|
|||
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Дискретная математика. Занятие № 3 Операции над отношениями. Время выполнения работы 90 мин.. Подготовка к занятию. Литература для подготовки к занятию. Задание на занятие
УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой профессор
«___» 2012 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
к практическому занятию по учебной дисциплине
Дискретная математика
для студентов специальности Информационные системы и технологии
Занятие № 3 Операции над отношениями Обсуждено на заседании кафедры ПМ и ИТ
« » 2012 г. протокол №
СТАВРОПОЛЬ 2012 г. Цель занятия: Получить практические навыки в выполнении операций над отношениями. Время выполнения работы 90 мин. Подготовка к занятию
Накануне занятия необходимо изучить материал лекции № 2 углубить знания с помощью рекомендованной дополнительной литературы. Литература для подготовки к занятию 1. Иванов Б. Н. Дискретная математика. Алгоритмы и программы: Учебное пособие. – М: Лаборатория Базовых Знаний, 2007. 2. Акимов. Дискретная математика / Акимов. - М: 2001, Лаборатория Базовых Знаний. - 352 с. 3. Белоусов. Дискретная математика / Ткачев / Белоусов. - Изд. 3-е, стер. - М: МГТУ им. Н. Э. Баумана. 2004 - 744 с. 4. Новиков. Дискретная математика для программистов / Новиков. - СПб., ПИТЕР, 2007 - 304с: ил. 5. Кузнецов О. П., Адельсон-Вельский Г. М. Дискретная математика для инженера. М.: Энергоатомиздат, 2006. На занятии быть готовым ответить на вопросы: Бинарные отношения; область определения; область значений; частные случаи отношений; формы представления отношений; операции над отношениями. Задание на занятие 1. Даны два множества X={x1, x2, x3, x4, x5, x6} и Y={y1, y2, y3, y4} и определено бинарное отношение A={(x1, y2), (x2, y1), (x2, y2), (x4, y2), (x4, y3), (x5, y1), (x5, y3)}. Для данного отношения А: А) записать область определения и область значений; Б) определить сечения по каждому элементу из X; В) определить сечения по подмножествам X’={x1, x4} и X’’={x2, x3, x5} множества X; Г) записать матрицу и нарисовать граф; Д) определить симметричное отношение A-1.
2. Пусть X- множество студентов; Y – множество дисциплин и соотношение xAy, где xÎ X и yÎ Y, означает «студент x изучает дисциплину y». Дайте словесное описание областей определения и значений, сечений и обратного отношения, полученных в задаче 1.
3. Записать композицию С = ВА отношений А = {(1, 2), (1, 3), (2, 1), (2, 4), (3, 3)} и В={(1, 1), (1, 3), (2, 2), (2, 3), (3, 1), (4, 2), (4, 3)}. Проверить результат с помощью операций над матрицами и графами заданных отношений.
4. Пусть отношение А задано в множестве действительных чисел R. Тогда на плоскости каждой упорядоченной паре будет соответствовать точка с координатами х и у, если (х, у)Î А. Отношение A изобразится графиком, представляющим собой подмножество точек плоскости (области, линии или отдельные точки). При этом отношение записывается как A = {(х, у) Î R Х R| Р(х, у)}, где Р(х, у) — определяющее свойство отношения A, выражаемое обычно алгебраическими уравнениями и неравенствами. Постройте графики для следующих отношений (в тех случаях, когда график является частью плоскости, эта часть штрихуется): а) {(х, у) Î R Х R| x=y}; б) {(х, у) Î R Х R| y³ x}; в) {(х, у) Î R Х R| y³ x и x³ 0}; г) {(х, у) Î R Х R| x2+y2=1};
Доцент А. М. Лягин
|
|||
|