Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1 лекция. 1. Познание



 Познание — это усвоение переживаемого с целью нахождения истины. В познании содержится оценка, которая опирается на опыт. Результатом процесса познания становится получение знания. Понятия знание и информация часто отождествляются. На деле знание всегда представляет информацию, но не всякая информация есть знание. Информация становится знанием, когда она переработана субъектом. В основе превращения информации в знание лежит целый ряд закономерностей, регулирующих деятельность мозга и различных психических процессов, а также разно образных правил, включающих знание в систему общественных связей, в культурный контекст определенной эпохи. Благодаря и этому знание становится достоянием общества, а не только отдельных индивидов. Таким образом, знание — это высший уровень информации.

Выделяют два вида познания: чувственное и рациональное. В процессе познания мы используем органы чувств, благодаря чему возникает восприятие материальных объектов, ощущение. Такая форма деятельности называется чувственной деятельностью или чувственным познанием. Исходным элементом чувственного познания выступает ощущение — реакция человеческого организма на раздражение. Как известно, у человека есть пять органов чувств: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние. Они позволяют воспринимать информацию в виде ощущений, которые затем перерабатываются нервной системой и мозгом человека. При этом совер шается качественное изменение — ощущение переходит в сознание. Этот процесс называется чувственным восприятием. Образ предмета означает возникновение его идеального отражения в сознании. Ощущение, следовательно, представляет субъективный, идеальный образ предмета, поскольку отражает воздействие предмета через призму человеческого сознания. Так, болевые ощущения обязательно порождаются каким-либо объективно существующим раздражителем. Мы ощущаем боль от ожога прежде всего потому, что на кожу подействовал раскаленный предмет. Но в самом горячем предмете, разумеется, нет боли. Боль - это реакция нашего организма на раздражение. В ощущении отражается объективная связь ощущающего субъекта с теми вполне определенными явлениями, с которыми взаимодействует данный субъект. Мы ощущаем форму и цвет предмета, его расположение в пространстве и даем ему оценку. Материализм и идеализм по-разному истолковывают понятие ощущения.

Материализм подчеркивает объективность источника ощущений, объективность мира, отражаемого в ощущениях. Идеализм абсолютизирует субъективность образа, который дается ощущением. Он истолковывает субъективность как одностороннюю зависимость ощущения от внутреннего состояния психики субъекта. Субъективный идеалист игнорирует объективность, материальность тех предметов и отношений, которые отражаются в ощущениях. Концепция, утверждающая чувственное происхождение нашего познания, получила в философии наименование сенсуализм (от лат. sensus — чувства). Действительно, сознание человека опирается на непосредственный контакт органов чувств и материальных объектов. Материалисты утверждают, что мы не могли бы ничего знать о данном предмете, если бы никто и никогда его не видел. Идеалисты же говорят, что человек может создавать представления о совершенно фантастических объектах. Материалисты на это отвечают, что какими бы нереальными ни были фантазии, они выступают причудливым сочетанием образов реальных объектов. Ощущения дают нам самую первую форму образного отражения предмета. Образ — идеальная форма отображения предмета или явления в их непосредственно наблюдаемой целостной форме. Если мы видим только часть предмета, например стену дома, то все равно воспринимаем дом как единое целое. Восприятие — это целостный образ материального предмета, полученный посредством наблюдения. Восприятие не есть простая сумма ощущений. Оно существует как совокупность разнообразных проявлений предмета, связанных с познавательной и прак тической деятельностью. Таким образом, восприятие — процесс активный, творческий. Многократно воспринимая предметы, человек закрепляет восприятие в памяти. Он может вспоминать восприятие и образ в отсутствие предмета — так возникает представление о предметах. Таким образом, представление — это восприятие человеком предмета в целостности даже в случае, когда он его целиком не ощущает. В настоящее время благодаря развитию образования существует возможность пользоваться чувственным опытом других людей, познавать то, что в данный момент нами не ощущается. Большую роль в этом играет язык как средство передачи не только информации, но и знаний. В языке сформулированы конкретные понятия, которые изначально создают идеальный образ предмета. Следовательно, чувственное восприятие зависит и от языка, и от понятийного аппарата, используемого человеком в его практической и познавательной деятельности. В то же время понятие есть результат исторического опыта человечества и отдельных социальных групп. Значимость понятий проявляется тогда, когда они соединяются с осознанием возможности их практического использования. При этом понятия, приобретенные людьми в процессе обучения, постоянно сопоставляются с реальной практикой, проверяются и уточняются и уточняются. Понятия — это воплощенные в словах продукты социально-исторического процесса познания, которые выделяют общие существенные свойства предметов и явлений и одновременно суммируют важнейшие знания о них. Без понятий человеческое познание было бы невозможно. Если бы в ходе исторического процесса развития человеческого познания понятия не выработались и не закрепились, то каждый человек в каждом поколении вынужден был бы вновь выражать отдельным словом каждое конкретное явление. Пользуясь понятиями, мы используем итоги многолетнего  практического опыта человечества.

Рациональное познание — это необходимый этап познавательной деятельности, следующий за чувственным восприятием предмета. Человек осмысливает полученные ощущения, стремится проникнуть в суть вещей. На этапе рационального познания в познавательный процесс включаются не только чувства, но и разум, мышление. В ходе рационального познания приобретаются разнообразные знания. В обыденной жизни мы сталкиваемся с реальными предметами, воспринимаемыми с помощью органов чувств. Но в то же время мы соотносим эти предметы с подобными им по виду, выделя ем отличительные, характерные черты, отношения между объектами. При этом знание приобретает обобщенную форму и понятийнoe выражение. Все несущественное, второстепенное для данного отношения или предмета должно быть отброшено в сторону.

Знания должны быть свободны и от чисто личных, индивидуальных моментов, они должны иметь объективное значение для множества людей. Такое отвлечение, сравнение и сопоставление предметов, выделение общих свойств, которые им присущи, называется, а результаты познания, получаемые в итоге, называются абстракции. При абстрагировании человек исходит из объективных свойств объектов и явлений и из их реальных соотношений, фиксирует их действительно существующее, независимое от сознания единство. В процессе познания наряду с рациональными операциями осуществляются и нерациональные. Это не означает, что они несовместимы с рациональностью. Нерациональные операции не зависят от воли и сознания человека. Такими нерациональными oперациями выступают творчество и интуиция.                    

Творчеством называется процесс принятия нестандартных решений. Платон называл творчество божественной способностью, родственной особому виду безумия. В христианстве творчество считалось высшим проявлением божественного в человеке. Кант видел в творчестве отличительную черту гения и противопоставлял творческую деятельность рациональной. С точки зрения Канта, рациональная деятельность, например научная, удел, в лучшем случае, таланта, но подлинное творчество, доступное великим пророкам, философам или художникам, — всегда удел гения. Некоторые философы относили творчество к сфере бессознательного, признавали его несовместимость с рациональным познанием. Механизмы творчества до сих пор изучены недостаточно. Тем не менее можно с определенностью сказать, что творчество представляет собой продукт биосоциальной эволюции человека.

Способность к творчеству представляет собой систему взаимосвязанных операций, осуществляемых различными участками мозга. С их помощью вырабатываются чувственные образы и абстракции, осуществляется переработка информации, ее хранение в системе памяти, вызов хранимой информации из памяти, группировка и комбинирование различных образов и абстрактных знаний и т. д.

Особую роль в переработке информации играет память, т. е. хранение ранее полученной информации. Она подразделяется: на память, постоянно используемую в познавательной и предметно-практической деятельности; , которая через небольшие интервалы времени может быть задействована для решения часто повторяющихся однотипных задач;  хранящую информацию, которая может понадобиться через большие интервалы времени для решения относительно редко возникающих проблем.

Деятельность людей целесообразна. Для достижения определенной цели приходится решать ряд задач. Одни из них могут быть решены с помощью известных приемов, а другие требуют принятия нестандартных решений. В ситуациях, не имеющих аналогов и прошлом, и необходимо творчество. Оно представляет собой механизм приспособления человека к изменчивому окружающему миру. Поэтому творчество не противоположно рациональности, а выступает ее естественным дополнением. Любой человек в той или иной мере обладает творческими способностями, т. е. способностями к выработке новых приемов деятельности, овладению новыми знаниями, формулировке проблем. Каждый ребенок, познавая окружающий мир, овладевая языком, нормами поведения и культурой, по существу, занимается творчеством. Но с точки зрения взрослых, он овладевает уже известным, обучается уже открытому, проверенному. Поэтому новое для индивида не всегда есть новое для общества. Подлинное же творчество в культуре, политике, науке и производстве определяется принципиальной новизной полученных результатов н исторических масштабах.

Важнейший компонент творчества представляет интуиция. Древние мыслители рассматривали ее как внутреннее зрение, особую, высшую способность ума. Но механизм интуиции никто из них не пояснял. Современная наука определила, что интуиция включает в себя ряд этапов:

1) накопление и бессознательное распределение образов и абстракций в памяти;

2) неосознанное комбинирование и переработка накопленных абстракций, образов и правил в целях решения определен ной задачи;

3) четкое осознание задачи;

4) неожиданное для человека нахождение решения задачи. Часто решение приходит тогда, когда человек занят совершенно другим делом или даже спит. Известно, что Менделеев увидел ( свою Периодическую систему элементов в виде таблицы во сне. Но этому предшествовала долгая упорная работа.

Процесс познания напрямую связан с так называемой право левой асимметрией мозга: правое и левое полушария выполняют разные функции. Правое в основном перерабатывает и хранит информацию, вызывающую чувственные образы, левое же осуществляет абстрагирование, вырабатывает понятия, суждения, придает информации смысл п значение, формулирует и хранит рациональные правила.

Процесс познания осуществляется в результате взаимодействия операций, выполняемых этими полушариями. Если в случае болезни или травмы связь между ними нарушается, то процесс познания становится неполным, неэффективным или вообще невозможным. Право-левая асимметрия мозга возникает в процессе воспитания и обучения н неотделима от практической деятельности. Механизм интуиции связан с тем, что разрозненная деятельность по оперированию абстрактными и чувственными знаниями, осуществляемая отдельно левым и правым полушариями, объединяется, что приводит к получению искомого результата, который воспринимается как открытие. Важнейшие элементы процесса познания — это объяснение и понимание. Они не могут существовать обособленно и должны дополнять друг друга. представляет собой переход от общих знаний к более конкретным. Оно устанавливает более глубокие и прочные связи между различными системами знаний, что позволяет включать в них новые знания о явлениях природы. Объяснение рассматривает факты, события, процессы, существовавшие в прошлом, позволяет осуществлять предвидение и предсказание будущих ситуаций и процессов.

Теория познания различает следующие виды объяснения:

1)  отвечающее на вопрос, как устроен объект;

2)  отвечающее на вопрос, как действует и функционирует объект;

3)  отвечающее на вопрос, почему возникло данное явление.

Причем одно и то же явление может объясняться с разных позиций в зависимости от теоретических взглядов. Для понимания какого-либо явления его нужно объяснить. Но объяснение бывает понятным или непонятным. Существует особая наука о понимании —. В ней сформулированы основные положения процесса понимания. Чтобы понять письменный или устный текст, надо понимать смысл и значение каждого слова, каждого понятия, каждого предложения или абзаца. Но с другой стороны, чтобы понять элементы текста, необходимо понимать смысл и значение контекста — относительно законченной в смысловом отношении части текста, так как смысл и значение единиц текста зависят от смысла и значения частей и целого. Эта сложная зависимость получила название

Понимание — это длительный и сложный процесс. Мы постоянно переходим от одного уровня понимания к другому, проходя пять определенных этапов: 1) — первоначальное приписывание информации смысла и значения; 2) — уточнение и изменение смысла и значения; 3) объединение, слияние прежде разрозненных смыслов и значений; 4) разъединение прежде единого смысла на отдельные части; 5) - качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное преобразование.

Процесс понимания состоит не только в усвоении уже выработанных другими людьми или эпохами знаний, но и в конструировании на основе ряда сложных преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее. В таких случаях понимание носит творческий характер и представляет собой переход от интуитивного мышления к рациональному познанию. Знания, полученные в процессе познания, должны соответствовать окружающей действительности. Только в этом случае эти знания будут полезны человеку. Такие соответствующие действительности знания называют   истинными. Чтобы сравнить два предмета, иногда достаточно просто расположить их рядом. Часто это сделать невозможно из за величины предметов или потому, что они находятся на весьма удаленном расстоянии друг от друга. В этом случае мы сравниваем их образы, сохраненные в памяти, или используем изображения — фотографии, рисунки, макеты и пр. Сложнее установить соответствие действительности знаний, выраженных в знаковой форме, например в виде математической формулы. В этом случае надо произвести вычисления или провести опыт. В окружающем мире определенные процессы происходят независимо от воли человека и от человечества в целом. Знание о таких процессах получило название   естественнонаучных.                        

 Действительно, человечество долгое время не знало законов физики, химии, астрономии, но эти законы тем не менее существовали и действовали. С другой стороны, истине присуща и субъективность — в том смысле, что полученные знания становятся достоянием конкретного человека и общества в целом. Несомненно, чувственное познание и воспринятые в его результате образы субъективны. Они зависят от индивида, состояния его нервной системы, условий наблюдения, степени подготовки и т. д. Но истинность знания должна быть осознана человеком. Кроме того, истина конкретна, так как полученное в результате познания знание отражает определенный объект действительности.

Абстрактных истин, не привязанных к предмету познания, не бывает. Критерием истины выступает практика. Она рассматривается как основа формирования знаний и одновременно как средство проверки истинности, т. е. выявления меры соответствия знаний объективной действительности. В широком понимании практика включает все виды деятельности человека. Практика подвижна, изменчива и находится в постоянном развитии. Меняются виды деятельности, оставшиеся наполняются новым содержанием. В то же время практика неоднозначна и внутренне противоречива. Противопоставляя одни факторы практики другим, можно слетать односторонние, неверные выводы. Ежедневные наблюдения за небесными светилами приводят к выводу о том, что Солнце и Луна вращаются вокруг Земли, что, как известно, не верно. Для доказательства обратного нужно совершить более сложные практические действия и провести расчеты. Практика выступает основой познания и вместе с тем включает в себя сознательную деятельность. Осознав ограниченность практики данного периода времени и ее несоответствие интересам большинства народа и целям исторического прогресса, люди в состоянии изменить ее, перейти к практике позитивной, прогрессивной. Только в этом случае изменяющаяся практика может быть основой и критерием развивающегося истинного знания. Объективная истина не представляет собой нечто застывшее, а выступает как объективное содержание наших знаний, соответствие которых объективному миру проверяется и устанавливается на базе практической деятельности. Философская теория познания выдвигает следующие тезисы. 1. Объективный мир, отражаемый в знании, постоянно изменяется и развивается. 2. Практика, на основе которой осуществляется познание, и все задействованные в ней познавательные средства изменяются и развиваются Знания, полученные на основе практики и проверяемые ею, постоянно изменяются и развиваются, и, следовательно, В процессе постоянных изменений и развития находится объективная истина. Таким образом, задача теории познания состоит в изучении того, как развивающееся познание отражает развивающийся мир, соответствует ему и воздействует на него. Истинное знание, как и сам объективный мир, имеет свойство развиваться. Как уже отмечено выше, в древности люди считали, что Солнце и другие планеты вращаются вокруг Земли. Это утверждение не было истинным знанием, но объективной истиной в этом утверждении было то, что светила движутся. С течением времени астрономические знания расширялись, И на сегодняшний день ученые с максимальной точностью вычислили траектории движения планет. Каждое новое открытие пополняет объективную истину. В зависимости от полноты истинных знаний различают относительную и абсолютную истину. Относительная истина — это неполное, неточное знание. Она зависит от конкретных исторических условий, уровня развития науки. В процессе познания относительная истина может меняться и дополняться. На разных этапах развития человечества одна относительная истина может | меняться другой, более полно выражающей объективную нети ну. Соответственно, исторический процесс познания представляет собой все более полное и точное познание объективной истины.

Абсолютной истиной называется совершенно полное, точное (всестороннее, исчерпывающее) знание о каком-либо явлении. Абсолютная истина практически недостижима, но она служит движущей силой познания. Вообще говоря, вопрос о возможности достижения абсолютной истины с давних времен был предметом философского спора.

Ряд философов отрицательно отвечают на этот вопрос. В доказательство они ссылаются на то, что в процессе познания мы имеем дело лишь с относи тельными истинами. Каждая из них оказывается со временем не вполне точной и полной. Следовательно, полное, исчерпывающее знание недостижимо. И чем сложнее то или иное явление, тем труднее достичь абсолютной истины, т. е. полного, исчерпывающего знания о нем. И тем не менее абсолютная истина все же существует. Ее надо понимать как цель, к которой стремится человеческое познание. Каждая относительная истина это ступенька, шаг, приближающий нас к этой цели. Относительная и абсолютная истина — это лишь разные уровни, или формы, объективной истины. Наше знание всегда относительно, так как зависит от уровня развития общества, техники, состояния науки и других факторов. Чем выше уровень нашего познания, тем больше мы приближаемся к абсолютной истине. Но процесс этот может длиться бесконечно, ибо на каждом этапе ис торического развития мы открываем новые стороны и свойства окружающего нас мира и создаем о нем все более полные и точные знания. Это постоянный процесс перехода от одних относительных форм объективной истины к другим. Следовательно, каждая относительная истина содержит в себе долю абсолютной. И наоборот, абсолютная истина — это предел бесконечной последовательности относительных истин.

Противоположность истины представляет заблуждение несоответствие знания объективной реальности. Источниками заблуждения могут быть низкие познавательные способности индивида, плохое знание предмета познания, отсутствие специальной подготовки и, как следствие, скоропалительные выводы, отсутствие специальных средств познания, а также предубеждения, стереотипы и др. Заблуждения, как правило, возникают по объективным причинам. Так, до момента создания мощного микроскопа невозможно было провести анализ мельчайших частиц. В то же время ошибочные выводы могут стать следствием и субъективных факторов. Неверное истолкование процесса, неправильное практическое действие приводят к ошибкам, т. е. к неистинным выводам. Но субъект познания может по какой-либо причине намеренно искажать действительность, делать заведомо неверные выводы. В этом случае имеет место ложь; Истина, с одной стороны, и заблуждения, ошибки, ложь — с другой, — это те оценки, с помощью которых мы отделяем знания, соответствующие объективной реальности, от знаний, противоречащих ей. Но эти критерии не являются единственными. Можно выделить знания полезные и бесполезные. Причем не всегда полезность и истинность совпадают. Например, если человек знает, что избыточная радиация опасна для здоровья и он оказался в зоне радиоактивного заражения, ему не нужны знания о свойствах радиации, достаточно знания о том, что она несет вред. Истинные знания о поломке прибора не будут нужны, если отсутствуют запасные части. Таким образом, достижение истины процесс сложный, но интересный и необходимый. Стремясь к истине, человечество познает новое, и это способствует его движению по пути социального прогресса.

1. Что такое познание? Какие виды познания существуют?

 2. В чем сходство и различие знания и информации? Приведите примеры ситуаций, когда информация становится знанием, а когда нет.

3. Объясните понятия «ощущение», «восприятие», «образ».

 4. В чем различие взглядов на ощущение материалистов и идеалистов?

5. Какова роль языка в процессе познания?

6. В чем состоит значение понятийного аппарата для передачи человеческого опыта?

7. Охарактеризуйте понятие творчества. Какую роль творчество играет и процессе познания?

8. Что такое интуиция? Как протекает этот процесс?

9. Что такое объяснение? Каковы его этапы? В чем состоит взаимосвязь объяснения и понимания?

10. Что такое истина? Объясните понятие «объективная истина».

 11. Охарактеризуйте практику как критерий истины.

12. В чем состоит различие относительной и абсолютной истины?

 13. Что такое заблуждение? Почему оно возникает?

14. В чем состоит соотношение полезности и истинности знания? Приведите конкретные примеры знаний полезных и бесполезных.

1. Прочитайте высказывание В. И. Ленина : Для материалиста «фактически дан» внешний мир, образом коего являются наши ощущения. Для идеалиста «фактически дано» ощущение, причем внешний мир объявляется «комплексом ощущений». Чем, по его мнению, различаются взгляды материалистов и идеалистов?

 2. Объясните слова Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже».

 3. «Слов о " истина" в собственном своем смысле означает соответствие мысли предмету», — писал французский философ Р. Декарт. Как его слова объясняют сущность истины?

 4. Ж. А. Пункаре писал: Основные положения геометрии Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны они или ложны, как задавать вопрос, истинна или ложна метрическая система. Эти соглашения только удобны. Какой вид истины имеет в виду автор?

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.