| Тема
| Докладчик
| оценка
| Комментарий
|
1
| Фрэнсис Бэкон. «Новый органон» - путь к получению новых знаний и построения новой науки. «Антиципации» и «интерпретации природы». Теория «идолов». Социология познания, герменевтика и эпистемология. Цель науки: открытие «форм». Индукция путем элиминации. («Решающий аргумент»). Бэкон против чистого техницизма. Эмпиризм и индуктивный метод. Таблицы Бэкона.
| Гончарова Валерия
|
|
|
2
| Рене Декарт – основатель современной философии. Интеллектуальная интуиция Декарта. Правила метода. Сомнение как метод. Cogito ergo sum. Существование и роль Бога. Мир как машина. Революционные последствия механицизма. Рождение " аналитической геометрии". Душа и тело. Правила морали.
| Губина Анна
|
|
|
3
| Бенедикт Спиноза: «Свобода есть познанная необходимость». Метафизика монизма и пантеистического иммантеизма. Поиск истины, придающей смысл жизни. Концепция Бога как ось философии Спинозы. Геометрический порядок. " Субстанция", или Бог Спинозы. " Атрибуты". Модусы. Бог и мир, или же natura naturans и natura naturata. Спиноза о параллелизме между ordo idearum и ordo rerum.
| Гусева Алена
|
|
|
4
| Бенедикт Спиноза ПознаниеТри рода познания. Адекватное познание любой реальности подразумевает Бога. В формах адекватного познания нет места для случайности, все оказывается необходимым. Моральные следствия адекватного познания.
| Даценко Ольга
|
|
|
5
| Бенедикт Спиноза Нравственный идеал. Геометрический анализ страстей. Попытка Спинозы встать " по ту сторону добра и зла". Познание как освобождение от страстей и основа добродетели. Концепции религии и государства Спинозы. Государство как гарантия свободы.
| Заблоцкая Яна
|
|
|
6
| Г. Лейбниц. Вечная философия и новые философы. " Финализм" и " субстанциальные формы". Новое значение " финализма". Новое значение субстанциальных форм. Опровержение механицизма и учение о монадах. " Примечательная ошибка" Декарта. Следствия из открытия Лейбница.
| Кончиленко Александр
|
|
|
7
| Г. Лейбниц Основы монадологической метафизики. Природа монады. Каждая монада представляет вселенную. Принцип тождества неразличимых. Закон непрерывности и его метафизическое значение. Монады и строение Вселенной. Объяснение материальности и телесности монад. Объяснение строения живых организмов. Отличие духовных монад от остальных.
Предустановленная гармония. Бог и лучший из возможных миров. Истины разума, истины факта и принцип достаточного основания.
| Криворотова Екатерина
|
|
|
8
| Г. Лейбниц Теория познания: виртуально врожденные идеи как новая форма " припоминания".
Человек и его судьба.
| Кузьмин Андрей
|
|
|
| Томас Гоббс. Концепция философии и ее разделов. Номинализм, конвенцианализм и чувственный опыт у Гоббса. Принцип телесности и механицизм. Теория политического абсолютизма. Абсолютное государство. Гоббс о естественном и гражданском состоянии общества. " Левиафан" и выводы из социальной философии Гоббса.
| Матросов Сергей
|
|
|
| Джон Локк: создание критического эмпиризма
Задача и программа " Опыта о человеческом разуме". Принцип опыта и критика теории врожденных идей. Учение Локка об идеях и его общая основа. Критика идеи субстанции, сущности и универсалий и язык науки. Познание, его значение и границы. Вероятность и вера. Религия, разум и вера. Морально-политическая доктрина. Основы теории либеральной демократии в учении Дж. Локка.
| Метеленко Игорь
|
|
|
| Джорж Беркли: гносеология номинализма в роли обновленной пологетики
" Философские заметки" и " программа исследований" Беркли. Теория зрения и мысленное конструирование " предметов". Объектами нашего знания являются идеи, а они суть ощущения. Почему абстрактные идеи являются иллюзией. Различие между первичными и вторичными качествами ложно. Критика идеи материальной субстанции. Великий принцип: esse est percipi. Бог и законы природы. Беркли - предшественник Маха.
| Монге Дугар
|
|
|
| Дэвид Юм: иррационалистический эпилог эмпиризма
" Новое поприще философии", или " наука о человеческой природе". Впечатления и идеи. Принцип ассоциации. Отрицание общих понятий и номинализм Юма. Отношения между идеями и " факты". Критика понятия причинности. Критика материальной и духовной субстанций. Теория аффектов и отрицание свободы и практического разума. Внерациональная основа нравственности. Религия и ее иррациональная основа. Вырождение эмпиризма в скептический разум.
| Нерода Марина
|
|
|
| Блез Паскаль. Автономия разума, ничтожество и величие человека. Дар веры и его разумность. Страсть к науке. " Первое" и " второе" обращение. Паскаль в Пор-Рояле. " Письма к провинциалу". Демаркация научного знания и религиозной веры. Научный разум между традицией и прогрессом. Идеал научного знания и правила построения аргументации. Величие и нищета человека. " Дивертисмент". Беспомощность разума в обосновании ценностей и недоказуемость существования Бога.
| Овчинникова Марина
|
|
|
| Джамбаттиста Вико. Обоснование " сотворенного людьми гражданского мира". Границы знания " новых философов". Verum-Factum и открытие новой истории. Вико против истории философов. Вико против истории историков. " Четыре автора" Вико. Люди как герои истории и гетерогенность целей. Три возраста истории. Язык, поэзия и миф. Провидение и смысл истории. Исторические колебания.
| Оруджов Роман
|
|
|
|
ПРОСВЕЩЕНИЕ ВО ФРАНЦИИ
|
| Энциклопедия. Цели и принципы " Энциклопедии".
|
|
|
|
| Д'Аламбер и философия как " наука о фактах". " Философский век" и " век эксперимента и анализа". Деизм и естественная мораль.
| Паленкова Анастасия
|
|
|
| Дени Дидро: от деизма к материализму. Деизм против атеизма и позитивной религии. Всё есть материя в движении.
| Сомова Надежда
|
|
|
| Кондильяк: гносеология сенсуализма. Ощущение как основа познания. " Статуя, внутренне устроенная, как мы", и построение человеческих функций. Вредный " жаргон" метафизиков и хорошо составленный язык науки. Традиция и воспитание.
| Ситяева Ольга
|
|
|
|
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
|
| Ламетри и его труд " Человек-машина".
|
|
|
|
| Гельвеций: ощущение как начало умственных способностей, а интерес - начало морали.
| Смирнова Ярослава
|
|
|
| Гольбах: " Человек – это творение природы".
| Татарникова Алина
|
|
|
| Вольтер: борьба за терпимость. Зашита деизма от атеизма и теизма. " Защита человечества" от " возвышенного мизантропа" Паскаля. Против Лейбница и его " лучшего из возможных миров". Основы веротерпимости. " Дело Каласа" и " Трактат о веротерпимости".
| Шаталов Павел
|
|
|
| Монтескье: условия свободы и правовое государство. Соображения об исключительном значении наук. " Персидские письма". " О духе законов". Разделение властей - это когда одна власть может остановить другую.
| Швецова Наталия
|
|
|
| Жан-Жак Руссо: просветитель-" еретик". Человек в " естественном состоянии". Руссо против энциклопедистов. Руссо – просветитель. " Общественный договор". " Эмиль", или Педагогический путеводитель. Естественность религии.
| Азанова Анна
|
|
|
|
НЕМЕЦКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
|
| Немецкое просвещение: характеристики, предшественники, соцокультурная среда. Характеристики. Источники.
Христиан Вольф" Энциклопедия знания".
Александр Баумгартен и обоснование эстетической систематики.
| Алексеева Юлия
|
|
|
|
АНГЛИЙСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
|
| Этика английского Просвещения.
Шефтсберии автономия морали.
Фрэнсис Хатчесон: наилучшее действие обеспечивает наибольшее счастье наибольшему числу людей.
| Вологдина Светлана
|
|
|
| Дэвид Гартли: " физика разума" и этика на психологической основе.
| Вульферт Анна
|
|
|
| Томас Рид: человек как культурное животное. Теория интеллекта. Реализм и здравый смысл.
| Гончарова Валерия
|
|
|
| | | | | | |