Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





39. Нарушение письма. Этиология, механизмы, симптоматика, классификация дисграфий.



Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, характер-ся наличием стойких специфических ошибок. Агрофия – полная неспос-ть овладеть процессом письма. По Левиной специфические ошибки это замены и пропуски букв, раздельное написание слов, замены слов, неправ-ое употребление окончаний слов, нарушение в построении предложных конструкций и др. ошибки отражающие пробелы в формировании лексико-грамат-их систем речи.

Этиология 1. Соц-псих-ие причины (недост-ть речевых контактов, пед. запущен-ть, синдром госпитализма). Функц-ые – внутренние (соматические заболевания) и внешние (неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, двуязычие в семье, недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых). Дисграфия часто обусловлена органическим повреждением зон головного мозга, принимающих участие в процессе письма (алалия, дизартрия, афазия). Генетические, так и экзогенные факторы (патология беременности, родов, асфиксия, " цепочка" детских инфекций, травмы головы). Корнев выделяет соц-ые и средовые факторы (завыш-ый уровень треб-ий к ребенку в отношении грамотности; возраст начало обучения грамоте- индивид-но; методы и темпы обучения)

Механизмы: - фонетические дефекты речи; - недост-ть слуховых дифференцировок; - нарушение языкового анализа и синтеза; - недоразвитие граммат-го строя речи; -несформ-ть зрительно-простр-ых функций и буквенного гнозиса.

Симптоматика: Лалаева Р. И. выделяет следующие ошибки при дисграфии: - искаженное написание букв - замена рукописных букв, имеющих графическое сходство - замена букв, обозначающих фонетически сходные звуки - искажение звуко-буквенной структуры слов (перестановки, пропуски, добавления букв, слогов) - искажение структуры предложения (раздельное написание слов, слитное написание слов) - аграмматизмы на письме

Садовникова И. Н выделяет 3 группы ошибок: - ошибки на уровне буквы и слога (ошибки звукового анализа - пропуски, перестановки, вставки; ошибки фонематического восприятия, смешение букв по кинестетическому сходству) - ошибки на уровне слова (нарушение индивидуализации слов - раздельное написание частей слов, слитное написание частей нескольких слов, смещение границ слов) - ошибки на уровне предложения (аграмматизмы, отсутствие обозначения границ предложения)

Классификация: Токарев опираясь на принцип учета преимущественного нарушения того или иного анализатора выделил 3 вида дисграфий: акустическая (недостаточность слуховых образов фонем сопряжена с неточностью их дифференциации, нарушением фонематического восприятия, вследствие чего у детей затрудненно формирование операций звук. анализа и синтеза. На письме это проявляется в смешениях, пропусках, заменах букв, сходных по артикуляции и звучанию); оптическая (неточность и неустойчивость зрит. представлений и образов); моторная (двигат. трудности в процессе письма – несоверш-во двигат. анализатора).

По Лалаевой: на принципе учета несформир-ти опред-ых операций письма: 5 артикуляторно-акустическая (пишет так как проговаривает); на основе нарушений дифференц-ии фонем (затруднение распознавания на слух – изолировано или в составе речи); на почве нарушения язык. анализа и синтеза (трудности при делении на слова, при фонематич-м и слоговом анализе и синтезе); аграматическая (недостат-ть лексико-грамматич. строя языка – на уровне слова, словосоч-я, предл-я, текста); оптическая (недоразв-е процессов зрит. гнозиса, анализа и синтеза).

Ахутина на основе нейро-психол-го анализа выделила виды трудностей письма – по типу регуляторной дисграфии (несформ-ть произвольной регуляции действий); по типу трудностей поддержания рабочего состояния активного тонуса коры больш. полушарий; по типу зрит. -простран-ой дисграфии.

По Хватцеву во взаимосвязи с недостаточностью речеязыкового развития детей: - на почве акустической агнозии и дефектов фонематич-го слуха; - на почве расстройств устной речи; - на почве нарушения произносит-го ритма; - оптическая; - дисграфия при моторной и сенсорной афазии



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.