Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Поздние симфонии Чайковского.. 1. Хар-ка поздних симфоний.. 2. Сод-е IV с-ии.. 3. Функции частей



Поздние симфонии Чайковского.

С-я № 4

1. Хар-ка поздних симфоний.

3 поздние симфонии – это симфонии-монодрамы. Они относятся к периоду конца 70-х до 1893 года. Отличаются единством в раскрытии содержания, философской обобщенностью.

В этих симфониях у Ч. определились 3 группы образов и каждая обрела свою зону воплощения:

– интродукция - образы рока

– Г. п. – образы, отображающие те или иные состояния души

– П. п. – образы светлой, недостижимой мечты.

Образ рока как цельная тема впервые появляется у Ч. в IV симфонии (*в интродукции перед началом каждого из основных разделов первой части, внутри разделов и в финале). Но здесь еще предприн-ся попытка от него отстраниться. Рок побежден путем слияния с массами. Поэтому весь путь развития симфонии - это путь от субъективного к объективному, от f-moll к F-dur.

В V с-ии уже в интродукции воплощено " полнейшее преклонение перед судьбой", а звучащая в ней тема рока проходит через все 4 части цикла.

VI с-я - самая рокова с-я.

2. Сод-е IV с-ии.

С-я имела скрытую программу и была посвящена фон Мекк: " Моему лучшему другу".

3. Функции частей

Интродукция: не только вступление, но и идейно-драматургический и интонационный центр.

*Это фатум, это та роковая сила, которая мешает порыву к счастью дойти до цели, которая ревниво стережет, чтобы благополучие и покой не были полны и безоблачны, которая, как Дамоклов меч, висит над головой и неуклонно, постоянно отравляет душу. Она непобедима, и ее никогда не осилишь. Остается смириться и бесплодно тосковать. *

 

Г. п.: рождается из последней секундовой интонации интродукции.

*Безотрадное и безнадежное чувство делается все сильнее и более жгуче. Не лучше ли отвернуться от действительности и погрузиться в грезы. *

Снова в 3-х частной форме! Гл. принцип - волновое строение. Типичная для Чайковского неделимая тема нового типа.

П. п.: эмоц. контраст Г. п. Вальс-мечта или воспоминание.

*О радость! по крайней мере, сладкая и нежная греза явилась. Какой-то благодатный, светлый человеческий образ явился и манит куда-то. *

*Как хорошо! как далеко уж теперь звучит неотвязная первая тема аллегро. Но грезы мало-помалу охватили душу вполне. Все мрачное, безотрадное позабыто. Вот оно, вот оно, счастье!.. Нет! это были грезы, и фатум пробуждает от них*

З. п. не одна. Обе утверждают мажорный лад. Это апофеоз, сталкивающийся с темой рока.

R: осн. принцип строения - волновой. Вед тема - вторгающаяся тема рока. Кульминация приходится на Репризу.

Кода - трагич. эпилог, основанный на теме рока. Замк. круг.

Сл. 2 части более сдержаны, лишены трагедийных противоречий. Их назначение - отвлечь от борьбы, показать, что в жизни есть минуты покоя и радости. Обе части готовят финал, в них формируется объективное начало.

*Вторая часть симфонии выражает другой фазис тоски. Это то меланхолическое чувство, которое является вечерком, когда сидишь один, от работы устал, взял книгу, но она выпала из рук. Явились целым роем воспоминания. И грустно, что так много уж было, и приятно вспомнить молодость. И жаль прошлого, и нет охоты начинать жизнь сызнова. Жизнь утомила. Приятно отдохнуть и оглядеться. Вспомнилось многое. Были минуты радостные, когда молодая кровь кипела и жизнь удовлетворяла. Были и тяжелые моменты, незаменимые утраты. Все это уж где-то далеко. И грустно и как-то сладко погружаться в прошлое. *

*Третья часть не выражает определенного ощущения. Это капризные арабески, неуловимые образы, которые проносятся в воображении, когда выпьешь немножко вина и испытываешь первый фазис опьянения. На душе не весело, но и не грустно. Ни о чем не думаешь; даешь волю воображению, и оно почему-то пустилось рисовать странные рисунки... Среди вдруг вспомнилась картинка подкутивших мужичков и уличная песенка... Потом где-то вдали прошла военная процессия. Это те совершенно несвязные образы, которые проносятся в голове, когда засыпаешь. Они не имеют ничего ничего общего с действительностью: они странны, дики и несвязны. *

IV часть.

В финале противопоставлены 2 образных сферы: внешний мир и внутренний мир героя симфонии.

1) Картина народного веселья, праздника (тема " Во поле береза" );

2) фатум и страдающий герой.

Форма - рондо-соната.

*Если ты в самом себе не находишь мотивов для радостей, смотри на других людей. Ступай в народ. Смотри, как он умеет веселиться, отдаваясь безраздельно радостным чувствам. Картина праздничного народного веселья. Едва ты успел забыть себя и увлечься зрелищем чужих радостей, как неугомонный фатум опять является и напоминает о себе. Но другим до тебя нет дела. Они даже не обернулись на тебя и не заметили, что ты одинок и грустен. О, как им весело! как они счастливы, что в них все чувства непосредственны и просты. Пеняй на себя и не говори, что все на свете грустно. Есть простые, но сильные радости. Веселись чужим весельем. Жить все-таки можно. *

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.