Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Основное назначение, задачи, факторы, определяющие содержание ППФП.



Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но не одно лекарство не может заменить физические упражнения. Ж. Тиссо, знаменитый французский врач XIIIв.

Анализ современной научной литературы показывает, что начало ХХI в., характеризуется прогрессом в техногенном развитии общества и столь же стремительном разрушением природных, физических и психологических свойств человека. Возникло противоречие между достижениями цивилизации и адаптационными возможностями человека. Человек, как биологический объект, претерпел незначительные изменения, цивилизация сделала же за это время гигантский скачок вперед [1]. Физическое воспитание в медицинском вузе всегда имело важнейшее значение в становлении личной физической культуры студентов. Студенты-медики, сознательно относящиеся к физическому воспитанию и самовоспитанию, более сильны в интеллектуальном и физическом плане, легче переносят социально-бытовые неудобства, быстрее вливаются в учебный процесс, стресса устойчивые. Профессионально-прикладная физическая подготовка в медицинском вузе представляет собой одно из основных направлений физического воспитания, которое формирует целостные ориентиры сознательного отношения к своему здоровью, создаёт плацдарм профессионально- прикладного двигательного фонда студентов. Вооружает их специальными знаниями, так необходимыми в постоянно усложняющихся условиях научно-технического прогресса, увеличения психологической напряжённости, ухудшения экологической ситуации и возрастающих физических нагрузок. А так же формирует прикладные физические, психические и специальные качества, умения и навыки, форма и содержание, которых диктуются особенностями влияния на человека условий, характера и организации труда[2].

 ЗАДАЧИ ППФП будущих врачей и медицинских работников:

-создать предпосылки для индивидуализации двигательных умений и навыков, максимально приближенных к специфике будущей профессиональной деятельности;

-по средствам физической культуры и спорта повысить уровень физической, а так же умственной работоспособности, ускорить адаптационные процессы и повысить степень устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды в избранной специальности;

-способствовать активному отдыху и восстановлению организма в режиме учебы, работы и свободного времени;

-формировать устойчивые приоритеты здорового образа жизни, как необходимого аспекта профессионально-трудового долголетия.

1. С момента рождения, в процессе следующих периодов жизни, каждый человек приобретает и накапливает свой индивидуальный двигательный опыт. К моменту поступления в вуз, некоторые студенты имеют спортивные разряды, значки Всероссийского комплекса ГТО и даже звания МС и КМС по видам спорта. А в основном, предшествующий двигательный опыт сводится к занятиям физической культурой в школе. После прохождения медицинского осмотра, студенты распределяются по группам и секциям с учётом состояния здоровья на данный момент (основная, подготовительная, специальная медицинская группа). Каждая группа и секция занимается по своему учебному плану, в процессе занятий решаются конкретные задачи, исходя из индивидуальных двигательных способностей и возможностей занимающихся. Учебная программа по физическому воспитанию в медицинском вузе включает  различные виды спорта, такие как  плавание (спортивное и прикладное); лёгкую атлетику (бег, спортивную ходьбу, метание снарядов); игровые виды спорта (волейбол, баскетбол, настольный теннис, бадминтон); виды единоборств; фитнесс-аэробику, а также бальные танцы. Грамотное использование воздействий физических упражнений на развитие и совершенствование определённых функций и систем организма, создаёт благоприятные предпосылки для приобретения высокой квалификации в профессиональной деятельности.

2. Необходимо вспомнить, что в основе спортивных занятий и физического труда лежит двигательный процесс, который роднит, то и другое, а по совпадению физических характеристик можно определить прямое родство каждого вида спорта с той или иной профессией [3]. Физическое совершенствование, укрепление и сохранение здоровья, валеологическое образование на занятиях по физическому воспитанию в вузе – необходимые условия для формирования и достижения  высокого уровня профессионализма в социально значимых   видах  деятельности будущих врачей.

Работа врача в условиях современной жизни диктует огромные как физические, так и умственные нагрузки. Без специальной  подготовки, порой, невозможно оказать пациенту, грамотную квалифицированную помощь. По этому на занятиях по физическому воспитанию осуществляется комплексный подход в развитии основных физических способностей ( сила статическая и динамическая, выносливость, гибкость, быстрота и ловкость). А также прикладных специфических  качеств, таких как устойчивость к гиподинамии, к гипокинезии, к укачиванию, к температурным колебаниям, атмосферному давлению. Устойчивость к прямостоянию, длительное пребывание с поворотом головы, удержание рук на весу. Быстрота зрительного различия и подвижности нервных процессов в каждой конкретной ситуации, внимание, оперативное мышление. Совокупность развития обоих направлений, позволяет ускорить выработку и совершенствование специальных качеств, тем самым повысить адаптационные функции организма в конкретной трудовой деятельности[4].

3. Рассмотрим рекомендаций по недельному двигательному режиму в возрастной группе 18-29 лет (не менее 9 часов=360 мин. ), кроме обязательных учебных занятий по физическому воспитанию (90 мин. х 2 раза), предусмотрены виды двигательной активности, в течении  учебного дня (утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутки, физкультурные паузы 75 мин. ) А также организованные занятия в группах здоровья, спортивных секциях и кружках (120 мин. ) и плюс ко всему самостоятельные занятия физической культурой (120 мин. )  

Помимо выше изложенного, в формы занятий по физическому воспитанию в вузах, входят массовые и самостоятельные  оздоровительные мероприятия. Которые проводятся в свободное от занятий время, в выходные дни, зимние и летние каникулы, во время учебной практики. Это могут быть различные соревнования, состязания, забеги, велосипедные и пешие прогулки, турпоходы, подвижные и спортивные игры, посещение фитнесс - клубов и многое, многое другое. В современном мире отражён огромный спектр видов релаксации, рекреации и активного отдыха. Главное правильно и грамотно этим пользоваться, давая своему организму возможность восстановиться, тем самым способствовать повышению производительности труда и личному профессиональному росту. Будущий врач должен знать: какие процессы происходят в организме под влиянием физических упражнений, как нагрузка влияет на функциональную перестройку организма, как протекают процессы восстановления, как осуществлять самоконтроль на занятиях во вне учебное время. Эти положения в обязательном порядке включены в теоретический раздел ППФП и рассматриваются на смежных дисциплинах (анатомия, физиология, биохимия и др. )

4. Здоровый образ жизни студентов- медиков включает в себя сложное интеграционное понятие, характеризующее взаимосвязь психофизиологических и социально-профессиональных факторов.

К факторам, которые обуславливают успешное включение студентов  к ЗОЖ можно отнести, прежде всего, ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ, направленные на формирование у них учебных мотивов, интересов и потребностей, ценностных ориентаций по осуществлению здорового образа жизни, объективной самооценке психофизиологического и физического состояния здоровья, самочувствия общей культуры, повышения уровня личной гигиены. А так же ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ, направленные на создание в медицинском университете благоприятных социально-психологических условий по успешному овладению учебно-познавательной деятельностью, организации быта и досуга студентов, овладению ими основными средствами физической культуры и спорта, гигиеническое просвещение, критический анализ алкогольных и табачных изделий, формирования в студенческой среде моды по ведению здорового образа жизни. Что неразрывно связано с заинтересованностью общества по поводу здоровья будущих врачей, повышения работоспособности в процессе учёбы и будущей профессиональной деятельности[5].

ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ППФП

Профессия врача и медицинского работника относится к числу наиболее сложных, напряжённых и ответственных видов человеческой деятельности. Врач -это призвание, по другому к выбору  данной профессии, относиться - нельзя. Слишком большая ответственность перед каждым конкретным человеком и обществом в целом ложится на плечи выпускников медицинских вузов. Характер труда связан с большой умственной нагрузкой,  требующей внимания, высокой работоспособности, значительных физических усилий и выносливости, по этому эффективность и качество работы врача во многом зависит от состояния его здоровья, функциональной физической подготовленности[2].

ФОРМЫ ТРУДА В ПРОФЕССИИ ВРАЧА

Принято различать две основные формы труда, труд физический и умственный. По своей специфике профессия врача отнесена к умственному, а точнее сказать к интеллектуальному труду. В свою очередь интеллектуальная деятельность сопряжена с переработкой большого объёма информации, требующей концентрации и устойчивости внимания, мобилизации памяти и адаптации к стрессовым состояниям. В профессиях связанных с большой умственной деятельностью основная нагрузка ложится на центральную нервную систему. Доказано, что систематические занятия физическими упражнениями оказывают существенное положительное воздействие на психические функции. Формируют умственную и эмоциональную устойчивость к выполнению напряжённой интеллектуальной  деятельности.

На современном этапе развития общества, во многих профессиях чёткое разделение умственного и физического труда стирается. Наблюдается стирание граней в ту или иную сторону. Так работу оперирующего хирурга нельзя полностью отнести к умственной форме труда. Многие операции длятся по нескольку часов и чтобы они были успешными, врачу кроме знаний необходимо обладать хорошей общей и статической выносливостью, быстротой, силой, что бы противостоять достаточно продолжительному утомлению.

УСЛОВИЯ И ХАРАКТЕР ТРУДА

Здоровье конкретного человека и общества в целом обусловлено не только наследственными и биологическими факторами, влиянием окружающей среды, но и социальной сферой. Прежде всего, условиями труда. Под условиями труда понимается продолжительность рабочего времени, напряжённость труда, комфортность места работы, вредные факторы производства. Современный мир давно использует новейшие медицинские технологии в борьбе за здоровое человечество. Для постановки диагноза пациента широко применяются различные высокоточные компьютерные диагностики. Открываются кафедры связанные с разработкой и внедрением новейшей медико-биологической техники. Используя в работе современные технологии, качественно меняются условия и характер труда  врача. Невозможно представить врача, не владеющего компьютером.   Медицина завтрашнего дня, предполагает облегчить условия работы будущих врачей и тем самым требует от них глубоких знаний в своей основной специальности и во многом определяет подбор средств физической культуры и спорта, в процессе ППФП.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.