Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Взятие шахматной ладьей



 

Урок 1 Знакомство с шахматами, шахматная доска

 

Термины: шахматная доска и поле; противники и напарники; расположение доски между противниками; горизонтальная линия, количество полей в горизонтали, вертикальная линия, количество полей в вертикали; чередование белых и черных полей.

 

Реквизиты к уроку:

-изображение двух королевств;

-изображение, где сидят противники и играют в шахматы

-вырезанные картонные горизонтали и вертикали (правильные и " неправильные", т. е. с неверным чередованием: две белые клетки подряд или две черные);


Введение:

       Мы отправляемся в самую необычную страну в мире. Её, ребята, вы не найдете ни на одной карте, и страна эта очень интересная! На территории этой страны находятся два великих королевства ( показать картинки с изображением двух королевств): королевство Черного короля и королевство Белого короля. Испокон веков они враждуют, и в шахматной стране кипят настоящие сражения! Кто же побеждает, спросите вы меня? Тот, чей главнокомандующий окажется мудрее. А вот стать таким главнокомандующим королевской армии может любой из вас. Для этого нам нужно сначала кое-что узнать о самой шахматной стране.

       Шахматы - это игра, состязание двух сторон (игроков, соперников). Каждый из игроков командует своей армией. У одного они белые, у другого – черные. Армии обоих игроков располагаются на поле боя - шахматной доске. Она представляет собой квадрат, разбитый на 64 клетки (поля), по 8 в каждом горизонтальном ряду. Цвет клеток доски чередуется: белый - черный - белый и так далее. Шахматную доску располагаем так, чтобы крайнее угловое поле справа от каждого из играющих было белого цвета.

       Вся наша шахматная страна разделена дорогами, по которым передвигаются наши воины. Одни дороги идут от одного противника к другому. (Попросить детей показать на своих шахматных досках, какие дороги так идут), а другие, наоборот, лежат между противниками. Так вот в шахматной стране есть свои названия этим дорогам. Одни называются вертикалями, а другие - горизонталями. Но еще есть дороги, которые идут не прямо, на искосок, их мы называем – диагоналями. Диагонали всегда состоят из клеток одного цвета ( еще раз проработать эти термины, дети несколько раз проговаривают хором названия дорог и показывают их на своих шахматных досках, вместе с детьми пересчитать поля). Обратите внимание, что на внизу доски расположены латинские буквы a, b, c, d, e, f, h, а слева от нее снизу вверх - цифры от 1 до 8. С их помощью мы можем указать местоположение (координаты) любого поля или фигуры на шахматной доске. Так поле в левом нижнем углу - это поле a1, поле в правом верхнем углу - h8. Аналогично можно задать координаты любого другого поля доски.  

 

       Игры:

“Дороги” Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных (или вертикальных, или диагональных) линий шахматной доски фигурами.

“Индекс” Детям с закрытыми глазами, преподаватель называет положение (индекс) поля, ученики отвечают черная клетка или белая.

“Мячик” Бросая мяч (игрушку) по очереди каждому из ребят, преподаватель высказывает утверждение, ребенок соглашается, либо не соглашается, ловя мяч или нет соответсвенно.

 

Приложения:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 2 Знакомство с фигурами

Термины: белые и черные фигуры; ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Реквизиты:

- изображение армий королей;

- распечатанные картинки каждой фигуры и ее реалистическое представление.

 

Повторение пройденного материала. Покажите шахматную доску, белые и черные поля. Горизонтали, вертикали, диагонали. Раздайте шахматные доски и попросите детей показать на них две белые и две черные диагонали, большую белую и большую черную диагонали.

На столе заранее приготовлены 12 шахматных фигур.

       На шахматной доске сражаются две армии шахматных фигур. Один из противников командует армией светлых фигур - белыми. Другой шахматист командует армией темных фигур черными. По очереди детям показываются и несколько раз проговариваются (вместе с учениками) шахматные фигуры (белые и черные ): пешки, ладьи, кони, слоны, ферзи, короли.
       Итак, кто самый главный в королевстве? Конечно, король. Какой король без короны? Поэтому у наших королей есть корона, которая его защищает и отличает от остальных фигур. А еще король самый высокий. (Попросить детей найти короля и показать. )

       Однако, королю одному трудно решать все государственные вопросы, поэтому у него есть помощник. Давайте найдем еще одну высокую фигуру, это и есть советник короля и зовут его ферзь. Какие особенности у ферзя? (-шишечка)

       Самых главных участников нашей армии мы назвали. Теперь пришла пора знакомиться со всеми остальными немаловажными фигурами. Самые многочисленные – это солдаты. В шахматной армии солдаты называются пешками. Солдаты обычно идут пешком, отсуда и название. Пешки самые маленькие и их больше всего.

       Любому королевству, любому войску нужна своя крепость. И такая крепость у нас есть, в форме осадной башни, называется она – ладья.

       Какая армия без настоящей конницы?! В нашей шахматной армии есть не только конь, но и слон.

       Повторить с детьми названия всех фигур. Учитель раздает каждому из ребят коробочку с шахматными фигурами, дети высыпают их, в беспорядке расставляют на парте. Начинается закрепление пройденного материала. Учитель по одной поднимает шахматные фигуры, просит ребят называть их и поднять такую же.

Показать детям как изображаются фигуры в книгах.

 Игры:

«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, и дети на ощупь пытаются определить, какая из фигур спрятана. В другом варианте игры в мешочке находятся все фигуры сразу, а дети на ощупь ищут определенную фигуру.

«Угадайка». Опишите какую – нибудь из фигур и предложите ребятам определить ее.

«Запретная фигура». Все фигуры располагаются на столе учителя в один ряд, дети стоят рядом и по очереди называют шахматные фигуры, кроме «запретной», которая выбирается заранее. В место названия этой фигуры надо сказать «Секрет».

«Поиграем – угадаем». Педагог загадывает одну из фигур (или прячет ее в кулаке), а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

«Что общего». Педагог берет две фигуры и спрашивает учеников, чем эти фигуры похожи? чем отличаются? (Цветом, формой).

“Прятки”. Педагог прячет несколько фигур, задача учеников определить каких фигур не хватает.

       “Кто здесь самый маленький? " (выставляем в ряд все шахматные фигуры впроизвольном порядке, дальше дети по очереди выбирают самую маленькую из них и ставят в сторону, при этом проговаривая, как она называется. Дальше ставим фигуру побольше. Так до конца, пока не получится ряд фигур от самой маленькой к самой высокой. Пусть один из детей сделает вывод, какая из шахматных фигур самая маленькая и назовет ее, а какая самая высокая. )

       " Найди 3 отличия". Ставим рядом две любые фигуры разного цвета и просим детей

найти там 3 отличия ( 1-цвет, 2-размер, 3-форма (у пешки шишечка наверху, у короля -шпиль и т. д. ) Либо на шахматной доске заранее готовим распечатанные пары фигур и также пытаемся найти 3 отличия, только спрашивая ребят по очереди. При этом каждый ребенок должен проговаривать в конце название фигур, которых они сравнивают. Например, белая пешка, черный король и т. д.

       " Шляпа фокусника". В центре стоит шляпа, в которую педагог сложит все шахматные фигуры. Каждый ребенок будет в роли фокусника, т. е. он выходит к шахматной доске, делает серьезный вид. А остальные ребята загадывают этому " фокуснику" фигуру. Ребенок должен на ощупь, не подглядывая, вытащить из шляпы ту фигуру, которую ему загадали. Если все пойдет хорошо, то усложняем задание: теперь ребята загадывают фигуру фокуснику (по одному), не называя ее, а лишь описывая: например, это самая высокая фигура, у нее есть шпиль и т. д. Фокусник - ребенок должен догадаться, что это за фигура, достать ее из шляпы и назвать. Если ребята считаю, что это правильно, то фокуснику достаются аплодисменты, он откланивается и уходит, если нет, то ему дают подсказку и вторую попытку. Кстати, в конце можно поощрить ребенка за правильные ответы (например, давать ему " диплом шахматного волшебника" -красивую звездочку с изображением фигуры, которую он угадал, в память об этом мероприятии)

 

Предложить ученикам нарисовать в тетрадях полюбившиеся и несуществующую фигуру.

Вопросы:

1. Какая фигура похожа на лошадь? башню? (Конь. Ладья. )

2. Какая фигура выше: ферзь или король? (Король. )

3. Какая фигура ниже: слон или пешка? (Пешка. )

4. Что такое белые? Черные? (армия светлых фигур. Армия темных фигур. )

5. У какого слона нет хобота? (У шахматного. )

6. Какой король не умеет говорить? (Шахматный. )

Приложения:

 

 

 

 

Урок 3-4 Ладья (ходы, часть взятий)

 

Термины: ладья, правила ходов ладьи; взятие

Повтор пройденного материала: шахматная доска, названия фигур, чем отличаются.

 

Как мы уже говорили ладья – это наша крепость. Ладья ходит и бьет по прямой на любые расстояния и во все стороны (вперед, назад, вправо и влево), на любое поле по вертикали или горизонтали, на которых она стоит. Ладья не может перепрыгивать через другие фигуры.

Рассмотрим некоторые шахматные ходы ладьи.
Ладья стоит на поле b5. Она может пойти на все четыре стороны:
влево – на 1 клетку – a5,
вперёд – на 3 клетки – b8,
вниз – на 4 клетки – b1.
Наконец, ладья может перелететь через всю доску – направо на поле h5.

Каждое перемещение ладьи по доске называется шахматным ходом. Для того чтобы ладья приносила максимальную пользу её желательно ставить на открытые вертикали.
Давайте расскажем обо всех ходах ладьи.
Ладья стоит на b5 – пошла на а5.
Ладья стоит на b5 – пошла на b8.
Ладья стоит на b5 – пошла на b1.
Ладья стоит на b5 – пошла на h5.

  Проговорить возможные ходы ладьи.

 

       

 

Взятие шахматной ладьей

Если у ладьи встретится на пути какая-нибудь фигура другого цвета, то ладья может эту фигуру взять (съесть, побить). При этом фигура снимается, а ладья ставится на её место. Такой шахматный ход будем называть взятием. Ладья с5 бьёт коня f5. Игры и задачи:

За сколько ходов белая ладья a1 может съесть чернуюh8?
Ответ: за два.
Первым ходом ладья a1 лишь создаст угрозу взятия вражеской шахматной фигуры. Такой манёвр ладьи называется нападением.
Первый ход. Ладья а1 пошла на а8.
Второй ход. Ладья а8 бьёт h8.

Это задание нужно повторить несколько раз. После чего нужно походить ладьей по шахматной доске, все время меняя направления.

 


“Один в поле воин”. Белая фигура должна побить все черные, расположенные на шахматной доске, уничтожая по фигуре каждым ходом (черные фигуры – заколдованные, неподвичжные), затем “съедать” фигуры в два хода, + расставить преграды (например, конфеты), ввести ладью противника.

“Лабиринт” Белая фигура должна достичь определенной клети шахматной доски, на становясь на “заминированные” поля и на поля, находящие под ударом армии соперников.

“Кратчайший путь”. За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

“Захват контрольного поля”. Игра ладьей против ладьи ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное полу. При этом запрещается ставить фигуры на клети, находящиеся под ударом фигуры противника.

Вопрос: Сколькими способами и как можно расставить 8 ладей на шахматной доске, чтобы они не били друг друга?

 

Ход черных
Ладья может ударить белого слона. Выгоден ли такой удар черным? Обоснуйте свой ответ

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.