|
|||
Приведем примеры предложений для анализа
Уважаемые председатель и члены аттестационной комиссии, вашему вниманию представляю выпускную квалификационную работу на тему: " МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАЦИОННОМУ АНАЛИЗУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ТЕКСТА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ". Выпускная работа посвящена поиску эффективных путей обучения учащихся пунктуационному анализу предложения и текста. Актуальность данной задачи связана с расширением круга заданий по пунктуационному разбору в КИМАх государственной итоговой аттестации по русскому языку. Школьный курс пунктуации традиционно, как и курс орфографии, изучается рассредоточено в связи с изучением языкового раздела «Синтаксис». Изучение пунктуации становится пролонгированным курсом, так как пунктуация, который изучается пропедевтически в 5 классе и систематически в 8-9х классах. Одной из задач изучения пунктуации в аспекте подготовки к итоговой аттестации по русскому языку становится задача научить учеников пунктуационному анализу простого и сложного предложения и текста. Актуальность нашей темы, безусловно, определяется в первую очередь востребованностью решения данной задачи в рамках подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Задания, связанные с пунктуационным разбором предложений, в последние годы стали достаточно широко включаться в самых разных видах аттестационных и экзаменационных материалов. Так, появились они в региональном экзамене по русскому языку в 7 и 8 классах, в вариантах Всероссийских проверочных работ (5 – 8 классы), государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ. Целью исследования является разработка методики обучения пунктуационному анализу предложения и текста при подготовке к государственной итоговой аттестации. Методика обучения пунктуации предполагает определенную систему работы над предложениями и текстом. Для оценки похожих устойчивых ошибок в правописании учеников, надежной опорой является последовательная и постоянная работа над предложением, которая дает возможность спланировать тактику предупреждения и преодоления совершенных ошибок, благоприятствует целесообразной организации языкового материала для того, чтобы сделать более успешным качество обучения. Общие вопросы обучения русской пунктуации в школе рассмотрены в методических трудах Г. И. Блинова, М. Т. Баранова, В. В. Гадаловой, А. Ю. Купаловой, Нестерова, Остренковой и других. Обзор научно-методической литературы позволил определить, что пунктуационный разбор является методом овладения русской пунктуации. Нельзя путать пунктуационный и синтаксический разборы, так как они преследуют разные цели: синтаксический – проанализировать предложение с позиции его структуры, а пунктуационный – проанализировать постановку знаков препинания. Пунктуационный разбор – это упражнение, при выполнении которого требуется найти в предложении пунктограмму, определить ее и объяснить (иногда и расставить) знаки препинания. Пунктуационный анализ помогает понять пунктограммы, их роль и функцию в предложении. При разборе необходимо аргументировать не только наличие знаков препинания, но и их отсутствие там, где можно ошибиться и поставить их. Пунктуационный разбор позволяет рассмотреть отдельные части предложения, их взаимосвязь между собой. Он развивает пунктуационную зоркость у школьников, формирует умение квалифицировать пунктуационно-смысловой отрезок, определять его границы, выделять условия действия пунктуационной нормы, т. е. осмыслить содержание правила и совершенствует механизм его применения. Можно предложить следующий порядок пунктуационного разбора: 1. Назвать пунктограмму, установить ее уровень (конец предложения, сложное предложение, простое предложение). 2. Назвать признаки предложения, выступающие в качестве условий пунктуационной нормы, соотнести их с пунктуационным правилом и объяснить постановку знаков препинания (соотнести их постановку, если это требуется, с уточнением смысла высказывания). По мере совершенствования пунктуационных умений и навыков объяснение постановки знаков препинания становится более кратким. Методика преподавания русского языка предлагает вести параллельную работу по пунктуации в связи с изучением программного материала по языку для того, чтобы не было большого разрыва. В связи с этим можно выделить следующие виды работ, в которых применяется умение пунктуационного анализа предложения и текста: − выразительное чтение предложений и текста; − использование текстов упражнений учебника; − написание разных обучающихся диктантов; − составление предложений учащимися; − создание собственных текстов – сочинений и изложений. Креативным приемом является реконструирование (грамматическое видоизменение синтаксических конструкций), например: «Перепишите предложения, располагая причастные обороты после определяемого слова. Расставьте знаки препинания». Конструирование заключается в составлении предложений по схемам, опорным словам; по определенной теме, с учетом конкретной ситуации. Например: Составьте сложноподчиненные предложения с данными союзами, определите вид придаточных предложений. Объясните варианты постановки знаков препинания: Вследствие того (, ) что; ввиду того (, ) что; благодаря тому (, ) что. При отборе предложений, иллюстрирующих особенности вариантов той или иной пунктограммы, предпочтение отдавалось текстам, которые, в частности, насыщены изученными пунктограммами и орфограммами. В них хорошо прорабатываются все знаки препинания, что в настоящее время необходимо. Приведем примеры упражнений, которые используются для подготовки учащихся к выполнению заданий по пунктуации ОГЭ и ЕГЭ.
Например, по теме: «Знаки препинания при однородных членах предложения». Можно дать следующее упражнение Прочитайте предложения. Спишите. Подчеркните грамматическую основу предложения. Проведите пунктуационный анализ предложения. 1. Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни – чувствовать себя нужным и близким людям! (М. Г. ). Мы создаем будущее сейчас, сегодня, а не только говорим о нем и представляем его в туманном отдалении (Пауст. ). Одним из распространенных недочетов анализа является неумение видеть все главные члены предложения, некоторые из них остаются незамеченными. Затруднения в анализе нередко обусловлены структурными особенностями сложноподчиненного предложения. Учащиеся будут преодолевать эти трудности, если их систематически учить анализу простого предложения и при этом использовать вариантный текстовый материал. Примеры заданий по теме: «Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи». - Спишите, обозначая основы предложений и расставляя недостающие знаки препинания. Составьте схемы предложений. Проведите пунктуационный анализ предложений. Приведем примеры предложений для анализа Помните: все что дается легко без труда представляет собой весьма сомнительные ценности (Леонов). 2. Словарь такая книга, которую можно перечитывать без конца все равно всего не запомнишь (Г. А. ) Работа по пунктуации направлена в основном на то, чтобы научить учеников применять известные им правила к новым, более сложным по строению конструкциям. Они должны уточнять условия постановки различных знаков препинания: двоеточия, точки с запятой, запятой, тире. При отборе предложений, иллюстрирующих особенности вариантов той или иной пунктограммы, предпочтение отдавалось текстам, которые насыщены изученными пунктограммами. В них хорошо прорабатываются все знаки препинания, их постановка в простых и сложных предложениях. Предлагаем упражнения по анализу текста. - Прочитайте текст и напишите его под диктовку. Потом проверьте написанное с напечатанным. Проведите пунктуационный анализ текста. Объясните постановку запятой в предложениях текста. Яков помолчал, взглянул кругом и закрылся рукой. Все так и впились в него глазами, особенно рядчик, у которого на лице, сквозь обычную самоуверенность и торжество успеха, проступило невольное, лёгкое беспокойство. Он прислонился к стене, положил под себя обе руки и уже не болтал ногами. Когда же наконец Яков открыл своё лицо, оно было бледно, как у мёртвого; глаза едва мерцали сквозь опущенные ресницы. Он глубоко вздохнул и запел... На материале этого упражнения учащиеся определяют постановку запятой в сложноподчиненном предложении, при однородных определениях и сказуемых, в сравнительном обороте, в бессоюзном предложении. Таким образом, предложенными нами упражнения в нашей работе можно использовать для подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации, промежуточной аттестации. В ОГЭ – это задание 3, в ЕГЭ по русскому языку задания по пунктуации располагаются с 17 по 21. Цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи решены. Спасибо за внимание!
|
|||
|