|
|||
Напайная филигрань (скань). АжурнаяфилиграньНапайная филигрань (скань) художественная обработка, когда узор из проволоки (гладкой или сученой), а также зернь напаивают непосредственно на листовой металл. Напайная филигрань имеет следующие разновидности: а) фоновая, или глухая филигрань — простейший случай, когда филигранный узор напаивают на листовой металл (рис. 56), иногда дополнительно канфарят фон; б) просечная, или выпильная филигрань, при которой после пайки узора фон удаляют либо просечкой, либо выпиловкой; в) рельефная филигрань по чеканке - сканный узор напаивают на заранее подготовленный чеканный рельеф; г) напайная филигрань с эмалью или перегородчатая эмаль, при которой после пайки скани все пространства между перегородками, образованными сканью, или их часть заполняют эмалью (рис. 57). Ажурнаяфилигрань Обработка, при которой узор, состоящий из элементов, выполненных из проволоки, спаивают только между собой, без фона, образуя как бы кружево из металла, а применяемую в этом случае зернь напаивают на это кружево. Ажурная филигрань имеет следующие разновидности: а) плоская ажурная филигрань — весь предмет представляет собой плоское (двухмерное) кружево, образованное проволочными деталями, спаянными между собой в одной плоскости (рис. 58); б) ажурная филигрань с эмалью, или «оконная» эмаль, — проемы, ячейки между сканными деталями заполнены прозрачной, просвечивающей эмалью, образуя как бы миниатюрный цветной витраж; в) с кульптурно-рельефная ажурная филигрань — изделие представляет собой скульптурный, трехмерный рельеф (иногда горельеф), образованный из ажурной филиграни; г) многоплановая, ил и сложная филигрань — сканный узор, состоящий из двух или многих планов, напаянных один на другой. Когда на нижний узор, служащий как бы фоном, накладывают и припаивают новый рисунок, лежащий в другой плоскости; на нем может быть построен третий план и т. п. Таким образом, изделие приобретает трехмерный характер.
|
|||
|