Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Виды предложений по цели высказывания



 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

 

 

Тема: «Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложе-

       ния. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвер-

       дительные и отрицательные».

 

План

 

1.  Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения.

2.  Виды предложений по эмоциональной окраске.

3.  Предложения утвердительные и отрицательные.

4.  Прямой и обратный порядок слов. Интонационное богатство русской речи.   

 Логическое ударение. Стилистические функции и роль порядка слов в предло-

 жении.

 

ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ;

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Предложение — это наименьшая единица речевого общения, состоящая из предикативно оформленного слова или сочетания слов и выражающая инто-национно завершенное сообщение, вопрос или побуждение.

Например:

Девушка медленно очнулась от сна.

В глазах ее красно-голубые пятна.

Блестки солнца. Струйки. Брызги. Весна.

(А. Блок)

Отрывок состоит из нескольких предложений-сообщений. Послед­ние из них являются предикативно оформленными словами, ко­торые, благодаря интонации завершенности, звучат как самостоятельные пред­ложения (Струйки. Брызги. Весна). Однако конкретный смысл этих предложений ясен только в контексте.

В очи бьется красный флаг.

Раздается мерный шаг.

Кто там машет красным флагом?

Революционный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг.

(А. Блок)

В этом отрывке третье предложение выражает вопрос (Кто там машет красным флагом'? ), а четвертое — побуждение (Революционный держите шаг! )

Каждому предложению свойственны предикативность и модальность.

Предикативность — это утверждение или отрицание че­го-либо, пере-даваемое грамматическими формами главных членов и интонацией завершеннос-ти.

Модальность — это выражение отношения содержания вы­сказывания к действительности посредством глагольных наклоне­ний и особых модальных слов. Основными модальными значения­ми являются действительность, жела-тельность, воз­можность или необходимость того, о чем говорится в дан­ном предложении. Например: Где-нибудь я в сельсовете на гулянку попаду (действительность). И девчонки на вечерке позабыли б всех ребят (возможность). Я б желал на берег правый, бой пройдя, всту­пить живой (желательность). Офицеры и солдаты, выходи по одно­му! (необходимость). (Твард. )

 

Виды предложений по цели высказывания

Правила Примеры
Повествовательные предложения сообщают об утверждаемом или отрицаемом факте, явле-нии, собы­тии действительности. Для них ха-рактерна повествова­тельная интонация: Выткался на озере алый цвет за­ри (С. Е. ).  
Вопросительные предложенияслужат для выра­жения вопроса, обращённого к собесед-нику. С помо­щью вопроса говорящий стре-мится получить новые све­дения о предметах, фактах, отношениях действитель­ности. Грам-матическими средствами оформления вопро-сительных предложений являются: вопросительная интонация, для которой харак­терно повышение тона голоса к концу предложения или на слове, с которым связан вопрос:   Барон! Чай пил? (М. Г. )  
2) вопросительные слова: частицы (ли, разве, неуже­ли и др. ), местоимения (кто, что и др. ), наречия (когда, откуда и др. ): Где же спесь твоя, Москва? (М. Ц. ); Колокольчик ли? Дальнее эхо ли? (С. Е. ) О чём звенит песок? (С. Е. )
3) порядок слов (слово, с которым связан вопрос, ставится в начало предложения): Видишь общее смяте­нье? Слышишь шёпот? (Н. Г. )

Виды вопросительных предложений

Собствен­но-вопро­сительные заключают вопрос, требующий ответа: Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (А. П. )
Вопро­сительн-побудительные служат для выражения побуждения: Будем пить чай?
Вопросительно-риторические не предполага-ют и не требу ют ответа, содержат утвержде-ние: Памятью деревни я ль не дорожу? (С. Е. )
Вопросительно-отрицательные содержат сообщение о невозможности действия, состояния: Все мы бездомники, много ли нужно нам? (С. Е. )
Вопросительно-утвердительные содержат частицу НЕ, которая не выражает отрицания: Не правда ль, больше никогда мы не расстанемся? (И. А. )
Побудительные предложения выражают во-леизъ­явление, побуждение к действию разной степени кате­горичности (мольба, просьба, призыв, приказ и др. ). Способы выражения побуждения:   1) глагол-сказуемое в форме повелитель-ного накло­нения:   Иди сюда, оставь свой рай глухой и грешный... (А. А. )
  2) глагол с частицей: Пусть голоса органа снова грянут, как первая весенняя гроза... (А. А. )
  3) глагол-сказуемое в форме изъявитель-ного накло­нения, выражающего тем не менее побуждение к действию: Выпьем, добрая подружка бедной юности моей... (A. П);  
4) глагол-сказуемое в форме сослагатель-ного (услов­ного) наклонения: Ты бы послушала, какая в душе у меня музыка... (М. Г. )
5) глагол-сказуемое в форме инфинитива: Ваше превосходительство, грести? — Грести! (В. М. )
6) отсутствие глагола-сказуемого в форме повели­тельного наклонения при ведущем сло-ве — существи­тельном, наречии, инфинитиве (глагол в повелитель­ном наклонении подразу-мевается): Вперёд трактора­ми по целине! (В. М. ) (= пойдёмте)  
7) вопросительно-побудительная интонация: Споём­те, друзья?...

Восклицательные предложения

Повествовательные, вопросительные и побу-дительные предложе­ния становятся воск-лицательными, если заключенные в них: сообщение, вопрос или побуждение сопровож-даются интонаци­онным выражени-ем каких-либо чувств — восторга, удив-ления, гнева, возмущения и т. д.:         От восторга рушатся         ложи и галерки.         Балерина русская         танцует в Нью-Йорке! (Евт. )— повествовательно-восклицательное предло-жение, вопросительно-восклицательное предложение        Куда же ушла ваша силушка,        Ноженьки мои, ноженьки?! (Евт. ) вопросительно-восклицательное предложение,        О, дай мне, боже быть поэтом!        Не дай людей мне обмануть! (Евт. ) побудительно-восклицательное предложение

 

ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОКРАСКЕ

 

Виды предложений по эмоциональной окраске

Правила Примеры
Восклицательные выражают эмоциональность с помощью интонации: Ка­кую власть имеет человек, который даже нежности не просит! (А. А. )
Восклицательными могут быть и повествова-тель­ные, и вопросительные, и побудительные предложе­ния: Шаг держи! Не теряй темп! (побудительные вос­клицательные предложения).
   Грамматические средства оформления восклица­тельного предложения: 1) интонация:   2) междометия: 3) восклицательные частицы: В моей душе лежит сокровище, и ключ поручен только мне! (А. Б. ); Ах, метель такая, просто чёрт возьми! (С. Е. ) Как ясно, как ласково небо! (В. Б. )
Невосклицательные не выражают эмоциональ­ность: Глухая пора листопа­да, последних гусей косяки. (Б. П. )

 

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ УТВЕРДИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ

 

Виды предложений по соотнесённости компонентов мысли

Правила Примеры
Утвердительные 1) передают наличие связи между предме-та­ми и их признаками в реальной действитель­ности; отрицательная частица НЕ отсутствует:   заунывный ветер гонит стаю туч на край небес. (Н. Н. )
2) предложения с повтором частицы НЕ (двой­ное отрицание): Я не мог не засмеяться. (А. П. )  
3) предложения, в кото­рых НЕ выражает иные значения: Кто не знает Любочку? (А. Б. ) — обоб­щение; Не угодно ли чаю? — предположение и др.
Отрицательныепередают отсутствие связи между предметами и их признаками в реаль-ной действительности; грамматически отри-цание выра­жается: 1) частицей НЕ: Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ру­чьи... (Н. Н. );     Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ру­чьи... (Н. Н. )
2) частицей НИ: В доме ни души; В доме ни души.
3) словом НЕТ в функции сказуе­мого: Нет времени.
4) интонацией: Буду я ждать!

Виды отрицательных

обще­отрицательные частно-отрицательные
отрицательная частица НЕ стоит перед ска-зуемым: Вас не разбу­дит чести клич (А. П. ). отрицательная частица НЕ сто­ит перед другим членом предло­жения: То не ту­чи бродят за ови­ном и не холод (С. Е. ).

 

ПРЯМОЙ И ОБРАТНЫЙ ПОРЯДОК СЛОВ. ИНТОНАЦИОННОЕ БОГАТСТВО РУССКОЙ РЕЧИ. ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ И РОЛЬ ПОРЯДКА СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

 

В русском языке порядок слов свободный. Это означает, что за тем или иным членом предложения не существует строго закрепленного места. Однако произвольная расстановка слов в предложении может привести к нарушению ло-гических связей между словами и впоследствии к изменению смыслового содер-жания всего высказывания.

Например: На встрече представителей двух государств принятые обяза-тельства были успешно выполнены. (Смысл данного предложения может быть понят так, что обязательства были выполнены на самой встрече. Для устранения неточности необходимо исправить предложение следующим образом: Обяза-тельства, принятые на встрече представителей двух государств, были успешно выполнены. ) Особенно важен точный порядок слов для письменной речи, в кото-рой смысловое содержание высказывания не может быть уточнено с помощью ло-гического ударения, невербальных средств общения (жестов, мимики) и самой си-туации.

Синтаксическая функция выражается в том, что бывают случаи, кода в зави-симости от положения в предложении слово может быть определенным членом предложения.

Сравните: Мать (подлежащее) любит дочь (дополнение). – Дочь (подле-жащее) любит мать (дополнение); Приехал больной (определение) человек. –Че-ловек приехал больной (именная часть составного именного сказуемого), Моя ма-ма (подлежащее) – наша учительница (сказуемое). – Наша учительница (подле-жащее) – моя мама (сказуемое) и т. д.
    Порядок слов в русском языке важен при выражении мысли, так как он выполняет три основные функции.
1. Порядок слов служит для полной передачи смысла сообщения.

Например, в предложениях: Машина обыграла Каспарова и Каспарова обы-грала машина, которые различаются не лексически, а только порядком слов, со-держится два разных по смыслу сообщения: в первом случае речь идет о машине (тема сообщения), а во втором — о Каспарове, то есть именно он является темой высказывания, хотя в обоих случаях машина — подлежащее, а Каспаров — до-полнение. Другой порядок слов приводит к иному актуальному членению пред-ложения.

2. Особый порядок слов может придавать предложению эмоциональную окраску, выполняя при этом стилистическую функцию: Дремлет Красная пло-щадь. Тих прохожего шаг.
3. Порядок слов может различать члены предложения, и тогда он выпол-няет синтаксическую функцию: Грузовик обогнал автомобиль.
    При достаточном свободном порядке слов в русском языке все же выделяя-ются прямой и обратный порядок слов.

При прямом порядке слов члены предложения обычно располагаются так:

· в повествовательных предложениях за подлежащим следует сказуемое: Учительница проверяла наши контрольные работы.

· приглагольное дополнение следует за определяемым словом: Учительница проверяла наши контрольные работы.

· согласованное определение ставится перед определяемым словом: Учительница проверяла наши контрольные работы.

· несогласованное определение стоит после определяемого слова: Она купила платье в горошек.

· обстоятельства могут занимать различное положении в предложении: Вчера он пришёл домой поздно. Мы поедем завтра в деревню.

Обратный порядок слов может быть любой, он используется для

выделения

нужных слов, тем самым достигается выразительность речи. Обратный порядок слов также называется инверсией (лат. «инверсио» — перестановка).

Инверсия позволяет:

1) выделить наиболее важные по смыслу члены предложения;
2) выразить вопрос и усилить эмоциональную окраску речи;
3) связать части текста.

    Так, в предложении Роняет лес багряный свой убор (А. Пушкин. ) инверсия позволяет усилить смысл главных членов предложения и определения багряный (сравните: прямой порядок: Лес роняет свой багряный убор).

В тексте порядок слов является также одним из средств связи его частей: Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. (И. Тургенев. ) Инверсия дополнения не только усиливает его смысловое значение, но и связывает предложения в тексте.

    Особенно часто инверсия встречается в поэтической речи, где она не только выполняет указанные выше функции, но и может служить средством создания на-певности, мелодичности:
                       Над Москвой великой, златоглавою,
                       Над стеной кремлевской, белокаменной
                    Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
                     По тесовым кровелькам играючи,
                   Тучки серые разгоняючи,
                   Заря алая подымается.

 (М. Лермонтов. )

Интонация включает в себя мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр речи, логическое ударение. Она используется для выражения различных грамма-тических категорий или для выражения чувств говорящего.

Выделяют различные виды интонации: вопросительную, восклицатель-ную, перечислительную, выделительную, пояснительную и т. д.

   Интонация — явление сложное. Она состоит из нескольких компонентов.
    1. В каждой фразе есть логическое ударение, оно падает на то слово, кото-рое по смыслу самое важное.
    2. Интонация состоит из повышения и понижения голоса — это мелодика речи.
    3. Речь протекает ускоренно или замедленно — это образует ее темп.
    4. Интонацию характеризует также ее тембр, который зависит от целевой установки и может быть мрачным, веселым, испуганным и т. д.
    5. Паузы также часть интонации. Их очень важно делать в нужном месте, так как от этого зависит смысл высказывания:

Как удивили его / слова брата!
Как удивили его слова / брата!

    Интонация вопросительных предложений состоит в повышении тона на слове, на которое падает логическое ударение: Ты написал стихи? Ты написал стихи? Ты написал стихи? В зависимости от места логического ударения ин-тонация может быть восходящей, нисходящей или восходяще-нисходящей:

    Особенности интонации восклицательных предложений состоят в том, что наивысший подъем тона, сила звучания падают на выделяемое ударением слово.

    Логическое ударение – это ударение смысловое, оно может падать на лю-бое слово в предложении, в зависимости от желания и задач говорящего. Оно вы-деляет в предложении самое главное.

    Прочитайте вслух следующие предложения, выделив интонацией отмечен-ные слова:

1) В нашем саду созрел виноград;
2) В нашем саду созрел виноград;
3) В нашем саду созрел виноград.

В первом предложении говорится, что созрел виноград, а не что-нибудь иное; во втором, что виноград созрел, уже готов; в третьем, что виноград созрел у нас, а не у соседей или ещё где-нибудь и т. д. Самое важное в сообщении обычно бывает новым, которое даётся на фоне данного, известного собеседникам.

Выделение голосом тех слов, которые обозначают самое важное в сообще-нии, называют логическим ударением.

    Возьмем, например, предложение Брат учится в техникуме.

    Если выделить более сильным ударением первое слово, то подчеркнем, что в техникуме учится именно брат (а не сестра или кто-нибудь еще). Если выделить второе слово, то подчеркнем, что именно делает брат. Выделив логическим ударе-нием последнее слово, подчеркнем, что брат учится в техникуме (а не в училище, университете и т. п. ).

    В зависимости от логического ударения меняется смысл предложения.

    При изменении места логического ударения меняется и интонация: если ло-гическое ударение падает на последнее слово, то интонация всего предложения обычно спокойная и само логическое ударение слабое. А в остальных случаях интонация напряженная, а само логическое ударение сильное.

    Примером того, как важно правильно делать логическое ударение, может служить отрывок из статьи В. Лакшина о пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад».
   «Удивительна емкость чеховской фразы. Петя Трофимов говорит в пьесе: «Вся Россия наш сад». Актеры на разных сценах в нашей стране и во всем мире по-разному произносят эти четыре слова.
    Сделать ударение на слове «сад» — отозваться на чеховскую мечту о будущем родины.

На слове «наш» — подчеркнуть чувство бескорыстной собственности, причастности к тому, что дано совершить твоему поколению.

На слове «Россия» — значит откликнуться на свою принадлежность ко всему русскому, земле не выбираемой, а дарованной с рождения.

Но вернее всего, быть может, поставить ударение на слове «вся»: «Вся Россия наш сад». Ибо нет уголка в ней, к заботе и нуждам которого мы вправе остаться глухи, который не хотели бы видеть в цветении «вечной весны».

А вернейший путь к этому, по Чехову, совершить для начала хотя бы один безусловно бескорыстный добрый поступок. Написать хотя бы одну вдохновенную, честную страницу. Посадить хотя бы одно дерево».

Таким образом, самое важное в сообщении можно выделить и порядком слов, и логическим ударением.

Порядок слов средство устной и письменной речи, а логическое уда-рение — только устной речи.

Логическое ударение обязательно, если порядок слов не выделяет самого важного в сообщении.

Умение выделять наиболее значимое в предложении — необходимое услов-ие выразительной устной речи.

 

 

 


 

   
 

 

     
 

 

 


Правила Примеры

Виды предложений по цели высказывания

Повествовательные предложения сообщают об утверждаемом или отрицаемом факте, явле-нии, собы­тии действительности. Для них ха-рактерна повествова­тельная интонация:   Выткался на озере алый цвет за­ри (С. Е. ).
Вопросительные предложенияслужат для выра­жения вопроса, обращённого к собесед-нику. С помо­щью вопроса говорящий стре-мится получить новые све­дения о предметах, фактах, отношениях действитель­ности. Грам-матическими средствами оформления вопро-сительных предложений являются: 1) вопросительная интонация, для которой харак­терно повышение тона голоса к концу предложения или на слове, с которым связан вопрос:   Барон! Чай пил? (М. Г. )  
2) вопросительные слова: частицы (ли, разве, неуже­ли и др. ), местоимения (кто, что и др. ), наречия (когда, откуда и др. ): Где же спесь твоя, Москва? (М. Ц. ); Колокольчик ли? Дальнее эхо ли? (С. Е. ) О чём звенит песок? (С. Е. )
3) порядок слов (слово, с которым связан вопрос, ставится в начало предложения): Видишь общее смяте­нье? Слышишь шёпот? (Н. Г. )

Виды вопросительных предложений

Собствен­но-вопро­сительные заключают вопрос, требующий ответа: Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (А. П. )
Вопро­сительн-побудительные служат для выражения побуждения: Будем пить чай?
Вопросительно-риторические не предпола-гают и не требу ют ответа, содержат утвержде-ние: Памятью деревни я ль не дорожу? (С. Е. )
Вопросительно-отрицательные содержат сообщение о невозможности действия, состо-яния: Все мы бездомники, много ли нужно нам? (С. Е. )
Вопросительно-утвердительные содержат частицу НЕ, которая не выражает отрицания: Не правда ль, больше никогда мы не расстанемся? (И. А. )
Побудительные предложения выражают во-леизъ­явление, побуждение к действию разной степени кате­горичности (мольба, просьба, призыв, приказ и др. ). Способы выражения побуждения:   1) глагол-сказуемое в форме повелитель-ного накло­нения:   Иди сюда, оставь свой рай глухой и грешный... (А. А. )
  2) глагол с частицей: Пусть голоса органа снова грянут, как первая весенняя гроза... (А. А. )
  3) глагол-сказуемое в форме изъявитель-ного накло­нения, выражающего тем не менее побуждение к действию: Выпьем, добрая подружка бедной юности моей... (A. П);  
  4) глагол-сказуемое в форме сослагатель-ного (услов­ного) наклонения: Ты бы послушала, какая в душе у меня музыка... (М. Г. )
  5) глагол-сказуемое в форме инфинитива: Ваше превосходительство, грести? — Грести! (В. М. )
  6) отсутствие глагола-сказуемого в форме повели­тельного наклонения при ведущем сло-ве — существи­тельном, наречии, инфинитиве (глагол в повелитель­ном наклонении подразу-мевается): Вперёд трактора­ми по целине! (В. М. ) (= пойдёмте)  
  7) вопросительно-побудительная интона-ция: Споём­те, друзья?...

Виды предложений по эмоциональной окраске

Восклицательные выражают эмоциональность с помощью интонации: Ка­кую власть имеет человек, который даже нежности не просит! (А. А. )
Восклицательными могут быть и повествова-тель­ные, и вопросительные, и побудительные предложе­ния: Шаг держи! Не теряй темп! (побудительные вос­клицательные предложения).
   Грамматические средства оформления восклица­тельного предложения: 1) интонация:   2) междометия: 3) восклицательные частицы: В моей душе лежит сокровище, и ключ поручен только мне! (А. Б. ); Ах, метель такая, просто чёрт возьми! (С. Е. ) Как ясно, как ласково небо! (В. Б. )
Невосклицательные не выражают эмоциональ­ность: Глухая пора листопа­да, последних гусей косяки. (Б. П. )

Виды предложений по соотнесённости компонентов мысли

Утвердительные 1) передают наличие связи между предме-та­ми и их признаками в реальной действитель­ности; отрицательная частица НЕ отсутствует:   заунывный ветер гонит стаю туч на край небес. (Н. Н. )
2) предложения с повтором частицы НЕ (двой­ное отрицание): Я не мог не засмеяться. (А. П. )  
3) предложения, в кото­рых НЕ выражает иные значения: Кто не знает Любочку? (А. Б. ) — обоб­щение; Не угодно ли чаю? — предположение и др.
Отрицательныепередают отсутствие связи между предметами и их признаками в реаль-ной действительности; грамматически отри-цание выра­жается: 1) частицей НЕ: Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ру­чьи... (Н. Н. );     Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ру­чьи... (Н. Н. )
2) частицей НИ: В доме ни души; В доме ни души.
3) словом НЕТ в функции сказуе­мого: Нет времени.
4) интонацией: Буду я ждать!

Виды отрицательных

обще­отрицательные частно-отрицательные
отрицательная частица НЕ стоит перед ска-зуемым: Вас не разбу­дит чести клич (А. П. ). отрицательная частица НЕ сто­ит перед другим членом предло­жения: То не ту­чи бродят за ови­ном и не холод (С. Е. ).

Виды предложений по наличию второстепенных членов

Распространёнными называют предложения, в которых есть второстепенные члены пред-ложения, причём распространённым счита-ется даже предложение, в котором присутству-ет хотя бы один второстепенный член: Мы пользуемся монопольным правом на размещение рекламы; Он приватизировал квартиру.
Нераспространённымсчитается предложе-ние, состоящее из одной грамматической ос-новы: ВВП повысился; Светает; Успеется.  

 

 

Виды предложений по наличию главных членов

Двусоставное предложение – это простое предложение с подлежащим и сказуемым как обязательными компонентами: Девочка улыбнулась. Он был удивлён.  
Односоставное предложение – это простое предложение, в котором есть только один грамматический состав главного члена с зави-симыми словами или без них (состав подле-жащего или состав сказуемого). Односостав-ные предложения делятся на: 1) назывные (номинативные) предложения, в которых главным членом является подлежа-щее:     Поздняя осень; Вечер; Какая ночь! Осинник зябкий (назывные предложения чаще всего употребляются в художественном описании, в них не используется обстоятельство);
2) предложения, в которых главный член сказуемое; они имеют свою классификацию: определённо-личные предложения – те, в которых сказуемое четко указывает на дей-ствующее лицо. В таких предложениях глав-ный член обычно выражается глаголом в фор-ме 1 или 2 лица единственного или множест-венного числа настоящего или будущего вре-мени в изъявительном или повелительном на-клонении. Такие предложения обычно синони-мичны двусоставным с местоимением в роли подлежащего:     Заключим прибыльный контракт – Мы заключим прибыльный контракт; Лечу на собеседование – Я лечу на собеседование  
неопределённо-личные предложения – те, в которых действующее лицо определить нель-зя. Здесь главный член может выражаться в форме 3 лица изъявительного наклонения, в форме множественного числа прошедшего времени, в форме сослагательного наклоне-ния: Тебя позвали; Успешной называют прибыль-ную компанию; Продали бы мне собаку.  
обобщенно-личные предложения – те, в ко-торых действие приписывается обобщённому лицу или может происходить с каждым. Ос-новные представители обобщённо-личных предложений – пословицы, поговорки, афориз-мы, нравоучения: Что имеем – не храним, потерявши – плачем; Идёшь, бывало, по полю и радуешься.
безличные предложения – те, в которых нет никакого указания на действующее лицо, в них нет, не может быть подлежащего. Глав-ный член в таком случае выражается безлич-ным глаголом, личным глаголом в безличном употреблении, возвратной формой, инфини-тивом, словом категории состояния: Смеркается; Затихло; Мне не спиться; Мечтать не стоит; Было холодно; Нам нужно пройти вперёд.  

 

 

     
 

 

 


ФУНКЦИИ ПОРЯДКА СЛОВ

Порядок слов служит для полной передачи смысла сообщения. Машина обыграла Каспарова. Каспарова обыграла машина.
Особый порядок слов может придавать пред-ложению эмоциональную окраску, выполняя при этом стилистическую функцию. Дремлет Красная площадь. Тих прохожего шаг.  
Порядок слов может различать члены предло-жения, и тогда он выполняет синтаксическую функцию Грузовик обогнал автомобиль.

 

РАСПОЛОЖЕНИЕ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРИ ПРЯМОМ ПОРЯДКЕ СЛОВ

в повествовательных предложениях за подлежащим следует сказуемое: Учительница проверяла наши контрольные работы.
приглагольное дополнение следует за определяемым словом: Учительница проверяла наши контрольные работы.
согласованное определение ставится перед определяемым словом: Учительница проверяла наши контрольныеработы.
несогласованное определение стоит после определяемого слова: Она купила платье в горошек.
обстоятельства могут занимать различное положении в предложении: Вчера он пришёл домой поздно. Мы поедем завтра в деревню.

 

     
 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.