Виды предложений по цели высказывания
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК
Тема: «Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложе-
ния. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвер-
дительные и отрицательные».
План
1. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения.
2. Виды предложений по эмоциональной окраске.
3. Предложения утвердительные и отрицательные.
4. Прямой и обратный порядок слов. Интонационное богатство русской речи.
Логическое ударение. Стилистические функции и роль порядка слов в предло-
жении.
ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ;
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Предложение — это наименьшая единица речевого общения, состоящая из предикативно оформленного слова или сочетания слов и выражающая инто-национно завершенное сообщение, вопрос или побуждение.
Например:
Девушка медленно очнулась от сна.
В глазах ее красно-голубые пятна.
Блестки солнца. Струйки. Брызги. Весна.
(А. Блок)
Отрывок состоит из нескольких предложений-сообщений. Последние из них являются предикативно оформленными словами, которые, благодаря интонации завершенности, звучат как самостоятельные предложения (Струйки. Брызги. Весна). Однако конкретный смысл этих предложений ясен только в контексте.
В очи бьется красный флаг.
Раздается мерный шаг.
Кто там машет красным флагом?
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг.
(А. Блок)
В этом отрывке третье предложение выражает вопрос (Кто там машет красным флагом'? ), а четвертое — побуждение (Революционный держите шаг! )
Каждому предложению свойственны предикативность и модальность.
Предикативность — это утверждение или отрицание чего-либо, пере-даваемое грамматическими формами главных членов и интонацией завершеннос-ти.
Модальность — это выражение отношения содержания высказывания к действительности посредством глагольных наклонений и особых модальных слов. Основными модальными значениями являются действительность, жела-тельность, возможность или необходимость того, о чем говорится в данном предложении. Например: Где-нибудь я в сельсовете на гулянку попаду (действительность). И девчонки на вечерке позабыли б всех ребят (возможность). Я б желал на берег правый, бой пройдя, вступить живой (желательность). Офицеры и солдаты, выходи по одному! (необходимость). (Твард. )
Виды предложений по цели высказывания
| Правила
| Примеры
| Повествовательные предложения сообщают об утверждаемом или отрицаемом факте, явле-нии, событии действительности. Для них ха-рактерна повествовательная интонация:
| Выткался на озере алый цвет зари (С. Е. ).
| Вопросительные предложенияслужат для выражения вопроса, обращённого к собесед-нику. С помощью вопроса говорящий стре-мится получить новые сведения о предметах, фактах, отношениях действительности. Грам-матическими средствами оформления вопро-сительных предложений являются:
вопросительная интонация, для которой характерно повышение тона голоса к концу предложения или на слове, с которым связан вопрос:
|
Барон! Чай пил? (М. Г. )
| 2) вопросительные слова: частицы (ли, разве, неужели и др. ), местоимения (кто, что и др. ), наречия (когда, откуда и др. ):
| Где же спесь твоя, Москва? (М. Ц. ); Колокольчик ли? Дальнее эхо ли? (С. Е. ) О чём звенит песок? (С. Е. )
| 3) порядок слов (слово, с которым связан вопрос, ставится в начало предложения):
| Видишь общее смятенье? Слышишь шёпот? (Н. Г. )
|
Виды вопросительных предложений
| Собственно-вопросительные заключают вопрос, требующий ответа:
| Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (А. П. )
| Вопросительн-побудительные служат для выражения побуждения:
| Будем пить чай?
| Вопросительно-риторические не предполага-ют и не требу ют ответа, содержат утвержде-ние:
| Памятью деревни я ль не дорожу? (С. Е. )
| Вопросительно-отрицательные содержат сообщение о невозможности действия, состояния:
| Все мы бездомники, много ли нужно нам? (С. Е. )
| Вопросительно-утвердительные содержат частицу НЕ, которая не выражает отрицания:
| Не правда ль, больше никогда мы не расстанемся? (И. А. )
| Побудительные предложения выражают во-леизъявление, побуждение к действию разной степени категоричности (мольба, просьба, призыв, приказ и др. ). Способы выражения побуждения:
1) глагол-сказуемое в форме повелитель-ного наклонения:
|
Иди сюда, оставь свой рай глухой и грешный... (А. А. )
| 2) глагол с частицей:
| Пусть голоса органа снова грянут, как первая весенняя гроза... (А. А. )
| 3) глагол-сказуемое в форме изъявитель-ного наклонения, выражающего тем не менее побуждение к действию:
| Выпьем, добрая подружка бедной юности моей... (A. П);
| 4) глагол-сказуемое в форме сослагатель-ного (условного) наклонения:
| Ты бы послушала, какая в душе у меня музыка... (М. Г. )
| 5) глагол-сказуемое в форме инфинитива:
| Ваше превосходительство, грести? — Грести! (В. М. )
| 6) отсутствие глагола-сказуемого в форме повелительного наклонения при ведущем сло-ве — существительном, наречии, инфинитиве (глагол в повелительном наклонении подразу-мевается):
| Вперёд тракторами по целине! (В. М. ) (= пойдёмте)
| 7) вопросительно-побудительная интонация:
| Споёмте, друзья?...
|
Восклицательные предложения
| Повествовательные, вопросительные и побу-дительные предложения становятся воск-лицательными, если заключенные в них: сообщение, вопрос или побуждение сопровож-даются интонационным выражени-ем каких-либо чувств — восторга, удив-ления, гнева, возмущения и т. д.:
| От восторга рушатся
ложи и галерки.
Балерина русская
танцует в Нью-Йорке! (Евт. )— повествовательно-восклицательное предло-жение,
вопросительно-восклицательное предложение
Куда же ушла ваша силушка,
Ноженьки мои, ноженьки?! (Евт. )— вопросительно-восклицательное предложение,
О, дай мне, боже быть поэтом!
Не дай людей мне обмануть! (Евт. ) —
побудительно-восклицательное предложение
|
ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОКРАСКЕ
Виды предложений по эмоциональной окраске
| Правила
| Примеры
| Восклицательные выражают эмоциональность с помощью интонации:
| Какую власть имеет человек, который даже нежности не просит! (А. А. )
| Восклицательными могут быть и повествова-тельные, и вопросительные, и побудительные предложения:
| Шаг держи! Не теряй темп! (побудительные восклицательные предложения).
| Грамматические средства оформления восклицательного предложения:
1) интонация:
2) междометия:
3) восклицательные частицы:
|
В моей душе лежит сокровище, и ключ поручен только мне! (А. Б. );
Ах, метель такая, просто чёрт возьми! (С. Е. )
Как ясно, как ласково небо! (В. Б. )
| Невосклицательные не выражают эмоциональность:
| Глухая пора листопада, последних гусей косяки. (Б. П. )
|
ПРЕДЛОЖЕНИЯ УТВЕРДИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ
Виды предложений по соотнесённости компонентов мысли
| Правила
| Примеры
| Утвердительные
1) передают наличие связи между предме-тами и их признаками в реальной действительности; отрицательная частица НЕ отсутствует:
|
заунывный ветер гонит стаю туч на край небес. (Н. Н. )
| 2) предложения с повтором частицы НЕ (двойное отрицание):
| Я не мог не засмеяться. (А. П. )
| 3) предложения, в которых НЕ выражает иные значения:
| Кто не знает Любочку? (А. Б. ) — обобщение; Не угодно ли чаю? — предположение и др.
| Отрицательныепередают отсутствие связи между предметами и их признаками в реаль-ной действительности; грамматически отри-цание выражается:
1) частицей НЕ: Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи... (Н. Н. );
|
Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи... (Н. Н. )
| 2) частицей НИ: В доме ни души;
| В доме ни души.
| 3) словом НЕТ в функции сказуемого:
| Нет времени.
| 4) интонацией:
| Буду я ждать!
|
Виды отрицательных
| общеотрицательные
| частно-отрицательные
| отрицательная частица НЕ стоит перед ска-зуемым: Вас не разбудит чести клич (А. П. ).
| отрицательная частица НЕ стоит перед другим членом предложения: То не тучи бродят за овином и не холод (С. Е. ).
|
ПРЯМОЙ И ОБРАТНЫЙ ПОРЯДОК СЛОВ. ИНТОНАЦИОННОЕ БОГАТСТВО РУССКОЙ РЕЧИ. ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ И РОЛЬ ПОРЯДКА СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
В русском языке порядок слов свободный. Это означает, что за тем или иным членом предложения не существует строго закрепленного места. Однако произвольная расстановка слов в предложении может привести к нарушению ло-гических связей между словами и впоследствии к изменению смыслового содер-жания всего высказывания.
Например: На встрече представителей двух государств принятые обяза-тельства были успешно выполнены. (Смысл данного предложения может быть понят так, что обязательства были выполнены на самой встрече. Для устранения неточности необходимо исправить предложение следующим образом: Обяза-тельства, принятые на встрече представителей двух государств, были успешно выполнены. ) Особенно важен точный порядок слов для письменной речи, в кото-рой смысловое содержание высказывания не может быть уточнено с помощью ло-гического ударения, невербальных средств общения (жестов, мимики) и самой си-туации.
Синтаксическая функция выражается в том, что бывают случаи, кода в зави-симости от положения в предложении слово может быть определенным членом предложения.
Сравните: Мать (подлежащее) любит дочь (дополнение). – Дочь (подле-жащее) любит мать (дополнение); Приехал больной (определение) человек. –Че-ловек приехал больной (именная часть составного именного сказуемого), Моя ма-ма (подлежащее) – наша учительница (сказуемое). – Наша учительница (подле-жащее) – моя мама (сказуемое) и т. д. Порядок слов в русском языке важен при выражении мысли, так как он выполняет три основные функции. 1. Порядок слов служит для полной передачи смысла сообщения.
Например, в предложениях: Машина обыграла Каспарова и Каспарова обы-грала машина, которые различаются не лексически, а только порядком слов, со-держится два разных по смыслу сообщения: в первом случае речь идет о машине (тема сообщения), а во втором — о Каспарове, то есть именно он является темой высказывания, хотя в обоих случаях машина — подлежащее, а Каспаров — до-полнение. Другой порядок слов приводит к иному актуальному членению пред-ложения.
2. Особый порядок слов может придавать предложению эмоциональную окраску, выполняя при этом стилистическую функцию: Дремлет Красная пло-щадь. Тих прохожего шаг. 3. Порядок слов может различать члены предложения, и тогда он выпол-няет синтаксическую функцию: Грузовик обогнал автомобиль. При достаточном свободном порядке слов в русском языке все же выделяя-ются прямой и обратный порядок слов.
При прямом порядке слов члены предложения обычно располагаются так:
· в повествовательных предложениях за подлежащим следует сказуемое: Учительница проверяла наши контрольные работы.
· приглагольное дополнение следует за определяемым словом: Учительница проверяла наши контрольные работы.
· согласованное определение ставится перед определяемым словом: Учительница проверяла наши контрольные работы.
· несогласованное определение стоит после определяемого слова: Она купила платье в горошек.
· обстоятельства могут занимать различное положении в предложении: Вчера он пришёл домой поздно. Мы поедем завтра в деревню.
Обратный порядок слов может быть любой, он используется для
выделения
нужных слов, тем самым достигается выразительность речи. Обратный порядок слов также называется инверсией (лат. «инверсио» — перестановка).
Инверсия позволяет:
1) выделить наиболее важные по смыслу члены предложения; 2) выразить вопрос и усилить эмоциональную окраску речи; 3) связать части текста.
Так, в предложении Роняет лес багряный свой убор (А. Пушкин. ) инверсия позволяет усилить смысл главных членов предложения и определения багряный (сравните: прямой порядок: Лес роняет свой багряный убор).
В тексте порядок слов является также одним из средств связи его частей: Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. (И. Тургенев. ) Инверсия дополнения не только усиливает его смысловое значение, но и связывает предложения в тексте.
Особенно часто инверсия встречается в поэтической речи, где она не только выполняет указанные выше функции, но и может служить средством создания на-певности, мелодичности: Над Москвой великой, златоглавою, Над стеной кремлевской, белокаменной Из-за дальних лесов, из-за синих гор, По тесовым кровелькам играючи, Тучки серые разгоняючи, Заря алая подымается.
(М. Лермонтов. )
Интонация включает в себя мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр речи, логическое ударение. Она используется для выражения различных грамма-тических категорий или для выражения чувств говорящего.
Выделяют различные виды интонации: вопросительную, восклицатель-ную, перечислительную, выделительную, пояснительную и т. д.
Интонация — явление сложное. Она состоит из нескольких компонентов. 1. В каждой фразе есть логическое ударение, оно падает на то слово, кото-рое по смыслу самое важное. 2. Интонация состоит из повышения и понижения голоса — это мелодика речи. 3. Речь протекает ускоренно или замедленно — это образует ее темп. 4. Интонацию характеризует также ее тембр, который зависит от целевой установки и может быть мрачным, веселым, испуганным и т. д. 5. Паузы также часть интонации. Их очень важно делать в нужном месте, так как от этого зависит смысл высказывания:
Как удивили его / слова брата! Как удивили его слова / брата!
Интонация вопросительных предложений состоит в повышении тона на слове, на которое падает логическое ударение: Ты написал стихи? Ты написал стихи? Ты написал стихи? В зависимости от места логического ударения ин-тонация может быть восходящей, нисходящей или восходяще-нисходящей:
Особенности интонации восклицательных предложений состоят в том, что наивысший подъем тона, сила звучания падают на выделяемое ударением слово.
Логическое ударение – это ударение смысловое, оно может падать на лю-бое слово в предложении, в зависимости от желания и задач говорящего. Оно вы-деляет в предложении самое главное.
Прочитайте вслух следующие предложения, выделив интонацией отмечен-ные слова:
1) В нашем саду созрел виноград; 2) В нашем саду созрел виноград; 3) В нашем саду созрел виноград.
В первом предложении говорится, что созрел виноград, а не что-нибудь иное; во втором, что виноград созрел, уже готов; в третьем, что виноград созрел у нас, а не у соседей или ещё где-нибудь и т. д. Самое важное в сообщении обычно бывает новым, которое даётся на фоне данного, известного собеседникам.
Выделение голосом тех слов, которые обозначают самое важное в сообще-нии, называют логическим ударением.
Возьмем, например, предложение Брат учится в техникуме.
Если выделить более сильным ударением первое слово, то подчеркнем, что в техникуме учится именно брат (а не сестра или кто-нибудь еще). Если выделить второе слово, то подчеркнем, что именно делает брат. Выделив логическим ударе-нием последнее слово, подчеркнем, что брат учится в техникуме (а не в училище, университете и т. п. ).
В зависимости от логического ударения меняется смысл предложения.
При изменении места логического ударения меняется и интонация: если ло-гическое ударение падает на последнее слово, то интонация всего предложения обычно спокойная и само логическое ударение слабое. А в остальных случаях интонация напряженная, а само логическое ударение сильное.
Примером того, как важно правильно делать логическое ударение, может служить отрывок из статьи В. Лакшина о пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». «Удивительна емкость чеховской фразы. Петя Трофимов говорит в пьесе: «Вся Россия наш сад». Актеры на разных сценах в нашей стране и во всем мире по-разному произносят эти четыре слова. Сделать ударение на слове «сад» — отозваться на чеховскую мечту о будущем родины.
На слове «наш» — подчеркнуть чувство бескорыстной собственности, причастности к тому, что дано совершить твоему поколению.
На слове «Россия» — значит откликнуться на свою принадлежность ко всему русскому, земле не выбираемой, а дарованной с рождения.
Но вернее всего, быть может, поставить ударение на слове «вся»: «Вся Россия наш сад». Ибо нет уголка в ней, к заботе и нуждам которого мы вправе остаться глухи, который не хотели бы видеть в цветении «вечной весны».
А вернейший путь к этому, по Чехову, совершить для начала хотя бы один безусловно бескорыстный добрый поступок. Написать хотя бы одну вдохновенную, честную страницу. Посадить хотя бы одно дерево».
Таким образом, самое важное в сообщении можно выделить и порядком слов, и логическим ударением.
Порядок слов — средство устной и письменной речи, а логическое уда-рение — только устной речи.
Логическое ударение обязательно, если порядок слов не выделяет самого важного в сообщении.
Умение выделять наиболее значимое в предложении — необходимое услов-ие выразительной устной речи.
| | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Правила
| Примеры
|
Виды предложений по цели высказывания
| Повествовательные предложения сообщают об утверждаемом или отрицаемом факте, явле-нии, событии действительности. Для них ха-рактерна повествовательная интонация:
|
Выткался на озере алый цвет зари (С. Е. ).
| Вопросительные предложенияслужат для выражения вопроса, обращённого к собесед-нику. С помощью вопроса говорящий стре-мится получить новые сведения о предметах, фактах, отношениях действительности. Грам-матическими средствами оформления вопро-сительных предложений являются:
1) вопросительная интонация, для которой характерно повышение тона голоса к концу предложения или на слове, с которым связан вопрос:
|
Барон! Чай пил? (М. Г. )
| 2) вопросительные слова: частицы (ли, разве, неужели и др. ), местоимения (кто, что и др. ), наречия (когда, откуда и др. ):
| Где же спесь твоя, Москва? (М. Ц. ); Колокольчик ли? Дальнее эхо ли? (С. Е. ) О чём звенит песок? (С. Е. )
| 3) порядок слов (слово, с которым связан вопрос, ставится в начало предложения):
| Видишь общее смятенье? Слышишь шёпот? (Н. Г. )
|
Виды вопросительных предложений
| Собственно-вопросительные заключают вопрос, требующий ответа:
| Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (А. П. )
| Вопросительн-побудительные служат для выражения побуждения:
| Будем пить чай?
| Вопросительно-риторические не предпола-гают и не требу ют ответа, содержат утвержде-ние:
| Памятью деревни я ль не дорожу? (С. Е. )
| Вопросительно-отрицательные содержат сообщение о невозможности действия, состо-яния:
| Все мы бездомники, много ли нужно нам? (С. Е. )
| Вопросительно-утвердительные содержат частицу НЕ, которая не выражает отрицания:
| Не правда ль, больше никогда мы не расстанемся? (И. А. )
| Побудительные предложения выражают во-леизъявление, побуждение к действию разной степени категоричности (мольба, просьба, призыв, приказ и др. ). Способы выражения побуждения:
1) глагол-сказуемое в форме повелитель-ного наклонения:
|
Иди сюда, оставь свой рай глухой и грешный... (А. А. )
| 2) глагол с частицей:
| Пусть голоса органа снова грянут, как первая весенняя гроза... (А. А. )
| 3) глагол-сказуемое в форме изъявитель-ного наклонения, выражающего тем не менее побуждение к действию:
| Выпьем, добрая подружка бедной юности моей... (A. П);
| 4) глагол-сказуемое в форме сослагатель-ного (условного) наклонения:
| Ты бы послушала, какая в душе у меня музыка... (М. Г. )
| 5) глагол-сказуемое в форме инфинитива:
| Ваше превосходительство, грести? — Грести! (В. М. )
| 6) отсутствие глагола-сказуемого в форме повелительного наклонения при ведущем сло-ве — существительном, наречии, инфинитиве (глагол в повелительном наклонении подразу-мевается):
| Вперёд тракторами по целине! (В. М. ) (= пойдёмте)
| 7) вопросительно-побудительная интона-ция:
| Споёмте, друзья?...
|
Виды предложений по эмоциональной окраске
| Восклицательные выражают эмоциональность с помощью интонации:
| Какую власть имеет человек, который даже нежности не просит! (А. А. )
| Восклицательными могут быть и повествова-тельные, и вопросительные, и побудительные предложения:
| Шаг держи! Не теряй темп! (побудительные восклицательные предложения).
| Грамматические средства оформления восклицательного предложения:
1) интонация:
2) междометия:
3) восклицательные частицы:
|
В моей душе лежит сокровище, и ключ поручен только мне! (А. Б. );
Ах, метель такая, просто чёрт возьми! (С. Е. )
Как ясно, как ласково небо! (В. Б. )
| Невосклицательные не выражают эмоциональность:
| Глухая пора листопада, последних гусей косяки. (Б. П. )
|
Виды предложений по соотнесённости компонентов мысли
| Утвердительные
1) передают наличие связи между предме-тами и их признаками в реальной действительности; отрицательная частица НЕ отсутствует:
|
заунывный ветер гонит стаю туч на край небес. (Н. Н. )
| 2) предложения с повтором частицы НЕ (двойное отрицание):
| Я не мог не засмеяться. (А. П. )
| 3) предложения, в которых НЕ выражает иные значения:
| Кто не знает Любочку? (А. Б. ) — обобщение; Не угодно ли чаю? — предположение и др.
| Отрицательныепередают отсутствие связи между предметами и их признаками в реаль-ной действительности; грамматически отри-цание выражается:
1) частицей НЕ: Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи... (Н. Н. );
|
Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи... (Н. Н. )
| 2) частицей НИ: В доме ни души;
| В доме ни души.
| 3) словом НЕТ в функции сказуемого:
| Нет времени.
| 4) интонацией:
| Буду я ждать!
|
Виды отрицательных
| общеотрицательные
| частно-отрицательные
| отрицательная частица НЕ стоит перед ска-зуемым: Вас не разбудит чести клич (А. П. ).
| отрицательная частица НЕ стоит перед другим членом предложения: То не тучи бродят за овином и не холод (С. Е. ).
|
Виды предложений по наличию второстепенных членов
| Распространёнными называют предложения, в которых есть второстепенные члены пред-ложения, причём распространённым счита-ется даже предложение, в котором присутству-ет хотя бы один второстепенный член:
| Мы пользуемся монопольным правом на размещение рекламы; Он приватизировал квартиру.
| Нераспространённымсчитается предложе-ние, состоящее из одной грамматической ос-новы:
| ВВП повысился; Светает; Успеется.
|
Виды предложений по наличию главных членов
| Двусоставное предложение – это простое предложение с подлежащим и сказуемым как обязательными компонентами:
| Девочка улыбнулась. Он был удивлён.
| Односоставное предложение – это простое предложение, в котором есть только один грамматический состав главного члена с зави-симыми словами или без них (состав подле-жащего или состав сказуемого). Односостав-ные предложения делятся на:
1) назывные (номинативные) предложения, в которых главным членом является подлежа-щее:
|
Поздняя осень; Вечер; Какая ночь! Осинник зябкий (назывные предложения чаще всего употребляются в художественном описании, в них не используется обстоятельство);
| 2) предложения, в которых главный член сказуемое; они имеют свою классификацию:
определённо-личные предложения – те, в которых сказуемое четко указывает на дей-ствующее лицо. В таких предложениях глав-ный член обычно выражается глаголом в фор-ме 1 или 2 лица единственного или множест-венного числа настоящего или будущего вре-мени в изъявительном или повелительном на-клонении. Такие предложения обычно синони-мичны двусоставным с местоимением в роли подлежащего:
|
Заключим прибыльный контракт – Мы заключим прибыльный контракт; Лечу на собеседование – Я лечу на собеседование
| неопределённо-личные предложения – те, в которых действующее лицо определить нель-зя. Здесь главный член может выражаться в форме 3 лица изъявительного наклонения, в форме множественного числа прошедшего времени, в форме сослагательного наклоне-ния:
| Тебя позвали; Успешной называют прибыль-ную компанию; Продали бы мне собаку.
| обобщенно-личные предложения – те, в ко-торых действие приписывается обобщённому лицу или может происходить с каждым. Ос-новные представители обобщённо-личных предложений – пословицы, поговорки, афориз-мы, нравоучения:
| Что имеем – не храним, потерявши – плачем; Идёшь, бывало, по полю и радуешься.
| безличные предложения – те, в которых нет никакого указания на действующее лицо, в них нет, не может быть подлежащего. Глав-ный член в таком случае выражается безлич-ным глаголом, личным глаголом в безличном употреблении, возвратной формой, инфини-тивом, словом категории состояния:
| Смеркается; Затихло; Мне не спиться; Мечтать не стоит; Было холодно;
Нам нужно пройти вперёд.
|
| | | | | | | | | |
ФУНКЦИИ ПОРЯДКА СЛОВ
| Порядок слов служит для полной передачи смысла сообщения.
| Машина обыграла Каспарова. Каспарова обыграла машина.
| Особый порядок слов может придавать пред-ложению эмоциональную окраску, выполняя при этом стилистическую функцию.
| Дремлет Красная площадь.
Тих прохожего шаг.
| Порядок слов может различать члены предло-жения, и тогда он выполняет синтаксическую функцию
| Грузовик обогнал автомобиль.
|
РАСПОЛОЖЕНИЕ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРИ ПРЯМОМ ПОРЯДКЕ СЛОВ
| в повествовательных предложениях за подлежащим следует сказуемое:
| Учительница проверяла наши контрольные работы.
| приглагольное дополнение следует за определяемым словом:
| Учительница проверяла наши контрольные работы.
| согласованное определение ставится перед определяемым словом:
| Учительница проверяла наши контрольныеработы.
| несогласованное определение стоит после определяемого слова:
| Она купила платье в горошек.
| обстоятельства могут занимать различное положении в предложении:
| Вчера он пришёл домой поздно.
Мы поедем завтра в деревню.
|
|