Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Вербальное общение. Речевые средства общения



 

План:

1. Функции вербального общения.

2. Виды вербального общения.

3. Речевые средства общения.

 

Вербальное общение бывает письменным и устным.

Функции вербального общения:

1. Обмен информацией между людьми.

2. Организация взаимодействия между людьми.

3. Восприятие друг друга партнерами по общению.

Виды вербального общения:

1. Открытое – закрытое;

2. Монологическое – диалогическое;

3. Ролевое – личностное

Открытое общение – это желание и умение выразить свою точку зрения и готовность учесть позиции другого человека.

Закрытое общение – это нежелание либо неумение выразить свою точку зрения и отношение. Но закрытое общение оправдано в конфликтных ситуациях.

Ролевое общение – общение людей, исходящее из их социальной роли.

Личностное общение – общение по душам.

Умеющий по-настоящему слушать, воспринимает гораздо больше информации, чем тот, кто обращает внимание только на слова говорящего. Он слышит и оценивает силу и тон голоса, скорость речи. Он замечает неправильность построения фраз. Эти особенности речи наряду с отбором слов и выражением лица собеседника полезны для понимания истинной сути сообщения. Огромную роль в этом играет понимание интонации.

Интонация – это способ выражения чувств, эмоций, отношения говорящего к собственным словам и к тем людям, к которым он обращается. Энтузиазм, радость, недоверие передаются высоким голосом. Печаль, горе, усталость – мягким, приглушенным голосом, с понижением звука к концу каждой фразы.

Распознавание эмоций по голосу можно научиться путем работы над собственным голосом. Доказано, что те люди, которые более точно умеют передавать эмоции, точнее судят об эмоциях других людей по их речи и интонации.

Темп и громкость речи. В общении важно обращать внимание на темп речи. Люди говорят быстро:

· когда взволнованы или обеспокоены чем-либо;

· когда они говорят о личных трудностях;

· когда хотят в чем-то убедить собеседника или уговорить его.

 

Медленная речь может свидетельствовать об усталости, угнетенном состоянии или горе, а с другой стороны – о высокомерии.

Сбивчивая речь указывает на стресс, волнение, нервно-психическое напряжение. Чем больше прерывиста речь, тем больше в ней запинок, слов-паразитов. Если человек не обращает внимания на то, что его прерывают, означает, что он больше ориентируется на себя. Если человек с трудом выносит паузы в разговоре – он больше ориентируется на межличностное взаимодействие.

Эффективным средством общения является тактика постоянного изменения громкости голоса. Факт: сказанное более тихим голосом на фоне громкой речи привлекает гораздо большее внимание, чем даже крик.

Умение держать паузу – незаменимое средство ведения разговора. Несколько секунд молчания могут быть красноречивее слов.

Форма изложения своих мыслей – правильность речи, ясность, логичность, простота и в то же время богатство, живость, находчивость. Достичь искусства говорить хорошо, изучив специальный предмет – риторика. Главное практика – выступать перед аудиторией.

 

Вопросы для проверки знаний по теме:

1. В чем заключается роль в общении интонации, темпа речи, паузы?

2. Почему важно выбирать определенную форму изложения своих мыслей?

3. Есть ли у вас собственные наблюдения: что значат разные интонации?

4. Перед вами 12 рекомендаций Дейла Карнеги. Ваша задача будет определить,  

какие приемы относятся к открытому общению, способствуя расположению к вам

людей, а где манипуляция:

1. Проявляйте искренний интерес к другим людям. (О)

2. Пусть ваш собеседник почувствует, что идея принадлежит ему. (М)

3. Если вы ошиблись, признайтесь в этом. (М, О)

4. Улыбнитесь. (О)

5. Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком человеческой речи. (О)

6. Проявляйте сочувствие к мыслям и желаниям других. (О)

7.  Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других рассказывать о себе. (О)

8. Взывайте к благородным побуждениям. (М)

9. Бросайте вызов. (М)

10. Ведите разговор в круге интересов вашего собеседника. (О)

11. Давайте людям почувствовать их значительность. (О)

12. Делайте так, чтобы людям было приятно выполнять то, что хотите. (М)

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.