Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 1 страница



МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ

«МИНСК – ТЕАТРАЛЬНЫЙ»

Настоящая документация не может быть полностью или частично воспроизведена, тиражирована и распространена в качестве официального издания без разрешения Министерства спорта и туризма Республики Беларусь..

Минск


 

Минск театральный… Каждый вечер в театральных залах раздвигается занавес и зрители попадают в волшебный мир, имя которому – Театр. Равнодушных в театральных залах не бывает. Театр – это не бездушное развлечение, это праздник, делающий человека духовно богаче. Это школа жизни, помогающая человеку разобраться в самом себе, стать лучше, добрее.

Кому из людей, любящих театр, неведомо радостное волнение в зале, где предстоит сопереживать, сострадать героям спектакля, смеяться и плакать, гневаться, порицать и одобрять.

Каждый день театры города собирают своих многочисленных почитателей и поклонников. Сейчас в Минске столько разнообразнейших жанров, стилей, авторов, что любой найдет себе то, что ему придется по нраву.

Театральная история города – это своеобразное зеркало истории народа. Среди памятников культуры особый интерес представляют памятники театрального искусства. Вполне понятно, что в сегодняшней экскурсии невозможно охватить всю театральную историю Минска. Перед нами предстанут всего несколько страниц истории театра.

Продолжительность нашей экскурсии три часа. Мы познакомимся с ведущими театрами нашего города, каждый из которых вписал яркую страницу в музыкально-театральную летопись столицы, узнаем о жизни и творчестве ведущих артистов, режиссеров, композиторов, обратимся к культурным центрам города, одним из которых на протяжении нескольких столетий была Соборная площадь – ныне пл. Свободы.

(Автобус начинает движение и направляется к пл. Свободы. )

Когда же появился театр?

Само слово «театр» происходит от греческого глагола «созерцаю» и переводится как «место для зрелищ». Греческие театры, крышей которых служило небо, а декорациями – зеленые холмы, появились две с половиной тысячи лет назад в 7 веке до нашей эры. С греческим театром связаны имена великих драматургов Эсхила и Софокла, Эврипида и Аристофана.

Первые профессиональные театры появились в эпоху Возрождения в Венеции (в 60-е годы XVI в. ). Исторические условия того времени способствовали развитию и расцвету театра во многих странах, особенно в Испании и Англии.

Сценическое искусство зародилось в то время, когда человек начал осознавать свое место в окружающем мире. Истоками послужили народные верования, ритуалы, обряды. Сначала в обрядах, хороводах, народных играх принимали участие все, без разделения на актеров и зрителей.

Разделение началось, когда возникла необходимость в опытных мастерах, специалистах своего дела. Первыми профессиональными белорусскими актерами были скоморохи, которые до XI века назывались по-разному: гудцы, плясцы. В их творчестве синтезировались все виды сценического искусства – драматическое, музыкальное, вокальное, танцевальное, цирковое, эстрадное. Традиции скоморохов дожили доXX века.

Широкое распространение с начала XVI в. получил школьный театр. Он функционировал во многих городах и местечках при католических и православных духовных учебных заведениях. Сюжеты для театров заимствовались из Библии и Евангелия, а спектакли ставились в основном на религиозные темы.

В светской жизни значительное место заняли сценки интермедий на светские темы, преимущественно комедийного плана. Еще большей популярностью и народной любовью пользовался кукольный театр Батлейка. Показы проходили не только в городах, но и в отдельных крестьянских домах. Наивысшим достижением фольклорного театра стала народная драма, богатая интермедийными народными сценами, сильно приблизившаяся к профессиональному искусству.

Многогранной выдалась театральная жизнь в XVIII веке: были основаны многие частные, городские и крепостные театры. В 1746 году в Альбе под Несвижем была сыграна комедия  Уршули Радзивилл «Дасцiпнае каханне», ровно на 10 лет раньше, чем появился первый спектакль в Ярославле «отца русского театра Ф. Волкова». Работали коллективы в Несвиже, Слониме, Гродно, Шклове, Могилеве, Чечерске и ряде других городов и местечек. Так в конце XVIII века в губернских городах Беларуси были построены зимние и летние театры. Строительство проходило на пожертвование и казенные деньги. Открывались кафе-шантаны – рестораны с возвышением для сценических представлений, репертуар которых состоял из песен, романсов, танцев прошлых лет. Строились цирки, балаганы, устанавливались льготы для зазывания публики.

В середине XIX в. в Беларуси, как и по всей Европе появляются первые общественные театры со своими зданиями. В Минске первый такой театр располагался в жилом доме на главной площади того времени – пл. Свободы.

(С ул. Ленина автобус поворачивает направо на ул. Интернациональную и останавливается за перекрестком ул. Энгельса и Интернациональной; группа выходит из автобуса и проходит к центру площади. Автобус отправляется на стоянку у здания музея ИВОВ на Октябрьскую пл. )

Площадь Свободы

Площадь Свободы всегда была неразрывно связана с культурной жизнью города, в частности, с театральной. Здесь были сосредоточены почти все театральные здания.

Как же выглядела эта площадь в начале XIX в.?

Слева тянулись невысокие здания иезуитского коллегиума. Среди них возвышался Мариинский кафедральный собор. К нему примыкал двухэтажный дом вице-генерал губернатора, справа – здание костелов монастыря бернардинок и бернардинцев, ближе к площади здание Ратуши, а справа от нынешнего здания Академии музыки находилось здание городского театра.

Некоторые из зданий, правда, в изначальном виде, дошли до нас. Пусть они и послужат нам декорацией для театральной жизни города того времени.

Еще в XVII-XVIII вв., когда эта площадь называлась пл. Верхнего рынка, и здесь шла бойкая торговля, уже тогда здесь можно было увидеть выступления бродячих скоморохов и батлейки. На площади жители города встречали праздники, смотрели мистерии, шествия, представления театра.

Первый театральный спектакль в Минске состоялся в 1689 году в здании школы иезуитов. В 40-х годах XIX столетия в здании Ратуши был открыт театр. По воспоминаниям современников, он был невелик, но довольно красиво и изящно отделан. После сноса Ратуши спектакли идут в специально отреставрированном под театр доме (1852 г. ). С этим зданием городского театра связано одно из знаменитых событий театральной культуры Беларуси.

(Подвести группу ближе к ул. Ленина, разместить лицом к месту, где стоял дом с театральным залом. )

Здание театра находилось справа от нынешнего здания Академии музыки, на месте гостиницы «Европа», которая ранее стояла справа от театра и занимала часть нынешней ул. Ленина с бульваром.

Вот так выглядело это историческое здание (показ фото). Здесь в 1852 г. была поставлена первая белорусская национальная опера «Сялянка», либретто для которой написал В. Дунин-Марцинкевич (1808-1884), а музыку С. Монюшко (1819-1872) и К. Кжижановский. Станислав Монюшко в будущем станет гордостью польской национальной музыки, а Викентий Дунин-Марцинкевич – одним из зачинателей новой белорусской литературы, первым профессиональным белорусским писателем (убрать фото).

Попробуем представить себе, как это было...

На здании театра рукописная афиша о спектакле «Сялянка», который пройдет на простонародном языке в исполнении любителей. Ее только что повесил актер Яков Васильев, а сам с товарищем целый день обходил знакомых и приглашал их в театр.

Зимний день уже на исходе. В театре кипит работа. Участники, которых было 20 человек, почти в сборе. Распорядитель – мужчина, лет сорока пяти. Это был автор «Сялянкi» Дунин-Марцинкевич и он очень волновался. Не было еще участников хора из Люцинки, которые должны были выступать в массовых сценах. Но вот, наконец, и они.

Зал был полон, когда открылся занавес. Одну из ролей исполнял сам Дунин-Марцинкевич. Колоритно выглядели крестьяне из Люцинки. Впервые на сцену вышли настоящие мужики в свитках и лаптях.

Многое в этом спектакле было наивным и сентиментальным, но временами звучали и правдивые слова о народной доле.

Премьера «Сялянкi» прошла с успехом. Но в этот же день последовал вначале устный, а затем и письменный приказ о запрещении спектаклей на белорусском языке.

Первая постановка оперы «Сялянка» явилась ярким примером борьбы передовых деятелей белорусской литературы и театра за возрождение национальной культуры. Она наглядно показала, что нельзя запретить народу петь свои песни, говорить на своем родном языке и развивать свое искусство.

Иоганн Вольфганг Гёте, который вместе с Фридрихом Шиллером считается мэтром немецкого театрального искусства, более 200 лет назад заявил, что для того, чтобы создать нацию, нужно создать театр. Дунин-Марцинкевич подтвердил истину слов Гете.

К сожалению, само здание театра не сохранилось до наших дней. В 1884 г., после сильного пожара, в результате которого театр полностью сгорел, дом подвергся капитальной перестройке. В разное время в нем находились разные учреждения. В 1920-1930-е гг. была проведена еще одна реконструкция этого сооружения, во время которой был достроен четвертый этаж. (Показ фото З. Позняка 1969 г. )

В 1984 г. здание театра было уничтожено минскими властями. Кроме архитектурной ценности оно являлось и уникальным памятником культуры. Ведь в этом здании 9 февраля 1852 г. была поставлена первая белорусская опера «Сялянка», которая положила начало созданию белорусского национального театра. (Убрать фото. )

(Группу поставить так, чтобы просматривался «дом Монюшко». )

На ул. Энгельса, в угловом доме, в 30-е годы XIX в. в квартире на втором этаже жил Станислав Монюшко. Сюда он переехал с родителями из имения Убель под Смиловичами. Там он родился, там прошло его детство, там он получил начальное музыкальное образование, которое продолжил в Минске. Здесь он учился в гимназии (ныне областной Дом профсоюзов).

Дом, где жила семья Монюшко, был наполнен атмосферой творческой жизни. Здесь довольно часто устраивались вечера с участием приезжих артистов и музыкантов, на которых юный Станислав поражал всех собравшихся своими блестящими импровизациями. Здесь была осуществлена постановка его опер и водевилей. И спустя годы, живя в Вильно, Станислав любил приезжать в Минск, где у него было много друзей. Особенно часто встречался он с Дуниным-Марцинкевичем. Их творческое содружество сыграло выдающуюся роль в истории белорусского музыкального театра. Кроме оперы «Сялянка» им принадлежат оперетты «Рекрутский набор», «Борьба музыкантов», опера «Чудесная вдова».

Период творческой биографии, связанной с пребыванием Монюшко в Минске составляет одну из значительных страниц в жизни композитора.

В 1952 г. впервые на советской сцене Белорусский государственный театр оперы и балета осуществил постановку его оперы «Страшный двор», либретто которой перевел на белорусский язык Максим Танк.

Своих культурных традиций площадь не утратила в наши дни.

Верно служит искусству Академия музыки. Это здание хорошо помнит день своего открытия 17 февраля 1958 г. Более пяти десятилетий служит он музыке и музыкантам. Рано утром здесь просыпаются звуки, и лишь к полуночи наступает тишина. В храме белорусской музыки готовят высококвалифицированных специалистов самых разных профессий. Это певцы, композиторы, пианисты, скрипачи, цимбалисты и др.

В бывшем доме губернатора находится Республиканский музыкальный колледж при Белорусской академии музыки.

Колледж – это царство музыки и вечной красоты. Это белорусская исполнительская школа и блестящая плеяда педагогов. Это созвездие лауреатов национальных и международных конкурсов, завоевавших мировое признание.

За зданием областного Дома профсоюзов в Церкви Святого Духа после восстановления будет открыта Детская филармония. А в бывшем доме масонов по Музыкальному переулку, 5 находится Государственный музей истории театра и музыкальной культуры Республики Беларусь.

(Пройти с группой к Музыкальному переулку и остановиться у дома № 5. )

Музей был создан в 1990 г. Вначале он находился в здании по ул. Старовиленской, 14, где сейчас располагается его филиал «Гасцёўня َ Ўладзiслава Галубка»[1], а в 2002 г. переехал в это здание.

Театральные музеи создаются для того, чтобы сохранить память о творческой работе театральных коллективов.

Искусство театра, в отличие от других искусств, мимолетно.

Игра артиста в кино, например, фиксируется пленкой навсегда. Игра артиста в театре, созданный им сценический образ живет лишь несколько часов – от первого поднятия занавеса до его финального падения. От начала до конца одного спектакля, одного представления.

А время идет. Одни артисты уходят, приходят другие. Что же остается от искусства театра, вдохновения и таланта артиста? Увы, немногое. Воспоминания людей, рецензии в газетах и журналах. Но много ли в них можно сказать о живом впечатлении. Портрет актера в театральном фойе, даже если он заснят в роли, – разве он способен передать облик, дыхание, суть ушедших вместе с актером со сцены героев?

Театральные музеи помогают театральному делу и пытаются «остановить» яркие сценические победы.

В театральных, как и в художественных музеях также хранятся и выставляются картины, скульптуры, рисунки. Но все они посвящены театру. Хранители и научные сотрудники театральных музеев тщательно собирают, берегут, изучают и показывают посетителям эскизы декораций и костюмов к знаменитым спектаклям, сами костюмы великих актеров, предметы сценического быта, редчайшие фотографии, письма, документы, дневники, а в последнее время и звуковые записи выдающихся мастеров сцены.

В залах таких музеев все дышит театром. И человек не лишенный любви к театру и живого воображения, встречается здесь с далеким или недавним прошлым. Оно драгоценно, как вся история человеческой культуры.

Театральные коллекции Беларуси небогатые. Запоздалое решение о создании музея усложнило поиски экспонатов. Многие из них находятся в фондах других музеев. Но все эти трудности можно преодолеть, чем и занимается сейчас коллектив музея.

Сегодня экспозиция музея знакомит посетителей с истоками театральной и музыкальной культуры на белорусских землях, знаменитой Батлейкой, с экспонатами, рассказывающими о Несвижском театре Радзивиллов, о творчестве Дунина-Марцинкевича и Игнатия Буйницкого. На третьем этаже открыта экспозиция, посвященная известным артистам – Л. П. Александровской, С. М. Станюте, Н. Н. Ероменко.

Здание, в котором находится музей, построено в начале 1810 г. При его реставрации были использованы исторические сведения и полученные из Польши рисунки Чеслава Монюшки (отца известного композитора Станислава Монюшки), который жил с семьей в этом доме в 1840 г. и занимал второй этаж. В Минск  Чеслав Монюшко переехал в 1830 г. и поселился в р-не Высокого рынка, ныне пл. Свободы.

Еще одним культурным центром города является Октябрьская площадь.

(Пройти с группой на Октябрьскую площадь. )

Пл. Октябрьская

Эта площадь начала формироваться в первой половине XIX в. Она является географическим и культурным центром столицы.

Центральное место на площади занимает Дворец республики (2001, арх. Пирогов). Главное назначение Дворца – проведение массовых мероприятий, концертов, оперных спектаклей, гала-концертов, выступление симфонических оркестров, новогодних мероприятий с елкой для детей и взрослых, различных выставок и др. Здесь самый большой зал на 2, 7 тысячи мест. Сцена дворца колосниковая. Она трансформируется: может наклоняться, «проваливаться», работать в режиме «полога». Трансформируется также и оркестровая яма.

Серое здание  - Музей истории Великой Отечественной войны. Здание с колоннами – Дворец культуры профсоюзов (1952-1955 гг., арх. В. А. Ершов) – это более тридцати коллективов, кружков и студий: это танцевальный ансамбль «Ровесник», «Радуга», театр «Эхо», хоровая капелла, вокальная студия и др. Во дворце занимается более полутора тысяч детей и взрослых, и возраст участников колеблется от 4-х до 70 лет.

На площади установлен Знак нулевого километра – начало дорог Беларуси (1998). Он выполнен из розового гранита в форме пирамиды. От него указаны расстояния до белорусских городов и столиц соседних государств.

С правой стороны площади – сквер. За сквером – Национальный академический театр им. Я. Купалы (1890, арх. К. Козловский, К. Выденский).

Впереди справа – здание с колоннами – Дом офицеров (1934-1939, арх. И. Лангбард). Здесь работает Драматический театр белорусской армии. [Он начал свою работу 24 июня 2004 г. Художественный руководитель Заслуженный деятель искусств РБ Алексей Дударев. ]

Каждый вечер поклонников театрального искусства гостеприимно встречают театры нашего города. И среди них Белорусский государственный музыкальный театр.

(С пл. Октябрьской автобус движется по пр. Независимости – ул. Бобруйской – К. Цеткин (выходит из автобуса).
 Автобус следует на стоянку на ул. Мясникова. )

Белорусский государственный музыкальный театр

Один из старых уголков Минска украсило оригинальное белоснежное здание, в котором разместился музыкальный театр.

На парадном портале установлена скульптурная группа (бронза, скульптор Л. Б. Зильбер), состоящая из пяти муз – «Поэзия», «Музыка», «Живопись», «Театр», «Танец» – в образе утонченных, пластичных женских фигур, облаченных в легкие развивающиеся одежды с необходимыми атрибутами видов искусств. Они значительно дополняют образ самого здания, внося в его архитектуру одухотворенность.

Здание театра построено в 1981 г. (арх. О. Ткачук и В. Тарановский). При его строительстве в объем театра было включено здание бывшего клуба тонкосуконного комбината. Зал рассчитан на 800 мест.

Перед театром разбит скверик с фонтаном. Фонтан выполнен в виде декоративных масок (скульптор М. Беляев).

С обратной стороны театра установлена небольшая скульптурная группа. Пройдем к ней.

(Группа подходит к скульптурной композиции. )

Это декоративная бронзовая скульптурная композиция «Батлейка» (скульптор Л. Б. Зильбер). «Батлейка» (от batleem польское название города Вифлеема, места рождения Христа) – белорусский народный кукольный театр. Известен с XVI в. Сценой для представления служил двухъярусный ящик, напоминающий домик. Представления устраивались в верхнем и нижнем ярусах. Батлейщики водили деревянных кукол на стержнях по прорезям в полу ярусов. В спектаклях участвовало до 40 персонажей – деревянных самодельных кукол. Под звуки скрипки распахивались узорчатые ставни, раздвигались шторки занавесок, и на двухъярусной сцене начиналось представление.

Здесь изображены традиционные персонажи старинного театра кукол, выполненные в народной гротесковой манере. Вы видите широко распахнутые двери театра. Перед зрителями предстает казак на коне с шашкой в руке. Хитроватый Антон с козой, строгая Антониха, озорной черт – популярные персонажи белорусской батлейки. Антон и Антониха одеты в белорусские народные костюмы. Каждая фигура по-своему выразительна и соответствует характеру, образу конкретного персонажа. Автор скульптуры как бы проводит параллель между спектаклем театра «Батлейка», его юмором, музыкальностью, характерностью персонажей и современным музыкальным театром, между прошлым и настоящим белорусской культуры.

Музыкальный театр был создан в 1971 г. До 2000 г. он именовался «Государственный театр музыкальной комедии Республики Беларусь» (в народе его до сих пор называют «музкомедия»). Примечательно, что свой первый театральный сезон в новом здании театр открыл премьерой оперетты Иоганна Штрауса (1825-1899) «Летучая мышь».

Оперетта – веселый спектакль с музыкой, песнями, зажигательными танцами и остроумными диалогами. В самом слове «оперетта», легком, игривом, сказывается характер жанра, не такой строгий, академический как опера. Иногда оперетту попрекают развлекательностью, но разве это плохо, – «развлекательность», если за этим есть еще и другое – ум и сердце? Родина оперетты – Франция. Отцами французской оперетты, да и оперетты вообще, стали композиторы Флоримон Эрве (1825-1892) и Жак Оффенбах (1819-1880).

Сюжеты первых оперетт подсказала мифология: снова, например, зазвучала история Орфея и Эвридики и захватила судьба прекрасной спартанской царицы Елены. Но очень скоро на опереточную сцену ворвались те самые парижские бульвары, которые ее породили: парижане, иностранцы, богатые господа и их бедные, но дерзкие слуги – все они смешались в веселом представлении «Парижская жизнь», полном музыки, блеска, шуток, смеха, запутанных приключений.

Уже через несколько лет оперетта покорила всю Европу и по-хозяйски вошла на подмостки столичных театров.

Репертуар театра отличается широтой творческого диапазона и жанровым разнообразием. На его афише широко представлены классическая оперетта, музыкальная комедия, комическая опера, рок-опера, балет, спектакли для детей, разноплановые концертные программы, мюзиклы.

Мюзикл появился на сцене в конце XIX или начале XX века – точной даты его рождения не существует. Во всяком случае, именно в XX веке мюзикл расцвел, стал популярен и любим. Место его рождения -- Соединенные Штаты Америки. Первые его герои – персонажи американской жизни начала XX столетия.

Как и любое сложное явление на сцене, появление мюзикла трудно объяснить в двух словах. Однако надо знать: музыка, пение участвуют в развитии сюжета. А музыка здесь бывает самая разная: бытовая, эстрадная, джазовая, танцевальная, даже оперное пение.

Мюзикл в какой-то мере похож на оперетту. Только в оперетте музыкальные номера носят вставной характер – какую-нибудь арию можно убрать и сюжет оперетты от этого не пострадает. Действие будет развиваться стройно, без помех. А изъятие музыкального номера или пения в мюзикле разрушит течение действия, и оно станет непонятным.

[Многие мюзиклы, созданные в США, построены на книгах писателей – классиков мировой литературы. Существует, например, мюзикл на основе «Дон Кихота». ]

Этот вид театра быстро завоевал сцены всего мира, симпатии зрителей во всех частях света. В нашей стране поставлено немало спектаклей в этом жанре. Например, мультфильм «Бременские музыканты».

Визитная карточка театра – рок-опера «Юнона и Авось». С большим успехом на сцене театра идет спектакль «Орфей и Эвридика». Это рок-опера-балет.

Большое внимание театр неизменно уделяет созданию национального репертуара. На сцене музыкального была поставлена первая белорусская оперетта «Павлинка» Ю. Семеняко (по Я. Купале) и его оперетта-водевиль «Неделя вечной любви». В репертуаре появилась также комедия «Нестерка» Р. Суруса (по пьесе В. Вольского).

«Павлинка» (реж. С. Штейн) и «Нестерка» (реж. Б. Второв) стали большими творческими достижениями коллектива. В этих спектаклях использовались народно-песенная музыка, удачно и ярко была поставлена драматургия. Театр до сих пор гордится этими спектаклями.

Не забывает музыкальный театр и об эстетическом воспитании самых маленьких. В репертуаре есть несколько оригинальных детских постановок, которые, впрочем, будут интересны и их родителям: мюзиклы «Айболит-2002» И. Левина, «Буратино. BY» А. Рыбникова и другие.

Отдельно от сюжетных постановок в репертуаре театра концертные программы. Уже несколько лет не сходит со сцены музыкальное шоу «Галактика любви» – красивый музыкально-танцевальный проект.

Театр гордится своим коллективом, и не мудрено. В составе труппы много ярких индивидуальностей – выдающихся мастеров сцены и одаренной молодежи. У музыкального театра есть свой профессиональный симфонический оркестр, прекрасный хоровой коллектив, замечательная балетная труппа. Это позволяет режиссерам успешно решать самые сложные художественные задачи.

Следующую страницу театральной жизни нашего города открывает Национальный академический драматический театр им. М. Горького.

(Автобус движется по ул. Мясникова, затем направо
по ул. Романовская слобода – Городской вал -- направо к ул. Володарского. )

Национальный академический драматический театр
им. М. Горького

Сегодня трудно поверить, что такой уважаемый, известный и любимый не одним поколением зрителей Национальный академический драматический театр им. М. Горького, здание которого вы вскоре увидите слева по ул. Володарского, зарождался на базе странствующей труппы актеров под руководством заслуженного деятеля искусств БССР Владимира Кумельского. Некоторое время труппа работала в Могилеве, затем в Гродно. Только в июле 1947 г. театр обосновался в Минске.

В разное время театр возглавляли режиссеры Д. Орлов, С. Владычанский, В. Редлих и др. Около 15 лет художественным руководителем театра являлся Борис Иванович Луценко.

Золотым периодом Русского театра называют годы, когда Б. Луценко один за другим создал три шедевра, ставшие классикой белорусского театрального искусства. «Макбет» В. Шекспира (1974) был признан одной из лучших постановок этой пьесы в мире и получил гран-при на Фестивале в Штутгарте. Спектакль «Трехгрошовая опера» Б. Брехта (1976) пользовался огромной популярностью у зрителей. Спектакль «Трагедия человека» И. Мадача (1979) получил гран-при на Фестивале венгерской драматургии, и театр был приглашен на гастроли в Будапешт и Сольнак.

На сценах страны и за рубежом он поставил более 100 спектаклей. Как режиссер-постановщик снял игровой фильм по произведению Я. Купалы «Раскиданное гнездо» (1992). Фильмы-спектакли «Трагическая повесть о Гамлете, принце Датском», «Христос и Антихрист» и «Возвращение в Хатынь», снятые Б. Луценко, находятся в «Золотом фонде» Российского телевидения. Среди работ Б. Луценко ряд уникальных спектаклей, увидевших свет на сцене Национального академического драматического театра им. М. Горького. Спектакли Б. Луценко участвовали в различных театральных фестивалях во всем мире и отмечены наградами и Гран-при. «Братья Моор», «Деметриус», были на Шиллеровском фестивале в Мангейме, Веймаре. Спектакль «В сумерках» – на Российском фестивале «Голоса истории».

С февраля 2008 г. главным режиссером театра является Сергей Михайлович Ковальчик.

Слева вы видите Национальный академический драматический театр им. М. Горького, который разместился в здании бывшей главной (хоральной) синагоги Минска, построенной в 1906 г. После закрытия синагоги в разное время здесь находились рабочий клуб, Дом культуры, кинотеатр «Культура», еврейский театр. В 50-е гг. фасад здания был перестроен (арх. М. Бакланов) на манер античного храма.

Сегодня репертуар театра включает более тридцати спектаклей – это постановки белорусской, русской и мировой классики, а также современных и зарубежных авторов.

На сцену театра сегодня выходят блестящие актеры Ольга Клебанович, Белла Масумян, Людмила Былинская, Александр Ткаченок, Сергей Чекерес, Ростислав Янковский и др.

Ростислав Иванович Янковский сыграл более шестидесяти главных ролей в театре, около пятидесяти в кино и на телевидении, которые принесли ему всенародную известность и любовь зрителей. На сцене Русского театра в эпизодической роли мальчика в спектакле «Барабанщица» дебютировал Олег Янковский.

Сегодняшним статусом, репутацией, атмосферой Русский театр обязан людям, служившим ему все эти годы – и художественным руководителям, и режиссерам, и актерам.

В ноябре 2012 г. театру исполнится 80 лет.

И, несмотря на солидный возраст, верится, что впереди у Русского театра еще много знаменательных событий и достижений.

Неотъемлемой частью культурной жизни нашего города является Белорусский республиканский театр юного зрителя.

(Автобус движется по ул. Володарского, поворачивает налево
на ул. Кирова, останавливается на площадке перед МИДом,
выходит из автобуса и направляется к ТЮЗу. )

Белорусский республиканский театр юного зрителя

Здание театра было восстановлено в 1956 г. (арх. А. Воинов, Л. Усова) на основе реконструкции зрелищных помещений Дворца пионеров и школьников, с которыми образует единую объемно-пространственную композицию. Главный вход выделен шестиколонным портиком. Так называется колоннада, служащая входом в здание.

Первый театр юного зрителя в Минске был открыт в 1931 г. и просуществовал до июля 1941 г. В 1956 г. открылся снова. Это было второе рождение театра.

Сегодня сюда на спектакль приходят дети, которым завтра предстоит строить будущее нашей страны. Поэтому театр может стать для них не только источником радости, но и второй школой. Только учат здесь грамоте человеческих отношений, науке быть человеком. Театр учит таким предметам, как честность, благородство, великодушие, товарищество, доброта.

Коллектив театра понимает, какая высокая миссия возложена на них, деятелей искусства – воспитание личности. От театра тоже зависит кем завтра станет маленький человек, с каким моральным багажом войдет в жизнь. Поэтому подход к репертуару должен быть особым.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.