внимания, мобилизации памяти и адаптации к стрессовым состояниям. В профессиях связанных с большой умственной деятельностью основная нагрузка ложится на центральную нервную систему. Доказано, что систематические занятия физическими упражнениями оказывают существенное положительное воздействие на психические функции. Формируют умственную и эмоциональную устойчивость к выполнению напряжённой интеллектуальной деятельности. На современном этапе развития общества, во многих профессиях чёткое разделение умственного и физического труда стирается. Наблюдается стирание граней в ту или иную сторону. Так работу оперирующего хирурга нельзя полностью отнести к умственной форме труда. Многие операции длятся по нескольку часов и чтобы они были успешными, врачу кроме знаний необходимо обладать хорошей общей и статической выносливостью, быстротой, силой, что бы противостоять достаточно продолжительному утомлению. УСЛОВИЯ И ХАРАКТЕР ТРУДА Здоровье конкретного человека и общества в целом обусловлено не только наследственными и биологическими факторами, влиянием окружающей среды, но и социальной сферой. Прежде всего, условиями труда. Под условиями труда понимается продолжительность рабочего времени, напряжённость труда, комфортность места работы, вредные факторы производства. Современный мир давно использует новейшие медицинские технологии в борьбе за здоровое человечество. Для постановки диагноза пациента широко применяются различные высокоточные компьютерные диагностики. Открываются кафедры связанные с разработкой и внедрением новейшей медико-биологической техники. Используя в работе современные технологии, качественно меняются условия и характер труда врача. Невозможно представить врача, не владеющего компьютером. Медицина завтрашнего дня, предполагает облегчить условия работы будущих врачей и тем самым требует от них глубоких знаний в своей основной специальности и во многом определяет подбор средств физической культуры и спорта, в процессе ППФП.
|
||||
|