Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тезисы по теме:. «Индивидуальный проект в контексте современных вызовов социально-педагогического процесса»



  Тезисы по теме:

«Индивидуальный проект в контексте современных вызовов социально-педагогического процесса»

Я представлю опыт, полученный одним из образовательных учреждений Калининского района Санкт-Петербурга в процессе внедрения «Индивидуального проекта» сначала посредством использования внеурочной деятельности, а затем и как предмета учебного плана.

Достаточно странно слышать избитое в педагогическом сообществе словосочетание «педагогические вызовы» в одном контексте с новой названием относительно нового школьного предмета, но все-таки без этого словосочетания, которое плотно сопровождает все образовательные семинары, конференции и тексты стратегических документов, регламентирующих развитие образования нам в данном случае не обойтись.

Как минимум потому что «Индивидуальный проект» методологически возник как продолжение процесса разрешения современных педагогических вызовов.

Почему же «Индивидуальный проект» сегодня необходим образовательным организациям именно как предмет учебного цикла. Начиная свой путь в высших и средне-профессиональных учебных заведениях, вчерашние выпускники школ, гимназий и лицеев часто слышат фразу следующего содержания: «Забудьте все чему Вас учили в школе! ». И в каком-то смысле эта фраза является оправданной. Существует определенный разрыв между ступенями образования. Разрыв, который, по моему мнению, и призван нивелировать данный предмет учебного цикла.

Выпускники школ, гимназий и лицеев уровня 9-х и 11-х классов не обладают целым блоком необходимых навыков. Особенно перечисленные на слайде навыки «западают» у выпускников универсальных профилей общеобразовательных школ, в том числе образовательных организаций резильентного типа.

q Рациональное использование методов научного исследования, которое подразумевает использование хотя бы анализа серии источников схожей тематики, применение сравнительного анализа или методов лингво-текстового анализа.

q Оформление исследовательских работ – как показывает практика «западают» даже навыки использования всем известной линейки Microsoft Office. В особенности необходимых в будущем для написания курсовых и дипломных работ продуктов Microsoft Word, Power Point, Excel. Не говоря уже о способности работать с более сложным программным обеспечением. Вызов – дистанционного обучения частично способствует решению данной проблемы. Но из истории нашей многострадальной Родины мы знаем, что «шоковая терапия» не приводит к качественным положительным результатам.

q Самостоятельное изучение дополнительного учебного материала – данный навык в особенности необходим на уровне университетского образования, где определенные блоки различных дисциплин часто отдаются студентам на самостоятельное освоение, а вчерашние школьники оказываются к этому элементарным образом не готовы;

q Техника составления опорного конспекта лекционных занятий – на уровне среднего образования безусловно составляются опорные конспекты, но чаще – это вариант домашнего задания. А на следующих ступенях образования, особенно на специфических факультетах, таких, например, как исторический – написание опорных конспектов – это объективная необходимость. Культурологи и вовсе могут исписать за пару среднюю школьную тетрадь, к чему вчерашние школьники оказываются попросту не готовы;

q Подготовка целостных сообщений к семинарским занятиям – навыки самостоятельной деятельности, как я уже сказал у учащихся, несмотря на ФГОС нового поколения достаточно слабо развиты, индивидуальный проект и тут может помочь решению данного вопроса хотя бы на этапе получения среднего полного образования;

q Определение спектра собственных интересов – интересы для школьника, гимназиста или лицеиста – краеугольный камень, научная деятельность стремится раскрыть определенные блоки непосредственно учебных интересов. Занятость во второй половине дня – это вопрос другого звена, а занятость непосредственно в рамках социально-педагогического процесса основной учебной деятельности, скорее стремится к наделению багажом знаний, чем к практической помощи в самоопределении и так далее…

Все вышеперечисленное можно использовать лишь как пример тех «вызовов», которые призван решить «Индивидуальный проект» как курс в рамках внеурочной деятельности или предмет учебного плана.

На самом же деле на различных этапах получения образования «Индивидуальный проект» способен решать конкретно ориентированные проблемы.

В ГБОУ СОШ №149 Калининского района Санкт-Петербурга систему освоения знаний и умений, а также приобретения навыков исследовательской работы видят следующим образом.

На этапе начального общего образования первоначальные исследовательские навыки учащиеся приобретают посредством освоения различных программ внеурочной деятельности, которые имеют специальные разделы, направленные на ознакомление обучающихся с простейшими методами исследовательской деятельности.

Применить эти навыки обучающиеся могут в процессе подготовки к ежегодной школьной научно-практической конференции, а апробировать в процессе защиты своих работ в порядке, предусмотренном положением о данном мероприятии.

Обучающиеся средней школы (с 5 по 9 классы) продолжают развитие навыков, сформированных в начальной школе в процессе освоения большинства предметов учебного плана, в особенности дисциплин естественнонаучного цикла. Ученики 9-х классов 1 раз в неделю занимаются по программе внеурочной деятельности «Индивидуальный проект», учатся формулировать цели и задачи, гипотезу исследования, работают с письменными, аудиовизуальными, архивными и многими иными источниками, осваивают навыки, необходимые для проведения практической части исследования. Изучают процесс подтверждения / опровержения гипотезы, формулирования положений, выносимых на защиту. Работу в программах линейки Microsoft Office, процесс оформления работ. В итоге обучающиеся защищают работы в конце учебного года в формате дифференцированного зачета. На этом этапе определенные трудности возникают с процессом создания проекта – продукта исследования, поэтому значительный период времени мы посвящаем этому в 10-м классе, для того чтобы нивелировать данный пробел и апробировать новые полученные навыки в ходе защиты исследовательских работ в 11-м классе.

В 10-м – 11-м классах в рамках предмета «Индивидуальный проект» учащиеся создают научно-исследовательскую проектную работу по выбранной ими самостоятельно теме. Тема может быть как предметной, так и междисциплинарной, научного руководителя учащиеся выбирают самостоятельно. В 10-м классе мы знакомимся с теоретическими основами, совершенствуем работу в программах линейки Microsoft Office, углубленно изучаем продукты Google.

Хранение работ на google диске позволяет обучающимся работать с текстовыми частями своей проектной работы и из дома, и из школы. А преподаватель может в любой момент получить доступ к работе ребят, внести коррективы.

Мы часто работаем и с почтовыми сервисами, использование которых достаточно распространено на следующих после среднего общего и среднего полного этапах образования. Обучаемся сортировке писем.

Изучаем правила составления анкет, опросов и тестирований как методов научного исследования, структуру «паспортички», использованию закрытых и открытых вопросов. Мы стараемся использовать различные сервисы, так как они по-разному позволяют анализировать материал. Например, google forms не предоставляет пользователю вариантов углубленного анализа ответов на тестирование или анкетирование, а сервис Anketolog. ru предоставляет такой вариант. Занимаемся мы и в 10 и в 11 классе первые полгода в классном кабинете теоретически с выполнением практических домашних заданий и тестов, направленных на проверку усвоения материала. Вторую половину года практически в компьютерном классе. Там ученики пишут работу при преподавателе, составляют анкетирования и опросники, используют фокус группы для получения эмпирических сведений, связываются через видеоконференции с различными организациями, которые занимаются проектной или исследовательской деятельностью.

Например, в этом году мы неоднократно принимали участие в конференциях Фонда Будущие Лидеры – это были мастер классы в формате «Из школы в профессию», ребят учили выступать, формулировать свои мысли в устном и письменном форматах.

Ребята 10-11 классов активно представляют свои работы на очных и дистанционных научно-практических конференциях для школьников районного, регионального, а иногда и федерального уровней. Главное, чтобы учащийся выбрал ту тему, которая ему, действительно, интересно, а если ребенок заинтересован, то и работа у него пойдет. Поэтому мы и в 10 и в 11 классе разрешаем ребятам менять темы, хотя мы целый месяц в 10-м классе тратим на их формулировку.

Ребята предлагают очень объемные темы, прямо настоящие темы докторских диссертаций. Мы учим их самостоятельно сужать тему и лаконично ее формулировать. Для того, чтобы была возможность ее раскрыть в рамках исследовательской работы на уровне среднего полного образования. Сужение – это долгий и трудоемкий процесс. Чтобы его произвести необходимо начать подбирать материал, провести предварительный анализ – «этакую разведку боем».

1 этап – географическое сужение, если оно возможно в рамках темы. То есть мы сужаем тему до уровня страны, региона, исторической области.

2 этап – сужение по временным показателям – в зависимости от темы – это могут быть эпохи, века, десятилетия, несколько лет, конкретный год.

3 этап – тематическое сужение – кстати, в зависимости от темы порядок может быть и иным. Тематическое сужение – это сужение по существу рассматриваемого проблемного вопроса. Введение новых переменных и так далее.

Также можно рассмотреть сужение с помощью предметной или межпредметной области знаний. В результате получается лаконичная тема, с которой школьник уже в состоянии «полусамостоятельно» работать.

Результатом такой работы, совмещенной с основной учебной деятельностью должна стать личность, которая не только по объему знаний готова проходить обучение на следующих этапах, но и по навыкам применения этих знаний способна выдержать все перипетии деятельности средних профессиональных и высших учебных заведений. И в рамках данного предмета превалирует именно практическая деятельность, здесь информацию необходимо донести до каждого обучающегося.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.