Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Патриарх Никон.



                                                                            

    В месяце мае страшного 1605г., когда в Московском государстве начиналась Смута, в мордовском селе Вельдеманове Нижегородского уезда у крестьянина Мины родился сын Никита. В раннем возрасте мальчик лишился матери. От природы весьма одаренный и впечатлительный, он выучился дома грамоте и в 12 лет ушел в Макарьев в Желтоводский монастырь, где пристрастился к чтению книг. Лет 20-ти по настоянию родственников он женился и стал сельским священником.

    Семейная жизнь священника Никиты не была счастливой: дети умирали в раннем возрасте. После 10-ти лет супружества он счел, что его «бесчадие» - призыв к монашеской жизни, и решил разлучиться с супругой. По его убеждению она поступила в московский Алексеевский монастырь, где приняла постриг и прожила всю жизнь.

   Сам Ниикта ушел на Белое море, в Анзерский скит близ Большого Соловецкого острова. Там этот постник и затворник стал великим духовным подвижником, примером для иноков. Вскоре основатель и настоятель скита преподобный Елиазар постриг 30-летнего священника Никиту в монахи под именем Никона. Никон вошел в круг любимых учеников Елиазара. Всеми силами души он отдался иноческим подвигам: дни проводил в посте, спал очень мало, на каждом богослужении прочитывал всю Псалтырь, полагая сто поклонов.

Со временем между наставником и учеником возникли разногласия. Так, Никон, в отличие от настоятеля желал скорейшего благоустройства монастырской жизни – возведения каменного храма взамен тесного деревянного и т. п. Не найдя взаимопонимания с Елиазаром и братией, Никон решил удалиться в другой монастырь. После долгих странствий он достиг Кожеозерской пустыни (пустынь – небольшой уединенный монастырь), находящийся на озере Коже в Каргополье. Здесь ему понравилось, и для продолжения аскетических подвигов и упражнений в чтении Священного Писания Никон поселился на близлежащем островке, где сам построил себе келью. Питался он рыбой, которую сам ловил, в монастырь ходил лишь к церковным службам, а все остальное время проводил в уединении и размышлении о Боге.

Строгая жизнь, выдающиеся способности и твердый характер Никона вызывали глубокое уважение у кожеозерских иноков, и некоторое время спустя, после кончины игумена, братия избрала Никона своим главой. Это было в 1643г. Вскоре новый игумен Никон стал известен многим, и, как писал историк С. М. Соловьев, «слава о нем пошла далеко». Молодой царь Алексей Михайлович пожелал увидеть Никона, когда тот в 1646г. прибыл в Москву для сбора пожертвований в пользу обители. Он был принят государем, на которого встреча произвела огромное впечатление. Вскоре по настоянию царя Никон был переведен в Москву игуменом знаменитого Новоспасского монастыря, где находилась усыпальница рода Романовых. Беседы с царем участились. Нередко выступая перед ним защитником вдов, сирот и несправедливо обиженных, Никон приобрел почти неограниченное доверие Алексея Михайловича. Молодой царь относился к Никону с трогательной заботливостью и называл его «собинным, (т. е. близким, особенным) другом». Многие знатные бояре были недовольны стремительным возвышением некогда безвестного монаха. Но царь не менял своего расположения. По его настоянию в 1649г. Никон был избран митрополитом Новгородским. Новый митрополит с рвением относился к своим обязанностям духовного пастыря. Так, осуществляя надзор за воеводой и судьями, владыка следил, чтобы они творили праведный суд и никого не притесняли. Он посещал темницы, принимал жалобы заключенных, освобождал невинных и обо всем сообщал государю. Отличаясь необыкновенным нищелюбием, Никон снискал особую славу у народа.

Что касается области духовной, то здесь Никон выступал поборником благолепного церковного богослужения. Он запретил «многоголосие» в храмах, когда в целях ускорения службы шло одновременное отправление нескольких частей богослужения

(параллельное чтение и пение). Ослушники бывали строго наказаны. Сам митрополит совершал богослужение с большой торжественностью и строгим соблюдением уставных правил. В своей соборной церкви он ввел стройное хоровое пение греческого и киевского распевов, а в праздничные и воскресные дни произносил проповеди. Каждую зиму Никон ездил в Москву и со своими певчими вел службы в придворной церкви. Царю нравились эти богослужения, и он восторгался пением. Последовательная деятельность Никона по восстановлению благочиния находила отклик в богословском кружке «ревнителей древнего благочестия», и вначале они были единомышленниками, но затем пути их разошлись.

В Новгороде Никон пережил тяжелый период народных волнений 1650г. Их причиной было недовольство новгородцев привилегиями иностранных  купцов, наносивших ущерб интересам русских торговых людей. По окончании этих событий Никон приехал в Москву. Он предложил государю перенести с Соловков мощи митрополита Филиппа, в свое время безвинно сосланного, а затем убитого за то, что он смело обличал злодеяния Ивана Грозного. Царь Алексей Михайлович вручил Никону послание на имя Филиппа с тем, чтобы возложить его на могилу великомученика. Государь просил святителя простить грехи царя Ивана Васильевича, надеялся на помилование и умолял его вернуться в столицу: «Молю тебя и желаю пришествия твоего сюда…» В 1652г. мощи митрополита Филиппа перенесли в Кремль в Успенский собор. Это было очень важное и торжественное событие в жизни русского общества той эпохи.

В 1652г. умер престарелый патриарх Иосиф. Его преемником стал Никон, хотя он трижды отказывался от высокой чести. Годы его пребывания на патриаршем престоле (1652-1658) отмечены бурной деятельностью.  Он проявил себя как церковный реформатор, строитель монастырей и храмов. В русской истории с его именем связана реформа богослужения и исправления церковных книг. Последнее он считал делом всей своей жизни. Патриарх занимался духовным просвещением, собирал древние книги, объединил круг справщиков, знавших греческий язык, для сверки русских книг с греческими, южнославянскими и западнорусскими изданиями. Вдохновенно звучали его устные проповеди, давно не произносившиеся пастырями церкви.

В первый период своего правления Никон был деятельным советником Алексея Михайловича и имел на него большое влияние. Во время войны с Польшей и Литвой царь даже передал внутренние дела в ведение патриарха. Участие Никона в борьбе с тяжелейшей эпидемией («моровой язвой») и заботы патриарха о царской семье еще больше возвысили его в глазах царя. В благодарность за особые заслуги Алексей Михайлович велел патриарху именоваться «великим государем», а не «великим господином», как это было ранее. На всех приемах они сидели рядом, и им воздавались одинаковые почести. Но со временем их отношения осложнились. Царь охладел к чрезмерно властному патриарху. Не последнюю роль в этом сыграла теория, развиваемая Никоном, о том, что духовная власть превосходит светскую. Он уподоблял «священство» Солнцу, а царскую власть – Луне. С 1656г. царь перестал посещать службу, отправляемую патриархом, и демонстративно избегал встречи с ним. Чувствуя падение своего влияния, Никон самовольно оставил патриарший престол, сохранив за собой сан патриарха. Позднее, на соборе 1666-1667гг. он был осужден и отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь. Только в последний год своей жизни Никон получил разрешение переехать на покой в основанный им Воскресенский монастырь, но в августе 1681г. скончался в дороге. Бывший патриарх был с почестями похоронен в Новоиерусалимском Воскресенском монастыре.

   



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.