Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





3й слайд. 4й слайд. 6й слайд. 7й слайд. 8й слайд. 9й слайд. 10й слайд



 

2й слайд
САМОРАЗРУШАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ (Farberow N., 1980) - различные формы поведения человека, целью которых не является добровольная смерть, но ведущие к социальной, психологической и физической дезадаптации, деградации личности. Результатом саморазрушающего поведения может быть как преднамеренное, так и непреднамеренное нанесение вреда своему психическому и физическому здоровью вплоть до его смерти. Разновидностями саморазрушающего поведения являются такие заболевания как алкоголизм, наркомании, токсикомании; а также неоправданный риск; асоциальное, деликвентное поведение; анозогнозическое поведение при наличии жизнеопасной соматической патологии; любые другие намеренные (или неосознанные) действия, ведущие к разрушению физического или психического здоровья. Самоубийство является крайней формой саморазрушающего поведения.

В основе саморазрушающего поведения лежит стремление к уходу от жизненных проблем, а не подсознательное стремление к смерти, что, по мнению некоторых западных исследователей, является основой суицидального поведения.

 

Суть его заключается в том, что система поступков человека направлена не на развитие и личностный рост, и не на гармоничное взаимодействие с реальностью, а на деструкцию личности. Агрессия направляется на себя (аутоагрессия), внутрь самого человека, тогда как действительность рассматривается как что-то оппозиционное, не дающее возможности полноценной жизни и удовлетворения насущных потребностей. Аутодеструкция проявляется в виде суицидального поведения, наркотизации и алкоголизации и некоторых других разновидностей девиаций. Мотивами к саморазрушающему поведению становятся аддикции и неспособность справляться с обыденной жизнью, патологические изменения характера, а также психопатологические симптомы и синдром.

Спецификой аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями. Группа, в которую включен подросток, может порождать следующие формы аутодеструкции: наркозависимое поведение, самопорезы, компьютерную зависимость, пищевые аддикции, реже — суицидальное поведение.

 

3й слайд

Предпосылкой аутодеструктивного поведения в частности является апатия, неверие в личные перспективы, снижение творческой и витальной активности в результате психической травмы. Однако наличие психотравмирующей ситуации – недостаточное условие для проявления аутодеструктивного поведения. Вторая составляющая – личностные особенности подростка, многие авторы обнаруживают ряд особенностей личности, не позволяющих ей адекватно реагировать на жизненные проблемы и тем самым предрасполагающих к аутодеструктивному поведению. К ним часто относят: напряжение потребностей и желаний, неумение найти способы их удовлетворения, отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкий уровень самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, эмоциональная нестабильность, импульсивность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта.

 

4й слайд

А. Е. Личко к числу наиболее частых причин саморазрушения среди подростков относит: 1) потерю любимого человека;

2) состояние переутомления;

3) уязвленное чувство собственного достоинства;

4) разрушение защитных механизмов личности в результате употребления алкоголя, гипногенных психотропных средств и наркотиков;

 5) отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство;

6) различные формы страха, гнева и печали по разным поводам.

 

5й слайд
А. А. Султанов, изучая причины саморазрушаещего поведения у практически здоровых подростков и юношей, выделил три основные группы факторов:

1) дезадаптация, связанная с нарушением социализации, когда место молодого человека в социальной структуре не соответствует уровню его притязаний;

2) конфликты с семьей, чаще всего обусловленные неприятием системы ценностей старшего поколения;

3) алкоголизация и наркотизация как почва для возникновения суицидальной ситуации и предпосылок для быстрой ее реализации.

 

Дополнение
Д. Д. Федотов и соавт. отмечают, что попытки саморазрушения и намерения (по типу истерических реакций) чаще возникают у подростков в ответ на систематическое словесное унижение, игнорирование их мнения близкими, ущемление самостоятельности, в ответ на конфликтные ситуации, связанные со злоупотреблением алкоголем и приемом других наркотических средств, вследствие присущих данному возрасту сексуальных проблем. Саморазрушение и покушения, обусловленные психическими расстройствами (аффективно-шоковые и депрессивные реакции), по данным авторов, чаще возникают в результате незаслуженного наказания или унижения, исходящих от родителей и друзей, оскорбления чувства дружбы и любви, исключения по разным причинам из учебного заведения, измены.

 

6й слайд

А. Е. Личко и Ю. В. Попов (1990) выделяют следующие типы саморазрушающего поведения у подростков:

-К первому типу относятся: суицидные попытки и действия; стремление к рискованным видам спорта; участие в опасных авантюрах, драках, преступлениях; выбор опасных профессий. В большинстве случаев основной мотивацией этого типа является самоутверждение, намерение преодолеть максимальные трудности и выйти из них победителем. Суицидальные действия у подростков чаще бывают демонстративными и являются реакцией на непризнание своей особой исключительности.

-Второй тип саморазрушающего поведения заключается в нанесении себе физического вреда и непосредственной угрозы жизни не представляет. Диапазон – от самоповреждений до нездорового образа жизни. В подростковом возрасте наиболее актуально аддиктивное поведение (ранняя алкоголизация, злоупотребление наркотиками и другими дурманящими веществами до развития психической и физической зависимости).

-Третий тип – поведение, наносящее ущерб нравственному, духовному развитию – это делинквентность и сексуальная распущенность. Непосредственной угрозы для жизни это не представляет. Вместе с тем, делинквентность чаще связана с агрессией во вне, а не с аутоагрессией. Частая причина делинквентности – множество плохих поведенческих моделей, которые видит подросток.

 

7й слайд

многоосевая классификация саморазрушающего поведения у подростков Попова Ю. В.

Первая ось ( определение типа саморазрушающего поведения)

-Первый тип - такие действия и поступки, которые могут причинять непосредственную угрозу для жизни индивидуума (суицидальное поведение).

-второй тип (такие действия и поступки, которые приносят физический ущерб организму (от «нездорового» образа жизни — до самоповреждений)).

-третий тип - такое поведение, которое не отвечает общепринятым нормам поведения и морали и наносит ущерб для духовного и нравственного развития (делинквентное поведение, сексуальная распущенность и т. д. ).

-Четвертый тип( поведение, которое наносит ущерб будущему социальному статусу, помимо причин, относящихся к первым трем типам. (Например, подросток отказывается от продолжения обучения выбранной самим же специальности, которая может принести ему в дальнейшем жизненное благополучие, самоутверждение и успех, и начинает заниматься перепродажей вещей ради получения сиюминутной выгоды. ))

Вторая ось ( уровень дисфункции личности)

 Это могут быть расстройства личности как непсихотического, так и психотического характера. Личностные отклонения могут и не достигать уровня расстройств личности и быть на уровне предпатологии, т. е. в виде акцентуации характера. Следует отличать разрушительное действие болезни от саморазрушающих действий при болезни. Например, шизофрения обусловливает разрушение личности и наступление дефектного состояния.

Этому посвящена третья ось — типы акцентуации характера. Для оценки риска развития тех или иных форм саморазрушающего поведения определение типа акцентуации характера подростка совершенно необходимо., так как между ними есть тесная связь.

Четвертая ось — степень социальной адаптации. Она определяется уровнем социального –Устойчивая социальная адаптация (характеризуется стойкой компенсацией патологических проявлений и удовлетворительным уровнем социального функционирования в течение нескольких лет (срок зависит от формы расстройств личности).

-Парциальная адаптация — это стабильный уровень социального функционирования в определенных и привычных условиях, при изменении которых адаптация нарушается.

-Неустойчивая адаптация( характеризуется периодическим срывом социального функционирования от незначительных причин)

-Дезадаптация — это нарушенный уровень социального функционирования, сопровождающийся неадекватными реакциями на внешние раздражители и ведущий к страданиям индивидума.

Нами разрабатывается строго дифференцированный подход к саморазрушающему поведению. Уже первый вариант функциональной диагностики саморазрушающего поведения предполагал его разноплановую оценку и исключал обобщающий подход. В дальнейшем нами была разработана многоосевая классификация саморазрушающего поведения у подростков.

Первая ось служит для определения типа саморазрушающего поведения. К первому типу мы относим такие действия и поступки, которые могут причинять непосредственную угрозу для жизни индивидуума (суицидальное поведение). Разумеется, не все действия, и поступки, представляющие угрозу для жизни или наносящие ущерб организму, мы относим к саморазрушающему поведению. Выбор опасных для жизни профессий, поведение в экстремальных ситуациях может носить как саморазрушающий характер, так и не быть таковым. На критериях саморазрушающего поведения мы остановимся ниже.

Ко второму типу мы относим такие действия и поступки, которые приносят физический ущерб организму (от «нездорового» образа жизни — до самоповреждений). Следует помнить, что стремление к саморазрушению, особенно у подростков, может быть и своеобразным эквивалентом депрессивных состояний.

К третьему типу, который наиболее широко представлен в подростковом возрасте, мы относим такое поведение, которое не отвечает общепринятым нормам поведения и морали и наносит ущерб для духовного и нравственного развития (делинквентное поведение, сексуальная распущенность и т. д. ).

К четвертому типу саморазрушающего поведения мы относим поведение, которое наносит ущерб будущему социальному статусу, помимо причин, относящихся к первым трем типам. Например, подросток отказывается от продолжения обучения выбранной самим же специальности, которая может принести ему в дальнейшем жизненное благополучие, самоутверждение и успех, и начинает заниматься перепродажей вещей ради получения сиюминутной выгоды.

Вторая ось характеризует уровень дисфункции личности. Это могут быть расстройства личности как непсихотического, так и психотического характера. Личностные отклонения могут и не достигать уровня расстройств личности и быть на уровне предпатологии, т. е. в виде акцентуации характера. Следует отличать разрушительное действие болезни от саморазрушающих действий при болезни. Например, шизофрения обусловливает разрушение личности и наступление дефектного состояния.

Комплексная оценка саморазрушающего поведения у подростков была бы неполной, если бы не учитывала тип акцентуации его характера. Этому посвящена третья ось — типы акцентуации характера. Особенности саморазрушающего поведения, обусловленные различными типами акцентуации характера, описаны А. Е. Личко. Не повторяя описания этих особенностей, следует отметить, что саморазрушающее поведение наблюдается при всех характерологических типах, и, на наш взгляд, нет оснований выделять среди них в этом отношении более или менее опасные типы. Но для оценки риска развития тех или иных форм саморазрушающего поведения определение типа акцентуации характера подростка совершенно необходимо.

Четвертая ось — степень социальной адаптации. Она определяется уровнем социального функционирования и степенью ее конструктивной направленности. Об устойчивой социальной адаптации можно говорить при стойкой компенсации патологических проявлений и удовлетворительном уровне социального функционирования в течение нескольких лет (срок зависит от формы расстройств личности). Парциальная адаптация — это стабильный уровень социального функционирования в определенных и привычных условиях, при изменении которых адаптация нарушается. Например, подросток-психастеник, хорошо адаптированный в школе, где он имел высокие показатели успеваемости, при переходе в закрытое мореходное училище с проживанием в общежитии дает срыв, но при возвращении в семью и в старую школу снова демонстрирует высокий уровень адаптации. Неустойчивая адаптация характеризуется периодическим срывом социального функционирования от незначительных причин. Дезадаптация — это нарушенный уровень социального функционирования, сопровождающийся неадекватными реакциями на внешние раздражители и ведущий к страданиям индивидума.

Не исключается, что саморазрушающее поведение на какой-то отрезок времени может носить даже адаптационный характер применительно к какой-либо конкретной ситуации. Например, подросток, с лихостью совершая криминальные поступки, демонстративно употребляя спиртные напитки и наркотики, жестоко расправляясь с другими сверстниками, может быстро завоевать лидирующее положение в асоциальной компании и быть в этой среде прекрасно адаптированным. Причем эта адаптация может сохраняться на протяжении нескольких лет. В случае же, если указанные нарушения носили транзиторный характер, адаптация может быть хорошей и во всей дальнейшей жизни. И, тем не менее, криминальные действия подростка, его алкоголизация, употребление наркотиков, несмотря на нередко транзиторный характер, следует относить к саморазрушающему поведению, так как, несмотря на отсутствие видимого физического ущерба для организма, происходит вполне определенный ущерб в сфере духовного и нравственного развития.

8й слайд

Аутоагрессивное поведение включает в себя собственно 2 понятия - суицидальное поведение и аутодеструктивное поведение. Последнее, в свою очередь можно разделить на прямую аутодеструкцию(последствия видны сразу; самоповреждения) и косвенную аутодеструкцию(последствия отсрочены). Косвеннаяаутодеструкция подразделяется на активную (осознаваемая; алкоголь, наркотики, неоправданный риск) и пассивную (неосознаваемая)

 

9й слайд

Прямаяаутодеструкция – нанесение самоповреждений без цели лишения себя жизни. На основе категории цели, мы выделили 7 типов прямого аутодеструктивного поведения.

Как видно из таблицы, в половине случаев встречается релаксационный тип аутодеструктивного поведения – целью его является снятие психоэмоционального напряжения и улучшение настроения. Призывники после какой-либо конфликтной ситуации, находясь в одиночестве, наносили себе поверхностные порезы в области предплечья, прижигали кожу сигаретами с целью успокоиться и снять психический дискомфорт. Практически все они отмечали притупление ощущения боли.

Другой формой аутодеструктивного поведения – в 12, 1% случаев встречается манипулятивныйтип – целью которого является демонстрация самоповреждений с целью манипуляции ближайшим окружением (для достижения своей цели: чаще чтобы прекратить ссору родителей или предотвратить их развод).

Несколько реже – в 10, 3% случаев, аутодеструктивное поведение квалифицировалось нами как инфантильно-демонстративный тип. Мотивом его было «доказательство своей любви», «доказательство силы воли» (на спор). Лица призывного возраста наносили самопорезы на предплечьях на виду у объекта любви с целью доказательства истинности своих чувств, либо в группе на спор, с целью доказать способность терпеть боль. Во всех случаях самопорезы наносились в состоянии алкогольного опьянения.

Аутодеструктивное поведение по типу призыв совершалось в 10, 3% случаев. Основной его целью было пари помощи нанесения самоповреждений (поверхностные надрезы подручными предметами – ножи, лезвия бритвы, осколки стекла) обратить на себя внимание родных и близких людей.

Инфантильно-подражательное аутодеструктивное поведение наблюдалось в 6, 9% случаев и заключалось в нанесении себе самоповреждений по правилам игры – самопорез наносит «проигравший».

Инфантильно-мазохистическоеаутодеструктивное поведение наблюдалось в 5, 2% случаев. Его основной целью было получение удовольствия от нанесения себе самоповреждений (самопорезов, прижигания кожных покровов). Совершались самоповреждения чаще в одиночестве, затем нанесенные самоповреждения демонстрировались друзьям, с целью «поднятия» статуса.

 

10й слайд

Алкоголи́ зм — заболевание, разновидность токсикомании, характеризующееся болезненным пристрастием к алкоголю (этиловому спирту), с психической и физической зависимостью от него.

Негативные последствия алкоголизма могут выражаться психическими и физическими расстройствами, а также нарушениями социальных отношений лица, страдающего этим заболеванием.

Это уход от действительности посредством намеренного употребления алкоголя или любых психоактивных веществ, тех же наркотиков, вызывающих временную эйфорию, что и приводит к зависимости от данного рода веществ.

Психическая зависимость от алкоголя – патологическое стремление к опьянению, преследующее цель устранить чувство дискомфорта (достичь реакции, устранить тревогу, неуверенность, повысить активность, обострить воображение, общение).

Наблюдения показывают, что именно с подросткового возраста эти дети начинают злоупотреблять алкоголем. Было бы ошибкой думать, что подросток ввиду своего отягощенного психического развития выбирает в качестве предмета новых потребностей собственно алкоголь. Как правило, им выбирается не алкоголь, а компания, группа, в которой обязательным элементом общения, времяпровождения является выпивка. Главным здесь является то, что в уличной микросреде подростки, если ни в каком другом месте не находят реального поля для самоутверждения, могут обрести наконец высокий социальный и личностный статус, проникнуться самоуважением, чего они не в состоянии были сделать в школе, ни в своей семье, ни в какой – либо социально приемлемой внешкольной деятельности. В группе подросток удовлетворяет потребность в свободном, нерегламентированном общении, там он просто проводит досуг, а находит средство для самовыражения. Группа, особенно сначала, кажется новичку полной демократизма, теплоты, лишь позднее обнаруживается ее жесткость, иерархия, обязательное подчинение лидерам, корпоративность и т. п. Употребление же алкоголя имеет здесь особое значение. Именно групповая выпивка нередко играет роль психологического рубежа, своеобразного посвящения в члены группы. Алкогольные эксцессы подростков (несовершеннолетних) – это и способы «взрослого» самоутверждения, проведения досуга, свободного общения. Алкоголизм среди детей и подростков изначально групповой по своему характеру. Едва ли можно встретить подростков, употребляющих алкоголь в одиночку. Им обязательно нужны зрители для разворачивания своеобразного подросткового алкогольного театра.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.