|
|||||||
Задание. 1. Ознакомьтесь с текстом. 2. 1 Понятие «познание». 2.2 вопрос о познаваемости мира. 2.3Формы познания. 2.4 Подходы к познаваемости мира. 2.5 уровни познания и их характеристика. 2.6 элементы познания
Тема: « Проблемы познания» Задание 1. Ознакомьтесь с текстом 2. Составьте конспект по плану: 2. 1 Понятие «познание» 2. 2 вопрос о познаваемости мира 2. 3Формы познания 2. 4 Подходы к познаваемости мира 2. 5 уровни познания и их характеристика 2. 6 элементы познания Познание – это специфическая деятельность, обусловленная общественно-исторической практикой, направленная на приобретение знания, его углубление и совершенствование. В исследовании процесса познания участвуют многие частные науки: психология, физиология высшей нервной деятельности, кибернетика, формальная логика, языкознание, семиотика, история культуры и другие. Однако они не ставят и не решают коренных проблем познания, а изучают его отдельные стороны. Особая роль в исследовании познания принадлежит философии. Раздел философии, в котором изучаются наиболее общие закономерности и проблемы познания, называется теорией познания, или гносеологией (от греч. слов gnosis - знание и logos – учение). Процесс познания интересует гносеологию с точки зрения его сущности, отношения познания к объективной реальности, к процессу постижения истины. При этом философская теория познания опирается на специально-научное знание о познавательном процессе (психологическое, физиологическое, филологическое, историко-культурное и иное). Категориальную систему гносеологии составляют ее основные понятия: познание и практика, субъект и объект познания, знание и вера, эмпиризм и рационализм, творчество и интуиция, метод и факт, гипотеза и теория, проблема, заблуждение, ложь и другие. В системе категорий гносеологии центральной является истина. Одним из первых вопросов, с которым сталкивается гносеология, является вопрос о самой возможности познания субъектом бытия. Вопрос о том, познаваем ли мир, в философии познания имеет следующие формулировки: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В состоянии ли наше мышление познавать материальный и идеальный мир? Можем ли мы в наших представлениях и понятиях о материальном мире составлять верное его отражение? и др. Познание ориентируется на: 1) решение конкретных жизненных проблем, 2) выявление устойчивых сущностных связей мира, 3) накопление личного духовного опыта, в том числе самопознания. Формы познания: обыденно-практическая, мифологическая, религиозная, художественная, философская и научная. Основные теоретические подходы к познаваемости мира: 1) познавательный оптимизм, основанный на вере в достижимость соответствия знаний действительности (большинство философов от Платона до Маркса); 2) агностицизм (он же «познавательный пессимизм ») – мир непознаваем (Юм, Кант и многие философские школы современности); 3) скептицизм ‑ все сомнительно, ко всему надо относиться с недоверием, иронией и самоиронией (Пиррон, Секст-Эмпирик, Ротри). Основные исторические подходы к решению проблемы познаваемости мира: 1) Древние философы стремились познать мироздание, считая его познаваемым. 2) В Средневековье: познание в рамках веры, источник истины – ниспосланные Господом озарения, но разум иногда признавался надежным (дарованным Богом) средством отыскания и обоснования истин. 3) В новое время познание по преимуществу сводилось к экспериментированию, тщательному сбору и систематизации фактов с целью обнаружения свойств и закономерностей, присущих всем предметам или процессам соответствующего рода (вида, типа). А для объективности (достоверности, точности) познания ‑ достаточно освободиться от индивидуальных и групповых пристрастий. 4) Современная неклассическая гносеология признает познание продуктом взаимодействия объекта и субъекта. Этот продукт исторически изменчив, все истины относительны, а субъективные пристрастия и выдумки неустранимы. А потому нынешняя гносеология изучает бесконечно разнообразные формы и методы взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта. Где субъект познания ‑ индивид или исследовательская группа (коллектив). Объектом познания может быть все, что угодно (вещь, организм, процесс, взаимодействие, система, мышление) – в том числе сами познающие субъекты. Понятие « предмет познания » обычно обозначает нечто более узкое (конкретное), чем «объект познания» - например, «фрагмент объекта». Под «диалектикой субъекта и объекта познания» понимаются их взаимные влияния (взаимопереходы, взаимоотражения). В структуре познавательного процесса выделяют 3основных уровня: 1) чувственное познание, 2) рациональное познание, 3) интуиция. Эти уровни взаимодействуют и обуславливают друг друга. Чувственное познание характеризуется: - непосредственным отражением (феномены); - множественностью и конкретностью; - поверхностностью понимания. Его основные элементы: частичные и разнообразные ощущения, целостные восприятия, представление по памяти и (или) воображению. Рациональное познание отличается: - постижением сущностных свойств и законов действительности (ноуменов); - отражением универсально-всеобщего(общественно-значимого) в виде абстрактно-идеальных концептов (идей, мыслей); - опосредованностью языком и культурной традицией. Его основные элементы: определения, суждения, индуктивные и дедуктивные умозаключения (выводы). Интуиция ‑ механизм моментального и непосредственного (без логических выведений и доказательств) схватывания знаний об объекте. В истории философии, как правило, абсолютизировали одну из сторон познания: рационализм выпячивал верховенство разума, эмпиризм и сенсуализм – чувственного опыта, интуитивизм и мистицизм – интуиции. Современная философия ратует за системную взаимосвязь всего этого и много другого, а также за относительные приоритеты (к примеру, разум приоритетнее в философии, чувства ‑ в искусстве, интуиция ‑ в религии). Познание, таким образом, представляет собой активную деятельность людей, направленную на приобретение знаний. Знания - это результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных образах (представлениях, понятиях, суждениях, теориях) и закрепленный в знаках естественных или искусственных языков. Знание определенным образом соотносится с верой. Вера - это знание, принятое без достаточной критической проверки, под влиянием чужого мнения, собственного интереса, традиций, внушения и т. д. Так, например, формируются религиозные верования, где тоже говорят об «истине», но здесь она не доказывается, а просто «открывается» тому, кто уверовал в религиозные догматы. Характеризуя основные элементы, составляющие процесс познания, выделим: 1) субъект познания; 2) объект познания; 3) процесс гносеологического взаимодействия между субъектом и объектом, который протекает в определенных формах чувственного и логического отражения действительности. Субъект познания - это носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект. Субъектом познания является прежде всего человек, а также социальная группа, слой, класс, этническая общность, общество в целом и др. Объект познания - это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания. Объектом познания выступают предметы, процессы и явления материального мира (первичный объект познания). Признающиеся объективными идеальные явления, а также сознание человека, духовные процессы в обществе выступают вторичными объектами познания. Наконец, объектом познания могут быть теоретические модели, которые специально создает и изучает человек в процессе научно-теоретической деятельности (третичные объекты познания). Условия познания опосредуют отношения субъекта и объекта. Такое опосредование может ориентировать либо на большую степень адекватности познания, либо, наоборот, на искажение сущности изучаемого объекта. В процессе взаимодействия субъекта и объекта возникают гносеологические отношения: отражения (от объекта к субъекту), выражения (внутри субъекта, в сознании) и обозначения (от субъекта к объекту). Познание, таким образом, это взаимодействие субъекта и объекта. Именно поэтому и познавательная деятельность, и ее результат содержат в себе объективное – то, что определяется самим объектом, а также субъективное, что зависит от субъекта. В процессе отражения объект познания распредмечивается в сознании субъекта, получает другое свое «бытие» - в форме мысленного образа. Он как бы переносится в человеческую голову, преобразовывается в ней и становится идеальным объектом в сознании субъекта. Мысленный образ объекта, благодаря способности человека к абстракциям, может заменять в определенных случаях действительный объект в мыслительной и практической деятельности субъекта. Он оформляется в сознании, ему дается «имя». Выраженный именем (понятием) в мышлении, образ объекта познания «возвращается» человеком к объекту познания. Происходит обозначение объекта познания с целью его обособления или типизации, проверки полученных знаний. Процесс познания всегда противоречив по гносеологическим отношениям субъекта и объекта, по мере адекватности объекта познания и знаний о нем, по характеру самих знаний и возможностей их использования на практике. Сложность, противоречивость процесса познания обусловливают его диалектический характер.
|
|||||||
|