Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





2. ФАКТОРЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНИМАНИЕМ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ВЛИЯНИИ



 

Психологическое влияние - это процесс и результат изменения поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т. д. в ходе взаимодействия с ним.

Поскольку общение не существует вне деятельности, а процесс деятельности организуется в группах, главной детерминантой взаимовлияния людей есть общая групповая деятельность. Только с целью анализа возможно изолированное, вне контекста деятельности, изучение способов воздействия.

Объектом исследования является психологическое влияние.

Предмет исследования составляют приёмы привлечения и удержания внимания, факторы управления вниманием в психологическом влиянии.

Целью работы является изучение приёмов привлечения и удержания внимания, факторов управления вниманием в психологическом влиянии.

Поставленная цель обусловила решение следующих задач:

- рассмотрение приёмов привлечения и удержания внимания;

- определение факторов управления вниманием в психологическом влиянии. 1. ПРИЁМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И УДЕРЖАНИЯ ВНИМАНИЯ

Как же сохранить и поддержать внимание слушателей в течение всего выступления? Рассмотрим кратко основные факторы: темп и паузы, диалог с аудиторией, логическую организацию и драматизацию речи, эмоциональные приемы и убежденность оратора, и пр. Прежде всего, сохранению внимания способствует логическая организация речи(последовательность, непротиворечивость, обоснованность).

Слушателей привлекает такое построение изложения, по ходу которого возникают вопросы, а ответы на них рождаются в процессе совместного поиска или последующего изложения. Поддержанию внимания аудитории способствует проблемная ситуация в речи, подача фактов или идей в противопоставлении. Важнейшее условие поддержания внимания к выступлению - его содержательность, т. е. новая, неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы.

Изложение должно быть доступным, что во многом обусловлено культурой речи оратора. Включение терминов, способы определения понятий продумываются заранее. Сделать выступление понятным и доходчивым помогает использование примеров и наглядных пособий, художественных средств языка, рациональное сочетание теоретических положений с фактами, паузы для осмысления услышанного.

Диалогизация речи, вопросно-ответный ход, обращение к слушателям настолько эффективны, что способны спасти положение даже в том случае, когда аудитория начинает скучать. Здесь можно также посоветовать применять и драматизацию речи: эмоциональное и наглядное изображение относящихся к теме событий.

Опытные ораторы, прекрасно владеющие темой, иногда прибегают к провокации: заявляют нечто, что вызывает несогласие аудитории (а следовательно, привлекает ее внимание), а затем вместе с ней приходят к конструктивным выводам. Поддерживает внимание сопереживание, возникающее, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории. В зале при этом возникает заинтересованная тишина.

Не остаются равнодушными слушатели и к доверительности, когда оратору удается связать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями.

Разговорная речь обычно сочетается с естественной, непринужденной манерой изложения, которая хорошо действует на слушателей, приглашает к совместному размышлению и разговору. Манера изложения проявляется в позе, жестикуляции, выражении лица, звучании голоса. Экспрессия привлекает внимание, делает выступление зрелищным, доставляет эстетическое удовольствие. Разумеется, жесты хороши только тогда, когда они естественны. очень важны убежденность и эмоциональность оратора. Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но и позволяют ему заразить собравшихся своим отношением к ней. Восточная мудрость гласит: «Ты, говорящий, никого не убедишь, когда нет в сердце у тебя того, что сходит с языка».

Необходим умеренный темп речи, такой, чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усваивать сказанное, записывать, если есть необходимость.

В речи обязательны паузы. Именно во время пауз идет осмысление сказанного, появляется возможность задать вопрос, мобилизуется внимание. Оратору, обладающему чувством юмора, не приходится прибегать к специальным приемам для поддержания внимания.

Постоянный зрительный контакт позволяет следить за реакцией слушателей и управлять их вниманием. Для мобилизации внимания существует целый арсенал приемов. Проще всего изменить звучание голоса: интонацию, темп речи, силу звука. Этой же цели служит пауза. Советуем время от времени переключать внимание слушателей, это мобилизует его, оно как бы получает толчок. Переключение внимания происходит, например, когда оратор умело завершает один вопрос или тему, а затем называет следующий. Еще больший эффект дает демонстрация наглядных пособий, предложение что-то записать, ответить на вопрос, сделать несложное вычисление, сопоставить два мнения - словом, любая работа слушателей. Диалог с аудиторией инициирует все виды внимания. В некоторых случаях помогает прямое указание на то, что рассматриваемый вопрос очень важен, пригодится в дальнейшем и т. п. Этот прием стимулирует волевое внимание. Опытные лекторы считают, что лучше закончить выступление на минуту раньше, чем позже.

2. ФАКТОРЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНИМАНИЕМ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ВЛИЯНИИ

– интенсивность, повторение, внезапность, движение, новизна, согласие с наличным содержанием сознания. Как только они выступают в нашем сознании, мы обращаем на них внимание, даже если бы у нас были основания направить свое внимание в другую сторону. Интенсивность – то, что бросается не только в глаза, но и может оказывать раздражение на слух и т. д. Бывают некоторые случаи, когда наше внимание невольно направляется на какой-нибудь объект и мы бессильны воспрепятствовать этому, или скажем, бывают впечатления, на которые не мы обращаем внимание, а они берут наше сознание штурмом. К этому ряду впечатлений лежат интенсивные возбудители – громкие звуки, яркие световые явления, резкие вкусы и сильные запахи, сильные давления, крайние температуры, сильные боли – все эти впечатления ясны нашему сознанию благодаря своей интенсивности[5, с. 94-96].

Внезапное возникновение внимания – читаю или работаю, звонок, гость – внезапно требует к себе моего внимания. Прежде происходит перераспределение всех содержаний в сознании. Появляющиеся вновь представления – дело моего друга или содержание телефонного сообщения – стремятся к центру сознания, а все прежнее, как мое занятие, так и впечатления от окружающего, оттесняется к периферии.

Важнейшей характеристикой объектов, привлекающих и отвлекающих внимание, является движение. Человек замечает слабый прочерк падающей звезды на ночном небосклоне, порхающую бабочку и муравья, ползущего по ноге. В толпе, пытаясь привлечь внимание знакомого, мы машем ему рукой.

Повторение – один из способов обратить внимание не только человека, но и животного. Если мы хотим, чтобы сознание ребенка приняло имя, которым мы его назвали, то при обращении к нему стараемся чаще упоминать по имени.

Новизна - все, что как-то выпадает из рутинного хода событий и обычного окружения. Так, мы замечаем остановку едва слышного тиканья часов, новые ботинки или прическу коллеги, высокого человека в толпе, одинокое дерево на поляне, тишину после обильного снегопада[5, с. 94-96].

Согласие с наличным содержанием в сознании. Примеров множество. В отличие от нового или чего-то внезапного, к таким явлениям внимания человек всегда готов. Эти явления происходят во время сильного дождя, когда человек увидев молнию, ожидает гром и в скоре он прогремит, так же идя вечером по аллее и не смотря на часы, мы осознаем, что с наступлением темноты будут включены фонари уличного освещения, и они зажигаются. В данный момент полностью отсутствует эффект удивления.

Здесь объясняется разновидность непроизвольного внимания - это внимание привычное. Побудительный аспект объектов привычного внимания заключается в их сходстве или согласии с текущими и предшествующими, в том числе целевыми, содержаниями сознания. Со стороны субъекта эта форма внимания обусловлена установками, актуализируемыми простым намерением выполнить ту или иную деятельность. Отметим, что приёмы привлечения и удержания внимания разнообразны, поскольку всегда занимали важное место в психологическом влиянии.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.