|
|||
МБДОУ «Лямбирский детский сад № 2 «Родничок»МБДОУ «Лямбирский детский сад № 2 «Родничок» Консультация: Сенсорное развитие и развитие речи детей от года до трёх лет.
Выполнила: Логопед Кислинская В. А.
Лямбирь 2014 г. Сенсорное развитие детей - это обучение ребенка навыкам восприятия внешних качеств окружающих ребенка предметов, таких как их форма, цвет, размер, вкус и запах. Дошкольный возраст является тем периодом жизни ребенка, когда можно максимально эффективно повлиять на процесс положительного формирования органов чувств.
Когда происходит сенсорное воспитание детей трех лет и более, процесс должен быть организован так, что бы ребенок получал как можно больше разнообразной информации, воспринимаемой органами чувств. Это может быть зрительная информация, звуковая, тактильная, вкусовая и обонятельная. В процессе интенсивного воздействия на органы восприятия происходит более активный процесс формирования связей с головным мозгом, который, в свою очередь учится анализировать целостную картину мира. Весь процесс сенсорного обучения направлен на развитие более тонкого мироощущения у ребенка, что позволит ему в дальнейшем иметь возможность всегда получать достаточную информацию о мире.
Развитие органов чувств начинается с того, что ребенок должен научиться классифицировать объекты по основным качествам. Для этого в педагогической практике дошкольного воспитания используются, так называемые сенсорные эталоны, суть которых заключается в том, что они должны максимально ярко показать суть предмета. Например, для того чтобы ребенок в возрасте 2-3 лет учился распознавать цвета ему можно показывать предметы которые будут иметь один из семи цветов спектра. То есть эталон цвета не должен иметь оттенков. Для развития понимания веса можно демонстрировать наиболее легкие предметы, например это может быть перо, и предметы на порядок тяжелее, например камень. Со временем, когда ребенок продвинется в сенсорном развитии, задания можно будет усложнять, применяя более абстрактные примеры для занятий.
Для обеспечения успешного процесса обучения, необходимо постоянно упражняться и, что бы это не стало утомительным для ребенка, сенсорные тренировки должны стать увлекательными. И, конечно же, нет нечего более увлекательного для детей, чем игры. Если посетить магазины, которые занимаются продажей детских игрушек, то можно увидеть, что современная промышленность может сполна удовлетворить самые разнообразные потребности. Многие специализированные книги и игры могут стать хорошими помощниками в сенсорном воспитании детей 3-х лет.
Но все же, стоит не забывать о том, что самую важную роль в сенсорном воспитании детей играют родители. Они должны постоянно уделять время своему малышу, рассказывая ребенку о том, что он видит вокруг себя, или о том, что интересует его. На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. На первом году жизни наиболее интенсивно формируется восприятие величины и формы предметов. Что же касается цвета, то несмотря на свою эмоциональную привлекательность, его восприятие наиболее сложно с точки зрения осуществления практических действий с цветом. К двум годам восприятие становится более точным и осмысленным в связи с овладением такими функциями, как сравнение, сопоставление. Уровень сенсорного развития таков, что у ребёнка оказывается сформированным умение правильно выделять свойства предметов и узнавать предметы по сочетанию свойств. Первоначально сравнение является приблизительным: ребёнок примеривается, пробует и через ошибки и их исправление достигает результата. Однако после полутора лет, в возрасте 1 года и 9 месяцев, число проб и предварительных примерок быстро сокращается и переходит переход к зрительному восприятию. На втором году жизни интенсивно развивается не только зрительное, но и слуховое восприятие. Особенно важное значение имеет развитие речевого, фонематического слуха, осуществляемого в процессе речевого общения с окружающими. Ребёнок ещё не владеет речью в достаточной мере, поэтому основными средствами выражения мысли и чувств являются непосредственные действия. Наиболее удобны для захватывания вкладыши и другие детали дидактических пособий размером не менее 3 и не более 4, 5 см, что соответствует размерам ладони малыша, Разница между большими и маленькими предметами в 1, 5 см вполне достаточна для ориентировки в их величине. Оптимальная толщина (высота) предметов – 1 см. При большей толщине контуры предметов «деформируются»: так, треугольная призма при определённом ракурсе может смотреться как прямоугольник или квадрат т и. п. Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией цвета. Словарный запас весьма ограничен и очень сильно отстаёт от развития восприятия, поэтому наряду с «опредмеченными» словами-названиями форм дети легко усваивают слова, способствующие развитию восприятия типа «такой», «разные», «не такой». К концу второго года жизни дети начинают повторять за взрослым названия отдельных цветов. Произнося такие слова как «белый», «синий» или «голубой», малыш не в состоянии соотнести эти слова с цветом конкретных предметов. Слово-название существует само по себе, а конкретная цветовая характеристика – сама по себе. В лучшем случае ребёнок механически запоминает и в конкретной ситуации после длительных упражнений может иногда им воспользоваться. Распределение внимания у ребёнка второго года жизни между зрительным, слуховым, осязательным восприятием и памятью – сложный процесс. При подборе дидактических материалов необходимо стремиться к одинаковой насыщенности цвета. Если красный цвет яркий, то такими же насыщенными, яркими должны быть и оранжевый, жёлтый, и зелёный и другие цвета. В противном случае ребёнок с нарушением цветового восприятия может ориентироваться не на сам цвет, а на его интенсивность. Постепенность, последовательность в усложнении заданий, направленных на сенсорное развитие, значима как для детей указанного возраста, так и для более старших. Для детей третьего года жизни – при создании необходимых для этого условий – характерен ускоренный темп сенсорного развития. В данный возрастной период сенсорное воспитание является, с одной стороны, как и прежде, основной линией развития, а с другой стороны, все остальные линии развития базируются на сенсорной основе. У ребёнка на третьем году жизни появляется стремление более чётко следовать образцу, который задан взрослым. Теперь малыш при предъявлении дидактического материала с удовольствием рассматривает его, слушает пояснения взрослого, понимает, что от него хотят, и только потом начинает действовать, следуя инструкции взрослого. На третьем году жизни задачи сенсорного развития существенно усложняются, что связанно с общим психофизическим развитием, прежде всего началом формирования новых видов деятельности (игровой, элементарной продуктивной и др. ). В связи с этим необходимо создавать условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре, удалённости предметов и явлений как в процессе специально организованных игр-занятий, так и в повседневной жизни. При этом важно, чтобы представления о сенсорных свойствах и качествах предметов были не только широкими, но и систематизированными. В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказывается сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия: · Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий. · Группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей в период от 2 до 2 лет 3 месяцев и старше. · Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырёх разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и т. п. ). · Узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т. п. ) в пятнах разной величины медведя и медвежонка, кошку и котёнка (с 2 лет – 2 лет 3 месяцев). · Обозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками: лес, море, солнце, листья, огоньки и т. п. (с 2, 5 лет). · Активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец), цвета (трава, апельсин, помидор, цыплёнок, небо и др. ) (с 2 лет 3 месяцев – 2 лет 6 месяцев). · Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски-«кирпичики» или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды). · Начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, часто в отрыве от конкретного предмета (синим он может называть и жёлтый, и зелёный предмет) (с 2 лет 9 месяцев – 3 лет).
|
|||
|