Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





4. Вещные права в Институциях Гая:



  4. Вещные права в Институциях Гая:

а) классификация вещей, ее критерии по Институциям (книга II §§ 2-22)

Начнем с описания классификации вещей по Гаю, который прежде всего разделяет их на вещи божественного (священного) и человеческого права (II, 2—9). К числу первых он относит не только храмы и могилы предков, но и городские стены и вообще все вещи, изъятые из коммерческого оборота людей.

Далее Гай делит вещи человеческого права на государственные (res publicae) и частные (resprivatae И, 10—11), на телесные и бестелесные (II, 12—14), на манципируемые и неманципируемые (II, 14а—22). К бестелесным вещам Гай относит различные права, так как и другие классические римские юристы, например Ульпиан, говорят о том, что у римлян «названием вещи охватываются также юридические отношения и права» (D. 50. 16. 23). Включение ими прав в категорию вещей не случайно, поскольку бестелесные вещи обладают целым рядом общих признаков вещей. Например, узуфрукт и сервитуты могут быть истребованы в суде как вещь, т. е. посредством вещного иска. Сельские сервитуты Гай относит к манципируемым вещам. Наконец, бестелесные вещи могут быть вещами делимыми и неделимыми и т. д. Право собственности римляне не относили к бестелесным вещам, так как римское право отождествляло собственность на вещи с самой вещью. Необходимо понять, что манципируемые вещи (земля, рабы, тягловыйскотисельскиесервитуты) в преимущественно аграрном римском обществе являлись основой производства, были жизненно наиболее важными, поэтому их передача и требовала соблюдения особого юридического акта. Впрочем, и сегодня земля и вообще недвижимость не могут отчуждаться без соблюдения юридических формальностей.

б) право собственности в Институциях и основные способы его приобретения (книга II § 65):

Первоначально римское право не знало термина собственность (proprietas). В древнейший период собственность обозначалась словами " моя вещь", " наша вещь" (pleno iure), т. е. " в полном праве". Трудно сказать, когда появился термин " собственность". В Институциях Гая (середина II в. н. э. ) он встречается шесть раз. Но столько же раз встречается в качестве синонима и термин dominium, т. е. " господство над вещами". Когда речь идет о правомочиях собственника, то обычно имеется в виду известная триада: владение, пользование, распоряжение.

Право собственности принципиально не ограничивается. Такое, абсолютное по своей защите, право есть право собственника распоряжаться принадлежащей ему вещью по своему усмотрению вплоть до уничтожения. Собственность рассматривалась римскими юристами как наиболее полное право лица на вещь. Отдельный собственник всевластен.

В римских источниках различаются цивильные (по ius civile) и естественные (по ius gentium) способы приобретения права собственности. Гай по этому поводу пишет: " Одни предметы мы получаем в собственность по естественному праву, например, предметы, отчуждаемые посредством простой передачи, другие - по гражданскому праву; манципация, переуступка перед магистратом, давность - все это способы приобретения, свойственные праву римских граждан" (Гай, 2. 65).

Важнейшее современное деление способов приобретения на первоначальные и производные не было известно ни римлянам, ни в Средние века. Оно утвердилось лишь в трудах пандектистов. Современные ученые считают, что сопряжение двух систематик может углубить понимание римской собственности (В. П. Дождев).

Первоначальные (оригинальные) - это такие, при которых право собственности на вещь возникает впервые или независимо от предшествовавшего собственника. В качестве примера можно привести возникновение права собственности на вновь возникшую вещь; на вещи, никому не принадлежавшие (ничьи); на вещи, имевшие когда-то собственника, но утратившего это право либо отказавшегося по своей воле (выброшенные собственником), либо по предписаниям закона (вещь, перешедшая к новому собственнику по давности владения) - цивильный способ.

Производные способы (дереватные) - те, при которых право нового собственника возникает по воле предшествующего собственника. При этом действует правило, выработанное еще римлянами: " Никто не может перенести на другого больше прав, чем имеет сам". К ним относятся сделки ius civile: манципация, уступка вещи перед магистратом. К сделкам ius gentium относится простая передача на правомерном основании - традиция. В постклассическом праве манципация постепенно отмирает. С упразднением особого режима resman cipi манципацию полностью вытесняет традиция.

- манципация (книга I §§ 119-121),

Манципация была древним способом квиритского права, представлявшим вначале реальную передачу вещи путем обмена ее на цену перед пятью свидетелями и при содействии весовщика (libripens). Это была одновременно и купля, и передача, но акт разыгрывался как внесудебное истребование своей вещи. «Этот раб мой», — авторитарно заявлял приобретатель и передавал отчуждателю в уплату за вещь слиток металла, для взвешивания которого и привлекался весовщик (Гай. 1. 119 и сл. ). Несомненно, что в начале манципация была действительной куплей-продажей. В момент приобретения вещи покупатель произносил формулу и тут же вручал продавцу плату. С течением времени сохранилась лишь форма сделки, но ее содержание стало иным. Действительная сделка и передача денег совершались вне самого обряда манципации. При наличии чеканной монеты кусок меди вовсе не был эквивалентом. И хотя реальной уплаты не было, но форма оставалась. Больше того, без соблюдения обряда манципации собственность на вещь не переходила к приобретателю. С течением времени обряд манципации получил широкое применение. Торжественная форма с участием пяти свидетелей, весовщика и с произнесением формулы " приобретаю за кусок меди" начинает обслуживать почти весь тогдашний оборот, пусть и несложный. Обряд " посредством меди и весов" (per aes et libram) стали применять даже при совершении брака и при распоряжении имуществом на случай смерти.

- завладение (книга II §§ 66-69),

Это захват ничейной вещи (II. 66—69), который делает захватчика её собственником.

66. Не только то, что делается нашим посредством передачи, принадлежит нам по естественному праву, но также и то, что мы приобретаем путем завладения, так как вещи эти были бесхозяйными, как, например, те, которые захватываются на земле (дикие звери), в море (рыбы), или в воздушном пространстве (птицы).

67. Итак, если мы поймаем дикого зверя или птицу или рыбу, то пойманное нами животное до тех пор признается нашим, пока мы держим его в нашей власти. Когда же оно

уйдет из-под нашего надзора и получит опять естественную свободу, то снова делается (собственностью) первого завладевшего, так как оно перестало нам принадлежать. Естественной свободы животное, по-видимому, достигает тогда, когда оно или исчезнет у нас из виду, или хотя и остается перед нашими глазами, но преследование его является трудным.

68. Относительно же тех животных, которые имеют привычку улетать и опять прилетать, например, относительно голубей и пчел, равным образом относительно оленей, которые обыкновенно уходят в леса и возвращаются, принято следующее правило: если животные эти теряют склонность к возвращению, то вместе с тем перестают быть нашими и делаются (собственностью) завладевшего ими; склонность же к возвращению исчезает у них, по-видимому, тогда, когда они оставят привычку возвращаться.

69. По естественному разуму нам принадлежит также и то, что мы захватываем у неприятеля.

- соединение вещей (книга II §§ 70-74),

70. Одна­ко и то, что при­бав­ля­ет­ся нам «посред­ст­вом нано­са», ста­но­вит­ся нашею (соб­ст­вен­но­стью) в силу того же само­го пра­ва; при этом посред­ст­вом нано­са при­бав­ля­ет­ся, оче­вид­но, то, что река при­бав­ля­ет к наше­му полю мало-пома­лу, так что мы не в состо­я­нии опре­де­лить, сколь­ко при­бав­ля­ет­ся в каж­дую мину­ту: вот об этом-то и выра­жа­ют­ся обык­но­вен­но, что, по-види­мо­му, оно при­бав­ля­ет­ся «посред­ст­вом нано­са», так как при­бав­ля­ет­ся до того поне­мно­гу, что неза­мет­но для наших глаз.

71. Таким обра­зом, если река ото­рвет какую-либо часть зем­ли от тво­е­го участ­ка и при­не­сет ее к мое­му, то эта ото­рван­ная часть оста­ет­ся тво­ей.

72. Но если посредине реки обра­зу­ет­ся новый ост­ров, то он явля­ет­ся общим для всех тех, кото­рые по обе­им сто­ро­нам реки име­ют при­бреж­ные вла­де­ния; если же ост­ров воз­ни­ка­ет не посреди реки, то он при­зна­ет­ся при­над­ле­жа­щим тем, кото­рые на бли­жай­шей сто­роне вла­де­ют при­бреж­ны­ми участ­ка­ми зем­ли.

73. Кро­ме того, построй­ка, воз­двиг­ну­тая кем-либо на нашей зем­ле, хотя бы кто-либо постро­ил ее для себя, ста­но­вит­ся по есте­ствен­но­му пра­ву нашею, так как постро­ен­ное на поверх­но­сти при­над­ле­жит (соб­ст­вен­ни­ку) зем­ли.

74. В гораздо боль­шей сте­пе­ни при­ме­ня­ет­ся то же самое к рас­те­нию, кото­рое кто-либо поса­дил на моей зем­ле, если толь­ко рас­те­ние пусти­ло в нее кор­ни.

- спецификация (книга II §§ 76-79),

Под этим именем разумелось изготовление новой вещи (nova species) из одной или нескольких других. Юридическое затруднение возникало, когда создатель новой вещи воспользовался материалом, принадлежавшим другому лицу.

Юристы-сабинианцы, последователи стоиков, по учению которых материал (materia) доминирует над формой, держались воззрения, что собственник материала оставался собственником вещи и в ее новом виде. Прокулианцы, следуя Аристотелю и перипатетикам, считали форму доминирующей и существенной, тогда как материя была вещью побочной, придаточной и несуществующей, пока не получит формы. Поэтому новая вещь принадлежит на правах собственности своему создателю, собственник же материала имеет к последнему actio furti (иск из воровства об уплате штрафа) и condictio furtiva (о возвращении владения), а при невозможности возврата — об уплате вознаграждения (Гай. 2. 79 ).

В праве Юстиниана возобладало среднее мнение, по которому новая вещь принадлежит собственнику материала или спецификатору, в зависимости от того, может ли она быть обращена в прежнюю форму или нет. По праву Юстиниана спецификатор становился всегда собственником новой вещи, если он к чужому материалу прибавил частично и свой собственный.

Конечно, и при таком решении спецификатор обязан возместить собственнику стоимость переработанного материала. Являлась ли добросовестность спецификатора условием приобретения права собственности, источники не указывают.

Источники относят к спецификации сооружение корабля или мебели из досок, изготовление вазы из массы металла и др. Если спецификации подвергся чужой материал, то кому принадлежит право собственности на созданную вещь? На этот вопрос римские юристы отвечали по-разному. Сабинианцы главное значение придавали материи, а не форме, и поэтому собственником новой вещи считали собственника материала. Прокулянцы признавали ее собственником изготовителя.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.