Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В.В. Тулупов. О цветных газетах



В. В. Тулупов

О цветных газетах

Цветные газеты уже пришли к российскому читателю: «Известия», «Новые известия», «Литературная газета», «Русский курьер», «Вечерняя Москва», «Ведомости» и многие другие.

Переходу в мае 2008 года главной деловой газеты страны «Ведомости» на цветную печать предшествовали масштабные исследования читательской аудитории. В них приняли участие мужчины и женщины в возрасте 25-35 лет: топ-менеджеры, менеджеры среднего звена и студенты старших курсов вузов. Если прежний черно-белый на розовой бумаге дизайн воспринимался читателями как скучный, то новый – цветной на розовой бумаге – внушает им уважение и доверие к изданию, издание стало восприниматься как более привлекательное, яркое, интересное и динамичное, стильное и изящное (отмечено удачное сочетание с розовой бумаги и шрифта написания заголовка).

Татьяна Лысова, редакционный директор газеты «Ведомости» считает, что цветная печать – это общемировой тренд газетной индустрии, что «при грамотной работе с цветом и хорошем уровне полиграфии газета может быть не только удобной и информативной, но и по-настоящему красивой. Опыт нашего цветного приложения “Пятница” и проведенные исследования читательской аудитории убедили нас, что даже самым консервативным читателям “Ведомостей” нравятся цветное оформление газеты и цветные фотографии».

Цвет становится важнейшим элементом формы произведений, предназначенных для массовой аудитории. Интересен факт перевода черно-белого изображения известных фильмов в цветное. Вот что говорит психолог и физиолог, кандидат медицинских наук Андрей Гришаев по поводу фильма «Семнадцать мгновений весны» в цветном виде:

- Цветной фильм люди, конечно же, воспримут иначе, чем такой же, но черно-белый. В первую очередь хотя бы потому, что в человеческом глазу имеется два вида рецепторов: палочки и колбочки. Первые отвечают за оттенки серого, благодаря вторым мы ощущаем весь спектр. И существует гипотеза, что и мозг в ответ включает разные области. При черно-белой гамме – в первую очередь те, которые связаны с логикой и концентрацией внимания. Поэтому на цвет мы реагируем более активно и эмоционально.

К тому же разнообразие тонов дает больше элементов для подсознательного анализа. И требует, по крайней мере у взрослых, повышенных умственных усилий для восприятия. Его появление может кого-то и раздражать. Это свидетельствует о том, что мозг не желает «перенапрягаться», отвлекаясь на детали. Но у высокоинтеллектуальных людей такие проблемы вряд ли возникнут.

И еще: есть данные, что мужчины и женщины из-за физиологических особенностей их зрительных органов обладают разным цветовосприятием. И разным цветопредпочтением. Сильному полу больше нравятся красный, зеленый и фиолетовый цвета. Слабому – желтый, голубой и пурпурный.

В раскрашенном фильме на первый взгляд доминирует «мужская» гамма. И похоже, что мужчины отнесутся более благосклонно к эксперименту с «цветным Штирлицем»[1].

За цветными газетами будущее, и это связано в том числе с тем, что серьезные рекламодатели проводят свои рекламные кампании с применением фирменного стиля, одним из важнейших элементов которого является фирменный цвет. Да и вообще, цвет наполнен определенным смыслом, который воспринимается человеком порой даже неосознанно. Влияние цвета на человека зависит от многих факторов, но основное воздействие цвета сохраняется. По психологическому влиянию на человека можно выделить следующие группы цветов: [2]

1. Стимулирующие (теплые) цвета, способствующие возбуждению и действующие как раздражители

· Красный – волевой, жизнеутверждающий

·  Оранжевый – теплый, уютный

·  Желтый – контактирующий, лучезарный

2. . Дезинтегрирующие (холодные) цвета, приглушающие раздражение

· Фиолетовый – углубленный, тяжелый

· Синий – подчеркивающий дистанцию

· Светло-синий – уводит в пространство, направляющий

· Сине-зеленый – подчеркивающий движение, изменчивость

3. Пастельные цвета, приглушающие чистые цвета:

· Розовый – нежный, производящий впечатление некоторой таинственности

· Лиловый – замкнутый, изолированный.

· Пастельно-зеленый – ласковый, мягкий

4. Статичные цвета, способные уравновесить, отвлечь от других возбуждающих цветов:

· Чисто-зеленый – требовательный, освежающий

· Оливковый – успокаивающий, смягчающий

· Желто-зеленый – обновляющий, раскрепощающий

· Пурпурный – изысканный, претенциозный

5. Цвета глухих тонов, которые не вызывают раздражения (серые), гасят его (белые), помогают сосредоточиться (черный).

6. Теплые темные тона  (коричневые), стабилизирующие раздражение, действующие вяло, инертно:

· Охра – смягчает рост раздражения

· Коричневый, землистый – стабилизирующий

· Темно-коричневый – смягчающий возбудимость

7.      Холодные темные цвета, изолирующие и подавляющие раздражение:

· Темно-серый, черно-синие, темно зеленые

Глаз реагирует на три первичных цвета: крас­ный, зеленый и синий. Человеческий мозг воспринимает цвет как соче­тание этих трех сигналов.. Мы можем воспринимать цвет как теплый, холодный, тяжелый, легкий, мягкий, сильный, возбуждающий, расслабляющий, блестящий или тусклый. Однако в каждом конкретном случае восприятие зависит от культуры человека, языка, возраста, пола, условий жизни и предыдущего опыта. Два человека никогда не будут одинаково воспринимать один и тот же физический цвет. Люди отли­чаются друг от друга даже по чувствительности к диапазону видимого света.

Также психологами установлено, что уравновешенная в цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу, успокаивает и улучшает общение людей между собой. Цвет существенно влияет на психоинтеллектуальное состояние человека. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека, а именно:

- вызывают психологическую реакцию:

- подчеркивают качество, настроение, чувство; создают теплую или холодную среду; отражают времена года и т. д.

- имеют физиологические последствия, как положительные или отрицательные оптические раздражители;

- «прикасаются» к ощущениям: удовлетворение, приятный внешний вид и т. п.;

- «взывают» к чувствам: придают объемность среде и предметам.

Итак, каждый человек обладает индивидуальным восприятием цвета и это необходимо учитывать при создании дизайна. Помимо этого, при комбинировании цветов, восприятие меняется. Один и тот же цвет при сочетании с более темным и более светлым будет восприниматься по-разному, это связано с особенностями зрения человека. Такой эффект называется одновременным контрастом. Последовательный контраст возникает в результате резкой смены зрительного образа и связан с инерцией глаза, если долго смотреть на яркий объект, и после этого перевести взгляд на однородное цветовое поле, то на нем возникнет фантомное изображение. Еще один эффект, который следует учитывать, это краевой контраст – на стыке двух полей разной яркости приграничная часть темного поля становится еще темнее, а светлого, наоборот. [3] Ярко-оранжевый цвет при сочетании с белым на границе кажется более темным.

 Физиологическое воздействие цвета составляет первый, низший уровень влияния цвета, тогда как психологическое воздействие – второй, высший уровень его влияния. Отсюда следует, что для достижения необходимого эффекта важно создать такое изображение, которое обладало бы гармонией цветов. Гармоничным называют сочетание двух или более цветов, находящихся рядом, которые вызывают положительную психо-эстетическую оценку, или производят приятное впечатление. [4]

Фирменный цвет (цвета) играет огромную роль в создании общей картины образа издания, к тому же правильно организованная цветовая среда создает творческую атмосферу, положительно влияет на психоинтеллектуальное состояние человека, оптимизируя межличностную коммуникацию (80% цвета и света «поглощаются» нервной системой, 20% – зрением).

Известно о национальных особенностях восприятия цветов, есть и субъективные цветовые ощущения, что прекрасно иллюстрирует стихотворение Артюра Рембо «Гласные», связавшего восприятие букв и красок:

А — черный, белый — Е, И — красный, У — зеленый

О — синий, тайну их скажу я в свой черед.

А — бархатный корсет на теле насекомых,

Которые жужжат над смрадом нечистот.

Е — белизна холстов, палаток и тумана,

Блеск черных ледников и хрупких опахал.

И — пурпурная кровь, сочащаяся рана

Иль алые уста средь гнева и похвал.

У — трепетная рябь зеленых вод широких,

Спокойные луга, покой морщин глубоких

На трудовом челе алхимиков седых.

О — звонкий рев трубы, пронзительный и странный,

Полеты ангелов в тиши небес пространной,

О — дивных глаз ее лиловые лучи.

Некоторые товары, фирмы мы даже вспоминаем в связи с их фирменными цветами (даже воспринимаем цвета в качестве фирменного знака): «Макдональдс» — по красному и желтому; «Кодак» — жел­тому и золотистому; IBM — синему, «Бритиш петролеум» — зеленому и желтому, «Вестингаузу» —  зеленому и красному.

Поскольку система цветовой фоторецепции глаза человека относится к центральной нервной системе, является частью мозга, выдвинутой на периферию, информативность цвета проявляется в языковых функциях: коммуникативной, познавательной и художественно-выразительной. Ф. Юрьев предлагает в связи с этим следующую классификацию функций цвета: различительная, выделительная, объединительная функции, функции цветового противопоставления и цветового посредника, символическая функция цвета познавательного языкового характера, выразительная функция цветового обозначения. Зная богатые возможности цвета, можно с его помощью более эффективно управлять вниманием читателя, тем более, что «привычная для нас черно-белая печать не является оптимальной в смысле удобочитаемости, что легче читается, например, черный текст на желтой бумаге, зеленый – на белой, синий – на белой, белый – на синей или красной, желтый на пурпурной и т. д. »[5].

Есть данные по зонам видимости для разных цветов: высокая – для синего и черного в заголовках, для синего, черного и зеленого в текстах; хорошая – для красного и зеленого в заголовках, для красного в текстах; высокая – для желтых и красных “плашек”, хорошая – для красных и желтых “плашек” при оформлении заголовков и текстов соответственно. Синие и зеленые «выворотки» подходят для оформления заголовков, синие, зеленые, черные – для оформления текстов (но вообще выворотная печать очень плохо читается, темп чтения при этом снижается и даже ухудшается понимание смысла). Наиболее удобочитаем цветной шрифт на белом фоне, затем следует черный набор на всех цветных плашках.

Согласно кругу естественных цветов Гете[6], контрастные сочетания гармоничны, взаимно дополняют друг друга: фиолетовый и желтый, синий и оранжевый, красный и зеленый. Менее гармоничны сочетания синего с желтым, желтого с красным, красного с синим, зеленого с оранжевым, оранжевого с фиолетовым, фиолетового с зеленым. По Т. Кенигу, наиболее предпочтительны такие цветовые комбинации: красного с темно-синим и зеленым, оранжевого с небесно-голубым, фиолетовым, желтого с пурпурным и синим, зеленого с фиолетовым, фиолетового с оранжевым. Сомнительны сочетания красного с желтым, оранжевого с красным, желтого с фиолетовым, зеленого с пурпурным и желтым. Не нравятся сочетания красного с фиолетовым и пурпурным, оранжевого с желтым и сине-зеленым, желтого с зеленым, зеленого с синим и оранжевым, фиолетового с пурпурным и синим. «Хроматические цветовые тона с ахроматическими наиболее гармоничны в следующих сочетаниях: красный, оранжевый и желтый (теплые) с черным; голубой, синий, фиолетовый (холодные) с белым»[7]. Среди особенностей цветового контраста есть и такие: светлый цвет, находясь рядом с темным, кажется еще светлее, а темный рядом со светлым – темнее; красный, соприкасаясь с зеленым, кажется насыщеннее; на красном фоне серый квадрат будет казаться зеленоватым, на желтом – синеватым, на зеленом – слегка розоватым, а на синем – желтоватым (хроматический контраст).

Цветовой символический язык все более становится международным (геральдические значения, флаговая, транспортная сигнализация). То есть восприятие цвета имеет не только национальные, но и всеобщие особенности. В связи с этим дадим характеристики основных цветов, используемых в черно-белой печати в качестве дополнительных (при этом учтем, что многоцветная периодическая печать развивается бурно, в том числе и в России, а значит, знания особенностей цветовых обозначений необходимо расширять и углублять).

Красный цвет считается наиболее действенным, активным; символизирует опасность и запрет, но и любовь, власть, огонь, войну; психологическое воздействие – тревожный, полный достоинства, страстный.

Оранжевый – сильно действующий, увлекающий, вызывает легкое возбуждение, создает ощущение благополучия; символизирует наслаждение, праздник, великодушие, благородство. Замечается издалека, привлекает внимание раньше и сохраняется в памяти дольше, чем другие цвета.

Желтый – активизирует умственную деятельность; символизирует движение, жизненность; психологическое воздействие – веселый, живой.

Зеленый – действует успокаивающе, связывает другие цвета, может нейтрализовать несогласованность между ними; символизирует мир, покой; психологически воспринимается как нежный, умиротворяющий.

Синий – обусловливает серьезность, строгость в поведении; воспринимается как отдаляющий, таинственный.

Фиолетовый – обладает большой выразительностью, настраивает на роскошный, торжественный лад; символизирует мудрость, зрелость; психологическое воздействие – важный, церемониальный, таинственный.

Важно применять цвет в соответствии с внутренними потребностями формы, учитывать информативность цвета как средства дополнительного обозначения объекта, а не применять его лишь в смысле украшения. В местных газетах, использующих дополнительный цвет для выделения главных материалов, основных рубрик, заголовков, линеек, подложек и даже отдельных текстов, нередко не продумывают заранее, как будут применять цвет, а «красят» полосы, в том числе и объявления, лишь после того, как они сверстаны. Это приводит к ошибкам, нефункциональному, случайному использованию цвета.

Оптимизация процесса восприятия предполагает прежде всего контрастность тех или иных изображений. Оформители газет любят использовать «выворотки» в заголовках, рубриках, «врезках», а теперь все чаще и при оформлении отдельных материалов, полагая, что обратная контрастность имеет преимущества перед прямой. При этом, во-первых, обилие темных пятен, которые к тому же зачастую соседствуют с жирными линейками, создают излишнюю пестроту, а порой и траурность в издании. Во-вторых, названное выше преимущество вовсе «не распространяется на буквы и различные графические символы, знаки»[8], а именно в таком качестве используются «выворотки»; черные же знаки на белом фоне воспринимаются лучше – и это доказано экспериментально, – чем белые на черном: «Наиболее удобочитаем цветовой шрифт на белом фоне, затем следует черный набор на всех цветных плашках. Выворотная печать менее удобочитаема из этих трех видов цветовой печати»[9]. Психолингвист З. И. Клычникова, которой принадлежит этот вывод, приводит и несколько примеров несовпадения объективных показателей удобочитаемости с субъективными оценками: показатели удобочитаемости красного шрифта на белом фоне и красной «плашки» для белых букв средние, а субъективные оценки хорошие; объективные показатели удобочитаемости белого шрифта на черной «плашке» положительные, а субъективные оценки – отрицательные (совпадение наблюдалось только в отношении синего и черного на белом фоне).

Примеры помех, связанных с цветовыми отношениями в газете наиболее выпукло демонстрируют, как важно в целях оптимизации восприятия газеты знать пути развития помех и их преодоления. Тем более, что цвет может активно способствовать более тесному взаимодействию композиции газеты и графической композиции: «Ориентация читателя в газете ускорится, если цветные стрелки будут указывать на взаимосвязь различных материалов или текста и иллюстрации, если цветные линейки и рамки будут объединять сходные по содержанию материалы или, наоборот, разделять далекие по смыслу. В этом случае цвет принимает на себя функции упорядочения.

Стабильность оформления также может поддерживаться цветом, если постоянные рубрики, постоянные тематические страницы будут выходить в определенном цвете»[10].

Из всего сказанного напрашиваются некоторые частные выводы и практические рекомендации:

не следует применять «выворотки» для оформления довольно объемных текстов – они не украшают газетные полосы, читатель (особенно при плохой печати) раздражается, быстро утомляется, темп чтения у него снижается, а понимание текста ухудшается (между тем, «выворотка» – сильный акцент и отличный прием оформления, используемый умелыми дизайнерами экономно и системно);

не стоит также упрощать, но и излишне усложнять рисованные символы, ведь, по данным ученых-психологов, «опознание простых знаков так же, как и сложных, требует большого времени и является менее точным, чем опознание знаков средней сложности»[11].


[1] КП, 6 мая 2009, с. 14.

 

[2] Волкова В. В. Дизайн рекламы: учебное пособие. – М., 1999. – С. 71-73

[3]  Дизайн периодических изданий. – М., 2001. – С. 72-73.

[4] Там же.

[5] Юрьев Ф. Цветной текст в искусстве книги. Автореф. дис. на соиск. учен.. степ. канд. искусствоведения. М., 1975., с. 21-22.

[6] В живописи давно является общепризнанным, что цвет обладает наибольшей степенью эмоционального воздействия. Впервые попытку систематизировать значения отдельных цветов предпринял И. В. Гёте. «В своих самых общих элементарных проявлениях, независимо от строения и форм того материала, на поверхности которого мы его вос­принимаем, цвет оказывает известное воздействие на чувство зрения, к которому он преимущественно приурочен, а через него и на душу» ( Гёте И. В. Учение о цветах / И. В. Гете. – С. 240. ) Так, жёлтый цвет производит, безусловно, тёплое впечатление и созда­ёт благодушное настроение. Синий он считал цветом тени – холодным и тёмным. Поэтому синие объекты кажутся более удалёнными. Крас­ному приписывается серьёзность и достоинство, но также грация и прелесть. При этом Гёте имел в виду только чистые цвета и практиче­ски не учитывал ни особенностей воспринимающего их человека, ни контекста восприятия.

 

 

[7] Нестеренко О. И. Краткая энциклопедия дизайна. М., 1994. – С. 84.

 

[8] Антонов А. В. Восприятие внетекстовых форм информации в издании. М., 1972. – С. 9.

 

[9] Клычникова З. И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. М., 1973. – С. 202.

 

[10] Форверк Ф. Принципы использования цвета в газетах социалистических стран // Оформление газет и журналов за рубежом. М., 1978. – С. 57.

[11] Антонов А. В. Указ. соч. – С. 11.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.