|
|||
Уважаемые члены государственной экзаменационной комиссии, однокурсники!Вашему вниманию представляются результаты исследования в рамках выпускной квалификационной работы на тему «Психолого-педагогические условия формирования основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста». Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть ответственное отношение к собственному здоровью, как к личному и общественному достоянию. Здоровье индивида и общества всегда выступало одним из факторов, определяющих уровень цивилизации. Проблема сохранения и целенаправленного формирования культуры здоровья детей сегодня исключительно значима и актуальна, поскольку от состояния здоровья человека зависит состояние экономики, качество жизни людей, национальная безопасность. Именно поэтому перед образовательными организациями стоит задача подготовки детей к соблюдению норм здорового образа жизни, включению в занятия физической культурой и спортом. Эта работа предполагает овладение каждым ребенком определенным минимумом знаний и умений, необходимых для сохранения личного здоровья и гармоничного развития. Актуальность данного исследования позволила обозначить следующие противоречие. Имеется огромное количество сведений по проблемам сохранения и укрепления здоровья, ведения здорового образа жизни детей младшего школьного возраста, но психолого-педагогические рекомендации по формированию здорового образа жизни детей младшего школьного возраста недостаточно разработаны. Исходя из выявленного противоречия, мы сформулировали проблему исследования: «Каковы психолого-педагогические условия формирования потребности в здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста? ». Решение данной проблемы составляет цель исследования. Объектом исследования является процесс, направленный на формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования здорового образа жизни обучающихся младшего школьного возраста. На защиту выносятся следующие положения: Формирование основ здорового образа жизни у младших школьников эффективно при реализации следующих условий: - все субъекты формирования здорового образа жизни детей младшего школьного возраста адекватно понимают цели и задачи совместной деятельности, ее принципы и содержание; - все субъекты учитывают возрастные особенности детей младшего школьного возраста, место и роль каждого участника в общей логике взаимодействия; - обеспечивается комплексное воздействие на формирование базовых представлений, устойчивых привычек, развитие эмоционально-волевой сферы ребенка младшего школьного возраста; - в процессе взаимодействия субъектов осуществляется учет реального уровня сформированности умений и навыков здорового поведения детей младшего школьного возраста с учетом их индивидуальных особенностей и опыта; - участники образовательной деятельности демонстрируют убедительные примеры, включенность в здороьесберегающую деятельность, и предлагают образцы эффективного самоотношения к собственному здоровью как большой ценности и др. Практическое изучение проблемы исследования проводилось на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Мантуровская средняя общеобразовательная школа» Мантуровского района Курской области. В исследовании приняли участие 20 учеников в возрасте от 10 до 11 лет из 4 класса. С целью проверки гипотезы исследования нами была организована практическая работа, которая проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Констатирующий этап исследования выявил, что ребенок 10–11 лет еще не стал полноценным субъектом здоровьеориентиррованной деятельности. Позиция взрослых, их стремление опекать, ограждать, беречь ребенка не дают ему возможность раскрыть свои возможности, проявить самостоятельность, активность, способность к самооздоровлению. Любые попытки воздействовать на организм ребенка в обход сознания не дают оздоровительного эффекта. Следовательно, необходимо обеспечить участие детей в процессе защиты, подкрепления, активности, субъективности, саморазвития и самоисцеления с раннего возраста. На наш взгляд, способ решения выявленных в ходе исследования проблем со здоровьем младших школьников заключается в моделировании ситуации субъектов сознательной деятельности от «игры и обучения» до решения сложных задач. Педагог-психолог может внести свой вклад в развитие здорового образа жизни среди учеников начальной школы, оттачивая новые знания и новые идеи, развивая навыки обучения и развивая творческие способности. Обучающая форма игры позволяет использовать все уровни знаний: от воспроизведения деятельности до основной цели творческой поисковой деятельности. Есть сферы, которые требуют особого внимания со стороны педагогов, со стороны родителей, но есть поле деятельности и для медицинских работников. Это и стало основой для разработки и реализации программы опытно-экспериментальной работы с обучающимися 4 класса муниципального общеобразовательного учреждения «Мантуровская средняя общеобразовательная школа» Мантуровского района Курской области. На формирующем этапе нами была разработана программа по формированию потребностей детей младшего школьного возраста в ЗОЖ. Она содержит комплекс занятий, рассчитанный на детей от 10 до 11 лет во взаимодействии с педагогом-психологом и учителями. Цель программы: формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста. Какие же основные движения рекомендуется выполнять младшим школьникам? В их числе – ходьба и различные ее виды. Подходит для учеников начальной школы упражнение в которых нужно ползать и лазить. Участие в прыжке доставляет удовольствие ученикам начальной школы. Обычно двухсторонние прыжки (30–40 прыжков 2–3 раза) используются локально, поочередно с ходьбой. Метание, собирание и перекидывание мячей по-прежнему вызывают большой интерес у учеников начальной школы. Бросить мяч на землю, поймать мяч обеими руками (10 раз подряд), одной рукой (не менее 4–6 раз с каждой стороны), бросить мяч и поймать мяч под бурные аплодисменты. Конечно, отдельного внимания заслуживает катание детей младшего школьного возраста на велосипеде и самокате. Полезны самостоятельные катания на двухколёсном велосипеде по прямой, выполнение поворотов налево и направо, катание на самокате, отталкиваясь правой и левой ногой. Значительным потенциалом для формирования основ здорового образа жизни детей младшего школьного возраста имеют разнообразные спортивные игры. В частности, Городки (бросать биты сбоку, занимая правильное исходное положение. Знать 3–4 фигуры. Выбивать городки с полукона (2–3 м) и с кона (5–6 м). Любят дети Бадминтон (отбивать волан ракеткой, направляя его. Играть в паре с одноклассниками). Для многих детей уже известны и апробированы элементы баскетбола (Перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди, вести мяч правой и левой рукой. Бросать мяч в корзину двумя руками от груди) [Хрисанова 2011]. Для формирования основ здорового образа жизни детей младшего школьного возраста особое значение имеет проведение мероприятий по закаливанию детей. Также немаловажную роль играет выполнение воздушных закаливающих процедур. Физическое воспитание, как отдельная дисциплина в школе, также играет значительную роль в формировании закаленности детского организма. Осуществление различных спортивных мероприятий, зарядка, упражнения на свежем воздухе – все это элементы, характеризующие физическое воспитание детей младшего школьного возраста. Одна из мер по укреплению здоровья и укреплению иммунной системы – закаливание, а именно мытье рук водой с понижением температуры. Для развития представлений детей младшего школьного возраста о здоровом образе жизни мы использовали беседы «Режим во всем и все в порядке» (обсуждение индивидуального режима дня); «Полезные и вредные продукты; «Наше питание»; «Движение – путь к оздоровлению». Младшим школьникам была важна информация о том, как правильно соблюдать режим дня, о рациональном и сбалансированном питании и особенно об индивидуальных различиях режима дня, рациона питания, двигательной активности. Мы провели с младшим школьниками несколько специальных занятий. Занятия проходили за «круглым столом», в центре находилась группа ответственных за конкретную тему. Первое занятие было посвящено режиму дня «Режим во всем и все в порядке». Целью этого занятия было сформировать правильное представление детей младшего школьного возраста о режиме дня. Создать такие условия чтобы ребенок на основе полученных знаний мог составить свой собственный режим, учитывая индивидуальные особенности. Продуктивно прошел разговор «Полезные и вредные продукты. Наше питание». Эта беседа была посвящена обсуждению значимости физического и психического здоровья человека. Задачи занятия – формирование привычки правильно питаться и соблюдать режим питания, выработка навыков выбора правильных продуктов питания, составление ежедневного рациона на основе полезных и любимых продуктов. Для детей был подготовлен рассказ о здоровой пище. Его цель состояла в знакомстве детей с полезными продуктами, содержащихся в них полезных веществах, которые делают организм человека здоровым. Четверо детей из этой группы разыграли сценку с целью ознакомления ребят с полезными веществами необходимыми для питания организма. Дети познакомились с углеводами, белками, жирами, витаминами, узнали в какой пище они содержатся, для чего они необходимы организму. Особое внимание было уделено чипсам, газированным напиткам, пицце, фаст-фуду, сладостям, бутербродам. Наконец, еще одна тема – «Движение – путь к здоровью». Основной задачей является формирование у детей младшего школьного возраста представлений о зависимости здоровья от двигательной активности, воспитание желания заботиться о своем здоровье, выявление индивидуальных особенностей двигательной активности младшего школьника. Совместно с родителями и педагогом-психологом дети младшего школьного возраста подготовили рассказ «Я в движении», в котором отвечали на вопрос, как они относятся к физическим упражнениям, какие упражнения выполняют, какой отдых предпочитают – активный или пассивный, на природе, дома, с друзьями в школе. Беседа наглядно показала, что у каждого ребенка есть упражнения для сохранения здоровья, в этом и заключается индивидуальный стиль здорового поведения. В завершение темы «Движение – путь к здоровью» ребята рассказали о необходимости «Жить в движении», показав, с помощью каких упражнений можно развивать различные группы мышц, о полезных свойствах занятий спортом, утренней зарядки, физкультминуток. Завершающим этапом опытно-экспериментальной работы стало подведение итогов, групповая рефлексия. Таким образом, проведенная на формирующем этапе работа по организации здоровьесберегающей деятельности детей младшего школьного возраста дала возможность сформировать у детей основы здорового образа жизни, устойчивые привычки и опыт ведения здорового образа жизни. В результате опытно-экспериментальной работы; участия детей в качестве субъекта формирования здорового образа жизни на контрольном этапе нашего исследования было отмечено, что уровень знаний об индивидуальных особенностях организма, о здоровье и здоровом образе жизни повысился, ответы школьников стали более полными, в характеристиках появились компоненты психической и социальной составляющих, увеличился, уровень сформированности навыков здорового образа жизни в целом стал выше. Ценность здоровья стала занимать у детей младшего школьного возраста 1–5 места. При этом на 1–2 места, соответствующие высокому уровню, данную ценность поставили 73% школьников Повысился уровень сформированности навыков по отдельным видам. Увеличилось количество детей младшего школьного возраста, которые самостоятельно и регулярно выполняют утреннюю зарядку, проводят оздоровительные упражнения в течение дня, употребляют витаминизированную пищу, в сочетании с любимыми продуктами рационально. Дети меньше стали употреблять чипсы, сухарики, жевательные резинки, сильно газированные напитки. Данные результаты были достигнуты благодаря тому, что мы следуя нашей гипотезе, активно включали в проектную деятельность информацию об индивидуальных особенностях организма человека, в том числе полученную в результате самостоятельного поиска, для формирования знаний о здоровом образе жизни; учитывали индивидуальные особенности при развитии умений и навыков здорового поведения; говорили о здоровье как о большой ценности, формируя тем самым положительное отношение детей младшего школьного возраста к собственному здоровью. Все это способствовало эффективному формированию индивидуального стиля здорового поведения. В формировании здорового образа жизни детей младшего школьного возраста рекомендуется использовать такие формы работы, которые носят преимущественно интерактивный характер и основываются на самостоятельной, творческой деятельности самих детей. Наше исследование показало, что эффективное взаимодействие педагога-психолога, организаций начального общего образования и здравоохранения с семьей в формировании здорового образа жизни детей младшего школьного возраста становится возможным, если: - все субъекты взаимодействия адекватно понимают цели и задачи совместной деятельности, ее принципы и содержание, активно включены процесс формирования знаний детей младшего школьного возраста о здоровом образе жизни, навыков здоровьесберегающей деятельности; - все субъекты учитывают специфические функции и место каждого из субъектов в общей логике взаимодействия, реализуя при этом специфические, «свои» содержание деятельности, формы и способы влияния на школьников; - обеспечивается комплексное воздействие на когнитивную, эмоциональную и деятельно-практическую сферу личности ребенка, закрепляя в индивидуальном социальном опыте устойчивые образцы здоровьесберегающего поведения и отношений; - в процессе взаимодействия субъектов осуществляется учет наличного уровня сформированности умений и навыков здорового поведения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей и опыта; - каждый из субъектов предлагает убедительные примеры и образцы самоотношения к собственному здоровью как большой ценности, включенности в здоровьесберегающую деятельность и др. Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза нашла свое подтверждение. Задачи исследования решены в полном объеме.
|
|||
|