Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Магнитные поля. Автор: Борко Анастасия. Н.В. Гоголь



Магнитные поля

Автор: Борко Анастасия

Давно стихами говорит Нева,

Страницей Гоголя ложится Невский,

Весь летний сад – Онегина глава,

О Блоке вспоминают острова,

А по Разъезжей бродит Достоевский.

С. Я. Маршак

К теме Петербурга обращались многие поэт и писатели. В русской литературе, да и в сознании общества в целом Петербург с момента своего возникновения воспринималсяне только как конкретный город, как новая столица, но и как символ новой России, символ её будущего. Однако на рубеже XVIII-XIX веков город был показателем противоречий исторического развития страны.

А. С. Пушкин

Н. В. Гоголь

Ф. М. Достоевский
«Евгений Онегин» Сборник «Петербургские повести» Повесть «Шинель» Поэма «Мёртвые души» Роман «Преступление и наказание»
В первой главе романа изображены картины петербургской жизни первого десятилетия XIX века. Создана атмосфера высоких помыслов, истинной духовности: «вольность», «гражданин», «Адам Смит», «Руссо». В то же время отличительная черта пушкинского образа Петербурга – противоречивость столичной жизни, двойственность вызываемых городом чувств: Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Скука, холод и гранит… В произведениях Н. В. Гоголя образ Петербурга как бы раздваивается: его великолепие отходит на второй план, отступает перед проблемой обезличивания человека. Холодный, равнодушный, бюрократический, он враждебен человеку и порождает страшные, зловещие фантазии. Петербург в повести «Шинель» - это город, в котором «маленькие люди» пропадают бесследно. В нём одновременно существуют улицы, где и ночью светло, как днём, с живущих на них генералами, и улицы, где помои выливают прямо из окон, тут обитают башмачкины. Переход от одних улиц к другим Гоголь изобразил через их освещение и шинели чиновников: если на бедняцких улицах освещение «тощее» и воротник на шинели из куницы редкость, то чем ближе к богатым районам, тем ярче становится свет фонарей и тем чаще попадаются бобровые воротники. Петербург «Мёртвых душ» - это страшный призрак настоящего города, это именно тот город на костях, о котором написал Набоков. В нём вещи такие же живые, как и люди. Петербург – необыкновенный город. С одной стороны, это холодный, мрачный каменный город, но с другой – это центр культуры. Петербург часто затопляла Нева, словно смывая с него накопившиеся пороки. В своём подходе к изображению Петербурга Ф. М. Достоевский близок к Гоголю и особенно к Н. А. Некрасову. В романе «Преступление и наказание» мы встречаемся не с парадной стороной прекрасного города, а с чёрными лестницами, облитыми помоями, дворами-колодцами, напоминающими душегубку. Петербург Достоевского – это город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. То город, в котором невозможно быть здоровым. Он душит и давит человека. Он – соучастник преступлений, питательная среда бредовых идей и теорий. Он свидетель кошмарных снов, человеческих трагедий. Страшная жара, пыль и та особенная пёстрая толпа усиливают впечатление того, что герою неуютно на петербургских улицах – они оказывают на него раздражающее действие. Более того, исследователи полагают, что повторяющийся мотив жары призван воссоздать атмосферу, в которой зреет бредовая теория Раскольникова и готовится убийство старухи. В творчестве Достоевского определены и заданы практически все главные, опорные символы изображения Петербурга в русской литературе начала ХХ века: курящийся к тёмно-синему небу пар, поднимающийся над болотами дым, ощущение нереальности происходящего, чувство сна наяву.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.