Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Развитие городов Волжской Булгарии



 

Первые города в Волжской Булгарии начали появляться в начале 20-х годов X века. Этот исторический процесс

связан с окончательным переходом от бывшей кочевнической жизни к оседлой. Появление первых булгарских городов

совпадает с периодом принятия ислама. Это не случайное совпадение, а закономерный исторический процесс. Именно

с возникновением и ростом городов, с развитием городской культуры связано распространение крупнейших религий мира,

в том числе и ислама. Так было и в Волжской Булгарии. С появлением первых городов в этом государстве началась

также чеканка собственных, булгарских серебряных монет-диргемов.

Арабо-персидские средневековые исторические источники с 20-х годов X века начинают упоминать два булгарских города

— Булгар и Сувар, притом они часто фигурируют рядом, как бы дополняя друг друга. Да и историческая судьба их оказалась

очень близкой, особенно в X—XI веках. Теперь обратимся к наиболее известным из этих источников, располагая их снова в

хронологическом порядке. Первое и ценнейшее сведение об этих двух городах принадлежит перу ал-Балхи, которого мы уже

начали было цитировать в предыдущем параграфе: «Бул гар—имя страны, жители которой исповедуют ислам, и имя города,

в котором находится главная мечеть. Недалеко от этого города лежит другой город, Сивар (Сувар), где также

находится главная мечеть. Мусульманский проповедник сказал, что число жителей обоих городов простирается до 10000 человек.

Дома деревянные и служат зимними жилищами; летом же жители расходятся по войлочным юртам. Тот же проповедник сказал о

долгих летних днях и коротких зимних днях и долгих ночах».

Почти такое же сообщение оставили ал-Истахри и повторивший его Ибн-Хаукаль, арабские авторы 30-х и 60-х годов X века,

однако у них есть одна существенная редакция ал-Балхи: десять тысяч означает у них не вообще жителей этих городов, а названо

как количество их «мужей», т. е. воинов. Это более соответствует истине, ибо в средневековье при определении количества

жителей какого-либо города исходили из числа его воинов. Это ясно видно и по сообщению, имеющемуся в персидском

сочинении конца X века «Худуд ал-алам» неизвестного автора: «Булгар — город с небольшой об­ластью, расположенный на берегу

 

Итиля. В нем все [жители] мусульмане; из него выходит 20000 всадников. Со всяким войском кафиров (иноверцев), сколько

бы его ни было, они сражаются и побеждают. Это место крепкое, богатое. Сувар — город вблизи Булгара; в нем борцы за веру, так

же как в Булгаре».

Выбор Булгара столицей с самого начала X века, когда образовалось государство, вполне закономерен. Он занимал весьма удобные

позиции на стыке Волги и Камы—двух основных водных магистралей Восточной Европы, имевших большое эко­номическое и

стратегическое значение. Сооружение столицы в этом важнейшем районе сыграло колоссальную роль в объединении булгарских

земель в одно централизованное государство, в превращении Волжской Булгарии и ее столицы в центр международного

экономического и культурного обмена между Западом и Востоком. Вполне естественно то явление, когда политический центр

государства носил название самого государства и его основного населения.

В XII веке в Булгаре побывали два арабских путешественника. Один из них—малоизвестный ал-Джавалики, другой —

не раз упомянутый ал-Гарнати. Первый из них посетил Булгар в 1145 году, однако его мемуары не сохранились до наших

 

дней, хотя некоторые отрывки из них приводит дореволюционный татарский историк М. Рамзи в своей книге о Казани, Булгаре

и татарских государствах: «Их (булгар) строения похожи на строения Рума (Византии). Они большой народ, их город называется

Булгар. Это очень большой город».

Данные ал-Гарнати о городе Булгаре довольно кратки, но они весьма ценны, т. к. свидетельствуют о том, какой внешний вид

имел город в те времена: «А Булгар тоже огромный город, весь построенный из сосны, а городская стена из дуба». В восточной

географии встречаются также сведения о том, что кроме «внутреннего», т. е. собственно Булгара, имелся и «внешний» Булгар

в качестве торгового пункта государства, связанный с внешним миром—это известный Ага-Базар на Волге. В источниках также

говорится, что Булгар меньше Куябы, т. е. Киева, древнерусского стольного города, расстояние между которыми составляло

20 дней пути. В русских летописях, отражающих события домонгольского периода, название Булгара в качестве города

отсутствует (на­звание «Великие Болгары» впервые появляется в конце XIV в. — об этом будет рассказано в разделе о Золотой Орде).

Термин же «Болгары» для дозолотоордынского времени применен для обозначения в целом булгарской земли.

Однако принято отождествлять ранний Булгар с летописным Бряхимовым, упомянутым под 1164 годом в связи с

походом великого князя Северо-Восточной Руси на Волжскую Булгарию. Следовательно, Булгар в это время был еще столицей.

Таковой он оставался даже в первой половине XII столетия; во всяком случае, ал-Джавалики и ал-Гарнати знают его

в качестве главного города страны, в котором они и остановились.

Другим крупным булгарским городом, вошедшим в историю, был Сувар. Основные сведения об этих двух городах

нам уже с вами известны. Не менее интересными являются источники другого характера—материалы нумизматики,

т. е. древние монеты. Известно, что в период правления Саманидов в Средней Азии (IX—X века) в торговом обороте между

Европой и Азией большую роль сыграли арабские диргемы—серебряные куфические монеты. Начиная с 20-х годов X века

булгары начали чеканить монеты в подражание саманидским от имени своих правителей, но указывая там годы и названия

городов Средней Азии. Так, известны монеты булгарского князя (эль-тебера) Микаила ибн-Джафара, на которых указаны

названия городов Самарканда, Шаша (Ташкент), а также иранских Балха и Нисабура. Но вскоре в Булгарии началась массовая

чеканка собственных монет с указанием своих городов. Известны, например, монеты 931, 948—959 годов, чеканенные от имен

Насыра ибн-Ахмеда и Талиба. Мы рассказали о трех наиболее крупных, исторически известных городах Волжской Булгарии.

Естественно, и кроме них были города, среди них центры княжеств или просто города как очаги ремесла и торговли. По своей

политической значи­мости их не сравнить с Булгаром, Суваром или Великим городом, но они сыграли немаловажную роль в

жизни булгар-ского общества на различных этапах его развития. К сожалению, трагичной была судьба Ошеля (Ашлы), расположенного

на правобережье Волги. Центр крупного княжества в западных землях Волжской Булгарии, он был взят и разрушен войсками

Святослава, племянника Всеволода Большое Гнездо, в 1220 году и никогда больше не восстанавливался. В летописном описании

этого события сохранились ценные сведения об оборонительных укреплениях Ошеля, дающие возможность оценить довольно

высокую степень военно-инженерного дела у волжских булгар.

Центром княжества на правобережье Камы был город Ка-шан. Хотя исторические сообщения об этом городе домонголь­ского

периода не сохранились (такие сообщения имеют отношение к золотоордынской эпохе), археологические материалы свидетельствуют

о том, что этот город был немаловажным центром культуры и торговли в северной зоне. Чуть выше по Каме, на ее левом берегу,

на высокой горе располагался Джу-кетау (Дукэтау), что в переводе означает Липовая гора. Хотя исторические сведения о нем также

относятся к золотоордын-скому периоду, археологически Джукетау датируется и более ранним временем. Наверное, одним из таких

центров на востоке Волжской Булгарии являлся расположенный на реке Шешма Тубулгатау. Среди городов дозолотоордынского

периода нужно назвать также Торцск, Тухчин, Нухрат, находившиеся в закамской, центральной части Булгарского государства, т. е.

в том же районе, где располагались Булгар, Сувар и Буляр.

Кроме городов, в Булгарии было много открытых поселений, попросту говоря, деревень. К настоящему времени известно более

900 селищ. Часть из них представляет остатки посадов городов за пределами кремлевских укреплений, но большинст­во—это

археологические памятники тех мест, на которых когда-то стояли обыкновенные деревни. Некоторые из них дости­гали солидных

размеров от 50 до 100 гектаров, однако преобладающая их часть имела небольшие площади от трех до шести гектаров. Такие деревни

состояли в среднем из 20-—40 дворов. Из названных выше 900 селищ две трети имеют отношение к периоду Волжской Булгарии,

остальные, как и города, имеют позднее происхождение, т. е. эпохи Золотой Орды и Казанского ханства. Уменьшение количества

этих поселений поздних периодов объясняется трудностью их археологического выявления вследствие их застроенности ныне

существующими татарскими деревнями.

 

 

С конца 9 столетия в Волжской Булгарии начинают строиться большие города, прежде всего Булгар, являющийся столицей в 10-11 веках, Биляр (Великий город) и Сувар. Кроме этих трех основных самых известных булгарских городов появлялись и другие населенные пункты – Ошель, Нохрат и т. д. Волжская Булгария вообще была государством городов. По археологическим остаткам городищ их можно поделить на три вида: большие города, замки феодалов и военные оборонительные крепости. Все населенные пункты ограждались оборонительными валами, рвами и крепостными стенами – в военно-инженерном плане булгары были на должной высоте! Они создавали превосходно укрепленные городские объекты. Подобные оборонительные сооружения были характерны особенно для домонгольского периода строительства.

 

Булгарские города строились по традиционным средневековым канонам. Центр города, в котором проживала основная городская знать и правящая верхушка, представлял собой классическое крепостное сооружение (стены и башни, рвы и валы). Далее до следующего укрепления размещался внутренний город, который находился непосредственно за крепостными стенами. Жителями внутреннего города являлись его наиболее состоятельные граждане – купеческое сословие, врачи и преуспевающие ремесленники, религиозные служители и местная интеллигенция в виде учителей, поэтов и художников. Наиболее богатые граждане могли позволить построить себе каменный дом. Улицы были достаточно широкими и мощеными. Следующий пласт городских жителей составляли граждане среднего уровня дохода – рядовые ремесленники всех направлений, мелкие кустари и торговцы и т. д. Это был так называемый внешний город, тоже обнесенный рвами и валами. Далее шли уже деревенские поселения, жители которых обитали в основном в полуземлянках, или же в домах глинобитных и деревянных. Обычно дома крестьян имели подпол, а поблизости и ямы для хранения зерна. Присутствовали и другие хозяйственные строения. При любой угрозе извне, все граждане могли укрыться за городскими воротами.

 

После принятия ислама популярными строительными объектами стали мечети и мавзолеи, а также городские бани. Булгарская столица – сначала Булгар, а затем Биляр, была одной из чистых и благоустроенных городов среди многих европейских аналогов. По площади города Булгар и Биляр уступали Константинополю и Самарканду, но во много раз превосходили Париж, и Киев с Владимиром.

 

Приезжающие иноземные торговцы останавливались или в специальных кварталах для иностранцев, либо в специальных караван-сараях, которые представляли собой гостиницы со складскими помещениями и стойлами для скота.

 

Важнейшим критерием степени развития Волжской Булгарии был расцвет городской культуры, что не характерно ни для местного аборигенного населения, ни для тюрков-кочевников. Булгары использовали свой прошлый опыт строительства городов в Приазовье, Предкавказье и на Нижней Волге, а также применяли архитектурные приемы строителей Средней Азии, Ирана, арабских стран, Северо-Восточной Руси.

Развитие городов Волжской Булгарии

Большинство крупных городов Волжской Булгарии развивалось по восточному типу, разрастаясь вокруг резиденции эмира или князя, поэтому немалую долю населения города составляли свита, военная и чиновничья бюрократия, духовенство. Однако основную часть населения составляли свободные горожане, ремесленники и купцы.

Волжская Булгария в отличие от огромных империй Востока и Запада была относительно небольшим государством, а ее столица Великий Булгар не могла существовать за счет доходов от провинций и дани с подвластных территорий.

В интересах благополучия требовалось поощрять ремесло и торговлю. На современной территории Республики Татарстан, как подсчитано археологами Р. Г. Фахрутдиновым и Ф. Ш. Хузиным, обнаружено более двух тысяч различных археологических памятников VIII — начала XV века. Среди них 190 городищ, около 900 селищ, более 80 могильников, значительная часть которых относится к периоду расцвета Волжской Булгарии в Х- VIII веке.

Археологам известны около 100 городищ домонгольского времени. Подавляющее большинство располагается в Закамье, около 15 — в Предволжье и только 3-4 — в Закамье. Наибольшая плотность городищ отмечена по берегам малых рек Актай и Бездна.

Некоторые булгарские города располагались на месте более древних городищ, на высоких берегах рек, где склоны и овраги выступали естественной защитой от нападения. Другие строились в отдалении от рек, но, как правило, защищались рвами, земляными валами и стенами. Поэтому конфигурация городов различна: квадратная, треугольная, трапециевидная или округлая.

Жилые здания в булгарских городах возводились из сосновых бревен, а городские стены, башни, мосты, колодцы, погреба — из дубовых. Ибн Якут в своем географическом словаре начала XIII в. сообщал, что «булгары строят свои дома только из дерева, одно бревно кладут на другое и соединяют их крепкими, тоже деревянными гвоздями». Какое-то время сохранялась старая традиция строить глинобитные дома, а летом на пастбищах или в местах остановки торгового каравана часто использовались легкие юрты.

Все зимние дома имели печное отопление. Печи сооружались по типу прямоугольной кирпичной печки, близкой к современной, или по типу полукруглого среднеазиатского тандыра с купольным перекрытием. Каменные дворцы знати и общественные здания (караван- сарац, бани) обогревались сложной системой подпольного отопления. Деревянные и каменные дома имели двускатные крыши, покрывавшиеся досками, соломой или камышом.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.