Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





10. Пед. взгляды Джона Локка



Д. Локк родился в семье провинциального адвоката. В школе получил схоластическое образование, потом в Оксфордском университете увлекся естественными науками, медициной, философией. По окончании университета стал домашним врачом и воспитателем. Основной пед труд - “Мысли о воспитании”. Локк рассматривает одну из важнейших проблем философии - сенсуализм, имеющую прямое отношение к педагогике. В своем труде “Опыт о человеческом разуме” он выступает против концепции врожденности идей, которые провозглашали и пропагандировали церковь и философы-метафизики, концепции, имевшей большую поддержку в обществе. Локк доказывает, что знания, идеи, принципы он приобретает благодаря взаимодействию с предметами и людьми. Если идеи врожденны, то ими предопределяется вся будущая жизнь ребенка и воспитание ничего не в состоянии изменить. Он отводит в развитии человека решающую роль воспитанию. Душа ребенка есть чистый лист бумаги, на которой можно написать все, что угодно. Локк выступает с отрицанием врожденных нравственных принципов, человек не родиться ни нравственным, ни безнравственным. Нормы морали приобретаются человеком в процессе жизни. Так как правила морали начинают внушать ребенку с самых ранних лет, создается впечатление, что они врожденны. В “Опыте о человеческом разуме” Локк так определяет добро и зло. ”Добром” мы называем то, что может принести удовольствие или продлить его, уменьшить страдания, а “злом” - то, что приводит к страданию, уменьшает удовольствие, лишает какого-то блага. Отрицая врожденность идей, Локк в то же время признавал некоторое влияние на человека врожденных способностей. Среда также влияет на развитие человека, но она неизменна, к тому же выход из определенной среды в др. нежелателен. Люди из народа не могут себя хорошо чувствовать в среде богатых, так как у них нет необходимого такта и манер. Таким образом, Локк считает решающим в становлении ребенка воспитание, оно преодолевает и влияние наследственности, и влияние среды. Концепция воспитания и образования детально изложена Локком в его трактате “Мысли о воспитании” (1693), где содержится программа воспитания джентльмена, делового человека нового общества. Отдавая дань традициям светского воспитания – обучению танца, фехтованию, верховой езде, Локк последовательно настаивал на практической направленности обучения, т. к. «это необходимо для деловых занятий в реальном мире». Кон-ция Локка нравственного воспитания была обусловлена отрицанием им врожденных идей и норм морали.

Задачи воспитания:

1. Физическое воспитание 2. Этически-нравственное воспитание 3. Умственное воспитание 4. Трудовое воспитание.

Все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны. Но ум­ственное развитие должно подчиняться формированию характера. Нрав­ственность зависит от воли и умения сдерживать свои желания. Воля раз­вивается при преодолении трудностей. Следует удовлетворять любозна­тельность детей, их стремление к бескорыстному знанию. Даже то, что детям надо выучить, в начале не должно иметь характера обязательного урока. Лучше когда учащиеся сами попросят учителя (тем самым показы­вается роль мотива). В обучении следует возбуждать самостоятельность. В набор дисциплин Джон Локк включил: латинский язык, французский язык, арифметику, географию, историю, танцы, фехтование, делопроиз­водство, философию, религию, рисование, ремесла (садоводство, путеше­ствия), музыку, навыки социального поведения (хорошие манеры, знание света). Дж. Локк придавал воспитанию и обучению огромное значение. «Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять из десяти становятся тем, что они есть - благодаря воспитанию. Оно и создает огромную разни­цу между людьми».

Обучение, по Локку - процесс формирования общественных и нравствен­ных устоев личности. Он размышлял о практическом направлении обуче­ния «для деловых занятий в реальном мире». Джон Локк был убежден в целесообразности социальной детерминации школьного образования. Вот почему он предлагает разные типы обучения: полноценное воспитание джентльменов для верхов и ограниченное поощрением трудолюбия и ре­лигиозности воспитания неимущих (детей рабочих) в рабочих школах, где дети с 3 до 14 лет приучались к физическому труду. А лучшее воспитание в семье. Таковы взгляды на воспитание и обучение Джона Локка.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.