|
|||
ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВАЯ АТМОСФЕРА В СЕМЬЕ?
Понятие " зрелой, гармоничной, благополучной или здоровой" семьи психологами описывается по разному. Все начинается с того, что встречаются два человека, которые воспитывались в разных семьях, разных бытовых, культурных и морально-нравственных принципах и условиях. Безусловно есть что-то, что объединяет их интересы, тем не менее нередко выходит так, что те установки, которые один из супругов считает нормальными и правильными, для другого могут оказаться абсолютно чуждыми и непонятными. Поэтому гармоничные отношения в каждой НОВОЙ паре начинаются с создания принципов и правил, удовлетворяющих каждую из сторон, где каким-то принципами нам придется поступиться, а какие-то утвердить и закрепить. Процесс этот не быстрый, однако его смягчению и ускорению способствует наличие той самой зрелой атмосферы, которая помогает двум разным людям создать нечто целостное и новое, что их объединяло бы и представляло как пару. Таким образом, благоприятной можно считать атмосферу семьи, в которой присутствует: - уважение партнеров друг к другу, и тем более к отличиям между их характерами, между их увлечениями и интересами; - признание, поддержка и живое общение; - самостоятельность каждого из членов и независимость друг от друга; - чувство юмора и искренность; - личностный рост каждого в отдельности, но с наличием общих семейных целей; - совместное времяпрепровождение, наличие родовых и культурных традиций (возможно объединенных); - взаимопонимание и помощь; - любовь, в том числе ее телесные проявления (касания, обнимания); - защищенность и безопасность, атмосфера, в которой конфликты решаются конструктивно, со стремлением прийти к компромиссу; - отношение к ребенку как к ценности и возможность изменения " коалиций" без ревности (когда ребенок в разное время ближе к одному из родителей и это не воспринимается как предательство). Особое внимание специалистов обращает на себя понятие т. н. " условно здоровой" атмосферы. Оно говорит о том, что в целом муж и жена живут в " согласии", однако при более детальном рассмотрении мы не находим в таком союзе признаков уважения, поддержки, любви и пр., а наоборот, на передний план выходят чередующиеся унижение, запугивание, авторитаризм, изоляция и т. д.. При внешнем благополучии, оказывается, что согласие в этих семьях держится на двух совпадающих дисфункциях: зависимости и созависимости, насилии (в т. ч. психологическом) и жертвенности, садизма и мазохизма, авторитаризма и подчинения, инфантильности и гиперопеки и пр. К сожалению индикатором таких семей в социуме чаще выступают именно дети, чье проблемное (девиантное и даже делинкветное) поведение в детском саду или школе заставляет окружающих обратить внимание на внутрисемейный климат. Именно поэтому психологическая коррекция проблемного поведения детей, наиболее эффективна в контексте семейной психотерапии.
|
|||
|