|
|||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшегоСтр 1 из 5Следующая ⇒ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Волгоградский институт управления Юридический факультет Направление подготовки 40. 04. 01 «Юриспруденция» Кафедра теории и истории права и государства
Контрольная работа по дисциплине: «Философия права» на тему: «ИРРАЦИОНАЛИЗМ И ФИЛОСОФИЯ ПРАВА» Выполнил: студент группы МЮЗ-102 заочной формы обучения Плугатырева Дарья Александровна подпись _________________________ Проверил: к. ф. н., доцент Копелян Мария Марковна Оценка ___________________________ Подпись __________________________ «____» _______________ 2020 г. Волгоград 2020 г. Иррационалистическая философия возникает в период господства идей классической философии в Западной Европе. Она восстает, бросает вызов классической философской традиции, критикуя узость и односторонность рационализма, его неспособность дать ответы на вопросы, которые ставит жизнь в процессе человеческой деятельности. С появлением иррационалистической философии происходит радикальное изменение философской проблематики, пересмотр проблемы смысла человеческого существования, места человека в мире, его отношения к Богу, к смерти и бессмертию, к его предназначению. При жизни идеи иррационалистических философов не нашли отклика, были встречены враждебно, с ненавистью; однако после их смерти они стали чрезвычайно актуальны, получили широкое распространение. Актуальность иррациональной философии определяется, прежде всего, развитием гуманистического воззрения на мир и роль человека в современной цивилизации; осознанием кризиса европейской культуры; такими факторами, как демократизация общественной жизни; существенное влияние науки на общество, не способное использовать свои достижения на благо человечества; динамичность и агрессивность в мире, поглощение и уничтожение традиционных культур. Актуальность идей иррациональной философии объясняется тем, что она обращена к проблемам повседневной жизни человека, исследует присущие всем состояния отчаяния и абсурда, страха и смерти, смысла и бессмыслицы, несвободы и свободы, ответственности, выбора и творчества. Иррациональная философия внесла существенный вклад в формирование новой философской картины мира и стиля мышления, обратив свое внимание на ограниченность классической философии, науки и практики. Она создала новый образец философствования, дала импульс для развития психологии, психоаналитики, сделала возможным возникновение нового литературного жанра под названием «Философская проза». Иррационалистическая философия - своеобразный элемент западноевропейской философии. Она есть результат генезиса иррациональных идей в пространстве культуры. Для выяснения сущности и задач иррациональной философии, следует обратить внимание на смысловые значения понятий «иррациональное» и «иррационализм», неоднозначно используемые в философии. Под иррациональным принято понимать все то, что выходит за пределы рассудка и разума; алогичное, неинтеллектуальное, противоположное и противоречащее разуму. Иррациональное – это такие явления реальности, которые принципиально недоступны рациональному познанию, несовместимые и несоизмеримые с возможностями разума. Иррационализм трактуется в двух смыслах: в широком смысле, как философское идеалистическое течение (направление), ограничивающее возможности рационального познания. Разумному созерцанию мира иррационализм противопоставляет чувственное созерцание, интуицию, инстинкт, верe, т. е. другие познавательные способности, позволяющие получить знание недоступное разуму. В узком смысле, под иррационализм подводят различные философские концепции, школы, возникшие в результате развития буржуазной идеологии в конце XVIII века, которые представляли собой реакцию на рационалистическую веру в безграничные возможности человеческого разума и характеризовались стремлением либо опровергнуть рационализм вообще, либо ограничить его чрезмерные притязания на истину. Такова смысловая интерпретация понятий «иррациональное» и «иррационализм», имеющаяся в современной литературе. В марксистской философии под термин «иррациональное» подводились такие формы общественного сознания как мифология и религия, которые породили идею существования сверхъестественного. Сверхъестественное понималось как предел человеческих возможностей, превышающих душевные и телесные силы. Вера в сверхъестественное представляет собой веру беспомощного человека в существование незримых, таинственных, мощных сил, способных оказать ему содействие в критических ситуациях. Вера в сверхъестественное представлялась как возможность непосредственного общения человека с таинственными и загадочными силами посредством молитвы, причем самой молитве придавалось гораздо большее значение, чем таинственным силам. Вера обладает неким мистическим характером. Все необъяснимое и непонятное всегда считали таинственным, т. е. мистическим. Сверхъестественное согласно марксизму – это «внешняя» по отношению к человеку и миру сила. Марксисты не признавали наличия объективной реальности, которой бы соответствовало понятие «иррациональное», поэтому они полагали, что мифологическое и религиозное сознание потерпят поражение в борьбе с научно-реалистическим познанием мира. Однако их расчеты и ожидания, как и надежды мыслителей эпохи Просвещения, не оправдались, превратились в горькую иллюзию, потому что развитие рациональных форм социальной организации и рациональных способов мышления не освободило современный мир от иррациональности, от мифа, от религии, предрассудков и произвола власти. Сдвиг в структуре современного мировосприятия объясняется отказом от всех теорий, которые претендовали на универсальное применение; отбрасыванием теорий, признававших существование всемирной, «универсальной» истории. Этот сдвиг явился результатом постепенного, постоянного расширения, размывания границ традиционных дисциплин в ходе научных исследований, проводимых на стыке нескольких наук. Так образовалось особое исследовательское пространство, которое не состыковывалось с существовавшей системой научного знания. В марксистской философии понятия «иррациональное» и «иррационализм» разграничиваются. Иррациональное – это область веры, религии, т. е. мистики и квалифицируется как религия повседневной жизни, как мир видимости, мир обыденных представлений. Естественно, что для классического рационализма и марксизма, научная картина реальности была наиболее значима, чем обыденное сознание, которое Маркс называл «извращенной формой» в которой выражались действительно существовавшие извращения реальности. Это реально существовавшее извращение действительности Маркс называл «фикцией без фантазии, религией вульгарного обывателя». Связывая возникновение иррационализма с развитием капиталистического способа производства, марксизм считал неправильным рассматривать его как философское течение, возникшее вместе с появлением идеализма, потому что он не был оформлен в самостоятельную идеологическую тенденцию, не оформился как система. Существует и другой, историко-философский подход в исследовании иррационализма, примененный К. Ясперсом (1883-1969), немецким философом- экзистенциалистом, психиатром. Он обосновал и доказал существование многовековой традиции в развитии иррационализма. Такой же подход применил и русский философ Э. Радлов. Специфика историко-философского подхода в исследовании иррационализма заключается в соединении мистицизма и иррационализма, в их единстве, а не разграничении. Использование историко-философского подхода позволило обозначить следующие исторические типы иррационализма в пространстве культуры: 1. Религиозный иррационализм, как дорациональный, стихийнохаотический, не оформленный логосом, взгляд на мир (натуральные, языческие религии); 2. Древнегреческий иррационализм (орфизм, пифагореизм, неоплатонизм и поздний стоицизм); 3. Средневековый, христианский иррационализм (патристика); 4. Философский иррационализм XIX-XX вв. (А. Шопенгауер, С. Къеркегор, Ф. Ницше). Одним из первых представителей этого направления был немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860). Исходный тезис Шопенгауэра - человек обречен на страдание. Причиной тому является вечное стремление к жизни. Такое стремление - частный случай проявления мировой воли. В философско-правовом отношении в учении Шопенгауэра интересна, прежде всего, концепция свободы. Он выделял три основных подвида свободы: 1. физическую - отсутствие всякого рода материальных препятствий для совершения поступков в соответствии с волей человека; 2. интеллектуальную - реакция воли человека на предоставленные разумом мотивы, побуждающие к действию (примечательно, что Шопенгауэр допускал ненаказуемость преступлений, совершенных в состоянии безумия, бреда или алкогольного опьянения; закон - это принуждающий мотив в виде угрожающих наказаний за противоправный мотив человека, если же человек совершил деяние по незнанию и не мог предвидеть его последствия, значит, он был интеллектуально несвободен, и не подлежит наказанию); 3. моральную- основана на хотении, «сообразный с волею». Моральный подвид проявляется в следующей форме: я могу делать то, что хочу, но я не в силах хотеть, если противоположный мотив сильнее моего хотения. Возникают такие явления, как вина и ответственность. Именно ответственность характеризует наличие моральной свободы. Следовательно, делает вывод А. Шопенгауэр, всякий поступок человека определяется двумя факторами - характером человека (его индивидуальной волей) и мотивом. Шопенгауэр выступал против «холодности», «логичности», «педантизма», «формализма», «бессодержательности» философско-правовых учений И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля. Он в книге работы «Мир как воля и как представление» характеризовал «Метафизику нравов как «произведение малого ранга» и «очень плохую книгу». Шопенгауэр не находил в ней ничего, кроме «удивительного сплетения взаимообусловленных заблуждений». Представители классической немецкой философии и Шопенгауэр прямо противоположно трактовали право, правовые отношения. Первые ратовали за роль разума в наличном бытии права, второй - сердца, воли, переживаний, представлений. Следует заметить, что многие философско-правовые идеи Шопенгауэра не беспочвенны. Значительная роль в правоприменительном пространстве принадлежит правосознанию, в котором взаимодействует чувственное и логическое, рациональное и иррациональное. Придавая огромное значение человеческой иррациональности, Шопенгауэр, к сожалению, не понял великой идеи Канта о том, что запрет - это особое отношение государства к человеку, отношение к нему не как к средству, а как к цели. К иррационалистическому направлению относится и учение Фридриха Ницше (1844-1900). Его «философия жизни» базируется на тезисе тяжести и бессмысленности бытия. Человек чаще встречается с ложью и несправедливостью, чем с правдой и справедливостью. В этом виновата христианская религия, которая провозглашает равенство людей, непротивление злу, покорность, любовь к ближнему и т. п. В действительности же, считал Ницше, справедливость наступит лишь с преодолением человеческой греховности и появлением нового человека. Современный для Ницше человек - это всего лишь «канат», натянутый между двумя берегами реки: один берег «животное», другой - «новый человек». В основе решения людских проблем лежит «воля к власти». Эта воля не одинакова у людей: с одной стороны - это инстинкт, которым обладает каждая клеточка организма, а с другой - она способна к совершенствованию. Для последнего нужно очень многое: во-первых, сам человек, который должен иметь «душу ребенка», «выносливость верблюда» и «силу льва», во-вторых, новые ценности и идеалы, формирующие волю «нового человека»; в-третьих, особая система права, преодолевающая условия, которые сделали человека не только «солью земли», но и «потом земли» и «гноем земли». Философские взгляды Серена Кьеркегора (1813-1855) сложились под влиянием немецкого романтизма, а также под влиянием идей Шопенгауэра и Шеллинга. Критикуя Гегеля, Кьеркегор пытается создать субъективно-качественную диалектику. Его интересуют, в первую очередь, интимно-личностные переживания, которые не поддаются никакой объективации. Личные переживания для него невыразимы и неизречимы, как, например, страх. Страх - это изначальная характеристика человека и его бытия. Страх - это интимное выражение свободы человека в вопросе быть или не быть. Страх для Кьеркегора - это бытие личности перед лицом смерти. Главное, что свой страх смерти человек не может передать никому, такова истина и суть качественной диалектики Кьеркегора. Критикуя Гегеля за снятие с личности ответственности за происходящее, за исключение свободы и самостоятельности, Кьеркегор создает субъективную концепцию личности. Свобода личности может осуществляться только в индивидуальном выборе, который должен быть абсолютно свободным, независимым от природных связей, от общественных влияний и отношения других людей. В свободе проявляется независимость личности от всего внешнего. Серен Кьеркегор, верующий человек, утрату веры рассматривает как несчастье. Виновными в распространении неверия считает современное ему христианство, институт церкви и церковную иерархию. В работе «Болезнь к смерти» им пересматриваются основные положения христианства и на их основе создается положительная концепция христианства, смысл которой состоит в его связи с жизнью, в служении человеку. Человек - это дух, дух - это личность, она есть синтез всего. Естественное состояние личности - это состояние отчаянья, то есть смертельная болезнь. Чем глубже сознание, тем сильнее отчаяние. Отчаяние-это страх, прячущийся в глубине сознания; страх перед ничто, боязнь утратить себя. Кьеркегор развивает протестантскую концепцию труда, создает демократическую теорию талантов, опровергая романтические представления о труде, как об отрицательном и унизительном занятии, мешающем человеку жить и наслаждаться. Совершенство человека заключено в его способности трудиться. Есть герои и лжегерои, одни трудятся добровольно, т. к. видят в этом смысл жизни; другие совершают мнимые подвиги, удовлетворяя своё тщеславие и честолюбие. Труд - свидетельство человеческого достоинства, возможность самоопределиться. В борьбе за кусок хлеба человек борется и ради того, чтобы обрести самого себя, свое «Я» и тот кто, не испытал этой борьбы, не способен оценить ее величие. Кьеркегор считает безумием отрицать существование и смысл заботы о хлебе насущном, однако его не интересует вопрос о сущности труда, его не волнует характер общественных отношений, формы собственности, производственные отношения. Для него важно отношение человека к труду как к источнику богатства и средству искупления греха. В итоге, человек для Кьеркегора - венец творения, соединение несоединимого: мудрости и глупости, силы и бессилия, надежды и разочарования, любви и ненависти, жестокости и милосердия, знания и невежества. Велик не мудрец, не философ, не бог - велик лишь человек. В этом притягательная сила концепции человеческой личности Кьеркегора. Основная особенность иррационализма XIX века заключается в критике разума, науки, логики, системности, поскольку рациональность и ее следствия разрушают саму вечно становящуюся и развивающуюся жизнь. Представители данного направления датский, мыслитель Серен Кьеркегор, немецкие философы Артур Шопенгауэр и Фридрих Ницше полагают, что центральной характеристикой человека является нечто иррациональное, мистическое, непостижимое средствами науки и логики, необъяснимое и невыразимое в понятийном мышлении. Причиной возникновения иррационализма является кризис немецкой трансцендентальной философии. Представители неклассического типа философии увидели у И. Канта и Г. Гегеля только чистую теорию и схоластический схематизм, которые не объясняют, а лишь упрощают и схематизируют противоречивую и таинственную жизнь. Поэтому центральная задача неклассической философии состоит в том, чтобы обнаружить за господством рациональности некую первичную иррациональную реальность («голодная воля» у А. Шопенгауэра, «абсурдная вера» в С. Кьеркегора, «воля к власти» у Ф. Ницше). Советская литература в области философии достаточно критично описывает взгляды этих исследователей в силу того, что они являлись резкими противниками любого идеалистического направления, которое так или иначе связано с возможностью рационального познания окружающей природы. В своем политико-правовом учении русский философ, представитель либерального направления в политической мысли Богдана Александровича Кистяковского, одна из главных тем творчества которого посвящена правовому государству и его сути, обращается к вопросу о соотношении рационального и иррационального начала в праве. Он полагал, что право состоит из норм или получает свое выражение в нормах. Но нормы- это правила, это общие высказывания о том, как надо поступать и как не надо, или что каждый должен делать и чего не должен. Уже то, что нормы являются высказываниями, показывает: они создаются человеческим умом, они есть результат разумной деятельности человека. К тому же это не просто высказывания, а высказывания, имеющие общий характер. То же общее положение, несомненно, заключается и во всякой правовой норме. Следовательно, любой правовой норме присуща в первую очередь эта внутренне логическая общность. Но затем, так как правовая норма представляет собой не индивидуальное, а социальное правило, то ей присуща, так сказать, и внешне логическая общность. Однако, как полагал ученый, право - это не только совокупность норм, право - это еще и факт социальной жизни. Право становится действительно правом в том случае, когда оно действует в жизни, т. е. право в действии. В сущности же право реализуется посредством правовых отношений, поэтому большое внимание необходимо уделить субъективному праву в силу его достаточной значимости. Правовые отношения, реализуемые через субъективные права и обязанности, как полагал ученый, наделены особенными чертами, они единичны, конкретны и индивидуальны. Наиболее распространенной формой рационального, по мнению Б. А. Кистяковского, является понятие. Поскольку право состоит из объективных и рациональных норм, оно также является рациональным. В то же время право в своем реальном жизненном виде является субъективным, иррациональным правом. Пребывая в сознании юриста, правовые нормы «оказываются связанными главным образом не с интеллектом, а с волей», отсюда понятно, что «сущность этих волевых движений, порождаемых правовыми нормами в сознании, безусловно иррациональна. Она коренится в темных подсознательных глубинах нашей души». Кроме того, иррациональность права связана с тем, что оно имеет дело с конкретными, единичными фактами. Об этом же писал Сергей Андреевич Муромцев: «Существенная задача судьи состоит в индивидуализировании права. Если закон выражается общими правилами, то дело судьи в каждом случае придать такому общему правилу свой особый смысл, сообразный с условиями случая». Геннадий Васильевич Мальцев в своей монографии «Социальные основания права» указывает, что иррациональное, мистическое и магическое в праве рассматривалось как упрек в его адрес, являлось частью критики права, правопорядка, правовой идеологии со стороны тех, кто хотел бы их видеть более рациональными. И действительно, у истоков древнего права стоял сакральный авторитет, магия и мистика, и многие споры долгое время разрешались с помощью жреческих священнодействий и шаманских камланий, в древних судах истину искали посредством священных клятв, судебных ордалий, судебных поединков. Организация и контроль за поведением людей в области имущественных, дарообменных и семейно-брачных отношений осуществлялись в рамках религиозных культов. Таким образом, философско-правовая мысль XIX в. является плюралистичной, в ней переплетены концепции и идеи разных философско-правовых систем, сочетаются установки идеализма и материализма, рационализма и иррационализма. Речь не идет о господстве иррациональности в праве, доминирование рационального подхода должно быть сохранено. Задача заключается в учитывании иррациональной стороны в любой правовой проблеме, поскольку игнорирование ее чревато серьезными ошибками.
|
|||
|