|
|||
КАК ОТЛИЧИТЬ ПРАВИЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕКАК ОТЛИЧИТЬ ПРАВИЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ОТ НЕПРАВИЛЬНОГО?
Не разбираясь в педагогике и детской психологии, рассчитывая лишь на интуицию, родители нередко идут неправильным путем. Мы часто пользуемся такими типами воспитания, не догадываясь, как отражаются они на психике ребенка, и сами же способствуем обычно невротизации своих же собственных детей. Нередко сами мы являемся источниками стресса, психического дискомфорта малыша, а ищем причину где-то вовне и, бегая по разным специалистам, пытаемся ее хоть как-нибудь понять. Поэтому задумайтесь, какой из этих типов используете Вы. Задумайтесь и постарайтесь скорее внести коррективы в свой стиль общения с ребенком. Ведь если он еще сегодня всего лишь росточек, который жаждет влаги и тепла, то завтра он даст Вам уже плоды, в которых могут появиться черви, уничтожающие его самого.
Кумир семьи. Невольно кажется - ребенку повезло: он обожаем, он действительно любим, любим не просто, а без предела. Вернее - " пуп земли" и " центр Вселенной"... Им восторгаются, над ним дрожат, все в доме буквально молятся на него, предупреждая каждое желание. Любая прихоть малыша - закон. Во всех поступках его мама с папой находят лишь прелести, и даже шалости " кумира" неповторимы. Ежеминутно родители в нем открывают новые " таланты", любуясь ими и демонстрируя нередко эти мнимые способности знакомым, родственникам и друзьям. Такой ребенок, твердо веря в свою исключительность, растет капризным, своевольным эгоистом, лишь потребляя и не желая отдавать взамен. Опережая своих сверстников в запросах, " кумир" семьи нередко отстает от них в элементарных навыках развития: он не способен сам умыться и одеться. Родители освобождают малыша от всех обязанностей. И это скажется впоследствии, когда настанет трудовая жизнь. Ну а пока такой ребенок практически не адаптируем к дошкольным учреждениям, где он и выделяется только бесконечными капризами и отставанием от большинства ровесников в умении справляться с элементарными вещами. Над ним висит дамоклов меч психического дискомфорта. Своими методами воспитания Вы сами культивировали это.
Гиперопека. Само название " гиперопека" означает " сверхопеку" о малыша. Такой ребенок лишен самостоятельности и не стремится к ней во время кризиса 3-х лет. Ему нет смысла " бунтовать", отстаивая свое Я. Ведь то, что он отличен от других, ему внушили уже с самого рождения, и он прекрасно знает, что неповторим. Любой конфликт с родителями - это поражение. Малыш привык повиноваться и следовать советам взрослых, которые продумали всю жизнь его до мелочей и " разработали" ее маршрут, невольно превратясь в диктаторов. Они, не сознавая этого, из самых благих побуждений диктуют каждый шаг ребенку и контролируют его во всем. Под " пресс-контролем" их малыш теряет индивидуальность, напоминая заводного робота. Он твердо знает: это надо сделать так, а это - так... Довольно часто при гиперопеке родители возносят малыша, как кумира, до небес. Однако, вознося, они не только любуются ребенком, но и " готовят" вундеркинда. Малыш загружен до предела. Он хочет оправдать надежды. И чтобы он их оправдал, его оберегают не только от превратностей судьбы, но и от дуновения любого ветерка. А раз оберегают, значит, он и вправду - большая ценность. Всем можно бегать босиком - ему нельзя, наколет ножку; все дети кушают мороженое - а он не может, оно холодное, и вдруг... ангина; всем разрешают купаться в речке, кроме него: там глубоко, вдруг захлебнется... Он в самом деле неповторим... и, веря в это, малыш возносит свою персону, день ото дня лишь глубже погружаясь в тепличный " климат" своей семьи: гиперопека ведет к безволию, лишает творческого начала. Жизнь по подсказкам - существование. Такие дети, уже став взрослыми, могут пополнить ряды неудачников; им очень трудно жить в коллективе. Довольно часто гиперопека, не прекращающаяся и в подростковом возрасте, приводит к бурной реакции протеста.
Когда ребенка держат в " ежовых рукавицах", он - бесправное и безголосое существо. Ему диктуют, ему приказывают, на нем срываются и разряжаются. Ему внушают лишь подчинение. Чуть что не так - ремень, угрозы и избиения. Страх заставляет его смириться, страх правит действиями и поступками. Такой ребенок, не зная ласки и тепла, беспрекословно подчиняясь, ожесточается, черствеет и вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, довольно часто с бурными реакциями протеста.
Наверное, многие из них отдали бы все краски мира за обыденную жизнь детей в обычных семьях, с обычной мамой и с обычным папой, чтобы они, как все, могли в воскресенье с мамой или папой пойти в гости, в парк, чтобы они, как все... Но их родители не могут быть, как все. И потому не в силах отыскать причину недовольства своего ребенка, ведь перед ним открыты все дороги. Поэтому, когда " кронпринцы" вырастают, своей безвольностью и нерешительностью " губят" все, что подготовлено для них, или способны вдруг протестовать против проторенного пути, чтобы " идти своей тропой". Родителям непонятно, почему ребенок не оправдал их надежд, хотя они всю жизнь свою потратили на то, чтобы он их надежды оправдал.
Демократическое воспитание. Родители в такой семье считаются главными, им принадлежит основная доля власти и ответственности. Но при решении важных семейных вопросов интересы и мнения детей учитываются. В семье принято уважительное отношение друг к другу независимо от возраста. Семья отличается существованием определенных традиций, правил и ценностей, которые обсуждаются и поддерживаются всеми членами семьи. Ребенок хорошо знает свои ограничения, полномочия и зону своей ответственности. В семье преобладает теплый эмоциональный климат, конфликтные и сложные ситуации решаются конструктивно. Жизнь в семье требует от родителей внимания, душевной работы, творческого подхода к воспитанию. Родитель участвует во взрослении ребенка с уважением к нему. Ребенок вырастает дружелюбным, способен устанавливать гармоничные взаимоотношения с окружающими, эмоционально устойчив и уверен в себе.
|
|||
|