Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Письмо старца по поводу желания издать его письма 6 страница



Только вот что печально: наши православные не все знают свое православное учение, колеблются, даже некоторые попадают в разные секты и расколы. Они не знают, бедные, все ереси и секты основаны на гордости и самовнушении — говорят: " мы спасены". Они все Писание целиком не признают, а выбирают только то, что оправдывает их учение. Мне говорил один сектант, что они все Писание знают на зубок. Но я не удивляюсь этому их знанию: фарисеи тоже знали все Писание, но не жили по Писанию и не познали истины, распяли Господа.

Перехожу опять к удивлению Божьей мудрости. Люблю лунные ночи зимой, везде полнейшая тишина, надеваю шубу, сапоги валенные и теплый колпак, выхожу на двор, вижу и удивляюсь Божией премудрости — луна светит, а звездочек сколько, а все небо ими украшено; все дальше и дальше видно, — только одни звездочки и конца нет. Чудные дела твои, Господи, вся премудростию сотворил еси!

Мне говорил академик-миссионер: в творении Божием под днями надо разуметь миллионы. Бедный ты миссионер; очень слабым представляешь Всемогущего Творца, приписываешь Ему миллионы времени. Твой рассудок говорит так, а я верю, как сказал Господь: " бысть вечер, бысть утро, день первый", надо и понимать сутками, а не миллионами. Ибо Господь сказал и " Бысть так". Словом отделил воду от земли, вот воды с шумом и встали в указанные места, — стали моря, потекли реки, ручьи и по всей земле есть теплые воды и холодные родники. Господь сказал: " Да будет лес" — и стал лес по всей земле в совершенном виде, на север такой, а на юг иной, а потом уже постепенно растет. Так и птицы сотворены Божиим словом: сразу полетели по всей земле и разных пород; прочие все творения, как сказано в Библии. Чем больше рассматриваю природу, тем больше удивляюсь и познаю всемогущество Творца. Науки и не проходил, даже и не читал их, написал эту статейку от чувств, начитавшись Святого Писания. Жизнь моя прошла, вот уже пошел 82-й год.

Духом Святым сказано: человеку жизни на земле 70 лет. Конечно, и умирают и не доживши определенных лет, но Духом Святым сказано среднее число лет; если человек в силах — 80 лет, а дальше труды и болезни. Смерть — неумолимый закон; весь род человеческий от Адама до второго пришествия перейдет в другой мир, а тела по Божиему повелению воскреснут. Даже те тела, которые сжигают, тоже воскреснут, я в этом не сомневаюсь. У Бога все возможно. И этот прекрасный мир со временем уничтожится, как сказано во Св. Писании.

Человечество так оземленилось! Совсем забывают, что наша эта жизнь — путь к вечности и приготовление к ней: волнуются и мятутся в сей юдоли плачевной. Даже мало таких встретишь, с которыми можно поговорить о едином на потребу. Может быть, народ уже подошел своею жизнью ко второму пришествию Спасителя, как к всемирному потопу.

 

Письмо 92

30. 8. 1954 г.

Христос посреди нас!

... Ты пишешь, что и в келии живя, можно больше нагрешить, можно больше миром увлечься и рассеяться. Это справедливо, конечно, примеров много, можно привести тех и других. В корне монашества или иночества — уединение. Мир для мирян, а монашество для иноков: все должно быть на своем месте. В данное время монастырская жизнь потекла по другому руслу. На старом Валааме схимники жили отдельно, и материально ничего не делали, а только выстаивали церковные службы и в келии молились, кто как умел. Но теперь схима меня не смущает, что я хожу на работы и езжу по городам, а если где-либо по человеческой немощи придется споткнуться, духовный разум не удивляется. Св. Лествичник говорит: " Не ужасайся, если и каждый день падаешь, и не отступай от пути Божия, но стой мужественно. Без сомнения ангел, который хранит тебя, почтит твое терпение". Это изречение св. отца я привел, чтобы мы не унывали, если пошатнемся в какой-либо добродетели: дивен Бог во святых своих.

 

Письмо 93

10. 10. 1954 г.

... Я живу и покряхтываю. От худого сердца ноги пухнут, все же служу, готовлюсь служить седмицу, моя очередь через две недели. Бедный человек: в молодости мучают страсти, а в старости немощи. Жизнь моя прошла, приблизился к переходу в другой, лучший мир, где нет печали и воздыхания. Однако страшновато умирать, ведь дело-то небывалое. Боязнь смерти у всех есть, говорит Лествичник (слово 6, 3).

Наша монастырская жизнь помаленьку еще теплится, все же остарело наше братство; с Божией помощью летние полевые работы кончили благополучно. Хоть и холодливое лето было, все же хорошо справились с делами, даже лучше крестьян; впрочем, хоть и остарели иноки, но привычны к трудам.

Вот Х., не придется мне с вами больше посидеть у стола за чаепитием и поговорить о едином на потребу. Все же надеюсь, что увидимся в будущей жизни. Вы стремитесь исполнить евангельские заповеди, я тоже стремлюсь, и в немощах как человецы сознаем и каемся, и Господь по Своему милосердию удостоит свидания в будущей жизни. Когда дьявол нанесет мыслей отчаянных, гони его молитвенным бичом, ибо он очень нахальный, зело нападает на стремящихся к духовной жизни. Святые Божии люди испытывали такие ужасы, даже не пожелали предать писанию. Впрочем, его злая воля ограничена, насколько Господь попустит ему, настолько и искушает нас, влагая разные мысли, но наше самовластие может принять, может и не принять их, конечно, с Божией помощью.

 

Письмо 94

11. 11. 1954 г.

... Ах, какой ты безумный! Пишешь мне, что " не веришь в Бога и в Его святой Промысел и в бытие бесов". Неужели ты настолько слеп духовно, что не видишь в творении Творца — всемогущего Бога! Все так чудно сотворено и всему дан условный закон, и во веки веков он не изменится; мне помнится, что я писал тебе о Боге и о творениях Его.

А о существовании бесов кратко скажу из своего опыта. Жил я один в маленьком домике в предтеченском скиту на Валааме; сам себе готовил еду, растил овощи, а хлеб брал из монастыря, а изредка и сам пек. Ночи любил проводить без сна, ложился всегда после двенадцати, в 2 или в 3 часа. Конечно, днем спал, сколько требовалось природе. Однажды, в 2 часа ночи, согрел самоварчик и вместо ужина стал пить чай; вдруг слышу, что кто-то идет в коридоре, отчетливо слышны шаги человеческие; хорошо помню, что двери заперты. У меня мурашки пошли по телу, а кот сгорбился и шерсть поднялась у него, точно ждет кого-то или что откроется дверь и войдет к нам. Я взял лампу, вышел в коридор, осмотрел везде, нет никого. Конечно, неверующий скажет, что это галлюцинация. Нет, это не галлюцинация, а именно бесы. Иногда были слышны стуки в раму, когда я читал свое правило, и еще были стуки, но всех не буду описывать.

Вот еще приведу доказательство о существовании бесов, как и в Евангелии говорится. У меня был брат, жил в Петрограде, держал трактир, торговал хорошо, а я в то время жил там же на подворье Валаамского монастыря. Однажды приходит брат ко мне. Когда он пришел в келлию, то почему-то стал очень волноваться. Я посадил его на стул, а вверху были иконы с мощами; вдруг брат вскакивает со стула и кричит: гадкие-гадкие иконы, и побежал из келлии. Я остался в недоумении и думал, что это такое с ним случилось? Неужели бесноватый? Оказалось, что действительно — бесноватый. На следующий день пошел я к ним, его жена и говорит мне: " Когда он пришел домой, очень взволнованный, то стал кричать, что «я больше никогда не пойду к брату, там у него гадкие иконы". А когда я буду говорить что-либо из св. Евангелия, он тревожится и говорит мне: " Не говори это мне". Если покропить еду св. водой, он уже не будет есть, хоть и не видел, что кропили». Мне нужно было ехать в монастырь на пострижение в мантию. Приехал я в монастырь и попросил св. игумена поминать на литургии болящего Иоанна, — его тоже звали Иоанном; еще попросил и некоторых схимников помолиться о нем.

Совершилось таинство пострижения в мантию. Поехал обратно в многомятежный мир, взял с собой ягод земляники корзиночку из монастырского сада, покропил святой водой, думаю, вот угощу брата монастырскими ягодами. Приехал я в город, взял ягоды и пошел угощать ими брата. Смотрю: он кушает и благодарит меня за хорошие ягоды. Затем говорит мне: " Как ты уехал в монастырь, как-то ночью, только что стал засыпать, вдруг очень ясно вижу, что подходят ко мне два схимника и говорят мне ласково: " Не скорби, не скорби, будешь здоров", и ушли от меня. Я сразу же и поправился. Потом он сказал: " Меня испортили худые люди по зависти".

Этого случая я никогда не забуду. Верую в Бога и в Его могущество, в чудное Его творение; куда ни посмотрю, все меня удивляет и чувствую Его творческий промысел о судьбах мира и человека.

Как вы, безбожники, неужели не можете признать Бога Творца, смотря на все это чудное творение? Господь по своей благодати чудно все сотворил, дал условный закон и поддерживает свой мировой порядок, до своего второго пришествия на землю, тогда этот чудный мир упразднится и будет вечная жизнь, не имущая конца.

 

Письмо 95

18. 1. 1955 г.

На вопрос Х., " как надо решать, предстоит ли ему идти старой дорогой или начать по новой", вопрос загадочный, именно — какие дороги? Впрочем, я полагаю, надо идти старой дорогой, ибо ему известна она и есть опыты, а на новой неизвестно, что там может встретить его. Указывает на подвижников; они ломали свою жизнь, бросали все и меняли свою жизнь. У подвижников была одна цель, спасти свою душу, и глубокая у них вера в Божию помощь. А у Х. интересы материальные — большая разница между ними. Х. понимает смирение во внешнем виде, вот и говорит: до чего оно должно распростираться? Истинное смирение вот до чего должно распростираться: до полного сознания, в чувстве сердца, что он на всем земном шаре, хуже всех человеков, даже скотов. Св. отцы сказали: " Смирение божественно, оно преклонило небеса и сошло на землю, принял нашу плоть и бысть Богочеловек". Наверно, вам это непонятно, вопрос философский, а ответ богословский. О выборе пути надо руководствоваться Святым Писанием, а не инстинктом.

 

Письмо 96

20. 1. 1955 г.

... Едва собрался написать тебе; затирает старичка — лежал в больнице 11 дней, очень помогли мне, ибо Господь лечит посредством докторов; и врача Господь сотворил, говорит Св. Писание. Когда обращаешься молитвенно к Спасителю или к Божией Матери или к святому какому, все они небожители слышат — в этом не сомневайся. Молись вот так: в уме не надо представлять чувственно Спасителя, Божию Матерь или святых, но ум надо заключать в слова молитвы, а внимание в верхней части груди. Повторю: из головы внимание спусти в словесную часть груди, как выше сказал, такой образ молитвы самый правильный и пусть будет у тебя навсегда. Конечно, сперва трудно будет спуститься из головы в грудь, но потом уже без труда будет внимание в груди. Хорошо бы об этом поговорить лично. Что будет непонятного в молитве, напиши мне, я объясню.

Желаю вам от Господа мира, любви и согласия.

 

Письмо 97

6. 2. 1955 г.

... Люблю прочитывать изречения св. отцов, ибо они говорили " краткими глаголы по много разумы". Некий старец сказал: " Если душа имеет только слово, а не имеет дела, то уподобляется дереву, имеющему цветы, но не плоды". Чудный ты старец, как хорошо объяснить в кратких словах духовную жизнь. Ибо цветы прельщают только глаза — отошел от них и забыл цветы, а плод от древа насыщает человека и дает силы для поддержания жизни. Так и говорящие, которые " говорят от дел", их глаголы ложатся на сердце, точно пластырь на раны. А если говорящий от обучения, то чувствуется, что словеса их рассудочны. Ибо вода и уксус имеют цвет один, но гортань различает брашно.

 

Письмо 98

6. 2. 1955 г.

В святом Евангелии от Мат. (16, 18–19) Господь сказал: " Яко ты еси Петр (камень), и на семь камени созижду Церковь мою, и врата адовы не одолеют ее".

Ибо глагол Божий не изменяется во веки веков. Как ни гнали Церковь Божию язычники и безбожники! Однако служба божественная всегда совершалась и будет совершаться до второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа на землю. Св. отцы советуют читать Св. Евангелие ежедневно, если очень недосужно, хоть одно начало все же прочти. Читай не так, чтобы только прочесть, но внутренне помолись Господу, чтобы открыл очи твои сердечные для уразумения силы св. благовествования Христова: читай внимательно, точно по складам. Опытом познаешь духовную силу, исходящую от такого чтения, подобно кровоточивой жене.

 

Письмо 99

6. 2. 1955 г.

Получил твое письмо, пишешь: что тебя иногда во время молитвы очень смущают хульные помыслы; такие бывают скаредные, что даже стыдно смотреть на иконы, священникам как-то стыдно говорить. Смущаться не надо, ибо такие помыслы не наши, а врага рода человеческого — дьявола. Просто не обращай внимания на них, и мысли старайся обратить на какие-либо внешние предметы. Этот дьявол — хулитель, иногда во время Божественной литургии хулит Господа, Святые Тайны и все божественное. Преподобный Никита Стифат сказал: " Сей хулитель дьявол иной раз нашими же устами хулит нас и Бога вышнего".

Преподобный Иоанн Карфафский сказал: «Не только перед скончанием мира дьявол возглаголет словеса на Вышнего, как говорит Даниил (7, 25), но и ныне бывает, через наши помыслы; тяжкие возносим хулы на самое небо, и самого вышнего бесславит, и создание его, и Святые Христовы Таинства». Сей хулитель — дьявол искушал Господа нашего Иисуса Христа чревоугодием, тщеславием и гордостью. Дьявол не знал тайны воплощения Богочеловека, все же почему-то догадывался: " Если ты Сын Божий" и прочее, как сказано в Евангелии (от Мат. 4, 3–9). Господь сказал: " Отойди от меня, сатана". Вот, и ты говори хулителю — дьяволу: отойди от меня, сатана, я знаю Господа нашего Иисуса Христа, слушаю еЕго и повинуюсь Ему во всем, что заповедано в св. Евангелии, а тебя, погибшего навсегда за твою гордость, не буду слушать, чтобы ты ни говорил мне; повторяю: отойди от меня, ненавистник всякого добра.

Хулитель-дьявол, хоть и всех искушает, но гордые больше страдают хульными помыслами, ибо Господь за гордость попускает дьяволу искушать человека. Св. отцы такие испытывали хуления, что даже не хотели предать писанию. Но они были опытными в духовной жизни, не смущались, ибо хорошо знали, что виновник хулы дьявол.

 

Письмо 100

15. 3. 1955 г.

... Преподобный отец Ефрем Сирин молился: " Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего". Великий отец очень хорошо знал и помнил тяжесть греха осуждения и великую добродетель не осуждения. Господь сказал: " Не судите, да не судимы будете. Имиже бо судом судите, судят вас. Что же видиши сучец иже во оце брата твоего, бревна же еже есть во оке твоем не чуеши" (от Мат. 7, 1–4). Осуждающий других уподобляется антихристу, ибо восхищает суд Божий. Много есть примеров об осуждающих других.

Насколько великий грех осуждение, приведу один пример. Преп. Исаак Фивейский при посещении киновии увидал там брата, впавшего в грех и осудил его; когда возвратился в келию, ангел не пускает его и говорит: " Бог послал меня к тебе и повелел спросить, куда повелишь поместить павшего брата, которого ты осудил". Ужаснулся старец и сознал тяжесть греха осуждения. Упал в ноги ангелу и слезно просил прощения. Ангел сказал: " Бог простил тебя, но берегись осуждать прежде, нежели Бог осудит его".

А мы, грешные, так привыкли осуждать других; даже взошло в привычку, и не помним Божиего запрещения и тяжесть греха.

Осуждение всегда бывает ошибочно, ибо мы не знаем причин согрешающего, что его побудило это сделать, мы видим только грех ближнего, а покаяние его не видим. Господи, даждь ми зрети мои прегрешения, и не осуждати брата моего.

 

Письмо 101

24. 3. 1955 г.

... Завтра великий праздник Благовещения (благая весть) Приснодеве Марии архангелом Гавриилом. Чудо чудес! Бог невместимый и Творец всей вселенной вмещается в утробу Девы Марии. Пресвятая Богородица, спаси нас грешных! Ах! Как хорошо Святая наша Церковь, восхваляет Приснодеву Марию в догматиках. Эти догматики всегда надо слушать внимательно, ибо в них поются прообразы ветхозаветные о Деве Марии. Господь и Царица Небесная, да помогут тебе в тяжелые минуты. Веруй и обращайся к ним за помощью.

 

Письмо 102

20. 4. 1955 г.

Получил твое письмо и ты просишь меня написать тебе о воплощении Сына Божия. Я давно собирался написать это себе на память, но все как-то не мог собраться написать, а ты натолкнула меня.

Дерзаю приступить к этому великому делу и душа моя трепещет: как я могу писать о такой великой тайне, и святые ангелы не могут постигнуть этого великого таинства. Все же, с Божией помощью, напишу, насколько человек может воспринять своим ограниченным умишком эту великую тайну воплощения Бога-Слова. Пишу на основании Св. Церкви и учения св. отцов, а не свое мудрование. А сердце мое трепещет: как Святая Троица, единосущная и нераздельная, Сын Божий невместимый вмещается в утробу человеческую Приснодевы Марии, и восприял от нее душу и тело человеческое, и бысть совершенный Бог и совершенный человек, кроме греха, и волю имел божескую и человеческую, только воля человеческая подчинялась воле Божией. Сердце мое трепещет, как я буду продолжать писать о таком таинстве?

Бог невидимый и непостижимый, на него и ангелы не могут взирати. Но Господь по Своему милосердию снисходит к роду человеческому воплощением в человечество. О! Дивное чудо — невместимый Бог вмещается в утробу Приснодевы и по закону человеческой природы был носимый в утробе Девы Марии 9 месяцев и родился как человек, но рождение было безболезненное, ибо зачатие было не плотское, а от Духа Святого; и Младенец Божественный полагается в ясли и питается млеком материнским как человек. " Отроча же растяще, и крепляшеся духом, исполняяся премудрости, и благодать Божия бе на нем". О! Великое чудо: жил, воспитывался и повиновался св. обручнику Иосифу до 30-летнего возраста, работал по плотническому ремеслу. Пилил, рубил, строгал рубанком, вообще работал как плотник. 12-летним отроком в Иерусалиме в еврейской синагоге удивлял фарисеев вопросами и ответами, а больше ничего неизвестно до 30-летнего возраста, ибо Бог скрыл свое божество. О! Глубина божественной премудрости и смирения!

В 30-летнем возрасте был возведен Духом Святым в пустыню и жил там со зверьми. Как человек, 40 дней терпел голод и был искушаем дьяволом (от Мат. гл. 4). Ходил и учил род человеческий, как ему было угодно, 3, 5 года. Действовал как Бог и как человек. Когда ехал с учениками в корабле, спал на корме как человек: поднялась буря и корабль их стало заливать. Ученики в испуге разбудили его: " Наставниче, погибаем". Господь запретил волнам и ветру — как Бог. Когда Господь пришел к гробу умершего Лазаря, прослезился как человек, а воскресил его как Бог, сказав уже смердящему: " Лазаре, гряди вон". По человечеству как человек ходил, уставал, пил, ел и плакал, а как Бог творил чудеса, исцелял больных, воскрешал умерших. А ученые фарисеи знали Святое Писание просто назубок, но по закону не жили и святую истину не могли понять. Преследовали Спасителя мира на каждом шагу и до того дошла их злоба, что распяли Господа.

Дивны дела твои, Господи, как человек терпел от злых фарисеев разные поругания. Говорили: «Исцеляет больных, воскрешает умерших и прочие чудеса делает бесовскою силою». И Господь ради нашего спасения, все это терпел, как человек. Чудное смирение Сына человеческого: ехал на осляти как человек и при его торжественном шествии в Иерусалим народ постилал свои ризы и громко радостно кричал: " Благословенен грядый царь во имя Господне: мир на небеси, и слава в вышних" (от Луки, 19, 38). После торжественного шествия в Иерусалим Господь на Тайной Вечери установил таинство Св. Причащения, и Иуда был причащен Тела и Крови Спасителя Господа нашего Иисуса Христа.

Господь как человек скорбел и тужил. " Прискорбна есть душа моя до смерти", и молился, глаголя: " Отче мой, аще возможно есть, да минует меня чаша сия; обаче не якоже аз хощу, но якоже ты". Бысть же пот его яко капли крови каплющия на землю. И терпел как человек поругание, осмеяние, биение по щекам, и палкой по голове; и терновый венец надели на главу Его, и кровь лилась по одежде Его и насмехались, говорили: " Радуйся, Царю Иудейский". И злые фарисеи повели Господа — Творца всей вселенной и всей твари на распятие. Пригвоздили Его Пречистое Тело ко кресту. Господи, прости меня окаянного, что я дерзаю описывать честные страдания Твои. Пишу не ученым языком, ибо я науки не проходил, а как чувствовал, так и писал. Делаю выписку из книги «Священная история»: «Распятие на кресте было самой ужасной казнью. Оно заключало в себе все, что есть мучительного в пытках и смерти: головокружение, судороги, упадок сил, лихорадку, столбняк, антонов огонь в ранах — все это вместе и в самой высшей степени, притом без лишения чувств. Пригвождение ко кресту в висячем положении делало мучительным малейшее движение, воспаленные и постоянно увеличивающиеся раны от гвоздей разъедала гангрена. Кровеносные жилы, в особенности в голове и животе, напрягались от прилива крови и лопались. Ко всем этим мучениям присоединялся невыносимый жар и неутолимая жажда. Все эти мучения производили такую нестерпимую тоску, что распятые с мольбой просили, как величайшей милости, покончить их жизни. Господи, помилуй! И все эти ужасные страдания Господь наш Иисус Христос терпел как человек ради нашего спасения, а Божество сострадало. О дивное чудо! Человече, неужели твое окаменелое сердце не содрогнется от воспоминаний таких страданий Иисуса Христа?

Вот по твоему желанию написал я тебе кратко. Советую тебе читать св. Евангелие ежедневно, если у тебя нет времени на целую главу, то хотя бы по несколько строчек.

 

Письмо 103

7. 5. 1955 г.

Твое письмо я получил, все понял. Однако, не унывай и не скорби, что накричала на Х. Это человеческое; впрочем, и ко смирению и к самопознанию своего устроения. Вот какие мы слабенькие — подул противный ветер и терпение лопнуло. Вместе жить и ладить, очень трудно, ибо устроение и характеры разные, а чтобы мир — требуется с обеих сторон стремление к миру.

Читал я в Отечнике: два старца жили вместе. Вначале один говорит другому: как ты смотришь на меня? Другой отвечал: " Как на ангела". Поживши довольно времени, спрашивает опять: " А теперь как смотришь", тот ответил " А теперь как на дьявола и каждое твое слово, точно гвоздем колет меня". Это я привел пример не в поблажку, а чтобы не унывать, когда что стрясется по нашей немощи.

Преп. Моисей говорил: " Сила для желающего стяжать добродетели заключается в том, чтобы не малодушествовать, когда случится пасть, но снова продолжать свой путь: не падать свойственно только ангелам".

 

Письмо 104

6. 8. 1955 г.

... Твое письмо я получил, сразу же пишу тебе: во всех недоуменных вопросах возьми себе за правило совет богомудрых св. отцов. Если предстоит тебе два зла, выбирай меньшее, а если две добродетели предстоят — выбирай большую. Конечно, предварительно помолись, чтобы Господь вразумил.

 

Письмо 105

29. 10. 1955 г.

Человеческой природе свойственно бояться смерти. Смерть вошла в человеческий род не по природе: поэтому природа человеческая боится смерти и бежит от нее.

Св. Максим Исповедник говорит: нет ничего страшнее помышления о смерти и велельпье памяти о Боге. Вот такой святой и то боялся смерти, ему даже и язык отрезали за православие. Многие говорят: " Я не боюсь смерти, готов хоть сейчас умереть", это только пустословие, а когда почувствует приближение ее, тогда будет страх.

... Отец Иоанн Кронштадтский писал свое переживание от чувств, а не рассудком, вот его писание и ложится на сердце точно пластырь на рану. По моим грехам так я и не удостоился видеть его. Но всегда с любовью слушаю, когда говорят о нем, кто видел его.

 

Письмо 106

28. 7. 1955 г.

О помыслах

Помыслы бывают трех родов: человеческие, ангельские и бесовские. Мысли человеческие ничто иное, как мечтательные образы вещей мира сего, сказал преп. Исихий. Ангельские помыслы всегда добрые и на сердце бывает мир и тишина, даже некоторое веселие. А бесовские мысли всегда греховные и в сердце чувствуется смущение. Иные люди иногда говорят: " Что ни шаг, то грех". Так говорить неправильно. У св. отцов все приходящие мысли названы прилогами, хоть и худые они, но безгрешны; мы по самовластию можем принять и не принять, если не примем их, то они безгрешны, а если примем и будем говорить с ними, тогда будут греховные и доведут они до телесного греха. Иногда приходят мысли неприятные: когда-то были ошибки, и вдруг они появятся, точно молния блеснет, я полагаю, что такие мысли естественные, человеческие прежние воспоминания. А бесовские мысли всегда греховные: о гневе, о блуде, о сребролюбии, о тщеславии, о гордости и о прочих страстях, и всегда в сердце бывает смущение. Конечно, мирянам трудно, даже невозможно, разобраться в помыслах, от каких причин они бывают. Ибо иные мысли у писателей, иные мысли у изобретателей, и иные у торговцев.

 

Письмо 107

26. 9. 1955 г.

От души благодарю за арбуз, хотя получил его в растрепанном виде, арбуз разбитый, бумага вся мокрая, почтовая барышня была недовольна, другие пакеты обмочены. Наверно, посылали с тщеславием, всегда так бывает, что кто сделает с тщеславием, жди бесславия.

 

Письмо 108

9. 10. 1955 г.

Получил ваше письмо, просите меня ответить. Тебе не понятно у св. апостола Павла следующее: " Притом знаем, что любящим Бога, призванным по его изволению, все содействует ко благу. А кого он предопределил тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал тех и прославил" (Римл. 8, 29–30).

Отвечаю не по своему мудрованию, а на основании святоотеческого учения. Блаженный Феофилакт говорит: " Итак, сначала предвидение, потом предопределение. А званным становится человек по предвидению, т. е. по собственному его произволению (потому что в таком случае все спаслись бы, потому что все призваны), а нужно еще произволение. Итак, сначала предвидение, а потом предопределение".

Господь призывает всех: " Приидите ко мне вси труждающиеся и обремененные", но свободной воли, данной Господом, не нарушает. Ибо от доброй воли зависит или стремиться к спасению и ждать благодати, или желать зла и от благодати отвращаться.

Знай, друже, что наш умишко очень ограниченный, да еще сердце загромождено страстями и мы не можем понять божественного намерения во Святом Писании. Некоторые люди от незнания сущности Святого Писания, утверждают нелепое учение о безусловном предопределении одних ко спасению, а других к погибели; как будто Всеблагий Бог желает кому-нибудь погибели.

Преп. Антоний Великий постился и молился, просил Бога открыть ему, почему одни умирают в молодости, а другие в старости, иные благочестиво живут — бедствуют, а худо живут — благоденствуют. Услышал голос: " Антоний! Внимай себе, а суды Божии не испытывай, они тебе не полезны".

Да разве человек может постигнуть суды Божии? Почему одни бывают от рождения слепые, другие калеки, иные идиоты, и много есть, много, что для нас непостижимо. Ереси, секты и расколы произошли от неправильного понимания Св. Писания и основаны на гордости и самовнушении. В православной вере авторитет: Вселенские Соборы и учение святых отцов.

Вот, друг, как советую тебе читать Святое Писание: сперва помолись Богу, чтобы Он открыл твой ум уразуметь Писание: что понятно — старайся исполнять, а непонятное пропускай. Так св. отцы советуют. Святое Писание надо читать не для знания, а для того, чтобы спасти свою душу. А исследование непостижимого относится к гордости.

 

Письмо 109

14. 11. 1955 г.

Прочел твое письмо и ты сознаешь себя очень болтливой. Святые отцы сказали: иной целый день говорит и ему вменяется в молчание: ибо говорит все ради Бога, а иной целый день молчит и ему вменяется в празднословие. Проверь свою болтливость и сличи с советами. Св. отцов!

Еще пишешь, что очень занята житейскими заботами и плохо идет молитва. Наконец надо же сознаться, что ты не монахиня и живешь в миру, как же можешь жить без забот? Читаешь Св. Писание и не понимаешь силу их учения. Ибо и святые отцы жили не без забот, и у них молитва пресекалась и чувствовали себя иногда очень слабенькими; но они, как опытные и духовной брани, не малодушествовали в изменениях, а терпели неприятные свои переживания. Преп. Иоанн Колов такую имел благодатную, непрестанную молитву, что забывал про корзинки, которые надо было давать погонщику; пока идет за ними и забудет, зачем пошел. Этот же преподобный шел с погонщиком по скитской дороге и погонщик довел его до гнева, и убежал преподобный от погонщика. Вот и у святых бывают перемены, а ты хочешь, чтобы у тебя все гладко. Помни, я как-то в нашем разговоре с тобой сказал тебе: " Лучше немощная совесть, чем добродетель со тщеславием".

Вот что говорят святые: если подвизаетесь, как должно, не гордитесь тем, что поститесь. Если же тщеславитесь сим, то какая польза в посте? Лучше человеку есть мясо, нежели надмеваться и величаться. А преп. Моисей сказал: сила для желающего стяжать добродетель заключается в том, чтобы не малодушествовать, когда случится пасть, но снова продолжать свой путь. Не падать свойственно только ангелам. Буквоедам, не знающим силы духовной жизни, не понравятся подобные выписки, ибо у них все благочестие в наружном поведении. Очень прискорбно, что мы по своей неопытности в духовной жизни застреваем на букве, ибо буква убивает, а дух животворит.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.