Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Декабрь. Сочинение по литературе. 4 часа



Декабрь. Сочинение по литературе. 4 часа

Min- 250 слов  

300 - 350 слов – это хорошо    

Направления

1. Верность и измена.

2. Равнодушие и отзывчивость.

3. Цели и средства.

4. Смелость и трусость.

5. Человек и общество.

 

Равнодушие и отзывчивость

1. Л. Н. Толстой, «Война и мир». Равнодушие и алчное поведение в романе иллюстрирует Берг, жених Веры. Во время войны он старался купить как можно больше дорогой мебели за бесценок. Ему было всё равно до переживаний людей, так как он был настоящим эгоистом. В романе отзывчивость проявляется в нескольких героях. Во-первых, это Наташа Ростова, которая готова отдать последнее раненным солдатам. А во-вторых, это Платон Каратаев, отдавший последнюю еду своей собаке.

2. Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание». Равнодушными в этом романе можно назвать Лужина и Свидригайлова, которые думают только о себе и своей выгоде. Они способны растоптать любого, кто встанет у них на пути. Отзывчивыми являются Раскольников и Соня Мармеладова. Герой не может спокойно пройти мимо пьяной девушки на улице, не помогая ей. А Соня, несмотря на тяжелую жизнь, всё же смогла сохранить в себе отзывчивость и умение сострадать людям.

3. Ф. М. Достоевский, «Идиот». Отзывчивость в этом произведении мы видим на примере князя Мышкина. Он проявляет терпение, сострадание к людям, всегда помогает им и сочувствует. Но из-за равнодушия общества герой доходит до безумия. Люди хотят убить в нём светлые чувства.

4. И. А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско». В этом рассказе мы можем наблюдать только равнодушие. Равнодушен главный герой, господин из Сан-Франциско, который преследует лишь материальные ценности. Равнодушны и люди, не обращающие внимания на смерть человека.

5. М. А. Булгаков, «Записки юного врача». Доктор Бомгард является настоящим воплощением отзывчивости в этом произведении. Он бескорыстно помогает больным, приезжает к ним днём и ночью. А его постоянное совершенствование себя лишь доказывает, что он хочет ещё чаще приходить на помощь людям.

6. В. П. Астафьев, «Людочка». Несмотря на все тяжести жизни, Людочка, главная героиня рассказа, продолжает быть отзывчивой к людям. Но когда она попадет в сложную ситуацию, ей на помощь не проходит никто. Люди стали равнодушными к ней, и даже родная мать не проявляет к ней должного внимания. В атмосфере полного безразличия главная героиня покончила жизнь самоубийством.

7. А. И. Солженицын, «Матрёнин двор». Главная героиня Матрёна является настоящим воплощением отзывчивости. Несмотря на нелёгкую судьбу, она продолжает безвозмездно помогать людям. Противоположность героине – Фадей. В конце произведения, после смерти Матрёны, он ведет себя равнодушно и эгоистично, хоть когда-то и любил главную героиню. Безразличным его сделали тяжелые испытания, выпавшие на его долю: война, плен, предательство возлюбленной и брата.

8. А. П. Чехов, «Крыжовник». Николай Иванович Чимша–Гималайский проявляет полное равнодушие ко всему, если это не касается его спокойствия и благополучия. А. П. Чехов на его примере хочет показать, до какого нравственного падения может довести эта черта характера. Герой готов разрушать судьбы других людей, жить без любви и отрады, лишь бы приобрести имение.

9. В. М. Шукшин, «Чудик». Чудик – настоящее, «живое» воплощение отзывчивости. Он старается угодить и помочь каждому (вспомним эпизод в самолёте). Но люди проявляют к нему лишь равнодушие и раздражение, и это ранит героя. К сожалению, не все понимают отзывчивость.

10. К. Г. Паустовский, «Телеграмма». Из-за большого количества работы Настя, дочь Катерины Петровны, равнодушно убирает в сумку телеграмму от матери. Она даже не представляет, что это последняя возможность увидеть самого близкого ей человека. Из-за безразличия дочери пожилая женщина умирает в одиночестве.

Смелость и трусость

1. В. В. Быков, «Сотников». Сотников проявляет себя смелым человеком, когда практически в одиночку стреляет по фашистам. Для него главное – спасти своего друга, Рыбака, и себя. Даже в конце произведения, во время казни, герой берёт всю вину на себя. В то время как Рыбак показал, что он на самом деле трус. Чтобы избежать подобного наказания, он соглашается стать полицаем.

2. В. В. Быков, «Журавлиный крик». Смелость здесь проявляют все солдаты. Они готовы отдать жизни за защиту Родины. Что касается Овсеева, то он хочет сбежать как настоящий трус, оставив своих друзей умирать. На войне, как нигде больше, проявляется истинный характер человека: либо отважный, либо робкий и боязливый.

3. Л. Н. Толстой, «Война и мир». Андрея Болконского и Фёдора Долохова можно назвать смелыми. Они не побоялись сразиться с врагом за благополучие своей Родины. Они готовы отдать свои жизни, лишь бы противник отступил. Чего нельзя сказать о корнете Жеркове, который побоялся доложить о приказе отступления, в результате этого погибло большое количество солдат.

4. А. С. Пушкин, «Капитанская дочка». Смелость в этом романе представлена в лице Петра Гринева. Он не боится умереть за Родину, за свои убеждения и взгляды. Гринев остается верен своей военной присяге до конца. Ему противостоит Швабрин, который для сохранения собственной жизни готов на всё.

5. Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие…». Смелость нашла отражение в пяти юных девушках, не побоявшихся дать отпор фашистам. Они ценой собственной жизни смогли завоевать победу. У них никогда не было сомнения в действиях. Они отрицали слабость своего пола, когда над отчизной нависла угроза уничтожения. В этом самоотречении проявляется настоящая храбрость.

6. В. П. Аксёнов, «Московская сага». На примере семьи Градовых писатель показывает, что смелость передаётся по наследству. Каждый герой не боится войны и хочет защитить Родину, даже ценой собственной жизни.

7. Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание». Можно ли Родиона Раскольникова назвать смелым? Возможно, ведь он не побоялся убить старуху-процентщицу и её сестру Лизу. После он не побоялся прийти в полицию и всё им рассказать. С помощью своих действий Раскольников хочет доказать себе, что он не трус и «право имеющий». Однако это как раз тот случай, когда можно сказать, что храбрость принесла ему горе и разочарование.

8. М. А. Шолохов, «Тихий Дон». Григория Мелехова можно назвать смелым и мужественным, так как он не побоялся побороть жестокость и несправедливость на войне. Он спас Степана Астахова, помог выбраться из тюрьмы женщинам и детям. К тому же Григорий выступал за отмену унижения пленных красноармейцев и осуждал любое проявление трусости.

9. М. А. Шолохов, «Судьба человека». Андрей Соколов является настоящим воплощением смелости. Он знает, что его долг – защитить Родину. Андрей не боится умереть. Даже когда он сталкивается с фашистами, он не убегает, а проходит это испытание с честью и достоинством. Его смелостью и храбростью восхищается даже немецкий комендант!

10. В. М. Гаршин, «Трус». В самом начале произведения герой очень труслив. Он боится пойти на войну, боится умереть. Но в конце понимает, что такого не должно быть. Он отказывается от трусости в пользу Родины и долга перед ней.

11. А. Т. Твардовский, «Василий Тёркин». Немного в шутливой форме передаётся смелость Василия Тёркина. Несмотря на шутки и веселье, герой понимает, что он должен защитить Отечество любой ценой. Его героизм автор показывает в главе «Переправа», где солдат переплывает ледяную реку, чтобы доложить командованию о положении на другом берегу.

Человек и общество

1. М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Григорий Печорин – пример того, как общество может влиять на человека. Из-за поражения декабристов в XIX веке многие молодые люди стали ощущать себя лишними, ненужными в стране, где преданность и честь – пустые звуки для монарха. Таким же «лишним» был и Печорин. Его ум и интересы были всем безразличны, он нигде не мог их применить. Это его угнетало, поэтому он лишь играл жизнями других людей, но и это привело к печальному исходу.

2. И. А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско». Общество потребления – именно таким словосочетанием можно назвать всех героев рассказа. Они живут лишь материальными ценностями. Им присуща такая черта, как равнодушие. Эти же слова мы можем отнести и к главному герою. Он всю жизнь накапливал материальные ценности, но, в конце концов, они так и не смогли спасти его от смерти и безразличия окружающих.

3. А. И. Солженицын, «В круге первом». Глеб Нержин – один из учёных, который помещен в спецтюрьму для разработки различных проектов. Он относится к тем, кто находится выше других по социальной лестнице. Несмотря на то, что в этой тюрьме созданы все условия для комфортной жизни, это место все равно считается адом, потому что там человека заставляли работать на общество. Коллектив сам решил, как лучше будет личности, не считаясь ни с чем и ни с кем. Герой оказался в рабстве у государственных интересов, его права были грубо попраны. Вот, в чем заключается опасность избыточного влияния социума.

4. М. Е. Салтыков-Щедрин, «Медведь на воеводстве». В этой сказке люди заменены животными – медведем, львом и ослом. На их примерах показано разоблачение жестокой политики государства. Каждый из них совершал некое злодеяние, но это не понравилось мужикам, и они выгнали этих Топтыгиных. Автор показал, как социум может и должен заявлять о своих интересах. Он показывает пример гражданского общества, где люди не безразличны к своей судьбе и готовы бросить вызов деспотичной власти одного человека над народом. Писатель обращает внимание на то, что абсолютная власть развращает любого индивидуума, и он перестает думать о благе страны. Вот, в чем заключается опасность избыточного влияния личности на систему общественных отношений.

5. М. Е. Салтыков-Щедрин, «Дикий помещик». Помещик в этой сказке олицетворяет весь богатый слой населения, характерный для царской России. Он не уважает своих крестьян, грубит им, унижает. А они, в свою очередь, подчиняются и выполняют всю грязную работу. Этой сказкой Салтыков-Щедрин хочет показать проблему крепостного права в нашей стране, которая появилась благодаря исключительному превосходству личности над социумом. В книге общество служит для человека, а не наоборот, поэтому сложилась несправедливая система государственного устройства, где рабство считалось нормой жизни.

6. Л. Н. Толстой, «Война и мир». В романе перед нами предстает светское общество. Они говорят по-французски, вечно сплетничают, строят друг другу козни. Им противостоят Андрей Болконский и Пьер Безухов. Герои не поддерживали их идеи. Для них они были пустыми и неважными. Также расходились их взгляды и на войну. Светское общество не осознавало всю мощь наполеоновской армии и трагедию народа, в то время как Андрей и Пьер понимали, что эта война будет чудовищной. Коллектив, тем не менее, пытался подмять под себя Безухова, почти свел его духовные искания на нет, но герою хватило сил противостоять тлетворному влиянию окружения. Так, социум пытается лишить человека индивидуальности и заставить его стать своей безликой и бессловесной частью.

7. А. П. Чехов, «Крыжовник». Главный герой, Николай Иванович, своё время проводит вне общества. Мало того, что он ставил свои материальные цели выше коллективных. Он еще и отрекся от общепризнанных ценностей, женившись по расчету. В итоге, он покупает вожделенное имение, выращивает крыжовник и живет лишь для себя. Но его брат не понимает, как можно жить, не контактируя с обществом, и быть счастливым.

8. А. П. Чехов, «Человек в футляре». Герой вечно боялся людей, их мнения и различных последствий любых событий. Он старался как можно реже контактировать с обществом и жить в своем маленьком мирочке-футляре. Однако в этой вечной оборонительной позиции кроется его трагедия, ведь счастья в жизни он так и не достиг.

9. А. П. Чехов, «Ионыч». В этом произведении мы видим, как молодой и перспективный врач «погибает» под натиском общественного мнения и мещанский взглядов провинции. Ведь сначала герой не понимал, как так можно жить. Но затем он понял, что лучше лениться и довольствоваться обывательскими радостями, чем заниматься какой-либо работой. Вот таким образом из хорошего врача Дмитрия Старцева появляется ленивый и никчемный Ионыч.

10. М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». Общество МАССОЛИТа трудится лишь в надежде скорее получить отпуск. Они пишут на заказ, а не по велению сердца. Общество в театре «Варьете» — всего лишь жадное корыстное стадо. Зато герои, которые смогли в этой вакханалии конформизма сохранить индивидуальность, постигают истинные ценности и находят гармонию в любви, покое и творчестве. В данном примере коллектив выступает инструментом подавления личности и является негативным образом.

11. И. С. Тургенев, «Отцы и дети». Базарову чуждо то общество, в котором он живет. Он не восторгается природой, не чтит традиции, не придерживается религиозных взглядов. Он спокойно отказывается от всех ценностей этого праздного и консервативного общества. Именно поэтому он выбирает нигилизм, который отвергает тот образ жизни. Однако отчужденность губит героя, ведь он не находит понимания даже в народе, ради которого он трудится.

12. М. А. Шолохов, «Тихий Дон». В самом начале произведения Григорий Мелехов находится в казачьей среде. Она учит его почитать старших, патриотизму, умению постоять за себя и свою семью. Но из-за всех последующих социальных потрясений (революция, гражданская война) и личных драм (уход из семьи, измена Аксиньи) герой теряет себя. Это отчетливо видно, когда Григорий не знает, к кому присоединиться, – к красным или белым? Произошло отчуждение личности от общества, которое привело к тому, что человек утратил душевную гармонию.

13. Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание». В романе сразу виден конфликт героя с обществом. Умный Раскольников, который живет в нищете, его бедствующая интеллигентная семья находятся на самой низшей ступени социальной лестницы. Родиона не устраивает несправедливость общественного строя, и он решается на убийство. По его мнению, это улучшит положение не только его семьи, но и всего народа.

Верность и измена

1. А. Н. Островский, «Гроза». Катерина долгое время старалась искоренить мысли об измене. Она считала, что это страшный грех, но совладать с собой так и не смогла. Несмотря на то, что её муж понимает мотивы этого поступка и даже прощает его, героиня не может простить саму себя. После долгого раскаяния, девушка кончает жизнь самоубийством. Вот, к чему приводит измена.

2. Л. Н. Толстой «Война и мир». Тема измены поднимается и в этом романе. Наташа Ростова не смогла сохранить верность Болконскому, скорее, из-за простой юношеской неопытности. Она попала под влияние порочного обманщика и согрешила. Но в сцене, где состоялась беседа с раненным Андреем, героиня доказывает чистоту своих чувств. Ростовой противостоит Элен Курагина, которая никогда не чувствовала своей вины из-за многочисленных измен.

3. Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание». Родион Раскольников и Соня Мармеладова в своей любви нашли ответы на многие вопросы. Они искупили свои грехи и изменились в лучшую сторону. А поступок Сони в конце романа (она уехала на каторгу вместе с Раскольниковым) лишь доказывает, что она по-настоящему верна своему чувству.

4. Ф. М. Достоевский, «Униженные и оскорбленные». Тема верности и измены в романе представлена во взаимоотношениях четырех героев – Наташей, Алешей, Катей и Ваней. Из-за сурового нрава отца Наташа сбегает к своему возлюбленному Алеше. Измена отцу или верность чувствам? Сразу и не скажешь. Но затем уже сам Алеша изменяет Наташе с Катей. Это уже точно можно назвать изменой, которую нельзя оправдать.

5. А. И. Куприн, «Гранатовый браслет». Чиновник Желтков не может разрушить семью своей возлюбленной Веры. Да, он любит её, но не хочет досаждать ей и позорить ее имя. В конце герой благословляет Веру на долгую и счастливую жизнь, а сам уходит в мир иной. Но героиня чувствует, что, возможно, она упустила любовь всей своей жизни, ведь в самоубийстве Желтков выразил то, что называют «верностью до гроба». Отпустив Веру и найдя другую женщину, он бы изменил своим чувствам, а предательству он предпочел смерть.

6. М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». Для того чтобы всегда быть с Мастером, Маргарита уходит от мужа. И не жалеет, ведь поступила так, как ей подсказывало сердце. Она хранила верность своим принципам, а не пошлой договоренности. Ее главным принципом была всепоглощающая любовь, которую нельзя предавать. Её верность спасает их обоих и избавляет от грехов.

7. М. А. Шолохов, «Тихий Дон». Тема измены здесь представлена в поступке Аксиньи. Она изменила своему мужу Степану, чтобы быть с Григорием. Однако это предательство можно трактовать, как преданность настоящей любви, своему внутреннему голосу. Однако героиня не останавливается на этом и в отсутствие Григория заводит преступные отношения с дворянином, у которого работает. Ей противостоит спокойная и робкая Наталья, которая остается верна Мелехову до конца, как бы он к ней не относился.

8. М. А. Шолохов, «Судьба человека». Андрей Соколов остался верным своим принципам даже после войны. Он продолжает быть честным человеком в любой ситуации. Его верность мы наблюдаем и по отношению к мальчику Ванюшке, которого он не оставил в трудную минуту.

9. А. С. Пушкин, «Евгений Онегин». Главный герой не может быть ответственным не только за другого человека, но и за свои собственные поступки, в то время как Татьяна готова жертвовать всем ради любви, всем, но не верностью. В финале романа в стихах происходит любовное противостояние. Заканчивается оно победой супружеского долга, а не любви, потому что героиня преданна не только супругу, но и своим идеалам.

10. А. С. Пушкин, «Капитанская дочка». Верность Петра Гринева заключается во многом: это и верность своим принципам, и верность Родине, и, конечно же, верность своей возлюбленной Маше Мироновой. Противоположен ему Швабрин, который отказался от собственных взглядов и идей в пользу выгоды. Также верна любви и долгу Марья, которая отправилась выручать Петра к самой императрице

11. И. А. Гончаров, «Обломов». Когда Ольга Ильинская была рядом с Ильей Обломовым, то она старалась его всячески изменить, «сделать из него человека». Но герой остался верным себе и своим принципам. Рядом с Агафьей Пшеницыной герой вновь превращался в ленивого и беспечного человека, зато находит счастье в гармонии с собой и своей семьей. Тема верности здесь представлена и в поступках слуги Захара. Он с самого раннего детства ухаживал за Обломовым. Захар видел все этапы становления «обломовщины», но не предал своего барина. Даже после смерти Ильи он продолжает ухаживать за его могилой.

12. В. Г. Распутин, «Уроки французского». Тема верности человеческому долгу проявляется в рассказе очень отчётливо. Лидия Михайловна не боится последствий своего поступка. Она бескорыстно помогает мальчику, который попал в сложную ситуацию, пренебрегая учительской этикой.

Цели и средства

1. Л. Н. Толстой, «Война и мир». Семья Курагиных всюду ищет выгоду. Но как она это делает? При помощи любых средств. Вспомним, как Элен вышла замуж на Пьера Безухова только из-за денег, а не по любви. Анатоль хочет заполучить Наташу обманом и хитростью, навлекая позор на ее имя. Их отец едва не оставил Пьера без законного наследства. Другой случай — Андрей Болконский, который в самом начале пошёл на войну, не преследуя благородную цель. Он хотел лишь получить свой «тулон» и прославиться. Но уже после первого сражения понял ничтожность этого стремления и изменил свои намерения.

2. А. И. Солженицын, «Архипелаг ГУЛАГ». Чтобы построить светлое будущее, политики устаивают геноцид собственному народу, сажая людей в тюрьмы целыми семьями. Невиновные, честные граждане оказываются под властью уголовников и тюремного начальства, теряют достоинство, здоровье, жизненные силы, лишь бы выжить в нечеловеческих условиях. Даже самая прекрасная цель не оправдывает такие жуткие средства.

3. А. И. Солженицын, «В круге первом». Для того чтобы распознать голос на магнитной ленте, русских ученых помещают в настоящуюспецтюрьму. Несмотря на хорошие условия, люди страдают от несвободы и постоянного давления властей. Они – не жертвы врага, а бесправные пленники в собственной стране, поэтому им даже не понятно, за что они борются, помогая авторитарному режиму удерживать свои позиции на крови народа.

4. М. А. Шолохов, «Тихий Дон». По мнению Григория Мелехова, революция принесет лишь добро. Ради этого ему не страшно отдать свою жизнь. Но стоит ли оно того? На самом деле революция несет лишь насилие над людьми. Борьба между красными и белыми не приводит ни к чему хорошему. Мелехов не может смириться с тем, что он видит, поэтому окончательно запутывается в поисках правды. Он понимает, что его благая цель обесценилась и померкла на фоне жестокости и несправедливости средств, затраченных на нее. Изменив путь, участники гражданской войны изменили и пункт назначения.

5. М. А. Шолохов, «Судьба человека». У Андрея Соколова не было какой-то конкретной цели. Он всего лишь хотел начать действовать во имя спасения родины, а не сидеть в плену. Именно поэтому он решается на побег, и ему удается этим маленьким отчаянным, но честным шагом хоть на миг, но приблизить победу. Вот она, казавшаяся недостижимой, цель, которую простые люди поставили и достигли. После своего возвращения герой хочет снова стать счастливым, и в этом ему помогает Ванюша. В этом мальчике Соколов вновь находит своё главное счастье в жизни, новую цель, которая светом забрезжила перед всем его народом. Теперь страна советов хотела восстановить свои силы и наладить мирную жизнь. Пусть это вновь недостижимо для одного человека, но все вместе советские граждане добились своего.

6. М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Для достижения своих целей Григорий Печорин не всегда использует честные средства. Он губит жизнь Бэлы, издевается над княжной Мэри, изводит Веру. Герой

7. без зазрения совести играется людьми и их чувствами. Но в конечном итоге Печорин понимает, что в погоне за смыслом жизни он растерял близких ему людей, а желаемого так и не обрел.

8. А. С. Грибоедов, «Горе от ума». Фамусовское общество считает, что всё можно купить и продать. Главное – это не душа, а чин и размер кошелька. Они добиваются своих низких целей такими же пагубными способами. Именно поэтому добродетельный и открытый Чацкий здесь — «белая ворона». Он не принимает меркантильного мира знати и призывает его ставить себе более высокую планку.

9. А. С. Пушкин, «Капитанская дочка». На страницах романа Петр Гринев сначала предстаёт перед нами простым парнем с сильным характером. Затем он уже становится офицером, принявшим присягу, счастливым обладателем личного счастья и преданной супруги. И всего этого он добивается благородными средствами (честно несет свою службу, защищает крепость и т. п. ), чего его нельзя сказать о Швабрине, который хотел того же, но шел по кривой дорожке. Лишь при помощи предательства он пытается добиться своих целей, но это средство ему не помогает.

10. В. М. Шукшин, «Сапожки». Для того, чтобы порадовать собственную жену, Сергей Духанин покупает ей дорогие сапоги. Но выясняется, что эти деньги были потрачены зря. Супруга лишь хотела получить хоть немного внимания. Несмотря на это, в душе сурового мужчины поселяется счастье, ведь цель достигнута, а средства оказались напрасными, так как они не соответствовали масштабу идеи, для достижения которой использовались.

11. Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание». Основная цель Раскольникова – доказать свою теорию и помочь простым людям. Но какими способами он это делает? Убивая старушку-процентщицу и её сестру. После этого Родион понимает, что его теория не верна, но душевные терзания уже не остановить.

12. В. А. Каверин, «Два капитана». Два героя, две цели и два средства её достижения. Первый герой, Саня, для своей цели использует лишь честные и благородные цели, в то время как Ромашка идёт на обман и предательство.

13. Д. С Лихачев, «Письма о добром и прекрасном». Чтобы всегда находиться в гармонии со своей совестью, необходимо выбирать правильные и честные средства для достижения своих целей. Важно делать выбор в пользу духовных ценностей, а не материальных.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.